Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы
43. Целями государственной политики в сферах культуры и туризма в соответствии со Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р, и Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года N 941-р, являются:
формирование гармонично развитой личности;
укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития;
укрепление гражданской идентичности;
создание условий для воспитания граждан;
сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев;
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям;
комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в Костромской области.
44. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определяются исходя из долгосрочных (стратегических) целей и задач социально-экономического развития и отдельных решений (указов) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, положений Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" (далее - Основы государственной культурной политики), Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р (далее - Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года), государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы", Стратегии социально-экономического развития Костромской области до 2025 года, утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 27 августа 2013 года N 189-ра "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года", планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры" до 2018 года, принятых на федеральном и региональном уровнях, а также следующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Костромской области:
1) Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
2) Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
3) Федеральный закон от 6 января 1999 года N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах";
4) Федеральный закон от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
5) Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации";
6) Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
7) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
8) Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
9) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
10) государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы";
11) Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 1244-р;
12) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
13) Концепция развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р;
14) Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;
15) Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;
16) Концепция развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 434-р;
17) Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р;
18) Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2015 года N 2395-р;
19) Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 164-р;
20) Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы, утвержденная приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 года N 267;
21) Закон Костромской области от 2 декабря 1997 года N 17 "О Музейном фонде Костромской области и музеях в Костромской области";
22) Закон Костромской области от 1 апреля 2004 года N 184-ЗКО "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Костромской области";
23) Закон Костромской области от 6 октября 2009 года N 523-4-ЗКО "О поддержке народных художественных промыслов в Костромской области";
24) Закон Костромской области от 29 декабря 2011 года N 182-5-ЗКО "О региональной политике в области культуры";
25) Закон Костромской области от 30 мая 2013 года N 365-5-ЗКО "О поддержке развития туризма в Костромской области".
45. В связи с этим, реализация государственной программы осуществляется в соответствии со следующими основными приоритетами:
реализация целей и задач государственной культурной политики, предусмотренных Основами государственной культурной политики и Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года;
формирование новой модели культурной политики;
продвижение статуса культуры как национального приоритета;
сохранение единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народа России как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России, сохранение единого культурного кода российского народа;
гармоничное сочетание интересов национальной безопасности, единства культурного пространства и этнокультурного многообразия;
реализация ценностно-ориентированной государственной культурной политики, предусматривающей распространение традиционных для российского общества ценностей;
сохранение культурного и духовного наследия России, самобытных традиций ее народов как всемирного достояния, национального богатства и основы единства российского общества;
сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел, создание устойчивых форм и механизмов государственной поддержки мастеров народных промыслов;
обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства, стимулирование, в том числе через систему скидок и льгот, посещения музеев, театров и иных культурных учреждений гражданами старшего возраста, семьями, детьми и молодежью, инвалидами;
создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга;
продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
осуществление мер, направленных на повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм;
обеспечение инновационного развития отраслей культуры и туризма, вывод их на лидирующие позиции в области применения современных технологий;
усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде, создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сферах культуры и туризма;
использование возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для презентации российской культуры, искусства и творчества народов России;
укрепление позиций государства в сфере культуры;
стимулирование и поощрение государством творческого осмысления и продвижения в культурной деятельности традиционных для российского общества нравственных ценностей, традиций и обычаев;
совершенствование организационных и правовых механизмов, оптимизация деятельности организаций и учреждений, развитие государственно-частного партнерства, стимулирование благотворительной деятельности, меценатства;
повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики;
разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мер, направленных на сохранение культурного наследия;
предотвращение противоправных посягательств на объекты культурного наследия;
