Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре Кривич Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1096/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мостранскомплект" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 30 мая 2017 г. N51-8616/2017 об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства по состоянию на 1 января 2016 г., о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мостранскомплект" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, в котором просит:
- признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 30 мая 2017 г. N51-8616/2017 об отклонении заявления общества с ограниченной ответственностью "Мостранскомплект" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства - нежилого здания площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *;
- возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения поданного заявления общества с ограниченной ответственностью "Мостранскомплект" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства и принять решение на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 4 апреля 2017 г. N55/1-3-э, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Союзоценка", и положительного экспертного заключения Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный Совет от 14 апреля 2017 г. N065/2017/2/МОСКВА;
- взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере * руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого здания общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, и не согласен с его кадастровой стоимостью, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП. 26 апреля 2017 г. административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства, приложив к заявлению все необходимые документы, в том числе отчет об оценке от 4 апреля 2017 г. N55/1-3-э, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Союзоценка", и положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный Совет от 14 апреля 2017 г. N065/2017/2/МОСКВА. Однако решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 30 мая 2017 г. N51-8616/2017 отклонено заявление общества с ограниченной ответственностью "Мостранскомплект" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства. Административный истец считает незаконным указанное решение комиссии, поскольку оно не соответствует требованиям пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, а также приложению N1 к названному Порядке, так как решение комиссии не мотивировано, в нем не указаны конкретные несоответствия оформления и содержания отчета об оценке и положительного экспертного заключения с обоснованием и ссылками на положения конкретных нормативных правовых актов. Указанное нарушает права административного истца, лишая его возможности узнать, по какой причине поданное им заявление было отклонено, а также лишает права на повторную подачу заявления, исключает возможность вывода на соответствии решения комиссии действующему законодательству.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Мостранскомплект" - Егорова Т.В., действующая по доверенности, поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве - Скиперский А.С., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения административного искового заявления, суду пояснил, что обжалуемое решение комиссии от 30 мая 2017 г. N51-8616/2017 является законным и обоснованным, в нем приведены конкретные обстоятельства, согласно которым предоставленные административным истцом отчет об оценке и положительное экспертное заключение не соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ФСО N5 и ФСО N7. Как следует из отчета об оценке, 77% нежилых помещений спорного нежилого здания заняты под размещение офисов, 23% под размещение складских помещений, однако оценщиком при определении рыночной стоимости нежилого здания затратным подходом объект оценки принят в качестве офисного здания и к нему подобраны объекты-аналоги, помещения в которых используются под офисы, корректировка на площадь в отношении 23% складских помещений оценщиком не произведена. Указанное повлияло на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки. Доводы административного истца об ограничении его права на повторную подачу заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства не соответствуют положениям действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России N 22 по г.Москве - Панов Е.А., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения административного искового заявления по основаниям, приведенным представителем административных ответчиков.
Представители заинтересованных лиц Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителей указанных заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчиков, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец является собственником нежилого здания общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." утверждена кадастровая стоимость спорного нежилого здания по состоянию на 1 января 2016 г. в размере * руб. * коп.
Административный истец не согласился с указанным размером кадастровой стоимости нежилого здания и обратился 26 апреля 2017 г. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением от 26 апреля 2017 г. за N51370/2017 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства (здания), на предмет установления в отношении нежилого здания рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере * руб. К данному заявлению приложены все необходимые документы, в том числе отчет об оценке от 4 апреля 2017 г. N55/1-3-э, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Союзоценка", и положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный Совет от 14 апреля 2017 г. N065/2017/2/МОСКВА.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 30 мая 2017 г. N51-8616/2017 отклонено заявление общества с ограниченной ответственностью "Мостранскомплект" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства.
Положения пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, предусматривают, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" , требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" , требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
В приложении N1 к Порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденному приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, утверждена форма решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке. В форме предусмотрено требование о необходимости указывания в решении комиссии несоответствия оформления и содержания отчета об оценке и положительного экспертного заключения с обоснованием и ссылками на положения нормативных правовых актов.
На основании приведенных норм права, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, если соблюдаются следующие условия:
- рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов;
- содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости не соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки;
- положительное экспертное заключение не соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации.
При этом в решении комиссии указываются несоответствия оформления и содержания отчета об оценке и положительного экспертного заключения с обоснованием и ссылками на положения нормативных правовых актов.
Проверив решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 30 мая 2017 г. N51-8616/2017 и доводы административного истца в совокупности с предоставленными доказательствами, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение комиссии соответствует, как по своему содержанию, так и по форме изложения, приведенным требованиям пункта 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, и приложения N1 к данному Порядку.
Из буквального содержания решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 30 мая 2017 г. N51-8616/2017 усматривается, что основаниями отклонения заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства явились следующие обстоятельства:
- комиссией установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. более 30 процентов, а именно 57 процентов;
- оформление и содержание отчета об оценке от 4 апреля 2017 г. N55/1-3-э, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Союзоценка", не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленной ФСО, что выражается в том, что отчет об оценке не соответствует принципу однозначности, а также требованиям пункта 5 Федерального стандарта оценки N7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. N611. Как пояснил представитель административных ответчиков в судебном заседании, в спорном нежилом здании 77% площади его помещений заняты под размещение офисов, 23% - под размещение складских помещений, однако оценщиком при определении рыночной стоимости нежилого здания затратным подходом объект оценки принят в качестве офисного здания и к нему подобраны объекты-аналоги, помещения в которых используются под офисы, корректировка на площадь в отношении 23% складских помещений оценщиком не произведена. Указанное повлияло на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки. Приведенные обстоятельства нашли свое подтверждение предоставленным отчетом об оценке (л.д.65-70);
- положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный Совет от 14 апреля 2017 г. N065/2017/2/МОСКВА не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, что выражается в том, что нарушены требования Федерального стандарта оценки N5 "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 июля 2011 г. N328, в части результатов проверки отчета об оценке на соответствие требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки. Как указано выше, оценщиком допущены нарушения требований статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ и пункта 5 Федерального стандарта оценки N7, однако в экспертом заключении допущенным оценщиком нарушениям не дана соответствующая оценка.
При таких обстоятельствах основания принятия оспариваемого решения приведены в тексте решения, в том числе указано, в чем выражено несоответствие оформления и содержания отчета об оценке и положительного экспертного заключения с обоснованием и ссылками на положения нормативных правовых актов.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое решение комиссии лишает права на повторную подачу заявления о пересмотре кадастровой стоимости, являются необоснованными и не соответствуют положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
На основании изложенного отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Мостранскомплект" в удовлетворении административного искового заявления к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 30 мая 2017 г. N51-8616/2017 об отклонении заявления общества с ограниченной ответственностью "Мостранскомплект" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства - нежилого здания площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, о возложении обязанности повторно рассмотреть указанное заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства и принять решение на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства от 4 апреля 2017 г. N55/1-3-э, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Союзоценка", и положительного экспертного заключения Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Экспертный Совет от 14 апреля 2017 г. N065/2017/2/МОСКВА, взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере * руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.