Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 28 августа 2019 г. - Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 26 августа 2019 г. N 328
Приложение
к приказу
Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Калужской области
от 22 сентября 2016 г. N 496
Территориальная схема
обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калужской области
3 декабря 2018 г., 26 августа 2019 г.
Определения
В настоящей территориальной схеме применяются следующие термины и определения:
Административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учётом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
Баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации - соотношение количества образовавшихся твёрдых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.
Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Группы однородных отходов - отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме).
Жидкие отходы - отходы, в том числе фекальные, удаляемые из выгребов неканализованных зданий, и т.п.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Контейнерная площадка - место накопления твёрдых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Крупногабаритные отходы (мусор) - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Населенный пункт - территория, имеющая сосредоточенную застройку, служащая местом проживания людей, которой в установленном федеральным законодательством порядке присвоено наименование.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Норматив накопления твёрдых коммунальных отходов - среднее количество твёрдых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Объект размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Объекты обезвреживания отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов.
Органические отходы - растительные отходы, образующиеся в результате осуществления работ по содержанию зеленых насаждений, а также листья после листопада.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственником твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Санитарная очистка территорий - комплекс работ по сбору, удалению, обезвреживанию твёрдых коммунальных отходов и уборке территорий населенных мест.
Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Средняя плотность твёрдых коммунальных отходов - отношение установленного годового норматива накопления в объёмных показателях к годовому нормативу накопления по массе.
Строительные отходы - отходы, образующиеся при новом строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе зданий и сооружений, прокладке и замене инженерных коммуникаций, объектов дорожно-мостового хозяйства.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Территориальная схема обращения с отходами - совокупность графического (схемы, чертежи, планы и иные материалы) и текстового описания системы организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе твёрдых коммунальных отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и направлений ее развития на определенный период.
Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.
Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Электронная модель территориальной схемы - информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и (или) отходов, поступающих из других субъектов Российской Федерации.
Обозначения и сокращения
ВМР - вторичные материальные ресурсы
ГО - городской округ
ГРОРО - государственный реестр объектов размещения отходов
ГЭЭ - государственная экологическая экспертиза
ЖФ - жилищный фонд
ЗУ - земельный участок
ИПЦ - индекс потребительских цен
КГО - крупногабаритные отходы
КП - контейнерные площадки
МО - муниципальное образование
МР - муниципальный район
НДС - налог на добавленную стоимость
н.п. - населенный пункт
н/д - нет данных
н/и - нет информации
НПА - нормативный правовой акт
ОМСУ - органы местного самоуправления
ОРО - объект размещения отходов
Отчетность 2-ТП - Форма N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", утвержденная приказом Росстата от 10.08.2017 N 529
ПВН - площадка временного накопления
ПВХ - площадка временного хранения
ПСВ - пункт сбора вторсырья
ТКО - твердые коммунальные отходы
ТСОО - территориальная схема обращения с отходами
ФЗ - Федеральный закон
ФККО - Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов"
Введение
Одной из глобальных проблем человечества является производство отходов, которое во всем мире нарастает темпами, опережающими их переработку, обезвреживание и утилизацию.
Ежегодно в Российской Федерации образуется около 5,4*(1) миллиарда тонн (среднегодовое значение за период 2013 - 2017 гг.) бытовых, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов, из которых 55 - 60 млн. тонн составляют ТКО. Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Около 15 000 санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 млн. гектаров, и эта территория ежегодно увеличивается на 300 - 400 тыс. гектаров*(2).
В настоящее время на федеральном и региональных уровнях разработаны и утверждены новые и актуализируются действующие НПА, направленные на решение основных проблем в области обращения с отходами: отсутствие отлаженной системы учёта предприятиями и контролирующих органами образования и размещения отходов; несовершенство системы сбора и удаления ТБО; отсутствие оборудованных по современным требованиям полигонов и других мест размещения отходов, включая технологические решения по экологически безопасному размещению и переработке и утилизации; значительная захламленность бытовым и производственным мусором, территорий населенных пунктов, лесных массивов, поймы рек и водоемов, зон вблизи промышленных предприятий и частного сектора; недостаточно активное внедрение передовых технологий по переработке отходов производства и потребления.
Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года направлена на формирование и перспективное развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, объединяющей в своей инфраструктуре:
- хозяйствующие субъекты, реализующие деятельность по созданию, производству и выпуску техники, технологий, установок, оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации, учреждения, занятые в сфере разработки инновационных технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов;
- хозяйствующие субъекты одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющие деятельность в области обработки, утилизации и обезвреживания отходов, производства продукции из вторичного сырья.
Территориальная схема обращения с отходами на территории Калужской области должна строиться на основе следующих принципов:
1. Максимальное использование ресурсного потенциала отходов. Данный принцип предполагает исключение захоронения отходов, обладающих ресурсным потенциалом, путем построения системы, направленной на извлечение максимального количества вторичного сырья за счет внедрения раздельного сбора, современных систем сортировки отходов, создания производств по переработке вторсырья.
2. Минимизация количества отходов, направляемых на захоронение. Реализация данного принципа осуществляется с целью снижения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду за счет отбора утильных фракций в виде вторичного сырья.
3. Укрупнение объектов обращения с отходами с целью повышения экономической эффективности инвестиций в развитие отрасли, строительства более совершенных объектов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Данный принцип подразумевает строительство межмуниципальных объектов. Ограничением при реализации данного принципа является необходимость обеспечения оптимальной логистической доступности объектов с целью сохранения надежности функционирования системы удаления отходов и минимизации расходов населения на оплату жилищных услуг.
4. Максимальное вовлечение частных инвесторов в систему обращения с отходами. Внедрение современных технологий потребует значительных инвестиций. В соответствии с принятой в Российской Федерации концепцией развития основой развития отрасли должно стать максимальное привлечение частных инвестиций и обеспечение функционирования отрасли за счет рыночных механизмов.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Калужской области (далее - территориальная схема) разработана в целях организации и осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Калужской области в соответствии с нормативно-правовыми актами:
- Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем";
- Основами государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г., утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.;
- Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
- поручениями Президента Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781 "О подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твёрдыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации"; от 10.04.2012 N Пр-2138 "О разработке комплексной стратегии обращения с твёрдыми бытовыми отходами, предусматривающей, в том числе, создание эффективной системы управления в этой области"; от 15.11.2017 N Пр-2319 "Перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента в сфере регулирования обращения с отходами";
- Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 (с последующими изменениями и дополнениями);
- Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 N 84-р;
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (с последующими изменениями и дополнениями);
- Стратегией обращения с твёрдыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды России от 14.08.2013 N 298;
- Указом Президента Российской Федерации N 204 от 07.05.2018 г. "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (с последующими изменениями и дополнениями);
- Стратегией социально-экономического развития Калужской области на период до 2030 года;
- документами территориального планирования Калужской области.
Территориальная схема разработана на срок до 2030 года и обеспечивает достижение целей государственной политики в области обращения с отходами в порядке их приоритетности:
- максимальное использование исходных сырья и материалов, предотвращение образования отходов, снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработку, утилизацию и обезвреживание отходов;
- безопасное захоронение отходов.
Территориальная схема предусматривает комплексную обработку и утилизацию отходов, обеспечивающую минимальный, объем их захоронения, использование наилучших доступных технологий обращения с отходами и применение методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, направленных на уменьшение количества образующихся отходов и вовлечение их в хозяйственных оборот.
В ходе разработки территориальной схемы:
- собрана и верифицирована информация об источниках образования отходов, местах накопления отходов, объектах по обработке, обезвреживанию, захоронению отходов, потоках движения отходов, организациях, осуществляющих деятельность по обращению с отходами;
- сформирована финансовая модель, обеспечивающая расчет экономических последствий реализации территориальной схемы на каждый год её действия с учетом динамики отходообразования;
- построена электронная модель, включающая в себя базу данных, средства ввода и отображения информации по вопросам обращения с отходами, математическую модель расчета оптимального размещения объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, их технических характеристик, и направлений транспортирования отходов.
Краткая характеристика объекта разработки территориальной схемы обращения с отходами
Общие сведения по Калужской области
Калужская область образована 5 июля 1944 года, входит в состав Центрального федерального округа. Областной центр - город Калуга. Расстояние от Калуги до Москвы - 188 км. Территория - 29,8 тыс. кв. км (0,17% территории РФ).
