Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Малининой Н.Г.
судей
Кордюковой Г.Л., Охотской Н.В.
при секретаре
Борисовой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 мая 2017 года апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 13 декабря 2016 года по гражданскому делу N 2-4283/2016 по иску Амелина Геннадия Дмитриевича к ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России", Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилой площади, обязании восстановить на учете.
Заслушав доклад судьи Малининой Н.Г., выслушав объяснения представителя ответчика Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу - Шабановой Я.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Амелина Г.Д. - Радченко М.А., третьего лица Амелина Д.Г., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Амелин Г.Д. обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России", Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 25 февраля 2015 года (протокол N 4) о снятии Амелина Г.Д. и его сына Амелина Д.Г. с учета лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма сотрудников ФПС; о восстановлении Амелина Г.Д., Амелина Д.Г. в списках учета лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях и подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма сотрудников ФПС в порядке очередности, исходя из первоначальной даты принятия Амелина Г.Д. на учет - 14 июня 2002 года; обязании жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу восстановить Амелина Г.Д. на учете лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях и подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма сотрудников ФПС в порядке очередности, исходя из первоначальной даты принятия Амелина Г.Д. на учет с 14 июня 2002 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 1987 года по 2005 года проходил службу в ГУ "Специальное управление ФПС N50 МЧС России", с 14 июня 2002 года состоял на учете лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма в составе семьи из двух человек, включая сына Амелина Д.Г.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" он и сын сняты с учета в соответствии с п.2 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, п.2 ст.6 ФЗ РФ от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" и на основании выписки из распоряжения Администрации Красносельского района от 19 января 2015 года N48-р.
Основанием для снятия с учета послужило то обстоятельство, что решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 15 ноября 2013 года за Амелиным Д.Г. признано право собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: " ... ", общей площадью 50,4 кв.м., в связи с чем обеспеченность Амелиных жилой площадью стала превышать учетную норму.
Истец считает решение о снятии с учета незаконным и нарушающим его права, поскольку здание, где расположена занимаемая им квартира учтено как нежилое, не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению, является непригодной для проживания, не может являться объектом жилищных прав, никакого пригодного для проживания жилого помещения на праве социального найма, аренды, на праве собственности у него не имеется.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 13 декабря 2016 года исковые требования Амелина Г.Д. удовлетворены.
Суд признал незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 25 февраля 2015 года (протокол N4) о снятии Амелина Г.Д. составом семьи два человека - Амелин Г.Д., Амелин Д.Г, с учета лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма сотрудников ФПС. Этим же решением суд восстановил Амелина Г.Д. с составом семьи два человека - Амелин Г.Д., Амелин Д.Г. в списках учета лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях и подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма сотрудников ФПС с датой постановки на учет 14 июня 2002 года.
В апелляционной жалобе Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с существенным нарушением норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Амелин Г.Д., представитель ответчика ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 (ред. от 23.06.2015) "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанное решение данным требованиям не соответствует.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования Амелина Г.Д., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец, принятый на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как сотрудник МЧС России приобрел право на обеспечение жильем с учетом состава его семьи в момент постановки его на учет и до настоящего времени не утратил его.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Приказом МЧС России от 01.10.2004 г. N 458 на региональные органы МЧС России возложены полномочия по принятию на учет в системе МЧС России сотрудников, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
На основании п. п. 11 п. 12 "Положения о территориальном органе министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ", утвержденного Приказом МЧС России от 06 августа 2004 года N 372, пункта 12 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06 сентября 1998 года (в ред. Постановления Правительства от 08.08.2003 г. N 475, 14.11.2007 г. N 778, решения ВС РФ от 14.04.2009 г.) ГУ МЧС России по КЧР участвует в работе по учету сотрудников ФПС, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, и обеспечению их жилыми помещениями в установленном порядке во взаимодействии с уполномоченным органом МЧС России по жилищному обеспечению.
Статьей 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" определено, что на лиц рядового и начальствующего состава, проходящих службу в территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы, созданной на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и объектовых подразделениях Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с организациями, распространяются гарантии правовой и социальной защиты, установленные законодательством Российской Федерации для лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы.
Порядком учета в системе МЧС России сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденным приказом МЧС России от 12 января 2012 года N 5, установлены правила учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники ФПС) и членов их семей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма служебных жилых помещений и по договорам социального найма, а также предоставления им указанных жилых помещений. Названным Приказом оговорено, что учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, проходящих службу в подразделениях МЧС России, расположенных на территориях федеральных округов Российской Федерации, осуществляется территориальными подразделениями Уполномоченного органа.
Согласно пункту 14 Порядка сотрудники ФПС, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные сотрудники ФПС снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 этого Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из материалов дела и установлено решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 15 ноября 2013 года по гражданскому делу N2-835/2013, в 1985 году государственным предприятием ПО "Кировский завод" было построено нежилое здание - пожарное депо, которому 05 июля 1985 года БТИ Ленгорсовета присвоило адрес: " ... ".
В 1992 году в процессе приватизации ГП "Кировский завод" здание пожарного депо приватизировано с присвоением адреса: " ... ". В ноябре 2004 года ОАО "Кировский завод" получило свидетельство о регистрации права собственности.
В 2010 году между ОАО "Кировский завод" и ООО "АЛДМИ Пожарная часть N2" заключен договор купли-продажи данного здания, пунктом 1.3.1 договора установлено, что в здании проживают физические лица, в том числе Амелин Г.Д. и Амелин Д.Г., которые сохраняют право пользования жилым помещением после приобретения его покупателем.
