Судья Хабаровского краевого суда Пилипчук С.В., рассмотрев жалобу защитника Асмирко И.В. - Овчарука А.Ю. на постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16 сентября 2016 г. и решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 27 марта 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.11.1 КоАП РФ, в отношении Асмирко И.В.,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Стрикун Е.В. N от 16 сентября 2016 г. должностное лицо - заместитель начальника Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" - главный ревизор по безопасности движения поездов Асмирко И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.11.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 27 марта 2017 г. постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
Защитник Овчарук А.Ю. обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица Управления и решение суда, прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях Асмирко И.В. состава инкриминируемого правонарушения.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Асмирко И.В. - Овчарука А.Ю., должностного лица административного органа Новиковой К.В., исследовав материалы дела, оснований для отмены состоявшихся по делу актов не нахожу.
Частью 6 ст.11.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч.1 - 5 ст.11.1 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела следует, что Асмирко И.В., являясь должностным лицом - заместителем начальника Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" - главным ревизором по безопасности движения поездов, допустил несоблюдение п.п.4,5 Положения об аппарате главного ревизора по безопасности движения поездов Дальневосточной железной дороги от 15 мая 2014 г. NНГШ-5/6, в части отсутствия контроля за выполнением структурными подразделениями ОАО "РЖД" Сахалинского территориального управления Дальневосточной железной дороги Распоряжения ОАО "РЖД" от 07 мая 2015 г. N1159р "О приказе Минтранса России от 30 марта 2015 г. N57", иных нормативных документов, что привело, в том числе к нарушению правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях и к происшествию: 18 июля 2016 г. в 23 час. 16 мин. в ходе несанкционированного движения пяти крытых вагонов, загруженных опасным грузом 1 класса (АК133), допущен сход четырех вагонов на сбрасывающем остряке N2с железнодорожного пути общего пользования N3 примыкания Южная-Хандаса, в результате чего вагоны опрокинуты на бок, повреждены стрелочный перевод N4, сбрасывающий остряк N2с и 47 деревянных шпал, повреждены вагоны. Обстоятельства происшедшего подробно изложены в постановлении должностного лица административного органа и решении суда первой инстанции.
Установив обстоятельства по делу, исследовав доказательства, должностное лицо и судья первой инстанции, верно пришли к выводу о наличии в действиях Асмирко И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.11.1 КоАП РФ, с указанием в оспариваемых решениях мотивов его принятия, а также нормативных актов, несоблюдение которых было им допущено.
В соответствии с приказом филиала ОАО "РЖД" Дальневосточной железной дороги от 24 февраля 2016 г. NДВОСТ-38 "О распределении обязанностей ... " (л.д. 50-69) Асмирко И.В., как заместитель начальника железной дороги - главный ревизор по безопасности дорожного движения (назначен приказом от 08 июня 2015 г. N283, л.д. 32), в том числе, формирует систему управления безопасностью движения и несет ответственность за обеспечение железной дорогой безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда, безопасности перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта; организует работу в подразделениях ОАО "РЖД" и ДЗО ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, предупреждению транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также контролирует ее проведение; контролирует соблюдение подразделениями ОАО "РЖД" и ДЗО ОАО "РЖД" требований законодательства РФ, единых корпоративных норм, правил, регламентов и стандартов в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; контролирует состояние безопасности движения поездов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД" и ДЗО ОАО "РЖД".
Пунктами 4 и 5 Положения об аппарате главного ревизора по безопасности движения поездов Дальневосточной железной дороги, утвержденного начальником Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" 15 мая 2015 г. NНПШ-5/6, определены основные задачи и функции аппарата главного ревизора, в том числе контроль за разработкой и выполнением подразделениями ОАО "РЖД" и ДЗО программ и мероприятий по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, перевозке опасных грузов, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий (л.д.70-76).
Согласно п.7 Порядка разработки, согласования и утверждения в ОАО "РЖД" Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО "РЖД", утв. Распоряжением ОАО "РЖД" N2859-р от 23 декабря 2013 г., в случае, когда железнодорожный путь необщего пользования имеет смешанную принадлежность (общая протяженность железнодорожного пути необщего пользования состоит из двух частей, одна из которых принадлежит владельцу, а другая - ОАО "РЖД"), Инструкция разрабатывается совместно с владельцем части железнодорожного пути необщего пользования и начальником станции примыкания железнодорожного пути необщего пользования и согласовывается порядком, изложенным в п.п.2,3,6.1,6.2 настоящего Порядка.
