Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Овчинниковой Л.Д.
Судей
Осининой Н.А., Цыганковой В.А.
При секретаре
Дыченковой М.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 июля 2017 г. гражданское дело N 2-956/17 по апелляционной жалобе Трафимова А.Г. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2017 г. по иску Трафимова Александра Григорьевича к Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплаты к пенсиям при губернаторе Ленинградской области, Комитету по социальной защите населения Ленинградской области о признании незаконным решения, признании права на доплату к пенсии и обязании выплатить доплату к пенсии,
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д., объяснения представителя Трафимова А.Г. - Кониной А.В., Лапковского А.А., представителя губернатора Ленинградской области - Кочоровой Е.В., представителя Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплаты к пенсиям при губернаторе Ленинградской области - Шварца Е.Б., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Трафимов А.Г. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплаты к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области, Комитету по социальной защите населения Ленинградской области о признании незаконным решения, признании права на доплату к пенсии и обязании выплатить доплату к пенсии.
Судом произведена замена ненадлежащего ответчика Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплаты к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области, Комитета по социальной защите населения Ленинградской области, на надлежащего ответчика Губернатора Ленинградской области. Комитет привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
В обоснование своих требований истец указал, что в период с 14.12.1997 по 28.09.2016 он являлся депутатом Законодательного собрания Ленинградской области. С 11.10. 2013 истцу установлена страховая пенсия по старости бессрочно. 07.10.2016 истец обратился в Комиссию по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при губернаторе Ленинградской области, с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, однако в назначении ежемесячной доплаты к пенсии истцу было отказано в связи с тем, что он достиг пенсионного возраста до начала исполнения полномочий по замещаемой государственной должности Ленинградской области. Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2017 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Комитета по социальной защите населения Ленинградской области в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом ходатайств и заявлений об отложении слушания дела в судебную коллегию не представили, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ с учетом явки представителя истца, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями п. 10 Указа Президента РФ от 16.08.1995 N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.
Во исполнение указанных положений Указа Президента, в Ленинградской области был принят закон Ленинградской области от 25.11.2002 N52-оз "О доплате к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Ленинградской области категории "А", государственные должности Ленинградской области и высшие должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР на территории Ленинградской области", устанавливающий лицам, замещавшим государственные должности Ленинградской области, право на ежемесячную доплату к страховой пенсии. Поскольку данная социальная гарантия предоставляется за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае Ленинградской области), определение условий ее предоставления, размеров устанавливаемых доплат и иные правоустанавливающие требования является правом субъекта Российской Федерации. Таким образом, в отличие от Указа, требования о замещении государственной должности исключительно на постоянной профессиональной основе закон N52-оз не предусматривал.
Согласно п. 1 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 25.11.2002 года N 52-оз "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Ленинградской области категории "А", государственные должности Ленинградской области и высшие должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР на территории Ленинградской области", ежемесячная доплата к пенсии устанавливается лицам, замещавшим государственные должности Ленинградской области и государственные должности Ленинградской области категории "А" (далее - государственные должности Ленинградской области) не менее одного года и освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с отрешением от должности или вступившим в законную силу обвинительным приговором суда.
30 декабря 2015 г. вступил в силу Федеральный закон N446-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 4 статьи 2.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 446-ФЗ), в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены, в частности, в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Постановлением Губернатора Ленинградской области от 13.12.2010 года N 310-пг, образована комиссия по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области, в компетенцию которой также входит рассмотрение вопроса о назначении, изменении, приостановлении и прекращении выплаты ежемесячной доплаты к пенсии (далее - доплата к пенсии) лицам, замещавшим государственные должности Ленинградской области категории "А", государственные должности Ленинградской области и высшие должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР на территории Ленинградской области.
Согласно п. 3.3. Положения о Комиссии, утвержденного вышеуказанным Постановлением, при рассмотрении вопросов назначения (установления), изменения, приостановления и прекращения выплаты пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии, ежемесячного пособия Комиссия имеет право определять в соответствии с действующим законодательством право либо отсутствие права заявителя на назначение (установление) пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии, ежемесячного пособия; рассматривать заявления о назначении (установлении), изменении, приостановлении и прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии, ежемесячного пособия; определять размер пенсии за выслугу лет в процентах от среднемесячного заработка и размер доплаты к пенсии в процентах от среднемесячного (месячного) денежного содержания, а также дату начала ее выплаты; рекомендовать Губернатору Ленинградской области назначить (установить), изменить, приостановить или прекратить соответствующим заявителям выплату пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии, ежемесячного пособия.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что с 11.10.2013 истцу была установлена страховая пенсия по старости бессрочно, что подтверждается справкой УПФР во Всеволожском районе Ленинградской области от 06.10.2016 N182.
