Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 мая 2005 г. N 129 "О Республиканской программе действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2010 года"

2. Определить Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики государственным заказчиком Программы.

3. При очередном уточнении республиканского бюджета Чувашской Республики на 2005 год внести Программу на утверждение Государственного Совета Чувашской Республики одновременно с проектом закона Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год".

При формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию с учетом реальных бюджетных возможностей.

4. Министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в реализации программных мероприятий.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики

С.Гапликов

 

Утверждена

постановлением Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 27 мая 2005 г. N 129

 

Республиканская Программа
действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2010 года

 

Паспорт Программы

 

Наименование Программы - Республиканская    программа     действий     по
                         обеспечению    развития    системы    начального
                         профессионального   образования   в    Чувашской
                         Республике на 2005-2007 годы и на период до 2010
                         года

 

Основания          для - Федеральный  закон  "О  внесении   изменений   в
разработки               законодательные  акты  Российской  Федерации   и
                         признании     утратившими     силу     некоторых
                         законодательных  актов  Российской  Федерации  в
                         связи  с  принятием   федеральных   законов   "О
                         внесении изменений и  дополнений  в  Федеральный
                         закон   "Об    общих    принципах    организации
                         законодательных       (представительных)       и
                         исполнительных  органов  государственной  власти
                         субъектов  Российской  Федерации"  и  "Об  общих
                         принципах организации местного самоуправления  в
                         Российской Федерации";
                         распоряжение Правительства Российской  Федерации
                         от 3 декабря 2004 г. N  1565-р  (с  изменениями,
                         внесенными      распоряжением      Правительства
                         Российской  Федерации  от  2  февраля  2005   г.
                         N 110-р);
                         Указ  Президента  Чувашской  Республики  от   29
                         октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по
                         инновационному развитию Чувашской Республики" (с
                         изменениями,   внесенными   Указом    Президента
                         Чувашской Республики от 10 марта 2005 г. N 25);
                         Указ  Президента  Чувашской  Республики  от   17
                         февраля  2005  г.   N   15   "О   дополнительном
                         государственном содействии  селу  в  обеспечении
                         руководящими кадрами в производственной сфере";
                         постановление   Кабинета   Министров   Чувашской
                         Республики от  24  декабря  2004  г.  N  339  "О
                         безвозмездной передаче учреждений  начального  и
                         среднего   профессионального   образования    из
                         федеральной  собственности   в   государственную
                         собственность Чувашской Республики";
                         постановление   Кабинета   Министров   Чувашской
                         Республики  от  21  февраля  2005  г.  N  39  "О
                         Концепции  инновационного   развития   Чувашской
                         Республики"

 

Государственный        - Министерство образования и  молодежной  политики
заказчик                 Чувашской Республики

 

Основные разработчики  - Министерство образования и  молодежной  политики
                         Чувашской Республики;
                         Министерство экономического развития и  торговли
                         Чувашской Республики;
                         Министерство   промышленности    и    энергетики
                         Чувашской Республики;
                         Министерство   строительства,   архитектуры    и
                         жилищно-коммунального    хозяйства     Чувашской
                         Республики;
                         Министерство транспорта  и  дорожного  хозяйства
                         Чувашской Республики;
                         Министерство труда, социальной и демографической
                         политики Чувашской Республики;
                         Министерство   сельского   хозяйства   Чувашской
                         Республики;
                         Министерство культуры, по делам национальностей,
                         информационной   политики   и   архивного   дела
                         Чувашской Республики

 

Цели Программы         - создание    эффективной    системы    начального
                         профессионального образования, превращение ее  в
                         ресурс     социально-экономического     развития
                         республики

 

Задачи Программы       - обеспечение равного доступа граждан к  получению
                         начального профессионального образования;
                         обеспечение текущих и перспективных потребностей
                         экономики и социальной сферы в  профессиональных
                         кадрах необходимой квалификации;
                         совершенствование      содержания,      создание
                         эффективных  механизмов   управления   качеством
                         профессионального   образования   и    развитием
                         инновационного потенциала личности;
                         реструктуризация республиканской сети учреждений
                         начального   профессионального   образования   и
                         повышение ее экономической эффективности

 

Сроки     и      этапы - 2005-2010 годы:
реализации Программы     1 этап - 2005-2007 годы;
                         2 этап - 2008-2010 годы

 

Перечень      основных - создание динамичной системы сбора  информации  о
мероприятий              получателях    услуг    учреждений    начального
                         профессионального образования и профессиональной
                         ориентации обучающихся;
                         приведение объемов и профилей подготовки рабочих
                         кадров      в       учреждениях       начального
                         профессионального образования в  соответствие  с
                         требованиями рынка труда;
                         разработка   механизма   обеспечения    качества
                         начального    профессионального     образования,
                         соответствующего международным стандартам;
                         реструктуризация республиканской сети учреждений
                         начального    профессионального     образования,
                         совершенствование   организационной    структуры
                         управления;
                         оптимизация   расходов   учреждений   начального
                         профессионального образования

 

Исполнители            - Министерство образования и  молодежной  политики
                         Чувашской Республики, Министерство имущественных
                         и  земельных  отношений  Чувашской   Республики,
                         Министерство   промышленности    и    энергетики
                         Чувашской  Республики,  Министерство   сельского
                         хозяйства  Чувашской  Республики,   Министерство
                         труда,  социальной  и  демографической  политики
                         Чувашской        Республики,        Министерство
                         строительства,           архитектуры           и
                         жилищно-коммунального    хозяйства     Чувашской
                         Республики, Министерство экономического развития
                         и торговли  Чувашской  Республики,  Министерство
                         транспорта  и  дорожного   хозяйства   Чувашской
                         Республики,        Управление        Федеральной
                         государственной службы  занятости  населения  по
                         Чувашской Республике (по  согласованию),  органы
                         местного   самоуправления   (по   согласованию),
                         учреждения     начального      профессионального
                         образования (по согласованию)

 

Объем   и    источники - общий объем финансирования Программы в 2005-2010
финансирования           годах - 16,4 млн. рублей,
                           в том числе из:
                         республиканского бюджета Чувашской Республики  -
                         15,25 млн. рублей;
                         внебюджетных источников - 1,15 млн. рублей

 