Административно-территориальное устройство Калужской области: 2 городских округа; 24 муниципальных района; 28 городских поселений; 258 сельских поселений.
Калужская область расположена в центре Восточно-Европейской равнины, в бассейнах верхней Оки и Десны. Граничит с Троицким административным округом города Москвы, с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской и Орловской областями.
Современное использование территории Калужской области обусловлено целым рядом факторов. К данным факторам относятся особенности исторических процессов, протекающих в области, образование области из нескольких частей соседствующих регионов, экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, экологические условия.
Наиболее значимыми характеристиками области являются значительная дифференциация территории по степени освоенности, наличие радиоактивного загрязнения территории, ярко выраженная роль дорог федерального значения и крупных особо охраняемых природных территорий в планировочной структуре территории.
Несмотря на сравнительно малую территорию, имеют место значительные различия в степени освоенности северо-восточной, центральной и юго-западной частей территории. Северо-восточная часть области освоена наиболее интенсивно и здесь находятся самые крупные города - Калуга и Обнинск, вокруг которых группируются населенные пункты с населением более 1000 человек. На севере Калужской области сосредоточено много памятников истории и культуры, в основном конфессиональных объектов, а также памятников природы. Калуга и небольшие города северной, центральной и юго-западной части области (Боровск, Малоярославец, Людиново, Таруса, Юхнов, Мосальск, Козельск) имеют статус исторических. С учетом ценных природных условий образованы особо охраняемые природные территории: "Природный заказник "Таруса", Национальный парк "Угра", имеющий продолжение в юго-западной части области.
В результате аварии на ЧАЭС радиоактивно загрязнены почвы районов, прилегающих к Брянской и Орловской областям. Этот фактор накладывает соответствующие ограничения на ряд видов деятельности, связанных с использованием ресурсов территории.
Определяющими структурообразующими элементами территории являются автомобильные дороги федерального значения: М3 (Е101) "Украина" (Москва - Киев), дублирующая железнодорожную линию Москва - Калуга - Брянск - Киев, и А101 Москва - Малоярославец - Рославль. Кроме того, сложившаяся планировочная структура территории в большой мере предопределена "Национальным парком "Угра", пересекающим область в широтном направлении.
Экономико-географическое положение области определяется также близостью столицы и таких индустриальных центров, как Тула и Брянск.
Природно-климатическая характеристика Калужской области
Климат Калужской области умеренно-континентальный с резко выраженными сезонами года: умеренно жарким и влажным летом и умеренно холодной зимой с устойчивым снежным покровом. Средняя температура июля составляет от + 18 °C на севере до +21°С на юге, января - от -12°C до -8°C. Тёплый период (с положительной среднесуточной температурой) длится 205 (север) - 220 (юг) дней. Количество осадков в год - 650 мм.
В области насчитывается около 2000 рек и водотоков, 268 из которых имеют протяженность более 10 км. Наиболее крупными реками региона являются Ока, Десна, Угра, Жиздра, Болва и Протва, общая протяженность каждой из которых составляет более 200 км. Основа водной системы - река Ока, берущая свое начало в Орловской области и на Калужскую землю поступающая довольно полноводной рекой с хорошо выраженной долиной.
Естественных водоемов (озер) на территории Калужской области сравнительно немного. По происхождению озерных котловин они относятся преимущественно к пойменным (озера-старицы), а также к ледниковым и карстовым. Озера первого типа приурочены к поймам реки Оки и крупнейших ее притоков (рек Угры и Жиздры). Наиболее крупными озерами старицами являются: Желоховское (длина более 4 км), Горское, Полянское, Тишь, Хохловское, Резванское (близ впадения в Оку р. Угры), Маковское, Большое Камышинское, Желтых, Ленивое, Гороженое, Орешное, Царское, Княжеское, Карастелиха и другие.
Озера ледникового типа встречаются в бассейнах рек Угры и Болвы, например, на водоразделах рек Шани и Медынки, Шани и Извери, Рессы и Болвы. Ярким представителем этого типа является озеро Бездон. К озерам карстового типа с большими глубинами при малой площади водного зеркала относятся Бездонное, Ямное и другие, расположенные в бассейне реки Жиздры.
