Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре Кривич Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-868/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ ИНВЕСТ" и общества с ограниченной ответственностью "АКСЕЛЕРАТОР БИЗНЕСА" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департаменту городского имущества города Москвы, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ ИНВЕСТ" и общество с ограниченной ответственностью "АКСЕЛЕРАТОР БИЗНЕСА" обратились в Московский городской суд 2 июня 2017 г. с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департаменту городского имущества города Москвы, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения общей площадью * кв.м., номера на поэтажном плане: антресоль цок. этажа, помещение IV - комната 1; цоколь, помещение III - комнаты с 1 по 86; помещение IX - комната 1; помещение V - комната 1; помещение VI - комната 1; помещение VII - комната 1; помещение VIII - комната 1; этаж 2, помещение XVII - комнаты с 1 по 34; этаж 3, помещение XVIII, комнаты с 1 по 42, с кадастровым номером * по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере * руб.;
- нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере * руб.;
- нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере * руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец общество с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ ИНВЕСТ" является собственником нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером *, а административный истец общество с ограниченной ответственностью "АКСЕЛЕРАТОР БИЗНЕСА" является собственником нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * и нежилого помещения общей площадью 9702,3 кв.м. с кадастровым номером *. Административные истцы не согласны с кадастровой стоимостью указанных нежилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года", считают её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются интересы административных истцов, как плательщиков налога на имущество организаций. Согласно отчету об оценке от 23 марта 2017 г. NАО-23/17-1-1, подготовленному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "АКТИВ-ОПТИМ", рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2016 г. составляет * руб. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков Ассоциации "Межрегиональный союз оценщиков" от 24 марта 2017 г. N174/04-17. Согласно отчету об оценке от 23 марта 2017 года NАО-22/17-1-1, подготовленному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "АКТИВ-ОПТИМ", рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2016 г. составляет * руб. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков Ассоциации "Межрегиональный союз оценщиков" от 24 марта 2017 г. N174/02-17. Согласно отчету об оценке от 23 марта 2017 г. NАО-22/17-1-2, подготовленному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "АКТИВ-ОПТИМ", рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2016 г. составляет * руб. На указанный отчет получено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков Ассоциации "Межрегиональный союз оценщиков" от 24 марта 2017 г. N174/03-17. Однако р ешениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 19 мая 2017 г. N51-7868/2017 и N51-7867/2017 административным истцам отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости. С учетом изложенного административные истцы полагает, что их права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административных истцов общества с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ ИНВЕСТ" и общества с ограниченной ответственностью "АКСЕЛЕРАТОР БИЗНЕСА" - Асмолова И.Г., действующая по доверенности, поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - Родин В.С., де йствующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований по основаниям, приведенным в письменных возражениях, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителей указанных административных ответчиков не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчиков, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу обществу с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ ИНВЕСТ" принадлежит на праве собственности нежилое помещение общей площадью * кв.м., номера на поэтажном плане: антресоль цок. этажа, помещение IV - комната 1; цоколь, помещение III - комнаты с 1 по 86; помещение IX - комната 1; помещение V - комната 1; помещение VI - комната 1; помещение VII - комната 1; помещение VIII - комната 1; этаж 2, помещение XVII - комнаты с 1 по 34; этаж 3, помещение XVIII , комнаты с 1 по 42, с кадастровым номером * по адресу: *, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестр а недвижимости (л.д.14-15 том 1). Административному истцу обществу с ограниченной ответственностью "АКСЕЛЕРАТОР БИЗНЕСА" принадлежат на праве собственности нежилое помещение общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, и нежилое помещение общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, что подтверждается выписками из Единого государственного реестр а недвижимости (л.д.20-23 том 1).
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ административные истцы являются плательщиками налога на имущество организаций. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанных спорных нежилых помещений определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года: нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, в размере * руб. * коп.; нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, в размере * руб. * коп.; нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, в размере * руб. * коп. (л.д.16, 24, 25 том 1).