Ожидаемые     конечные - создание  условий  для  развития  инновационного
результаты  реализации   потенциала  личности  и  успешной  адаптации   в
Программы                социуме, удовлетворение потребностей населения в
                         качественных  профессиональных   образовательных
                         услугах, рост количества  инновационных  моделей
                         учебных заведений  до  35  процентов  от  общего
                         числа  учреждений  начального  профессионального
                         образования,    внедрение    в     них     новых
                         образовательных технологий;
                         внедрение   рыночных   регуляторов   в   систему
                         образования, согласование спроса  и  предложений
                         на  образовательные   услуги,   сокращение   зон
                         неэффективности   и    устранение    структурных
                         диспропорций   на   рынке   труда,   оптимизация
                         использования имеющихся ресурсов;
                         создание гибкой системы  переподготовки  кадров,
                         повышение     удельного     веса     выпускников
                         профессиональных     училищ,     обученных     в
                         соответствии  с  заявками  организаций,  до   95
                         процентов;
                         высвобождение средств  республиканского  бюджета
                         Чувашской Республики за счет оптимизации перечня
                         профессий   и   сети   учреждений    образования
                         составит:
                         в 2005 году - 6,0 млн. рублей;
                         в 2006 году - 19,0 млн. рублей;
                         в 2007 году - 20,0 млн. рублей;
                         в 2008 году - 22,0 млн. рублей;
                         в 2009 году - 22,0 млн. рублей;
                         в 2010 году - 22,0 млн. рублей

 

Система организации  и - контроль за реализацией  Программы  осуществляет
контроля            за   Министерство образования и  молодежной  политики
исполнением Программы    Чувашской  Республики.  Исполнители  мероприятий
                         Программы  ежегодно  представляют  информацию  в
                         Министерство образования и  молодежной  политики
                         Чувашской Республики к 1 февраля до 2011 года.
                         Министерство образования и  молодежной  политики
                         Чувашской  Республики  обобщает   информацию   и
                         докладывает   Кабинету    Министров    Чувашской
                         Республики о  ходе  выполнения  Программы  к  15
                         февраля ежегодно до 2011 года.

Введение

 

Республиканская программа действий по обеспечению развития учреждений начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2010 года (далее - Программа) разработана Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики с участием других органов исполнительной власти Чувашской Республики и организаций в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 1565-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. N 110-р), указами Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики" (с изменениями, внесенными Указом Президента Чувашской Республики от 10 марта 2005 г. N 25) и от 17 февраля 2005 г. N 15 "О дополнительном государственном содействии селу в обеспечении руководящими кадрами в производственной сфере", постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2004 г. N 339 "О безвозмездной передаче учреждений начального и среднего профессионального образования из федеральной собственности в государственную собственность Чувашской Республики" и от 21 февраля 2005 г. N 39 "О Концепции инновационного развития Чувашской Республики".

При разработке Программы были также учтены федеральные и республиканские нормативные правовые акты, определяющие стратегическое развитие образования: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р и взаимосвязанная с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы, утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 25 июня 2003 г. N 61 (с изменениями, внесенными Указом Президента Чувашской Республики от 8 февраля 2005 г. N 13) и Комплексный план реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2003 г. N 97 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 июня 2004 г. N 137).

Данная Программа предусматривает координацию усилий органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, работодателей по обеспечению эффективного развития учреждений начального профессионального образования (далее - НПО).

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 

В условиях передачи учреждений НПО в ведение Чувашской Республики особенно актуальными являются проблемы обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в рабочих кадрах необходимой квалификации, создания системы непрерывного образования. Кроме того, с принятием Концепции инновационного развития Чувашской Республики особое внимание следует обратить на формирование инновационного пространства и сосредоточение ресурсов в учебных заведениях, обеспечивающих современными кадрами приоритетные направления развития республики. Этим и обусловлено создание Программы. При ее разработке учитывались результаты реализации программы "Профессиональное образование в Чувашской Республике" на 2001-2003 годы и на период до 2005 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2000 г. N 275.

Сложившаяся в республике система НПО характеризуется наличием вариативных образовательных программ, обеспечивающих выбор профессий, способствующих самореализации личности и формирующих ее инновационное мышление. Кроме того, функционирование учебных заведений характеризуется рядом показателей, свидетельствующих не только о стабильности их существования, но и о достижении ими позитивных результатов в развитии.

Так, по состоянию на 1 января 2005 г. в Чувашской Республике функционируют 26 профессиональных училищ и 3 профессиональных лицея с общим контингентом обучающихся 15916 человек при количестве посадочных мест 15020, то есть коэффициент загрузки составляет 1,06; на 10 тыс. населения Чувашской Республики приходится 123 обучающихся по дневной форме (по Российской Федерации - 108). В соответствии с перечнем профессий НПО обучение ведется по 55 базовым профессиям. Все учебные заведения имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности, прошли процедуры государственной аттестации и аккредитации.

Стабильным остается и процент граждан, принимаемых в учреждения НПО. В 2004 году 4197 выпускников основной школы и 3997 выпускников средней школы продолжили обучение в профессиональных училищах и лицеях по программам НПО. Анализ выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий за последние 5 лет показывает, что в профессиональные училища для получения образования данного уровня поступают 17,7 процента выпускников 9-х и 27,7 процента выпускников 11-х классов общеобразовательных школ (диаграмма 1).

ГАРАНТ:

См. "Долю выпускников общеобразовательных школ республики, поступающих в учреждения НПО (в %)" в редакторе MS-Word

Ориентируясь на потребности рынка труда, учреждения НПО увеличили объемы подготовки по ряду профессий, связанных с металлообработкой, строительством и сельским хозяйством. Одновременно происходит сокращение подготовки кадров для отраслей легкой промышленности, сферы обслуживания и торговли в связи с насыщением рынка труда указанными специальностями (диаграмма 2).

ГАРАНТ:

См. "Распределение контингента обучающихся учреждений НПО в разрезе отраслей экономики по состоянию на 1 января 2005 года (в %)" в редакторе MS-Word

Изучается и распространяется опыт совместной работы некоторых училищ со средними и высшими профессиональными учебными заведениями, когда на договорной основе рационально используется материально-техническая база, создаются сквозные планы и программы, обеспечивающие многоуровневую подготовку кадров.

Технологические изменения, революция в информационных и коммуникационных технологиях и вызванный ими быстрый темп социальных изменений привели к росту мобильности труда и капитала. Это вызвало появление новых профессий, связанных с обслуживанием и ремонтом сложного промышленного оборудования, сельскохозяйственной техники, сервисом в сфере общественного питания и торговли. Параллельно происходит процесс устранения дублирования профилей подготовки кадров в учебных заведениях и их специализации по кластерным группам профессий (диаграмма 3).

ГАРАНТ:

См. "Динамику отраслевой структуры учреждений НПО (в % к общему числу учреждений)" в редакторе MS-Word

Анализ потребности предприятий и организаций в квалифицированных рабочих на 2005-2015 годы показывает, что спрос на рабочие кадры находится на уровне 8 тыс. человек ежегодно. Сегодня на современном рынке труда наиболее востребованы 33 профессии НПО. Потребность предприятий в них в 2005 году составляет 8055 человек (диаграмма 4).