На территории области находится около 500 торфяных болот, при этом площадь большинства из них не превышает 100 га. Значительная часть болот сосредоточена на севере и западе региона, где расположены большие болотные массивы - Игнатовское, Калуговское, Красниковское, Шатино и другие. В этих же районах находятся все верховые болота - источники чистой воды, питающие реки.
Прудов и водохранилищ в Калужской области в настоящее время насчитывается 310. Общий объем аккумулируемой в них воды составляет около 150 млн. куб. м. Самыми крупными водохранилищами в регионе являются: Ломпадь (или Людиновское водохранилище), Верхне Кировское, Брынское, Милятинское и Яченское.
Почвы Калужской области - преимущественно дерново-подзолистые различного механического состава. В центральных и восточных районах они сменяются серыми лесными почвами, обладающими более высоким естественным плодородием. Встречаются на территории региона и другие типы почв, такие как: дерновые, дерново-карбонатные, подзолистые, полуболотные, болотные, пойменные.
Область расположена в лесной зоне, в пределах которой выделяются подзона смешанных и подзона широколиственных лесов. Для смешанных лесов наиболее характерными породами являются ель и дуб, а также береза и осина; в травяном покрове наблюдается сочетание растений, характерных для широколиственных и хвойных лесов. В зоне широколиственных лесов преобладают дуб и ясень с примесью клена и вяза; кустарниковый ярус представлен лещиной обыкновенной, жимолостью и бересклетом, травяной ярус - ранневесенними эфемероидами, в том числе черемшой и другими многолетними растениями (снытью, осокой волосистой, зеленчуком желтым, пролесником многолетним, хохлатками, бором развесистым).
Значительные площади занимают различного типа луга, в том числе материковые луга, расположенные на водоразделах и на склонах речных долин, и заливные луга в поймах рек, сырые (низинные) и сухие (суходольные) луга.
Животный мир Калужской области богат и разнообразен. Фауна имеет смешанный характер: она включает как северные виды (бурый медведь, белая куропатка, клест-еловик, полевой конек), так и западноевропейские (аист белый и другие) и степные (серая куропатка, заяц-русак) виды.
Демографическая ситуация
Численность постоянного населения на 1 января 2019 года составила 1 009 380 человек. Динамика численности населения за 2015 - 2018 годы представлена в Таблице 1.
Таблица 1. Численность населения Калужской области (оценка численности на 1 января соответствующего года)
Годы |
Всего, человек |
в том числе |
|
городское |
сельское |
||
2015 |
1 010 486 |
769 945 |
240 541 |
2016 |
1 009 772 |
768 770 |
241 002 |
2017 |
1 014 570 |
771 489 |
243 081 |
2018 |
1 012 156 |
769 262 |
242 894 |
Таблица 2. Численность постоянного населения Калужской области на 1 января 2019 года и в среднем за 2018 год (человек)
|
На 1 января 2019 года |
В среднем за 2018 год |
||||
Все население |
Городское население |
Сельское население |
Все население |
Городское население |
Сельское население |
|
Область, всего |
1 009 380 |
766 763 |
242 617 |
1 010 768 |
768 013 |
242 755 |
Городские округа | ||||||
ГО Город Калуга |
353 540 |
336 726 |
16 814 |
355 620 |
338 788 |
16 832 |
ГО Город Обнинск |
118 151 |
118 151 |
- |
116 593 |
116 593 |
- |
Муниципальные районы | ||||||
Бабынинский |
18 306 |
10 372 |
7 934 |
18 328 |
10 369 |
7 959 |
Барятинский |
5 946 |
- |
5 946 |
5 989 |
- |
5 989 |