Административные истцы не согласились с результатами определения кадастровой стоимости нежилых помещений и оспорили их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 11 апреля 2017 г. заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений. Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 19 мая 2017 г. N51-7868/2017 и N51-7867/2017 административным истцам отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости (л.д.17-19, 26-29 том 1).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд считает обоснованными доводы административных истцов о том, что утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений напрямую затрагивают их права и обязанности, поскольку административные истцы являются плательщиками налога на имущество организаций в отношении спорных объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. При этом суд учитывает Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N1555-О, согласно которому налогоплательщик не лишен права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном её рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, ему принадлежащего.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение административных истцов в суд с настоящим административным исковым заявлением является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административными истцами соблюден. Д оводы административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии у административных истцов права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением основаны на неправильном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2016 г. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорных нежилых помещений, административные истцы представили суду:
- отчет об оценке от 23 марта 2017 г. NАО-23/17-1-1, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "АКТИВ-ОПТИМ", согласно данному отчету рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2016 г. составляет * руб. (л.д.30-80 том 1). На указанный отчет получено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков Ассоциации "Межрегиональный союз оценщиков" от 24 марта 2017 г. N174/04-17 (л.д.81-100 том 1);
- отчет об оценке от 23 марта 2017 года NАО-22/17-1-1, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "АКТИВ-ОПТИМ", согласно данному отчету рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2016 г. составляет * руб. (л.д.101-152 том 1). На указанный отчет получено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков Ассоциации "Межрегиональный союз оценщиков" от 24 марта 2017 г. N174/02-17 (л.д.152-172 том 1);
- отчет об оценке от 23 марта 2017 г. NАО-22/17-1-2, подготовленному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "АКТИВ-ОПТИМ", согласно данному отчету рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2016 г. составляет * руб. (л.д.173-219 том 1). На указанный отчет получено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков Ассоциации "Межрегиональный союз оценщиков" от 24 марта 2017 г. N174/03-17 (л.д.220-239 том 1).
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителей административных истцов и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 22 июня 2017 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза. По заключению оценочной судебной экспертизы от 15 августа 2017 г., проведенной экспертом закрытого акционерного общества "Консалтинговая фирма "Джи Ай Си" Лыхиной Т.Р.:
- отчеты об оценке от 23 марта 2017 г. NАО-23/17-1-1, NАО-22/17-1-1, NАО-22/17-1-2, подготовленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью "АКТИВ-ОПТИМ", не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет * руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет * руб.;
- рыночная стоимость нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет * руб. (л.д.3-143 том 2).
Представитель административных истцов в судебном заседании согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными.
Представитель а дминистративных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - Родин В.С. не оспаривал вывод оценочной судебной экспертизы о том, что предоставленные отчеты оценщика не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, однако н е согласился с выводами оценочной судебной экспертизы о величине рыночной стоимости спорных нежилых помещений, считает правильной кадастровую стоимость. При этом административные ответчики, заинтересованные лица и их представители не привели суду конкретные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии заключения оценочной судебной экспертизы требованиям действующего законодательства, в том числе требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N611. Ходатайство о назначении по делу повторной или дополнительной экспертизы административные ответчики суду не заявили. Вместе с тем, положения части 1 статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на административных ответчиков бремя представления доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, в случае возражения административных ответчиков против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение оценочной судебной экспертизы от 15 августа 2017 г., подготовленное экспертом закрытого акционерного общества "Консалтинговая фирма "Джи Ай Си" Лыхиной Т.Р., соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N299, предусматривают, что п ри составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Из содержания оценочной судебной экспертизы усматривается, что экспертом непосредственно производился осмотр объектов исследования, в заключении приведено описание объектов исследования, их основные количественные и качественные характеристики. Расчет рыночной стоимости объектов исследования производился экспертом с использованием сравнительного и доходного подхода. На основании полученных результатов экспертом произведено согласование результатов применения подходов и определено итоговое значение величин рыночной стоимости спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2016 г.