ГАРАНТ:

См. "Предполагаемую потребность организаций республики в кадрах и количество выпускников школ, желающих продолжить обучение в системе НПО" в редакторе MS-Word

В текущем году, по предварительным расчетам, с учетом имеющейся учебно-материальной базы, кадрового потенциала и в целях сохранения на стабильном уровне доли выпускников школ, получающих рабочие профессии, учреждения НПО смогут принять на учебу 8200 выпускников школ.

Начиная с 2006 года демографические процессы окажут серьезное влияние на рынок труда, численность обучающихся в учреждениях НПО может сократиться на 38-40 процентов, что повлечет за собой структурные преобразования в этой системе. В связи с этим резко возрастут требования к информационному обеспечению молодежи и организации соответствующей системы профессиональной ориентации.

Некоторым компенсационным механизмом преодоления рассогласования рынка труда и структуры рынка образовательных услуг являются курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования. В 2004 году на основании договоров с гражданами обучено 4426 человек из числа взрослого населения. Однако доля лиц, повысивших свой квалификационный уровень, явно не удовлетворяет потребностей современного производства (диаграмма 5).

ГАРАНТ:

См. "Численность рабочих и специалистов, подготовленных в учреждениях НПО, человек" в редакторе MS-Word

Ежегодно более 7,5 тыс. человек заканчивает учреждения НПО по дневной форме обучения за счет бюджетных средств. Постепенно происходит сокращение количества выпускников, свободно трудоустраивающихся на работу (в 2001 году - 15,8 процента от общего количества выпускников, в 2004 году - 8,1 процента). Этому способствует развитие социального партнерства. В 2004 году доля обучающихся на основании прямых договоров с предприятиями различных форм собственности составила 64,8 процента (диаграмма 6).

ГАРАНТ:

См. "Динамику занятости выпускников учреждений НПО (в % от общего количества выпускников)" в редакторе MS-Word

Используя опыт работы образовательных учреждений стран с развитой экономикой, для обеспечения тесных связей с работодателями учебные заведения начали создавать службы маркетинговых услуг, в функции которых также входит оказание содействия в трудоустройстве выпускников. В целях снижения безработицы среди молодежи и соответствующей подготовки ее к труду в учебные планы профессиональных училищ и лицеев введены специальные курсы "Технология поиска работы" и "Основы малого предпринимательства".

По данным Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике, удельный вес выпускников 2004 года, зарегистрированных в качестве безработных, составил 3,3 процента.

В настоящее время наибольший интерес у молодежи вызывают такие отрасли, как оптовая и розничная торговля, общественное питание, финансы, кредит, страхование, управление хозяйственной деятельностью, что замедляет процесс обновления рабочей силы в сфере материального производства.

В связи с этим в ходе реализации Программы предполагается внедрение модели финансирования, которая будет стимулировать развитие на договорных отношениях подготовки кадров для конкретных предприятий, повышение уровня достигнутой выпускниками квалификации, а главное - содействовать трудоустройству по полученной профессии и успешной адаптации выпускников на производстве.

Объективности ради стоит заметить, что данная модель имеет и слабые места: возможен отбор учреждениями НПО наиболее подготовленных абитуриентов и ущемление прав инвалидов, детей из группы риска и других категорий молодежи (при законодательном праве каждого на доступное и бесплатное образование при получении первой рабочей профессии). Однако представляется, что подобные риски являются меньшим злом, чем описанные выше перекосы в подготовке кадров, наносящие значительный социальный и экономический ущерб.

Укомплектованность учебных заведений педагогическими кадрами по состоянию на 1 января 2005 г. составляет 73,3 процента от потребностей (в 1998 году - 81,5 процента, в 2002 году - 77 процентов) (диаграмма 7). Особенно низок уровень обеспеченности профессиональных училищ мастерами производственного обучения, который в 2004 году не превышал 70 процентов. Высокой остается текучесть названной категории (10 процентов), а число педагогических работников пенсионного и предпенсионного возраста - 29,6 процента от общего количества работающих.

ГАРАНТ:

См. "Возрастную структуру педагогов, занятых в системе НПО (в %)" в редакторе MS-Word

Одной из причин возникновения проблем в формировании кадрового потенциала учреждений НПО является отсутствие стимулирующих факторов и льгот для привлечения подготовленных специалистов, в том числе выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования соответствующей специальности.

В то же время для развития кадрового потенциала учреждений НПО в соответствии с современными социально-экономическими условиями создана система повышения квалификации, основанная на реальных потребностях учебных заведений, подготовки и переподготовки преподавателей к работе по современным методикам и технологиям обучения. Ведется целенаправленная подготовка методистов и других педагогических работников по развитию новых форм образования, созданы условия для развития компьютеризации учебного процесса и организации системы стажировок.

Ежегодно 20 процентов педагогических работников профессиональных училищ проходят курсы повышения квалификации как в самой Чувашии, так и за ее пределами.

Более 40 процентов учебных заведений в 2004 году включились в инновационную деятельность. 27 процентов преподавателей и мастеров производственного обучения апробируют и внедряют в учебный процесс новые образовательные технологии. Профессиональные училища N 19 и N 23 г.Чебоксары в рамках реализации Республиканской программы сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года выиграли тендер на выполнение работ, связанных с деятельностью экспериментальных площадок, обеспечивающих установление тесных связей между учебными заведениями, научными учреждениями и инновационными организациями.

Неплохие результаты принесло овладение педагогами профессиональных училищ Шотландской технологией модульного обучения, основанной на компетентностном подходе, и технологией модульного обучения, предложенной Международной организацией труда.

Основам Шотландской технологии за 3 года обучено 20 процентов преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в 10 учебных заведениях, подготовлены собственные тьютеры, разработаны и апробируются 26 модульных программ, открыты 3 республиканские экспериментальные площадки, созданы 2 базовых училища по обучению педагогов, готовящих кадры для агропромышленного комплекса республики.

Достигнутые в данном направлении деятельности положительные результаты позволили Чувашии включиться в Межрегиональный консорциум, осуществляющий взаимодействие 5 регионов по обмену и внешней экспертизе созданных модулей.

Методике применения учебных элементов в практической деятельности, предложенной Международной организацией труда, обучено 50 процентов преподавателей 10 учебных заведений, приобретены учебные модули по 7 профессиям на сумму 200 тыс. рублей. На основе полученных материалов в 2004 году переобучено 487 человек, из них 208 - из числа лиц взрослого населения.

С 2005 года педагогические работники профессиональных училищ начали активно внедрять в учебный процесс проектный метод обучения. Создана республиканская творческая группа, обучено 16 процентов преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения из 9 профессиональных училищ.

В целях совершенствования инновационной деятельности в январе 2003 года открыт научно-методический центр профессионального образования.