Боровский |
62 711 |
46 487 |
16 224 |
62 233 |
46 459 |
15 774 |
Дзержинский |
52 799 |
36 036 |
16 763 |
52 875 |
36 132 |
16 743 |
Думиничский |
13 881 |
5 460 |
8 421 |
13 982 |
5 519 |
8 463 |
Жиздринский |
10 205 |
5 431 |
4 774 |
10 273 |
5 446 |
4 827 |
Жуковский |
53 293 |
33 860 |
19 433 |
53 186 |
33 837 |
19 349 |
Износковский |
6 919 |
- |
6 919 |
6 871 |
- |
6 871 |
Город Киров и Кировский |
40 307 |
30 334 |
9 973 |
40 391 |
30 427 |
9 964 |
Козельский |
36 165 |
26 926 |
9 239 |
36 328 |
26 998 |
9 330 |
Куйбышевский |
7 793 |
- |
7 793 |
7 896 |
- |
7 896 |
Город Людиново и Людиновский |
41 784 |
37 734 |
4 050 |
42 102 |
38 000 |
4 102 |
Малоярославецкий |
49 598 |
27 411 |
22 187 |
49 538 |
27 429 |
22 109 |
Медынский |
12 882 |
8 133 |
4 749 |
12 864 |
8 121 |
4 743 |
Мещовский |
11 876 |
3 845 |
8 031 |
12 037 |
3 841 |
8 196 |
Мосальский |
8 514 |
4 190 |
4 324 |
8 560 |
4 196 |
4 364 |
Перемышльский |
13 277 |
- |
13 277 |
13 474 |
- |
13 474 |
Спас-Деменский |
7 143 |
4 265 |
2 878 |
7 204 |
4 304 |
2 900 |
Сухиничский |
22 985 |
16 431 |
6 554 |
23 115 |
16 526 |
6 589 |
Тарусский |
15 117 |
9 070 |
6 047 |
15 058 |
9 085 |
5 973 |
Ульяновский |
7 112 |
- |
7 112 |
7 128 |
- |
7 128 |
Ферзиковский |
18 076 |
- |
18 076 |
18 064 |
- |
18 064 |
Хвастовичский |
10 370 |
- |
10 370 |
10 331 |
- |
10 331 |
Юхновский |
10 630 |
5 901 |
4 729 |
10 728 |
5 943 |
4 785 |
Доля сельского населения составляет 24% общей численности населения области.
В пределах области население размещается неравномерно. Наиболее плотно заселены территория городского округа Калуги (39,0 чел/ без учета населения г. Калуги), Боровский (73,5 чел/
), Дзержинский (43,5 чел/
), Жуковский и Малоярославецкий (34,0 чел/
) районы на севере области и Людиновский (46,2 чел/
) и Кировский (43,3 чел/
) районы на юго-западе области.
Через эти муниципальные образования проходят основные транспортные магистрали: железнодорожная линия Москва - Брянск - Киев, автодороги Москва - Киев и Москва - Малоярославец - Рославль, а также Московская кольцевая.
Главная зона расселения Калужской области продолжается вдоль линии Москва - Брянск: повышенную плотность населения имеют Бабынинский, Козельский и Сухиничский районы.
К зонам влияния магистралей федерального значения, пересекающих область с северо-запада на юго-восток, приурочено большинство городов. Исключение составляют исторические города Козельск и Таруса, а также подчиненные непосредственно области малые города Киров и Людиново, расположенные на железнодорожной магистрали Вязьма - Фаянсовая - Брянск. В половине районов области сельское население численно преобладает над городским.
Отличительной особенностью Калужской области при наличии существенной внутриобластной дифференциации ее территории по характеристикам расселения является относительно удачное деление на районы. При общей площади области 29,8 тыс. средний размер района должен приближаться к 1,2 тыс.
. Фактические размеры районов колеблются от 714,6
(Тарусский район), до 1655,9
(Ульяновский район), т.е. различаются в 2,3 раза.
Средняя численность населения на район (без учета Калуги и Обнинска) достигает 22,48 тыс. человек. Наиболее крупные районы (Боровский, Дзержинский, Жуковский) имеют от 52,8 до 62,7 тыс. жителей. При этом население 6 районов (Барятинский, Износковский, Мосальский, Спас-Деменский, Ульяновский, Куйбышевский) не достигает 10 тыс. человек.