Оценивая приведенные выводы оценочной судебной экспертизы всесторонне, в совокупности с предоставленными суду доказательствами, суд считает правильным, обоснованным и объективным заключение оценочной судебной экспертизы, поскольку выводы эксперта основываются на положениях, обоснованность и достоверность которых можно проверить, выводы эксперта сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведены методы исследования и расчеты величины рыночной стоимости объекта оценки. Экспертом не допущено нарушений требований пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года N299, и статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы от 15 августа 2017 года соответствует требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждается приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее образование, в том числе по специальности "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; неоднократно проходила повышение квалификации, профессиональную переподготовку в области судебной экспертизы; является действующим членом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", включена в реестр членов 24 декабря 2007 г., регистрационный N002227, что подтверждается свидетельством от 26 декабря 2013 г. N0016133 и выпиской из реестра саморегулируемой организации оценщиков от 28 августа 2015 г.; является членом Союза Финансово-Экономических судебных экспертов, подтверждается свидетельством N297 от 17 июня 2016 г.; гражданская ответственность застрахована по полису страхования ответственности в САО "ВСК", период страхования до 31 декабря 2017 г.; имеет стаж работы в оценочной деятельности с января 1995 г.; работает в закрытом акционерном обществе "Консалтинговая фирма "Джи Ай Си" по трудовому договору.
На основании изложенного суд считает возможным принять заключение оценочной судебной экспертизы от 15 августа 2017 г. в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчетов об оценке от 23 марта 2017 г. NАО-23/17-1-1, NАО-22/17-1-1, NАО-22/17-1-2, подготовленных оценщиком общества с ограниченной ответственностью "АКТИВ-ОПТИМ", требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2016 г. в размере * руб., нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2016 г. в размере * руб., нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2016 г. в размере * руб.; и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что рыночная стоимость спорных нежилых помещений меньше их кадастровой стоимости, суд считает возможным установить кадастровую стоимость:
- нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
При этом суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного искового требования об установлении кадастровой стоимости в отношении нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере * руб.; нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере * руб.; нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере * руб., поскольку отчеты об оценке от 23 марта 2017 г. NАО-23/17-1-1, NАО-22/17-1-1, NАО-22/17-1-2 являются ненадлежащими доказательствами подтверждения величины рыночной стоимости спорных нежилых помещений, так как не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административных истцов с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 11 апреля 2017 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных нежилых помещений, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ ИНВЕСТ" и общества с ограниченной ответственностью "АКСЕЛЕРАТОР БИЗНЕСА" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г., уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью * кв.м., номера на поэтажном плане: антресоль цок. этажа, помещение IV - комната 1; цоколь, помещение III - комнаты с 1 по 86; помещение IX - комната 1; помещение V - комната 1; помещение VI - комната 1; помещение VII - комната 1; помещение VIII - комната 1; этаж 2, помещение XVII - комнаты с 1 по 34; этаж 3, помещение XVIII , комнаты с 1 по 42, с кадастровым номером * по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, в размере его рыночной стоимости, равной * руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ ИНВЕСТ" и общества с ограниченной ответственностью "АКСЕЛЕРАТОР БИЗНЕСА" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 11 апреля 2017 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами *, *, * для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами *, *, * в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ ИНВЕСТ" и обществу с ограниченной ответственностью "АКСЕЛЕРАТОР БИЗНЕСА" в удовлетворении административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения общей площадью * кв.м., номера на поэтажном плане: антресоль цок. этажа, помещение IV - комната 1; цоколь, помещение III - комнаты с 1 по 86; помещение IX - комната 1; помещение V - комната 1; помещение VI - комната 1; помещение VII - комната 1; помещение VIII - комната 1; этаж 2, помещение XVII - комнаты с 1 по 34; этаж 3, помещение XVIII, комнаты с 1 по 42, с кадастровым номером * по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере * руб.;
- нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере * руб.;
- нежилого помещения общей площадью * кв.м. с кадастровым номером * по адресу: *, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере * руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.