Однако названные инновационные преобразования не всегда дают нужный эффект. Основные причины заключаются в том, что управление инновационными процессами осуществляется малоэффективными методами, не стимулирующими инновационное развитие. В связи с этим необходимо консолидировать усилия и ресурсы учебных заведений для решения стратегических целей и задач, разработать программы инновационного развития в каждом учебном заведении, шире применять проектные технологии в управлении кадровыми ресурсами, активизировать деятельность педагогов для осуществления образовательных инноваций.

В последние годы начался процесс обновления материальной базы учреждений НПО. Большую роль в нем сыграло участие профессиональных училищ и лицеев в реализации различных федеральных проектов и программ. За последние 2 года в профессиональные училища республики в рамках проекта "Реформа системы образования" поставлено более 600 единиц компьютерного, офисного и типографского оборудования, 200 единиц оборудования общественного питания, 83 единицы швейного оборудования, 13 единиц металлообрабатывающих станков, 3 трактора новой модификации производственного объединения "Минский тракторный завод", 28 автомобилей и единиц различного тренажерного оборудования. В 2004 году расходы на обновление учебно-технологической базы составили 45,9 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 6,4 млн. рублей, что позволило увеличить коэффициент обновления основных фондов от 0,05 процента в 2000 году до 4,7 процента в 2004 году.

Однако доля учебного и производственного оборудования, эксплуатируемого более 20 лет, составляет 90 процентов. Это существенно затрудняет подготовку рабочих кадров для современного производства.

Реальную угрозу стабильности функционирования учреждений НПО представляет и степень износа основных фондов, которая на 1 января 2005 г. составила 38,6 процента.

Состояние бюджетного финансирования и объемы ожидаемых в ближайшие годы инвестиционных вложений не дают возможности должным образом инвестировать все учреждения НПО. Решение обозначенной проблемы в республике осуществляется путем преобразования ведущих образовательных учреждений в ресурсные центры с закреплением за ними функций коллективных пользователей. При этом они не рассматриваются как конкуренты другим образовательным учреждениям НПО. В ресурсных центрах концентрируется наиболее дорогостоящее оборудование, и сетевое взаимодействие их с другими профессиональными училищами позволяет добиться максимального эффекта при минимизации инвестиций. Сеть подобных центров обеспечивает подготовку рабочих кадров по приоритетным направлениям развития отраслей экономики с учетом специализации отдельных районов республики.

Модернизация экономики, развитие частного сектора, объективная необходимость построения инновационно-развитого общества, интегрированного в мировую экономическую систему, требуют переосмысления задач, стоящих перед профессиональной школой.

В настоящее время рынок труда в разрезе районов не сбалансирован. Так, например, возможности учреждений НПО г.Ядрина и Ядринского района значительно превышают заявки сельскохозяйственных товаропроизводителей на подготовку кадров. Аналогичная ситуация в подготовке рабочих по профессиям сферы обслуживания складывается в г.Канаше. Из-за отсутствия рабочих мест право свободного трудоустройства было предоставлено выпускникам, получившим квалификацию портного, парикмахера, оператора ЭВМ, секретаря-референта, продавца, коммерсанта в торговле. В 2004 году число выпускников учебных заведений НПО, получивших статус безработного, в г. Канаше возросло в 1,5 раза, в г.Ядрине и Ядринском районе - в 1,6 раза. В силу демографических процессов произошло резкое снижение количества обучающихся в профессиональном училище N 13 с.Порецкое.

В связи с этим в качестве приоритетных направлений развития НПО рассматриваются реструктуризация сети профессиональных училищ, развитие системы непрерывного профессионального образования, формирование государственных заданий учебным заведениям на основе прогнозирования перспективных потребностей рынка труда. В сложившихся условиях реструктуризация вызвана также необходимостью изменения механизма бюджетного финансирования образовательных учреждений, который на сегодня совершенно не связан с качеством подготовки кадров, работой на заказ, трудоустройством выпускников по полученным профессиям и закреплением их на производстве. Профессиональное образование остается единственной сферой производства товаров и услуг, получающей средства за произведенный, а не реализованный продукт.

Исходя из этого, суть стратегии реструктуризации республиканской сети НПО будет заключаться в выработке оптимальных путей реализации принципа "Образование через всю жизнь".

Анализ факторов, влияющих на деятельность профессиональных училищ, показывает, что существующие проблемы можно решить лишь объединенными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, бизнеса и самих учебных заведений. Вместе с тем этот процесс во многом зависит от эффективности государственной поддержки, обеспечивающей условия для нормального функционирования и развития системы НПО.

Комплексный подход к решению указанных проблем предполагает использование программно-целевых методов, увязывающих мероприятия по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.

II. Цели, задачи и сроки реализации Программы

 

Целями Программы являются создание эффективной системы НПО, превращение ее в ресурс социально-экономического развития республики.

Задачами Программы являются следующие:

обеспечение равного доступа граждан к получению НПО;

обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой классификации;

совершенствование содержания и качества образования; развитие инновационного потенциала личности;

реструктуризация республиканской сети учреждений НПО и повышение ее экономической эффективности.

Способы и механизмы решения каждой из задач определены в основных мероприятиях Программы.

Выполнение этих задач позволит личности удовлетворить потребности в качественных профессиональных образовательных услугах, развить свой инновационный потенциал и успешно адаптироваться в социуме. Кроме того, это даст возможность внедрить рыночные регуляторы в систему образования, повысить ее гибкость, согласовать спрос и предложения на образовательные услуги, сократить зоны неэффективности и устранить структурные диспропорции на рынке труда, оптимизировать использование имеющихся средств.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2005-2010 годах в два этапа.

На первом этапе (2005-2007 годы) осуществляется реструктуризация сети учреждений НПО, изменяются структура контингента обучающихся, объемы и профили подготовки, разрабатываются и апробируются механизмы сбалансированности спроса и подготовки.

На втором этапе (2008-2010 годы) предусматриваются инновационное развитие системы НПО, обеспечение соответствия качества подготовки рабочих кадров международным стандартам.

III. Система программных мероприятий

 

В Программе предусматриваются мероприятия по следующим разделам:

1. Создание динамичной системы сбора информации о получателях услуг системы НПО и профессиональной ориентации обучающихся.

Основные мероприятия указанного раздела направлены на создание целенаправленного информационного взаимодействия органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и образовательных учреждений с различными категориями потребителей образовательных услуг учреждений НПО с целью привлечения будущих рабочих в процесс созидательной деятельности. В настоящее время в связи с ростом промышленного производства на рынке труда ощущается недостаток в квалифицированных кадрах.

Система предусмотренных совместных действий поможет сформировать необходимый объем приема молодежи и лиц из числа взрослого населения в профессиональные училища и составить рейтинг наиболее востребованных профессий.

Для реализации программных мероприятий предполагаются привлечение средств массовой информации, создание в образовательных учреждениях собственных интернет-сайтов, организация встреч, творческих отчетов, то есть создание целостной системы повышения имиджа НПО.