Из материалов дела следует, с 20 декабря 1982 года Амелин Д.Г. проходил службу в ГУ "Специальное управление ФПС N 50 МЧС России". Приказом N 48л/с от 11 августа 2005 года был уволен по п. 3 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Решением Администрации Красносельского района от 28 декабря 2001 года N 1663 Амелин Г.Д. в составе семьи из двух человек: он и сын Амелин Д.Г., были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях и не имеющих жилья, с указанием льготы - " ... ", полученного в период прохождения военной службы, " ... ".
На основании ордера 1989 году Амелину Г.Д. была предоставлена двухкомнатная квартира N " ... ", расположенная по адресу: " ... ".
Амелин Г.Д. и его сын Амелин Д.Г. проживали в данной квартире и зарегистрированы по месту жительства.
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 15 ноября 2013 года по делу N 2-835/2013 удовлетворен иск Амелина Д.Г., за ним признанно право собственности в порядке приватизации на занимаемую двухкомнатную квартиру N " ... ", расположенную в бывшем общежитии по адресу: " ... ".
Амелин Г.Д. был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, поддерживал иск Амелина Д.Г., самостоятельных требований о признании право собственности не заявлял.
Право собственности Амелина Д.Г. на квартиру до настоящего времени в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 25 февраля 2015 года Амелин Г.Д. составом семьи 2 человека (он, сын) был снят с учета в соответствии с п.2 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, п.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года NФЗ-189 "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в связи с обеспеченностью жилыми помещениями по норме предоставления.
09 апреля 2015 года Амелин Д.Г. обжаловал данное решение комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Министру МЧС России, 04 июня 2015 года ему было отказано в удовлетворении заявления.
Судебная коллегия полагает, что Решение комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 25 февраля 2015 года о снятии Амелина Г.Д. и Амелина Д.Г. с учета является правомерным по следующим основаниям.
В силу положений ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент принятия Амелина Г.Д. на учет в 2002 году, нуждаемость в улучшении жилищных условий определялась на основании учетной нормы, устанавливаемой Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, под которой в настоящее время понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст.32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в том числе в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии с пп. "б" п. 10 "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пп. "а" п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 512, военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из материалов дела следует, что решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 15 ноября 2013 года по делу N 2-835/2013, вступившим в законную силу 20.02.2014 года, удовлетворены исковые требования о признании за Амелиным Д.Г. право собственности на квартиру N" ... " по адресу " ... ".
Решением суда установлено, что спорная квартира предоставлена Амелину Г.Д. на основании ордера, в связи с прохождением службы в пожарной охране. Амелин Г.Д. и члены его семьи на законных основаниях были вселены, зарегистрированы и проживали в данном жилом помещении. Квартира отвечает требованиям, предъявляемым к жилому помещению, Ломоносовский районный суд Ленинградской области определилстатус квартиры как жилого помещения.
Принимая во внимание решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области, следует полагать, что Амелин Г.Д. и Амелин Д.Г. реализовали свое право на жилище путем передачи в собственность квартиры, в порядке, предусмотренном Законом РФ "о приватизации жилищного фонда в РФ".
Таким образом, приобретение в собственность жилого помещения Амелиным Д.Г. свидетельствует об изменении жилищных условий семьи Амелина Г.Д., в результате которых истцом были утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, а, следовательно, признания нуждающимся в жилом помещении, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 512 является основанием к снятию с соответствующего жилищного учета.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что материалами дела подтверждается, что в августе 2013 года, при рассмотрении гражданского дела в Ломоносовском районном суде, Амелину Г.Д. предлагалось благоустроенное жилое помещение в соответствии положенной нормой обеспеченности площадью 44.3 кв.м по адресу: " ... ", но истец отказался от получения данного жилого помещения, настаивал на удовлетворении иска о признании права собственности.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований Амелина Г.Д. о признании незаконным и отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 25 февраля 2015 года не имеется, в связи с чем решение районного суда подлежит отмене.
Доводы истца о том, что спорное помещение учтено с назначением нежилое, является непригодным для проживания, не может являться объектом жилищных прав, судебная коллегия находит несостоятельными.
Так, решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 15 ноября 2013 года установлено, что квартира N" ... " в доме " ... " по " ... " является благоустроенной, в ней предусмотрены электроснабжение, центральные отопление и канализация, горячее и холодное водоснабжение, имеются кухня и раздельный санузел.
В соответствии с ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N47 определено, что уполномоченным органом, к исключительной компетенции которого относится признание жилого помещения пригодным (непригодным) является межведомственная комиссия органа исполнительной власти субъекта РФ.
До настоящего времени Межведомственной комиссией в установленном законом порядке не принято решение о непригодности квартиры, в отношении которой признано право собственности.
Принимая во внимание указанные нормы права, судебная коллегия считает несостоятельным утверждение истца о непригодности квартиры, основанное на выводах технического заключения ООО "Строительная экспертиза".
Довод апелляционной жалобы о том, что право собственности на квартиру не зарегистрировано, не может влиять на исход дела, поскольку Амелин Д.Г. может в любое время реализовать данное право, обратившись в органы государственной регистрации.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что иск Амелина Г.Д. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 13 декабря 2016 года отменить, вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Амелина Геннадия Дмитриевича к ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России", Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилой площади и обязании восстановить на учете - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.