В Барятинском, Износковском, Ульяновском районах плотность населения более чем на порядок ниже, чем в северо-восточных районах области. Столь же низкие значения характерны для сельской местности Жиздринского и Мосальский районов. Аналогичная ситуация имеет место в Спас-Деменском, Медынском, Мосальском и Юхновском районах, где половина населения сосредоточена в городах-райцентрах. Даже Козельский, Сухиничский и Тарусский районы попадают в число плотно заселенных только за счет населения гг. Козельска, Сосенского, Сухиничи, Тарусы, Середейский.
Таким образом, для территории области характерен чрезвычайно резкий перепад между основной зоной расселения, которая вытянута узким клином вдоль основного транспортного коридора Москва - Брянск, от границы с Московской областью до Бабынино, и всей остальной территорией.
Опорный каркас расселения области образуют 28 городских населенных пунктов. Самый большой город - Калуга, к категории больших городов кроме нее относится еще г. Обнинск, города средней величины с населением от 50 до 100 тыс. чел. в Калужской области отсутствуют. Список малых городов возглавляют Людиново (38 тыс. человек), Киров (30,5 тыс. человек), Малоярославец (28 тыс. человек) и Балабаново (25,5 тыс. человек).
Центры районов, расположенных вдоль границы со Смоленской областью, - Износки, Спас-Деменск, Барятино, Мосальск и Юхнов - насчитывают менее 10 тысяч жителей.
Центры районов вдоль границы с Брянской область - Жиздра, Хвастовичи имеют население менее 10 тыс. человек.
Калужская область является одним из наиболее ярких примеров осуществления политики концентрации производительных сил в единичных пунктах при малой доле остальных. В области наблюдается чрезмерная концентрация городского населения в Калуге и Обнинске (96 - 100% горожан), тогда как на другом конце распределения размещается ряд теряющих население малых городов.
Социально-экономическое развитие Калужской области
Основой промышленного развития в Калужской области является машиностроительный комплекс, значительный вес также имеют металлургия и металлообработка, лесопромышленный комплекс, производство строительных материалов и химическое производство. В данных секторах уже реализованы, а также продолжают реализовываться наиболее крупные инвестиционные проекты.
Развитие промышленного комплекса области обусловлено созданием новых производств с высокой долей автоматизации, производящих высокотехнологичную продукцию: строительные материалы и лекарственные препараты нового поколения, металлопрокат; традиционные предприятия все активнее включаются в процессы модернизации производства.
Большой потенциал развития в регионе имеет транспортно-логистический кластер, что обусловлено наличием развитой транспортной инфраструктуры, включая аэродромное хозяйство, соседством с московской агломерацией, хорошей связью с зарубежными странами, большим объемом производства на предприятиях области. В рамках создания на территории региона аэропортовых комплексов осуществляет свою работу международный аэропорт "Калуга".
В рамках импортозамещения при государственной поддержке более экономически устойчивым становится сельскохозяйственный комплекс региона. Повышается продуктивности семенных материалов, улучшения агротехнических сроков и средств, в животноводстве - путем развития племенного и товарного скотоводства, создания роботизированных молочных ферм и молокоперерабатывающих комплексов. В регионе получило развитие рыбоводство, создаются комплекс по глубокой переработке зерна и крупнейший в ЦФО тепличный комплекс для круглогодичного выращивания овощей.
Продолжает рост жилищное строительство. По вводу жилья на 1000 населения по итогам 2017 года Калужская область заняла 3 место в ЦФО и 6 место по России, по темпам роста ввода жилья (по общему объему ввода жилья) - 3 место в ЦФО и 10 место по России. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Калужской области, на начало 2017 года составила 28,8 кв. метра общей площади. Самые высокие темпы строительства жилья наблюдаются в районах и городах, где осуществляются проекты комплексной жилищной застройки.
Стабильная ситуация сохраняется в развитии малого предпринимательства - растет число организаций малого бизнеса, увеличивается оборот субъектов малого предпринимательства.
Новый потенциал роста получает экономика региона в связи с развитием IT-сферы. Так, совместно с ОАО "Роснано" в регионе запущен завод пеностекольных теплоизоляционных материалов, ведется строительство фармацевтических производств по производству полимерных лекарств. Ведутся работы по созданию центра позитронно-эмиссионной томографии.
Основные тенденции социально-экономического развития
В 2018 году большая часть показателей, характеризующих экономическое развитие региона, демонстрируют положительную динамику.