Решение проблемы своевременного получения достоверной информации от граждан - о желании приобрести рабочие профессии, от предприятий - о потребности в рабочих кадрах является важной составляющей стратегии развития системы НПО.

2. Приведение объемов и профилей подготовки рабочих кадров в учреждениях НПО в соответствие с требованиями рынка труда.

Развитие отдельных отраслей экономики поставило на повестку дня вопрос об изменении структуры подготавливаемых кадров по профессиям и специальностям, а также уровням НПО.

Однако в настоящее время объемы, перечень специальностей и профессий планируются на основе недостаточной информации, не всегда отражающей тенденции развития рынка труда и не учитывающей емкости трудовых ресурсов.

В связи с этим основными задачами Программы по организации совместных действий со всеми отраслевыми министерствами и работодателями являются устранение дисбаланса между спросом и предложением, создание механизма прогнозирования потребностей отраслей экономики в рабочих кадрах и формирование государственного заказа на их подготовку.

Реализация мероприятий данного раздела позволит при непосредственном участии руководителей учебных заведений в деятельности органов общественного управления, координирующих работу в этом направлении, сформировать перечень обоснованных требований по повышению уровня профессиональной компетентности выпускников.

Кроме того, названные мероприятия будут способствовать оптимизации перечня подготавливаемых профессий, эффективному использованию финансовых средств, уменьшению доли выпускников, состоящих на учете в службах занятости, формированию согласованного заказа на подготовку рабочих кадров.

3. Разработка механизма обеспечения качества НПО, соответствующего международным стандартам.

Среди названных приоритетных видов деятельности особое внимание должно быть уделено обеспечению качества НПО, так как в условиях глобальной конкуренции на рынке труда требуются специалисты повышенного уровня квалификации.

В связи с этим отдельный блок мероприятий направлен на создание условий, обеспечивающих эффективность деятельности учреждений НПО как одного из решающих факторов процесса повышения качества образования. В качестве основополагающих определены оптимизация сети и отработка новых моделей учебных заведений; концентрация работников высокого уровня квалификации, финансово-технических средств в ресурсных центрах; учебно-методическое обеспечение профессий в соответствии с требованиями работодателей; привлечение представителей организаций к разработке учебных программ, оценке качества профессиональной подготовки и формированию перечня ключевых компетенций будущих рабочих; системная работа с органами общественного управления и социальными партнерами по обеспечению учебных заведений современным оборудованием на основе результатов анализа спроса и предложений на рынке труда; использование в учебном процессе эффективных практико-ориентированных технологий; формирование кадрового корпуса, способного обеспечить современное содержание учебного процесса на основе сетевого взаимодействия, изменить стиль мышления и работать в инновационном режиме.

Главный социальный эффект от реализации названных мероприятий будет заключаться в обеспечении республиканского рынка труда квалифицированными рабочими кадрами.

4. Реструктуризация республиканской сети НПО, совершенствование организационной структуры управления.

Процесс реструктуризации сети учреждений НПО ознаменован передачей 26 профессиональных училищ в ведение Чувашской Республики с целью приближения их к запросам экономики республики и совершенствования организационной структуры управления. Следующим шагом стало проведение комплексного анализа деятельности образовательных учреждений по решению следующих задач реструктуризации: укрупнение учебных заведений, интеграция и многоуровневость профессиональных программ, открытие на базе ресурсных центров структурных подразделений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих предприятий и организаций, формирование общественно-государственных институтов управления развитием НПО и т.п.

Проведение названных мероприятий, в свою очередь, потребует инвентаризации возможностей учебных заведений по повышению качества образовательных услуг.

Особое внимание будет уделено разработке пакета документов для функционирования профессиональных училищ в новых условиях.

В результате реализации основных мероприятий раздела система НПО республики должна стать адекватной развивающимся рыночным отношениям.

5. Оптимизация расходов учреждений НПО.

На современном этапе, в отсутствие соответствующей нормативной правовой базы, в республике в режиме эксперимента ведется работа по внедрению системы нормативного бюджетного финансирования учебных заведений. В рамках реализации Программы предполагаются отработка методологии этих расчетов, создание нормативной правовой базы, включающей в себя механизм планирования финансовых средств на 1 обучающегося в разрезе профессий, определение четкого правового статуса норм и положений, регламентирующих осуществление образовательных услуг.

Кроме того, в указанном разделе уделяется внимание привлечению в учебные заведения дополнительных финансовых средств.

Реализация названных мероприятий позволит перейти на оптимальное ресурсное обеспечение учебных программ НПО по профессиям в рамках государственных образовательных стандартов.

Перечень основных мероприятий Программы изложен в приложении.

 

IV. Ресурсное обеспечение Программы

 

Источниками финансирования Программы являются средства республиканского бюджета Чувашской Республики и внебюджетные источники.

 

(тыс. рублей)

Общие объемы затрат по
источникам финансирова-
ния Программы
2005-
2010
годы
Этапы реализации по годам
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Итого
в том числе из:
республиканского бюдже-
та Чувашской Республики
внебюджетных источников
16400,0

15250,0

1150,0
0

0

0
2775,0

2600,0

175,0
2875,0

2700,0

175,0
3350,0

3100,0

250,0
3400,0

3150,0

250,0
4000,0

3700,0

300,0

 

Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджетов всех уровней.

V. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения

 

Государственным заказчиком Программы является Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущие к достижению намеченных результатов. Исполнителями Программы являются заинтересованные министерства и иные органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления, учебные заведения.

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики осуществляет контрольные функции, позволяющие установить зависимость между затратами на реализацию Программы и конечными результатами, обеспечивая тем самым эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на ее осуществление.

Координация деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, учебных заведений по выполнению мероприятий Программы осуществляется Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики, которое также определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений действий.

Исполнители основных мероприятий Программы ежегодно до 2011 года к 1 февраля представляют государственному заказчику информацию о ходе выполнения Программы для обобщения и последующего информирования Кабинета Министров Чувашской Республики не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы

 

Эффективность Программы определяется соотношением позитивных изменений, произошедших в системе НПО вследствие проведения названных мероприятий.

В качестве целей управления, определяющих критерии оценки эффективности, приняты такие индикаторы, как доля учреждений НПО, реализующих в учебно-воспитательном процессе инновационные (информационные, производственные, образовательные) технологии; доля педагогов, занятых апробацией и внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий; рост количества инновационных моделей учебных заведений; доля ресурсных центров, эффективно взаимодействующих с другими учебными заведениями; охват педагогических работников учреждений НПО постоянно действующей системой обучающих семинаров, конференций и т.д.; доля выпускников общеобразовательных школ, продолжающих обучение в учреждениях НПО; доля обучающихся в учреждениях НПО на контрактно-договорной основе с работодателями; удельных вес безработных в общей численности выпускников учреждений НПО; доля учреждений НПО, реализующих программы профессионального образования в рамках системы непрерывного образования.

