Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 27 июля 2017 г. по делу N 33а-1045/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Павленка С.В.,
судей:
Левицкого Б.Ф., Богдашова Д.А.,
при секретаре Онищенко С.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2017 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление подполковника медицинской службы Алифьева Владимира Александровича об оспаривании действий (бездействия) начальника Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова" (далее - академия), связанных с неоформлением документов для получения страховой суммы.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Алифьев, проходящий военную службу в распоряжении начальника академии, в июле 2014 года получил травму, а в мае 2015 года обратился к указанному должностному лицу с рапортом, в котором просил предоставить ему справку об увечье (ранении, травме, контузии) и удостоверить его подпись в заявлении в страховую компанию.
Начальник академии в ответе от 15 июня 2015 года сообщил, что его обращение будет рассмотрено после предоставления материалов расследования из филиала N 6 Центрального военного клинического госпиталя имени А.А. Вишневского, где Алифьеву была оказана медицинская помощь.
Результатом последующей переписки административного истца с различными должностными лицами явилась выдача ему административным ответчиком дубликата справки об увечье (ранении, травме, контузии) от 31 марта 2016 года, полученной Алифьевым в сентябре того же года.
22 сентября 2016 года административный истец вновь обратился к командованию с просьбой удостоверить его подпись в заявлении о выплате страховой суммы, оформленном в порядке приказа Министра обороны РФ от 26 апреля 2013 года N 325 "Об организации в Министерстве обороны РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил РФ и граждан, призванных на военные сборы" (далее - Приказ).
Из содержания ответа от 21 декабря 2016 года на вышеуказанное обращение, следует, что Алифьеву предложено оформить заявление о выплате страховой суммы согласно приложению N 8 к приказу Министра обороны РФ от 24 декабря 2015 года N 833, которым утверждён Порядок организации в Министерстве обороны РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил РФ и граждан, призванных на военные сборы (далее - Порядок), адресовав в страховую компанию АО "Согаз".
Посчитав свои права нарушенными, поскольку в 2014 году выплаты страховых сумм производились страховой компанией ЗАО "Макс", административный истец в судебном порядке оспорил действия должностного лица и просил обязать начальника академии предоставить ему оригинал справки об увечье (ранении, травме, контузии) и заявление в названную страховую компанию.
Одновременно с этим поставил вопрос о компенсации морального вреда на сумму 50000 рублей.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил частично и обязал начальника академии выдать Алифьеву справку об обстоятельствах наступления страхового случая по образцу, установленному Порядком.
В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
В апелляционной жалобе Алифьев, не соглашаясь с принятым решением, просит его отменить и принять новое, которым его административный иск удовлетворить в полном объеме.
В обоснование этого указывает, что гарнизонный военный дал правовую оценку действиям начальника академии, связанным с выдачей дубликата справки, которые он не оспаривал, так как просил обязать должностное лицо выдать ему документы, оформленные в соответствии с действующим законодательством.
Отмечает, что на момент получения травмы действовал приказ Министра обороны РФ от 26 апреля 2013 года N 325 и государственный контракт был заключён со страховой компанией ЗАО "Макс", в связи с чем суд, сославшись на нормы Порядка, неправильно применил нормы материального права.
Считает, что нервно-психические переживания, обусловленные длительным нарушением законодательства Российской Федерации со стороны должностных лиц академии, привели к развитию у него заболевания, что подтверждает его право на компенсацию морального вреда, в чём ему было необоснованно отказано судом.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определено, что одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы увечья (ранения, травмы, контузии).
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством РФ.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным в соответствии с анализируемым Федеральным законом, утвержден постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 года N 855 (далее - Перечень), из раздела 5 которого следует, что в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии) оформляются: заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы; справка воинской части (учреждения, организации) об обстоятельствах наступления страхового случая; справка военно-врачебной комиссии о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного застрахованным лицом.
В этом же постановлении федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам), осуществляющим обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и других лиц, предписано утвердить по согласованию с Министерством финансов РФ нормативные правовые акты и формы документов, необходимые для реализации Федерального закона.