Вопреки п.7 Порядка, имеющаяся в материалах дела Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования МО РФ войсковой части N, примыкания Южная Хандаса перегона Победино-Онор совместно с начальником станции примыкания железнодорожного пути необщего пользования не разрабатывалась и не согласовывалась порядком, изложенным в п.п.2,3,6.1,6.2 Порядка.
Кроме того, в соответствии с п.13 Порядка, по состоянию на 1 января каждого года проводится контрольная проверка содержания Инструкции начальником железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь, совместно с владельцем железнодорожного пути необщего пользования, балансосодержателем железнодорожного пути необщего пользования, руководителями соответствующих функциональных филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД".
В процессе выверки должно быть проверено соответствие Инструкции фактическому состоянию технических средств, технологии работы железнодорожной станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования, железнодорожного пути, находящегося в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО "РЖД".
С учетом положений указанного выше распоряжения ОАО "РЖД", а также, исходя из материалов дела, согласно которым выполненные отдельным путевым железнодорожным батальоном железнодорожных войск ремонтные работы приняты комиссионно с участием работников ОАО "РЖД", судом первой инстанции обосновано отвергнут довод жалобы об отсутствии возможности проверки аппаратом главного ревизора пути необщего пользования Министерства обороны РФ.
В постановлении должностного лица административного органа также обоснованно указано, что Асмирко И.В. не осуществлял контроль за выполнением структурными подразделениями ОАО "РЖД" Сахалинского центра организации работы железнодорожных станций изучения приказа Минтранса России от 30 марта 2015 г. N 57 "О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286", не проконтролировал соблюдение п.7.5 ЦПТ-54/26 от 17 декабря 2008 г. в части отсутствия контроля и сверки технической документации владельцев железнодорожных путей необщего пользования.
Осуществление своевременного контроля за выполнением структурными подразделениями ОАО "РЖД" требований указанных нормативных документов позволило бы избежать нарушений, приведших к происшествию.
Согласно техническому заключению от 20 июля 2016 г. (л.д. 77-80) происшествие, классифицированное как сход железнодорожного подвижного состава при иных передвижениях, связано с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.11.1 КоАП РФ.
Причинно-следственная связь между бездействием Асмирко И.В., выразившимся в отсутствии контроля Аппаратом главного ревизора, который он возглавляет, за выполнением структурными подразделениями ОАО "РЖД" Сахалинского территориального управления Дальневосточной железной дороги Распоряжения ОАО "РЖД" от 07 мая 2015 г. N1159р "О приказе Минтранса России от 30 марта 2015 г. N57", требований иных нормативных документов и наступившими 18 июля 2016 г. неблагоприятными последствиями установлена и подтверждается исследованными материалами дела.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Асмирко И.В., являясь заместителем начальника железной дороги - главным ревизором по безопасности дорожного движения, вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей допустил нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях, следовательно, обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.6 ст.11.1 КоАП РФ.
Обстоятельства привлечения к административной ответственности по ч.6 ст.11.1 КоАП РФ начальника Дальневосточной дирекции управления движением Зеленько В.Н. и и.о. начальника железнодорожной станции Победино-Сахалинское Шитиной В.Н. не являются предметом рассмотрения по данному делу. Факт привлечения указанных лиц к ответственности не свидетельствует об отсутствии в действиях Асмирко И.В. состава инкриминируемого правонарушения, в связи с чем, доводы жалобы в этой части являются необоснованными.
Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины Асмирко И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.11.1 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5,1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления должностного лица административного органа и судебного решения, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Дальневосточного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 16 сентября 2016 г. и решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 27 марта 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.11.1 КоАП РФ, в отношении Асмирко И.В. оставить без изменения, а жалобу его защитника Овчарука А.Ю. - без удовлетворения.
Судья Хабаровского краевого суда С.В. Пилипчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.