Реализация Программы позволит более полно удовлетворить потребности населения республики в качественных профессиональных образовательных услугах, создать систему развития инновационного потенциала личности, успешной ее адаптации в социуме; внедрить рыночные регуляторы в систему образования, повысить ее гибкость, согласовать спрос и предложения на образовательные услуги, сократить зоны неэффективности и устранить структурные диспропорции на рынке труда, оптимизировать имеющиеся ресурсы; сбалансировать процесс подготовки кадров в соответствии с финансовыми возможностями.

Экономическая эффективность за все годы реализации составит 111,0 млн. рублей.

 

Индикаторы ожидаемой эффективности реализации мероприятий

 

N
пп
Индикаторы Еди-
ница
из-
ме-
ре-
ния
До
реа-
лиза-
ции
Прог-
раммы
В ходе реализации Программы
2005
год
2006
год
2007
год
2008
год
2009
год
2010
год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.






2.




3.


4.




5.





6.



7.



8.





9.






10.





11.
Доля учреждений НПО,
реализующих в учебно-
воспитательном процес-
се инновационные (ин-
формационные, произ-
водственные, образова-
тельные) технологии
Доля педагогов, заня-
тых апробацией и внед-
рением в учебный про-
цесс новых образова-
тельных технологий
Рост количества инно-
вационных моделей
учебных заведений
Доля ресурсных цент-
ров, эффективно взаи-
модействующих с други-
ми учебными заведения-
ми
Охват педагогических
работников учреждений
НПО постоянно дейст-
вующей системой обу-
чающих семинаров, кон-
ференций и т.д.
Доля выпускников обще-
образовательных школ,
продолжающих обучение
в учреждениях НПО
Доля обучающихся в уч-
реждениях НПО на конт-
рактно-договорной ос-
нове с работодателями
Доля выпускников уч-
реждений НПО, трудо-
устроенных по получен-
ной профессии, в общей
численности выпускни-
ков учреждений НПО
Доля выпускников уч-
реждений НПО, зареги-
стрированных в качест-
ве безработных граж-
дан, в общей числен-
ности выпускников уч-
реждений НПО
Доля учреждений НПО,
реализующих программы
профессионального об-
разования в рамках
системы непрерывного
образования
Коэффициент обновления
основных средств уч-
реждений НПО
%






%




%


%




%





%



%



%





%






%





%
40,0






34,5




8,6


-




40,0





21,1



63,7



64,8





3,3






3,4





4,3
50,0






44,8




10,9


18,1




45,0





22,0



65,0



70,0





3,0






7,6





5,9
57,0






55,5




13,8


54,5




53,8





22,0



70,0



73,0





2,8






11,0





2,5
80,0






69,2




16,0


100,0




61,0





22,0



75,0



75,0





2,5






19,2





2,0
80,0






76,9




24,8


100,0




64,5





22,0



80,0



75,0





2,2






23,0





2,0
88,0






88,5




30,1


100,0




69,8





22,0



90,0



75,0





2,0






46,0





2,0
100,0






100,0




35,0


100,0




75,3





22,0



95,0



80,0





2,0






57,0





2,0

Приложение

к Республиканской программе действий

по обеспечению развития системы

начального профессионального образования

в Чувашской Республике на 2005-2007 годы

и на период до 2010 года

 

Система мероприятий
Республиканской программы действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2010 года

 

N
пп
Наименование
мероприятий
Исполнители Сроки
испол-
нения
(годы)
Источники
финансиро-
вания
Объем средств (тыс. рублей) Результаты
реализации
мероприятий
2005
год
2006
год
2007
год
2008
год
2009
год
2010
год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
I. Создание динамичной системы сбора информации о получателях услуг учреждений НПО и профессиональной ориентации обучающихся
1.1.



1.1.1.








1.1.2.








1.1.3.








1.1.4.








1.2.



1.2.1.








1.2.2.
Создание системы мониторинга потре-
бителей услуг, предоставляемых уч-
реждениями НПО

Регулирование доли выпускников обще-
образовательных школ, поступающих в
учреждения НПО для получения рабочих
профессий





Формирование динамичной системы вы-
явления из числа взрослого населе-
ния, включая безработных граждан,
лиц, нуждающихся в получении образо-
вательных услуг; оказание содействия
самозанятости населения



Создание системы направления молоде-
жи, относящейся к "группам риска" и
испытывающей потребность в получении
профессии, в том числе особо нуждаю-
щихся в социальной защите, на учебу
в учреждения НПО



Создание непрерывно обновляющегося
банка вакантных мест в разрезе каж-
дого района и города






Создание оперативно-информационной
системы взаимодействия между потре-
бителями услуг и учреждениями НПО

Развитие системы профессиональной
ориентации учащихся общеобразова-
тельных школ и молодежи на основе
взаимодействия с работодателями, в
том числе путем организации месячни-
ков профориентации, презентации об-
разовательных учреждений и т.п.


Создание профориентационных интер-
нет-сайтов и размещение их в район-
ных и городских центрах общественно-
го доступа




Минсоцполитики Чува-
шии, Минобразования
Чувашии, УФГСЗН по Чу-
вашской Республике*,
органы местного само-
управления*



Минсоцполитики Чува-
шии, УФГСЗН по Чуваш-
ской Республике, орга-
ны местного самоуправ-
ления




органы местного само-
управления







УФГСЗН по Чувашской
Республике, органы
местного самоуправле-
ния









Минобразования Чува-
шии, Минсоцполитики
Чувашии, УФГСЗН по Чу-
вашской Республике,
органы местного само-
управления



Минсоцполитики Чува-
шии, УФГСЗН по Чуваш-
ской Республике, орга-
ны местного самоуправ-
ления




ежегод-
но







ежегод-
но







ежегод-
но







ежегод-
но











ежегод-
но







ежегод-
но




в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность

в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность

в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность

в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность





в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность

в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность
           



выполнение зая-
вок отраслей
экономики






создание эле-
ментов гибкого
рынка труда






снижение соци-
альной напря-
женности в мо-
лодежной среде





активизация
процесса трудо-
устройства
граждан









повышение ин-
формированности
населения в
области проф-
ориентации




повышение ин-
формированности
населения в об-
ласти профори-
ентации
II. Приведение объемов и профилей подготовки рабочих кадров в учреждениях НПО в соответствие с требованиями рынка труда
2.1.






2.2.



2.2.1.





2.2.2.