Пунктами 11 - 15 Приказа, действующего на дату подачи Алифьевым заявления 18 мая 2015 года, устанавливалось, что обязанность по оформлению документов в соответствии с Перечнем для принятия решения о выплате страховых сумм военнослужащим, возлагалась на центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил РФ (далее - воинские части), военные комиссариаты.
Справки об обстоятельствах наступления страхового случая, указанные в Перечне, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы оформляются воинскими частями и направляются вместе с другими документами, необходимыми для принятия решения о выплате страховой суммы, в страховую организацию воинскими частями (военными комиссариатами) при предоставлении военнослужащими (выгодоприобретателями) документов, подтверждающих наступление страхового случая.
Материалами дела подтверждается, что справка военно-врачебной комиссии о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного административным истцом в академию им представлялась.
Военнослужащие (выгодоприобретатели) имеют право по заявлению получать в воинских частях (военных комиссариатах) документы, необходимые для принятия решения о выплате страховой суммы, и самостоятельно направлять их в страховую организацию.
Заявления о выплате страховой суммы удостоверяются должностным лицом воинской части (военного комиссариата), подпись которого заверяется гербовой печатью установленного образца. Справки об обстоятельствах наступления страхового случая воинские части (военные комиссариаты) оформляют в двух экземплярах. Первый экземпляр справки вместе с другими документами, необходимыми для принятия решения о выплате страховой суммы, подлежит направлению в страховую организацию. Второй экземпляр справки хранится в воинской части (военном комиссариате).
Судом первой инстанции установлено, что оформленная академией 31 марта 2016 года на имя административного истца справка об увечье (ранении, травме, контузии), полученном им в период прохождения военной службы, административным ответчиком утеряна. С 2015 по 2016 год командование академии неоднократно отказывало Алифьеву в оформлении и направлении в страховую компанию необходимых документов по надуманным причинам, однако данных об оспаривании этих действий в судебном порядке, материалы дела не содержат.
Крайнее обращение истца в адрес академии имело место 22 сентября 2016 года, после получения ответа на которое, он обратился в суд с настоящим административным иском.
В связи с изданием Министром обороны РФ 24 декабря 2015 года приказа N 833, вступившего в силу 05 апреля 2016 года, ранее изданный им приказ от 26 апреля 2013 года N 325 утратил силу.
В силу п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, что свидетельствует о правильном применении судом первой инстанции к рассматриваемым правоотношениям положений Порядка, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 24 декабря 2015 года N 833.
Установив, что административный ответчик справку об обстоятельствах наступления страхового случая, оформленную в соответствии с требованиями Порядка Алифьеву не выдавал, гарнизонный военный суд обоснованно возложил на начальника академии обязанность по её выдаче, чем восстановил его права.
Верной является позиция суда и в части отказа в требовании Алифьева обязать начальника академии удостоверить его заявление о выплате страховой суммы, которое он оформил в порядке утратившего силу приказа Министра обороны РФ от 26 апреля 2013 года N 325.
Соглашается судебная коллегия и с выводами суда, касающимися компенсации Алифьеву морального вреда, так как заявляя такое требование, он каких-либо доказательств, свидетельствующих о причинении морального вреда, в суд не представил, а приложенная им справка врача от 14 февраля 2017 года и установленный в ней диагноз не подтверждает, что возникновение заболевания находится в причинной связи с действиями административного ответчика, которым, как утверждает административный истец, физические и нравственные страдания причиняются ему с июня 2015 года.
Между тем, необходимо отметить, что на основании п. 2 ст. 6 Федерального закона договор страхования заключается в письменной форме сроком не менее чем на один календарный год. Страховщик несет обязанность по выплате страховых сумм по страховым случаям, которые предусмотрены ст. 4 настоящего Федерального закона и наступили в период действия договора страхования.
В связи с этим содержащаяся в ответе командования от 21 декабря 2016 года на обращение истца рекомендация относительно указания в заявлении о выплате страховой суммы страховой компании АО "Согаз", с которой военным ведомством на 2015-2016 годы заключён договор страхования, является неверной, поскольку обязанность по выплате страховых сумм по страховому случаю, наступившему в 2014 году, несёт страховщик, с которым на тот период Минобороны России был заключен договор страхования.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит обжалованное решение суда о частичном удовлетворении административного иска Алифьева законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2017 года по административному исковому заявлению Алифьева Владимира Александровича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.