Индекс промышленного производства составил 104,5% к уровню 2017 года. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности за 2018 год составил 836,9 млрд. рублей.
Производство продукции сельского хозяйства за 2018 год увеличилось на 9,9% в сопоставимой оценке с уровнем 2017 года. Хозяйствами всех категорий произведено сельхозпродукции на сумму 41,3 млрд. рублей.
Объем работ по виду деятельности "строительство" составил 69,7% к 2017 году, в номинальном выражении - 58,5 млрд. рублей.
За 2018 год на территории Калужской области введено 787,1 тыс. кв. метров жилых домов, что составляет 89,2% к уровню 2017 года. Из них 378,4 тыс. кв. метров (48,1% всего введенного жилья по области) построено индивидуальными застройщиками.
Объем инвестиций в основной капитал за 2018 год за счет всех источников финансирования составил 86,5 млрд. рублей, или 83,1% в сопоставимой оценке к уровню 2017 года.
Среднемесячный уровень регистрируемой безработицы составил 0,44%. По состоянию на 31.12.2018 из числа граждан, не занятых трудовой деятельностью, на учете в государственных учреждениях службы занятости населения состояли 3222 человек, из которых 2343 имели статус безработного.
На потребительском рынке области за 2018 год продано товаров на 3,0% больше уровня 2017 года. Объем платных услуг населению составил 49,9 млрд. рублей, или 98,6% в сопоставимых ценах к 2017 году.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) в декабре 2018 года по отношению к декабрю 2017 года составил 104,6%. По сравнению с декабрем 2017 года в декабре 2018 года индекс потребительских цен на платные услуги увеличился на 3,4%, продовольственные товары - на 4,8%, непродовольственные - на 5,2%.
Реальные располагаемые доходы населения за 2018 год составили 94,6%.
Начисленная средняя заработная плата работающих в организациях области в январе-декабре 2018 года по оценке составила 37735,7 рублей, что на 9,4% больше уровня соответствующего периода 2017 года. Реальная зарплата составила 106,0%.
Заключение
Настоящая территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, формирует систему обращения с отходами на территории Калужской области и является обязательной для исполнения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и другими операторами, осуществляющими обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Калужской области.
Территориальная схема обращения с отходами базируется на новой модели отношений по обращению с твердыми коммунальными отходами, сформированной Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В соответствии с территориальной схемой формируется новая система накопления твердых коммунальных отходов, включая поэтапный переход к раздельному накоплению твердых коммунальных отходов и накоплению опасных и особо опасных отходов.
Территориальная схема обращения с отходами предусматривает строительство и реконструкцию мест размещения, перегрузки и обработки отходов. В случае невозможности реализации мероприятий, предусмотренных территориальной схемой, в территориальную схему должны быть внесены соответствующие изменения. При этом региональный оператор вправе предложить к реализации собственные проекты строительства и модернизации объектов обработки, перегрузки и размещения отходов, обеспечивающие достижение целей, предусмотренных настоящей территориальной схемой и соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным между региональным оператором и уполномоченным органом субъекта РФ.
В случае экономической и экологической целесообразности в период действия территориальной схемы могут быть предложены мероприятия по строительству объектов по утилизации и обезвреживанию отходов.
Территориальная схема включает в себя электронную модель, в которой имеется база данных для хранения и обработки всей информации по вопросам обращения с отходами на территории Калужской области, финансовая модель, а также математическая модель для решения задачи оптимизации транспортных потоков, расположения и технических характеристик объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
*(1) Росстат Официальная статистика Окружающая среда Отходы производства и потребления Образование, использование, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в Российской Федерации за период 2003 - 2017 гг.
*(2) Пункт 11 Указа Президента РФ от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года"
*(3) Перечень не является исчерпывающим и не ограничивается отходами, относящимися к блоку 7 федерального классификационного каталога отходов.
*(4) Округленные значения
*(5) Округленные значения
*(6) Мирный А.Н. Справочник ТБО. М., 2001.
Нумерация приложений приводится в соответствии с внесенными изменениями
<< Назад |
Раздел 1. >> Нахождение источников образования отходов |
|
Содержание Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 22 сентября 2016 г. N 496 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.