2.2.3.
Обеспечение объемов и профилей под-
готовки кадров по заявкам отраслевых
министерств




Создание механизмов эффективного
взаимодействия рынка труда и обра-
зовательных услуг

Подготовка предложений по отрасле-
вым требованиям к образовательным
программам



Переход на договорную основу взаимо-
действия между учреждениями НПО и
работодателями



Создание на базе учреждений НПО
служб маркетинга образовательных ус-
луг
Минобразования Чува-
шии, отраслевые минис-
терства








Минобразования Чува-
шии, организации*, об-
разовательные учрежде-
ния


Минобразования Чува-
шии, отраслевые мини-
стерства, органы мест-
ного самоуправления,
организации

Минобразования Чува-
шии, органы местного
самоуправления
ежегод-
но









ежегод-
но




ежегод-
но




2005
              обеспечение
сбалансирован-
ности потреб-
ностей экономи-
ки в кадрах и
предложений





создание про-
грамм обучения,
учитывающих
требования ра-
ботодателей

обеспечение га-
рантированного
трудоустройства



быстрое реаги-
рование на из-
менения, проис-
ходящие на рын-
ке труда, и
увеличение доли
внебюджетных
средств в бюд-
жетах образова-
тельных учреж-
дений
III. Разработка механизма обеспечения качества НПО, соответствующего международным стандартам
3.1.


3.1.1.








3.1.2.




3.1.3.






3.1.4.






3.1.5.





3.2.


3.2.1.




3.2.2.





3.2.3.








3.2.4.








3.3.


3.3.1.










3.3.2.








3.3.3.






3.3.4.







3.3.5.
Создание условий для повышения ка-
чества подготовки кадров

Создание республиканских независи-
мых аттестационных комиссий для про-
ведения итоговой аттестации выпуск-
ников, привлечение социальных парт-
неров к работе в их составе, обеспе-
чение их деятельности



Корректировка учебных планов и прог-
рамм в рамках целевой подготовки
кадров


Апробация и внедрение в учебный про-
цесс учреждений НПО новых образова-
тельных технологий в соответствии с
международными стандартами



Отработка моделей интеграции учреж-
дений разных ступеней профессиональ-
ного образования




Организация сетевого взаимодействия
образовательных учреждений с иннова-
ционными ресурсными центрами



Повышение эффективности функциониро-
вания учреждений НПО

Инвентаризация недвижимого имущест-
ва и передача объектов жилищно-ком-
мунального хозяйства учреждений НПО
в муниципальную собственность

Создание электронных библиотек и
приобретение электронных учебников




Создание на базе ГУК "Национальная
библиотека Чувашской Республики"
центра нормативно-технической инфор-
мации на бумажных и электронных но-
сителях




Проведение республиканских смотров-
конкурсов среди учреждений профес-
сионального образования "Инновацион-
ное учреждение года", "Студенческое
общежитие высокой культуры"




Совершенствование профессионального
мастерства педагогических кадров

Внедрение новых технологий в систему
повышения квалификации педагогов









Внедрение в систему методической ра-
боты механизмов формирования корпо-
ративной культуры (через соединение
производственно-технологических и
педагогических инноваций)




Организация стажерских площадок на
базе производственных предприятий и
организаций




Проведение ежегодного конкурса "Мас-
тер года" и конкурсов профессиональ-
ного мастерства среди педагогических
работников (по отраслям экономики)




Организация постоянно действующего
семинара для руководящих и педагоги-
ческих работников профессиональных
училищ по вопросам формирования ин-
новационной культуры



Итого
в том числе из:
республиканского бюджета Чувашской
Республики
внебюджетных источников



Минобразования Чува-
шии







Минобразования Чува-
шии, отраслевые минис-
терства


Минобразования Чува-
шии, отраслевые минис-
терства, органы мест-
ного самоуправления



Минобразования Чува-
шии, отраслевые минис-
терства, органы мест-
ного самоуправления



Минобразования Чува-
шии, органы местного
самоуправления






Минимущество Чувашии,
Минобразования Чува-
шии, органы местного
самоуправления

Минобразования Чува-
шии




Минкультуры Чувашии








Минобразования Чува-
шии, органы местного
самоуправления









Минобразования Чува-
шии (Чувашский респуб-
ликанский институт об-
разования, Научно-ме-
тодический центр про-
фессионального образо-
вания)




Минобразования Чува-
шии (Чувашский респуб-
ликанский институт об-
разования, Научно-ме-
тодический центр про-
фессионального образо-
вания)


отраслевые министерст-
ва, организации





Минобразования Чува-
шии






Минобразования Чува-
шии



2006-
2010







ежегод-
но



в тече-
ние
всего
периода



в тече-
ние
всего
периода



в тече-
ние
всего
периода





2005-
2010



2006-
2010




2007-
2008







ежегод-
но










в тече-
ние
всего
периода







в тече-
ние
всего
периода





в тече-
ние
всего
периода



ежегод-
но






2006-
2010



в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность






республи-
канский
бюджет Чу-
вашской
Республики























республи-
канский
бюджет Чу-
вашской
Республики

в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность

республи-
канский
бюджет Чу-
вашской
Республики
внебюджет-
ные источ-
ники




республи-
канский
бюджет Чу-
вашской
Республики






республи-
канский
бюджет Чу-
вашской
Республики
внебюджет-
ные
средства








республи-
канский
бюджет Чу-
вашской
Республики



внебюджет-
ные источ-
ники
 


700,0













300,0



























500,0














350,0




50,0
  





100,0










250,0




50,0










100,0







75,0







2475,0

2300,0

175,0



700,0













300,0



























500,0














350,0




  50,0






100,0










250,0




50,0










100,0







75,0







2475,0

2300,0

175,0



750,0













350,0



























800,0














450,0




80,0






150,0










350,0




80,0










150,0







90,0







3250,0

3000,0

250,0



750,0













350,0



























800,0














450,0




80,0






150,0










350,0




80,0










150,0







90,0







3250,0

3000,0

250,0



800,0













400,0



























1000,0














500,0




100,0






200,0










450,0




100,0










200,0







100,0







3850,0

3550,0

300,0



обеспечение
уровня квалифи-
кации выпускни-
ков, соответст-
вующего между-
народным стан-
дартам


повышение рей-
тинга учрежде-
ний НПО среди
работодателей

повышение кон-
курентоспособ-
ности выпускни-
ков на междуна-
родном рынке
труда

обеспечение
преемственности
обучения и по-
вышение качест-
ва подготовки
кадров

повышение эф-
фективности ис-
пользования фи-
нансовых
средств




целевое исполь-
зование финан-
совых средств


повышение ка-
чества образо-
вательного про-
цесса


создание усло-
вий для реали-
зации принципа
"пожизненного"
образования на-
селения



расширение сети
инновационных
учреждений и
создание усло-
вий для разви-
тия культуры
быта населения





формирование
кадрового кор-
пуса, способно-
го обеспечить
содержание об-
разовательного
процесса на
уровне междуна-
родных стандар-
тов

создание инно-
вационных прог-
рамм подготовки
рабочих кадров
и повышение
квалификации
педагогов


приобретение
педагогами
учебных заведе-
ний инновацион-
ных производст-
венных навыков

создание рес-
публиканского
банка данных о
педагогах, спо-
собных к инно-
вационной дея-
тельности

формирование
нового поколе-
ния педагогов-
новаторов, пси-
хологически
подготовленных
к изменениям
IV. Реструктуризация республиканской сети учреждений НПО, совершенствование организационной структуры управления
4.1.