стимулирование заинтересованности физических и юридических лиц в сохранении объектов культурного наследия при передаче их в пользование (аренду) и собственность;
противодействие искажению российской истории и пересмотру взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории;
раскрытие и активизация культурного и туристского потенциала региона;
содействие развитию культурной индустрии, в том числе народных промыслов и креативных индустрий;
развитие кинопоказа, в т.ч. кинозалов и точек киновидеопоказа в малых городах и сельской местности, при одновременном содействии увеличению доли российских фильмов в отечественном прокате;
развитие гастрольной деятельности;
выравнивание региональных диспропорций в условиях доступности культурных благ для широких слоев населения, в т.ч. расширение выездных мероприятий профессиональных театрально-концертных коллективов в малых городах и селах области;
создание и развитие самобытных туристических брендов;
укрепление материально-технической базы учреждений;
повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание);
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров;
повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах;
максимальное вовлечение туризма в популяризацию и использование историко-культурного наследия;
популяризация туристской привлекательности региона;
популяризация территорий и создание условий, в том числе инфраструктурных, для развития внутреннего, въездного, в том числе образовательного туризма;
повышение эффективности мер, обеспечивающих безопасность туризма, защиту прав и законных интересов туристов, а также своевременное обеспечение туристов необходимой информацией;
обеспечение межведомственного, межуровневого и межрегионального взаимодействия в реализации государственной культурной политики;
повышение роли профессиональных союзов, ассоциаций и самоорганизаций профессиональных и творческих сообществ, общественных советов при органах государственной власти;
повышение роли экспертных советов и общественной экспертизы в процессе отбора и принятия решений по вопросам, относящимся к поддержке творческой деятельности, инновационных проектов в сфере культуры;
активное вовлечение в культурную деятельность местных сообществ (в том числе органов территориального общественного самоуправления), социально ориентированных общественных организаций, религиозных организаций, казачества, землячеств, граждан, обеспечение работы общественных советов по оценке эффективности деятельности учреждений культуры;
взаимоиспользование ресурсной базы областных и муниципальных учреждений социальной сферы, системная организация межведомственного взаимодействия (создание и осуществление совместных проектов и программ в сфере образования, молодежной политики, туризма и рекреации, социального развития села и др.).
46. Реализация государственной программы к 2020 году позволит создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ, активизировать интеграцию Костромской области в общегосударственный и мировой культурный процесс, укрепить позитивный образ региона в национальном и мировом сообществе.
47. Многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов сферы культуры и туризма, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.
48. Необходим переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное и музейное дело, концертную, театральную и кинематографическую деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала Костромской области в сфере культуры, в том числе для формирования положительного образа региона в национальном и мировом сообществе.
49. Реализация такого подхода предполагает:
1) качественное изменение подходов к оказанию услуг и выполнению работ в сферах культуры и туризма, а также к развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала отрасли;
2) усиление развития регионального компонента в культуре, содействие внедрению программно-целевых механизмов на региональном и местном уровнях управления сферой культуры;
3) преодоление значительного отставания учреждений культуры Костромской области от мирового уровня в использовании современных информационных технологий, создании электронных продуктов культуры, а также в развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей новые возможности использования фондов музеев и библиотек;
4) реализацию мер по увеличению объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферу культуры;
5) повышение эффективности управления отраслью культуры на всех уровнях управления.
50. Реализация государственной политики в области сохранения культурного наследия будет осуществляться по следующим направлениям:
1) выявление ранее неизвестных объектов культурного наследия;
2) учет объектов культурного наследия;
3) государственная охрана объектов культурного наследия;
4) эффективное использование и сохранение объектов культурного наследия;
5) консолидация средств бюджетов всех уровней и доходов, получаемых от передачи в аренду памятников истории и культуры, в целях сохранения объектов культурного наследия, находящихся под угрозой разрушения или повреждения;
6) развитие государственно-частного партнерства;
7) вовлечение в дело сохранения объектов культурного наследия общественных и религиозных организаций, частных инвесторов;
8) включение мероприятий по сохранению памятников истории и культуры в планы развития муниципальных образований в качестве мероприятий, требующих приоритетного финансирования;
9) приватизация части памятников и занимаемых ими земельных участков;
10) разработка программы экономического стимулирования мероприятий по сохранению историко-культурного наследия Костромской области;
11) обеспечение бюджетного финансирования работ по сохранению памятников, находящихся в государственной собственности;
12) приспособление памятников, относящихся к жилому фонду и находящихся в неудовлетворительном состоянии, для современного использования;
13) разработка алгоритма поддержания частных инициатив, спонсорства физических и юридических лиц в сфере культурного наследия;
14) поддержка реставрационных организаций, в том числе научных исследований в области разработки современных реставрационных технологий, мероприятий, направленных на повышение престижа профессии реставратора (гранты, выставки, мастер-классы для учащейся молодежи);
15) подготовка специалистов в области сохранения и реставрации памятников в системе среднего и высшего образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.