В период с 14.12.1997 по 28.09.2016 истец являлся депутатом Законодательного собрания Ленинградской области, в том числе:
-с 04.12.1997 по 17.12.2014 - на непостоянной основе;
-с 18.12.2014 по 28.09.2016 - 1 год 9 месяцев 11 дней - на постоянной основе.
Всего стаж замещения должности у истца составил 18 лет 9 месяцев 15 дней, в том числе 1 год 9 месяцев 11 дней - стаж замещения истцом должности депутата Законодательного собрания Ленинградской области на постоянной основе.
07.10.2016 истец обратился в Комиссию по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при губернаторе Ленинградской области, с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии. Данное заявление зарегистрировано за N N ...
Решением Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при Губернаторе Ленинградской области от 01.11.2016 N 6/2016, определено, что правовые основания для установления ежемесячной доплаты к пенсии Трафимову А.Г. отсутствуют, в связи с тем, что истец, достиг пенсионного возраста до начала исполнения полномочий по замещаемой государственной должности Ленинградской области.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании объяснений сторон, материалов дела, достоверно установил, что решение Комиссии по установлению стажа государственной службы и доплате к пенсиям при губернаторе Ленинградской области является правомерным, основанным на требованиях закона, а правовые основания для установления ежемесячной доплаты к пенсии истца отсутствуют.
Указанные доводы подробно мотивированы в судебном решении, оснований полагать их необоснованными не имеется, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выплата, на которую претендует истец, носит не компенсационный характер, а является государственной гарантией, не может быть принят судебной коллегией ввиду следующего.
Как указал Конституционный суд в определении от 20.12.2016 N 2722-О, пенсии за выслугу лет (ежемесячные доплаты к пенсиям) для лиц, замещавших государственные должности в субъекте Российской Федерации, по своей правовой природе являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением данной категории граждан, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно с финансированием за счет средств их бюджетов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О и от 1 октября 2009 года N 1060-О-О).
Установление данных выплат относится к дискреционным полномочиям законодателя субъекта Российской Федерации, который, принимая такое решение в соответствии с рекомендацией, закрепленной в пункте 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы", должен руководствоваться принципом социальной справедливости, стремиться к соблюдению баланса частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации.
Таким образом, пенсия за выслугу лет депутатам законодательного собрания Ленинградской области является дополнительной, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, в связи с чем, с учетом финансирования указанных пенсий из бюджета Ленинградской области, оснований полагать данную гарантию государственной у судебной коллегии не имеется.
Также не является обоснованным довод апелляционной жалобы относительно того, что нормы п. 4 ст. 2.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не могут применяться, так как регулируют отношения связанные с прекращением полномочий депутатов, а также были приняты уже после возникновения правоотношений по предоставлению гарантий Трафимову А.Г. как депутату Ленинградского областного законодательного собрания.
Из буквального толкования положений п. 4 ст. 2.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", во взаимосвязи с положениями п. 1 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 25.11.2002 года N 52-оз следует, что для предоставления лицам, замещающим государственные должности Ленинградской области дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), необходимо наличие нескольких факторов:
Лицо должно замещать государственную должность субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе.
Оно должно занимать указанную должность не менее 1 года.
В период осуществления полномочий лицо должно достигнуть пенсионного возраста или потерять трудоспособность.
Должно быть освобождено от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с отрешением от должности или вступившим в законную силу обвинительным приговором суда.
Таким образом, указанные гарантии возникают не в момент назначения лица на государственную должность субъекта, как ошибочно полагает истец, а в момент прекращения полномочий, если таковые продлились более одного года и были прекращены не в связи с отрешением от должности или судебным решением.
Учитывая, что истец соответствует только трем из четырех требований, предъявляемым действующим законодательством для установления доплаты, поскольку достиг пенсионного возраста дающего право на назначение страховой пенсии по старости, до начала исполнения им полномочий по замещаемой государственной должности на профессиональной постоянной основе, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований ни у суда первой инстанции, ни у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы приводились в обоснование своей позиции и были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит, в связи с чем, доводы жалобы признает несостоятельными.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на верном толковании и применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Трафимова Александра Григорьевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.