4.2.








4.3.








4.4.








4.5.








4.6.








4.7.








4.8.






4.9.








4.10.
Инвентаризация возможностей профес-
сиональных училищ в оказании населе-
нию образовательных услуг






Создание на базе профессиональных
училищ N 6 и N 10 г.Шумерли интегри-
рованного учебного заведения как го-
родского инновационного центра, го-
товящего кадры по программам на-
чального и среднего профессионально-
го образования


Объединение профессиональных училищ
N 24 с.Калинино Вурнарского района,
N 29 пос.Вурнары, Вурнарского
сельскохозяйственного техникума и
создание инновационного центра, го-
товящего рабочие кадры для села



Формирование новой системы взаимоот-
ношений в сфере образования и произ-
водства путем создания попечитель-
ских советов, отраслевых ассоциаций
учебных заведений, предприятий и ор-
ганизаций



Ликвидация профессиональных училищ N
13 с.Порецкое Порецкого района, N 26
с.Советское Ядринского района; объе-
динение профессиональных училищ N 20
и N 31 г.Чебоксары; N 2 и N 17 г.Ка-
наша



Создание на базе ресурсного центра
"Строитель" структурного подразделе-
ния по подготовке, переподготовке и
повышению квалификации рабочих пред-
приятий и организаций сварочного
производства



Создание на базе ресурсного центра
"Прикладные технологии" структурного
подразделения по подготовке, пере-
подготовке и повышению квалификации
рабочих металлообрабатывающей и ра-
диоэлектронной отраслей промышлен-
ности


Создание на базе учебных заведений
11 многопрофильных инновационных ре-
сурсных центров, в том числе двух
для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья


Создание научно-производственно-об-
разовательного комплекса в г.Новоче-
боксарске на базе профессионального
училища N 9, химико-механического
техникума и ОАО "Химпром"




Создание научно-образовательного
комплекса по металлообработке в
г.Чебоксары
Минобразования Чува-
шии







Минобразования Чува-
шии







Минобразования Чува-
шии, Минсельхоз Чува-
шии






Минобразования Чува-
шии, отраслевые минис-
терства






Минобразования Чува-
шии







Минобразования Чува-
шии, Минстрой Чувашии,
администрация г.Ново-
чебоксарска





Минобразования Чува-
шии, Минпромэнерго Чу-
вашии, администрация
г.Чебокары#





Минобразования Чува-
шии





Минпромэнерго Чувашии,
Минэкономразвития Чу-
вашии, Минобразования
Чувашии, администрация
г.Новочебоксарска




Минпромэнерго Чувашии,
Минэкономразвития Чу-
вашии, Минобразования
Чувашии, администрация
г.Чебоксары
в тече-
ние
всего
периода





2006








2007








в тече-
ние
всего
периода





2005-
2008







2006








2006








2005-
2006





2006








2006
в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность

в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность

в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность

в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность

в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность

в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность

в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность








в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность

в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность
            оптимизация се-
ти специализи-
рованных учреж-
дений НПО (по
отраслям)




создание моде-
ли оптимального
использования
ресурсов





оптимизация
расходов НПО







создание модели
взаимодействия
социальных
партнеров





оптимизация се-
ти учреждений
НПО






создание схемы
эффективного
использования
ресурсов НПО





создание схемы
эффективного
использования
ресурсов НПО





создание инфра-
структуры по
формированию и
развитию инно-
вационной куль-
туры

создание новой
модели учрежде-
ний профессио-
нального обра-
зования




создание новой
модели учрежде-
ний профессио-
нального обра-
зования
V. Оптимизация расходов учреждений НПО
5.1.








5.2.








5.3.








5.4.
Введение нового финансово-экономи-
ческого механизма финансирования уч-
реждений НПО, в частности, разработ-
ка и утверждение правил бюджетного
финансирования в расчете на 1 учаще-
гося в разрезе родственных профессий



Участие в целевых международных, фе-
деральных и республиканских програм-
мах, проектах развития образования






Разработка механизмов целевой подго-
товки кадров на условиях долевого
финансирования с работодателями






Разработка нормативных правовых ак-
тов, регламентирующих деятельность
инновационных моделей образователь-
ных учреждений на конкурсной основе



Итого
в том числе из:
республиканского бюджета Чувашской
Республики
внебюджетных источников

Итого по Программе
в том числе из:
республиканского бюджета Чувашской
Республики
внебюджетных источников
Минобразования Чува-
шии







Минобразования Чува-
шии, органы местного
самоуправления






отраслевые министерст-
ва, Минобразования Чу-
вашии, органы местного
самоуправления, орга-
низации




Минобразования Чува-
шии
ежегод-
но







в тече-
ние
всего
периода





в тече-
ние
всего
периода





2006-
2007
в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность

республи-
канский
бюджет Чу-
вашской
Республики
(на услови-
ях софинан-
сирования)

в пределах
бюджетных
ассигнова-
ний, преду-
смотренных
на основную
деятель-
ность

республи-
канский
бюджет Чу-
вашской
Республики


































0

0

0

0

0

0



























300,0






300,0

300,0

0

2775,0

2600,0

175,0









100,0

















300,0






400,0

400,0

0

2875,0

2700,0

175,0









100,0
























100,0

100,0

0

3350,0

3100,0

250,0









150,0
























150,0

150,0

0

3400,0

3150,0

250,0









150,0
























150,0

150,0

0

4000,0

3700,0

300,0
оптимизация
расходов НПО







привлечение до-
полнительных
финансовых
средств, вхож-
дение в гло-
бальное образо-
вательное
пространство

повышение опе-
ративной эффек-
тивности регио-
нальной системы
НПО




эффективное
функционирова-
ние инновацион-
ной инфраструк-
туры системы
НПО

 

------------------------------

* Мероприятия, предусмотренные Программой, согласованы в органах местного самоуправления, Управлении Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике, организациях.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 мая 2005 г. N 129 "О Республиканской программе действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011 года"


Зарегистрировано в Минюсте ЧР 31 мая 2005 г.

Регистрационный N 01-02/1487


Зарегистрировано в Едином банке

нормативных правовых актов

Чувашской Республики 29 июля 2005 г.

N 2100003200501871


Текст постановления опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru) 30 мая 2005 г., в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2005 г., N 5, ст.283


Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 апреля 2009 г. N 143 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2010 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. N 274


Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2008 г. N 228

Изменения вступают в силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления


Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2007 г. N 344

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления