Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Омской области от 18 июня 2014 г. N 126-п в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 2. Сфера социально-экономического развития Омской области, в рамках которой предполагается реализация подпрограммы, основные проблемы, оценка причин их возникновения и прогноз ее развития
Важнейшим фактором устойчивого развития общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, которая рассматривается как самостоятельное направление, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития общества.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью в Омской области.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в Омской области в соответствующих муниципальных образованиях отнесены к вопросам местного значения.
Численность молодежи в Омской области к началу 2012 года составила 499685 чел. (25,3% от общей численности населения Омской области).
В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р (далее - Стратегия), отмечается, что в связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшняя молодежь в Омской области страны станет основным трудовым ресурсом России, а трудовая деятельность молодежи - источником финансовых средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.
Вместе с тем в настоящее время в молодежной среде существует ряд проблем, которые препятствуют социализации и эффективной самореализации молодежи в Омской области.
По результатам социологического исследования "Молодежь города Омска и Омской области", проведенного в 2013 году по заказу Минспорта Омской области обществом с ограниченной ответственностью "Центр гуманитарных, социально-экономических и политических исследований-2" с целью выявления отношения молодежи Омской области к различным аспектам своей жизни, выявлено, что в число наиболее часто упоминавшихся проблем молодежи в Омской области входит низкий уровень оплаты труда (25,1% опрошенных).
Молодежь Омской области не принимает активного участия в бизнесе и предпринимательстве, доля молодых предпринимателей Омской области составляет около 6,5% от общей численности молодежи Омской области, в основном это молодые люди в возрасте от 25 до 30 лет. Примерно 2/3 молодежи в Омской области хотели бы иметь собственный бизнес.
Слабо развивается культура ответственного гражданского поведения, отмечается низкий уровень вовлеченности молодежи Омской области в социальную практику. Около половины населения Омской области рассматриваемой возрастной группы не исключают возможность переезда из Омской области в другие регионы. У значительной части молодежи Омской области отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления. В выборах принимают участие около половины указанной группы населения Омской области. Какие-либо молодежные общественные объединения в Омской области знают менее 1/5 доли молодежи Омской области.
Снижается интерес молодежи в Омской области к инновационной и творческой деятельности. Отсутствие полномасштабной системы выявления и продвижения талантливой молодежи в Омской области может существенно затруднить реализацию приоритетов по модернизации региональной экономики.
В связи с негативными демографическими процессами наблюдается снижение абсолютной численности и доли молодежи в Омской области в структуре населения (2006 год - 588092 чел., 2008 год - 569919 чел., 2010 год - 554474 чел, 2012 год - 499685 чел.).
Все вышеперечисленные негативные тенденции осложняются состоянием инфраструктуры и кадрового обеспечения сферы молодежной политики.
В настоящее время на территории Омской области создана и действует система региональных и муниципальных органов и учреждений, работающих в сфере молодежной политики.
Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере реализации молодежной политики является Минспорт Омской области, в ведении которого находятся бюджетные учреждения Омской области.
В муниципальных образованиях Омской области действуют органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере молодежной политики, а также муниципальные бюджетные учреждения в сфере молодежной политики. Муниципальные бюджетные учреждения по работе с детьми и молодежью в Омской области в 2008 - 2009 годах созданы во всех муниципальных районах Омской области. На 1 января 2013 года в них работает 693 чел., это специалисты по работе с молодежью в Омской области, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи и другие специалисты, 40% специалистов имеют высшее образование.
Кроме того, в реализации молодежной политики принимают участие иные органы государственной власти Омской области в пределах их компетенции, общественные организации и объединения.
Такая система позволяет обеспечить комплексный подход к вопросам организации работы с молодежью в Омской области.
Тем не менее существует ряд проблем в сфере кадрового и материально-технического обеспечения деятельности учреждений для детей и молодежи в Омской области, которые ведут к снижению эффективности молодежной политики, оказывают негативное влияние на организацию работы с детьми и молодежью в Омской области.
Заработная плата работников муниципальных бюджетных учреждений в сфере молодежной политики, расположенных на территории муниципальных районов Омской области, значительно ниже заработной платы других работников социальной сферы. За 2012 год заработная плата работников муниципальных бюджетных учреждений в сфере молодежной политики составила 7,95 тыс. руб., с начала 2013 года она составила 8,2 тыс. руб., минимальный уровень заработной платы в Москаленском муниципальном районе Омской области - 5,4 тыс. руб., максимальный - в Павлоградском муниципальном районе Омской области - 10,9 тыс. руб.
Низкий уровень заработной платы является причиной нестабильности кадровой политики, приводит к снижению эффективности деятельности учреждений в целом. В течение 2011 - 2012 годов кадровый состав учреждений обновлялся на 30%. Практически в половине учреждений произошла замена руководителей. С начала 2013 года сменяемость кадров составила около 60%. Имеет место переход работников учреждений сферы молодежной политики в другие сферы с более высокой заработной платой. Данные тенденции ведут к сокращению численности высокопрофессиональных специалистов, имеющих опыт и знания в вопросах организации работы с молодежью в Омской области, занимающихся реализацией важнейших проектов в области профилактики социально вредных явлений и пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде, гражданско-патриотического воспитания, работы с молодыми семьями, организации трудовой занятости, отдыха и оздоровления детей. В 2013 году значительно сократилось количество специалистов, готовых принять участие в областном конкурсе профессионального мастерства работников сферы молодежной политики.
В 9 муниципальных районах Омской области (Калачинский, Колосовский, Кормиловский, Крутинский, Марьяновский, Москаленский, Нововаршавский, Русско-Полянский, Тарский) в ведении муниципальных бюджетных учреждений в сфере молодежной политики нет помещений для организации работы с детьми и молодежью в Омской области.
В 20 муниципальных районах Омской области недостаточный уровень материально-технического оснащения муниципальных бюджетных учреждений в сфере молодежной политики: оргтехникой, автотранспортом, туристским оборудованием.
В связи с вышеизложенным возникла необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи в Омской области и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для социализации и эффективной самореализации молодежи в Омской области, для развития ее потенциала в интересах Омской области, совершенствования деятельности учреждений и организаций, работающих в сфере молодежной политики.
Привлечение молодежи в Омской области к участию в основных социально-экономических процессах позволит не только создать условия для самореализации, раскрытия потенциала молодых граждан, проживающих на территории Омской области, но и будет способствовать решению наиболее существенных проблем Омской области.
Приоритеты реализации молодежной политики на территории Омской области на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих документах:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
- Стратегия;
- государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295;
- Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года N 1120-р;
- Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденная Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93.
Минспорт Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по организации и проведению оздоровительной кампании детей в Омской области за счет средств областного бюджета.
Система оздоровления и отдыха детей в Омской области является одной из наиболее крупных социальных систем, обеспечивает основным категориям детей гарантии соблюдения их права на отдых и оздоровление, вне зависимости от материального благосостояния и социального статуса родителей. В нее включены детские оздоровительные учреждения различных типов: лагеря дневного пребывания детей, загородные детские лагеря, детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, палаточные лагеря. Оздоровительные учреждения различных форм собственности - государственные учреждения, муниципальные учреждения, частные учреждения.
В Омской области организованными формами отдыха и оздоровления ежегодно охватывается более 50% детей школьного возраста. По итогам пребывания детей в оздоровительных учреждениях достигается оздоровительный эффект до 88%, наибольший - в загородных и санаторных лагерях.
В условиях, когда ежегодно возрастает количество детей (прирост населения) и состояние их здоровья вызывает серьезные опасения, социальная значимость проблем, связанных с организацией отдыха, оздоровления, выходит на первый план и обуславливает необходимость дальнейшего их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого подхода во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.
Реализация комплекса мер, направленных на повышение качества и доступности услуг по оздоровлению и отдыху детей в Омской области, будет способствовать созданию условий для развития в ближайшей перспективе эффективной системы детского оздоровительного отдыха Омской области и выполнения в полном объеме гарантий прав детей на отдых и оздоровление.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.