Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Шумерля
от 3 мая 2011 г. N 363
Муниципальная целевая Программа
энергосбережения и повышения энергетической эффективности города Шумерля Чувашской Республики на 2011-2015 годы и на период до 2020 года
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
Муниципальная целевая программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности города Шумерля Чувашской Республики на 2011-2015 годы и на период до 2020 года
|
Основания для принятия решения о разработке Программы |
- |
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Перечень поручений Президента Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N Пр-1802ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г.; распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 1212 г.; распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р Об Энергетической стратегии РФ на период до 2030 г.; распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 г. N 1830-р; постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. N 67 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Закон Чувашской Республики от 04 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 марта 2009 г. N 97 "О Концепции энергосбережения в Чувашской Республике на период до 2020 года"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 02 февраля 2010 г. N 27 "О Республиканской целевой программе энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года".
|
Заказчик-координатор Программы |
- |
администрация города Шумерля Чувашской Республики
|
Основные разработчики Программы |
- |
отдел жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства администрации города Шумерля, отдел экономики, имущественных и земельных отношений администрации города Шумерля
|
Цели Программы |
- |
повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий и снижение энергоемкости муниципального продукта выполняемых работ и услуг
|
Задачи Программы |
- |
обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах экономики города Шумерля, в том числе за счет внедрения механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения; развитие перспективных направлений энергетики, разработка и реализация системных проектов повышения энергетической эффективности; сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления; создание механизма аккумулирования и через нее финансирования энергосберегающих мероприятий; формирование у жителей города культуры энергосбережения; уменьшение негативного влияния топливно-энергетического комплекса на окружающую среду
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- |
обеспечение к 2020 году за счет реализации мероприятий Программы ежегодной экономии газа 9070 тыс.куб.м., электроэнергии 6157 тыс.кВт.ч; воды 420 тыс.м3
|
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
I этап - 2011 год; II этап - 2012-2015 годы; III этап - 2016-2020 годы
|
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
предполагаемый общий объем финансирования Программы составляет 291,232 млн. рублей, в том числе: I этап - 2011 год - 58,663 млн. рублей; II этап - 2012-2015 годы - 152,502 млн. рублей; III этап - 2016-2020 годы - 80,067 млн. рублей; в том числе: 1) средства местного бюджета - 20,199 млн. рублей в том числе: I этап - 2011 год - 2,04 млн. рублей; II этап - 2012-2015 годы - 11,534 млн. рублей; III этап - 2016-2020 годы - 6,625 млн. рублей; 2) Внебюджетные источники - 271,033 млн. рублей, в том числе: I этап - 2011 год - 56,623 млн. рублей; II этап - 2012-2015 годы - 140,968 млн. рублей; III этап - 2016-2020 годы - 73,442 млн. рублей;
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели бюджетной и социальной эффективности |
- |
обеспечение достижения за счет реализации всех мероприятий Программы: суммарной ежегодной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов в размере до 53,755 млн. рублей (в текущих ценах); экономия природных ресурсов и снижения уровня загрязнения окружающей среды в результате уменьшения объемов переработки первичных энергетических ресурсов; повышения качества жизни и улучшения здоровья населения
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет муниципальный заказчик Программы - администрация города Шумерля. Координация и оперативный контроль выполнения Программы возлагается на заместителей главы администрации по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства. Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в администрацию города Шумерля: ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным; ежегодно до 15 февраля до 2021 года. Ежегодно в срок до 1 апреля администрация города Шумерля представляет обобщенную информацию о проделанной работе и ходе выполнения запланированных мероприятий Собранию депутатов города Шумерля. Финансовый отдел администрации города Шумерля осуществляет контроль за потреблением учреждениями бюджетной сферы и предприятий ЖКХ энергоресурсов в соответствии с установленными лимитами, выставлением счетов энергоснабжающими организациями за потребленные энергоресурсы. |
Введение
Муниципальная целевая программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности города Шумерля Чувашской Республики на 2011-2015 годы и на период до 2020 года (далее - Программа) разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики";
- Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- Перечень поручений Президента Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N Пр-1802ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г.;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р Об основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 1212 г.;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р Об Энергетической стратегии РФ на период до 2030 г.;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 г. N 1830-р;
- постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. N 67 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- Закон Чувашской Республики от 04 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года";
- постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 марта 2009 г. N 97 "О Концепции энергосбережения в Чувашской Республике на период до 2020 года";
- постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 02 февраля 2010 г. N 27 "О Республиканской целевой программе энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года";
- Программа социально-экономического развития города Шумерля на 2010-2012 годы и на период до 2020 года.
Повышение энергетической эффективности и энергосбережения играет ключевую роль в обеспечении баланса энергетических ресурсов Чувашской Республики в условиях инновационного сценария развития экономики, реализация которого возможна лишь при снижении удельной энергоемкости валового внутреннего продукта.
В Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 349, определены задачи по повышению энергетической эффективности, позволяющие с учетом возможностей энергетического комплекса обеспечить развитие экономики в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами Чувашской Республики.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
В условиях реформирования энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, нарастающего дефицита и повышения стоимости энергоносителей и энергетических мощностей Программа должна заложить основу системы территориального энергетического менеджмента, обеспечивающего конкурентные ценовые преимущества и надежность энергоснабжения города Шумерля Чувашской Республики.
Главной задачей всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления является комплексное использование всех рычагов управления для перехода на энергоэффективный путь развития.
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В настоящее время экономика города Шумерля, как и вся экономика Чувашской Республики, характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации. Показатели энергетической эффективности в Чувашской Республике уступают среднероссийским показателям в 1,15 раза и более чем в 2 раза промышленно развитым странам с сопоставимыми климатическими условиями.
Снижение энергоемкости производства, топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов является важнейшим стратегическим направлением, без реализации которого не может быть обеспечен прогнозируемый рост экономики города Шумерля, что актуально для ресурсозависимого региона - Чувашской Республики.
Решение вопросов напряженного состояния бюджета г. Шумерля, дефицита и постоянного роста цен на энергоресурсы, невозможно без проведения мероприятий по энергосбережению, которые рассматриваются как новый энергетический источник и потенциал для решения существующих проблем города.
Необходимо отметить, что около 60% энергосберегающего потенциала находится в повышении эффективности энергоснабжения в ЖКХ, бюджетной сфере. Вместе с тем, данные отрасли характеризуются высокой изношенностью и низким уровнем модернизации объектов жилищно-коммунальной и бюджетной сферы, что наряду с неполной оплатой жилищно-коммунальных услуг потребителями и сложным финансово-экономическим положением муниципальных предприятий ЖКХ приводит к росту расходов на обеспечение объектов ЖКХ и бюджетной сферы энергетическими ресурсами.
Из-за отсутствия приборного учета большинства энергоресурсов на вводах объектов жилищно-коммунальной и бюджетной сферы невозможно получение фактических данных о параметрах их работы, а значит и своевременная организация мер по повышению эффективности функционирования, своевременное определение причин потерь топливно-энергетических ресурсов и их устранение.
Многоквартирные дома и социальные объекты города отапливают 12 котельных, принадлежащих разным собственникам. В связи с большой удаленностью ведомственных котельных от муниципальных потребителей и высокой стоимостью тепловой энергии, город вынужден отказаться от услуг ведомственных котельных. В 2010 году планируется ввести в эксплуатацию внутриквартальную блочно-модульную газовую котельную мощностью 14,0 МВт взамен ЦТП N 3, 5, 7 котельной ОАО "КАФ", и планируется построить еще 2 внутриквартальных блочно-модульных газовых котельных в микрорайоне ОАО "ШЗСА".
Имеет место несоответствие присоединенной тепловой нагрузки фактической установленной мощности теплогенерирующего оборудования котельных, что приводит к несоответствию температурных режимов тепловых сетей и зданий нормативным режимам (снижение параметров микроклимата у конечных потребителей, перегрев зданий на начальных участках тепловой сети).
Эксплуатация неэффективного оборудования (котловое, насосное, теплообменное) сопровождается перерасходом электроэнергии, топлива, необходимостью проведения частых ремонтных работ. Несоответствие диаметров существующих трубопроводов тепловых сетей существующему гидравлическому режиму, а также несоответствие установленного насосного оборудования на источниках тепла требуемым параметрам подключенных тепловых сетей является одним из факторов, влияющих на перерасход энергоресурсов.
Отсутствие средств телемеханики и автоматического регулирования технологических процессов работы теплогенерирующего, насосного оборудования приводит к перерасходу энергоресурсов и необходимости содержания большой численности обслуживающего персонала.
Из-за отсутствия приборного учета энергоресурсов на источниках тепла невозможно получение фактических данных о параметрах их работы, а значит и своевременная организация мер по повышению эффективности функционирования, своевременное определение причин потерь топливно-энергетических ресурсов при транспортировке и их устранение.
Высокий уровень износа тепловых сетей и их неудовлетворительное техническое состояние приводит к сверхнормативным тепловым потерям в системах централизованного теплоснабжения и частым возникновениям аварийных ситуаций.
Основным источником электроснабжения г. Шумерля является подстанция "Северная" 110/6 кВ и подстанция "Шумерлинская" 110/6 кВст 110/35/6 кВ, входящая в систему филиала ОАО "МРСК Волги" - "Чувашэнерго" и подстанция "Венец" 220/110/6 кВ Верхне-Волжской ПМЭС. Протяженность муниципальных электрических сетей составляет 310,1 км.
Муниципальные электрические сети характеризуются высоким уровнем морального и физического износа основного оборудования, что наряду с несовершенством приборного учета отпускаемой электрической энергии, особенно в частном секторе, приводит к сверхнормативным потерям в системе электроснабжения, а также негативным образом сказывается на надежности и качестве электроснабжения потребителей.
Источником водоснабжения городского хозяйственно-питьевого водопровода являются поверхностные воды реки Суры и подземные воды. Протяженность водопроводной сети - 74 км. Степень физического и морального износа - 80%. 22 км водопроводных сетей нуждается в замене.
В связи с отсутствием компенсации влияния суточной неравномерности водопотребления, насосные агрегаты, подобранные исходя из расчётных характеристик (как правило, с запасом по производительности), функционируют с постоянной частотой вращения, без учета изменяющихся расходов, вызванных переменным водопотреблением. Так, к примеру, происходит в ночное время суток, когда потребление воды резко падает. Указанные факторы приводят к повышенному расходу электроэнергии на подъем и транспортировку воды.
Положение дел в отрасли коммунальной инфраструктуры остается сложным. Планово-предупредительный ремонт инженерных сетей и оборудования практически уступил место аварийно-восстановительным работам, что ведет к снижению уровня надежности и качества предоставляемых услуг, росту затрат.
Услуги городского пассажирского транспорта в городе предоставляет Шумерлинское пассажирское автотранспортное предприятие и 20 частных предпринимателей. В течение 2009 года на городских междугородних маршрутах в среднем ежедневно работали 25-27 автобусов и 34 микроавтобуса.
Для внутригородских пассажирских перевозок не требуется развитие новых видов городского пассажирского транспорта. Однако, существующая плотность автобусной сети 3,6 км/км2. Основными проблемами остаются:
- высокий износ подвижного состава транспортного предприятия - Шумерлинское ПАТП;
- слабая система управления пассажирским транспортом (частными перевозчиками);
- рост затрат и энергоемкости на обеспечение пассажирских перевозок.
Для реализации Программы важно создание побудительных мотивов проведения энергоэффективных мероприятий у различных участников процесса производства, передачи и потребления энергоресурсов, а также механизма аккумулирования и финансирования энергосберегающих мероприятий.
Данная программа призвана решить существующие проблемы, вовлечь энергосберегающий потенциал г. Шумерля в работу и имеет не только экономическое значение, но и ярко выраженное социальное и экологическое значение.
Основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение целевых программ субъектов хозяйственной деятельности в рамках муниципальной целевой программы энергосбережения.
Программа направлена на повышение эффективности энергетических обследований, учета и контроля за потреблением энергоресурсов, совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере, разработку системы мониторинга внедряемых мероприятий по энергосбережению, стимулирование мер по снижению энергоемкости, формирование условий и механизмов, способствующих появлению и реализации проектов в области энергосбережения.
В связи с этим Программа предусматривает осуществление комплекса организационных мер по пропаганде и популяризации вопросов энергосбережения, на освещение этой темы в средствах массовой информации, по повышению культуры энергопотребления среди населения, формированию и проведению энергосберегающей политики в городе Шумерля.
Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов приводят к неизбежной постановке вопроса о переходе к нетрадиционным, альтернативным источникам энергии. Неуклонный рост цен на энергоносители, растущие выбросы углекислого газа, окислов азота и серы оказывают негативное воздействие на климат и экологию. Для города Шумерля решение этих вопросов возможно только путем инновационного развития, внедрения новых высокоэкономичных технологий и повышения эффективности уже имеющихся технологий.
На протяжении более 30 последних лет государственная энергетическая стратегия всех промышленно развитых стран была направлена на энергосбережение и переход от ископаемого топлива к поиску альтернативных источников энергии, основанных на использовании возобновляемых экологически чистых источников энергии.
Рациональное использование и экономное расходование органического топлива, повышение эффективности конечного потребления энергии во всех секторах экономики, развитие возобновляемых источников энергии призваны обеспечить потребности в энергии, покрыть растущий дефицит энергоресурсов и являются действенным средством повышения устойчивости развития экономики и сохранения окружающей среды.
Не все газовые котельные организаций, в том числе социально значимых объектов, имеют сегодня резервные топливные хозяйства. Это создает угрозу безопасности теплоснабжения и в условиях ограниченности бюджетных средств вынуждает искать альтернативные, более дешевые в части проектирования, монтажа и эксплуатации установки резервного топливного хозяйства.
Одним из таких вариантов является использование газогенераторных установок, позволяющих использовать любые органические отходы, включая пеллеты, древесный уголь, щепу и т.д. Получаемый силовой газ в зависимости от модификации газогенератора и используемого дополнительного оборудования может использоваться как для производства тепла, горячего водоснабжения, так и для производства в когенеративных установках электричества.
Программа ориентирована на решение экономических задач и имеет социальную направленность. Все бюджетные средства и целевые средства энергосбережения в основном направляются на решение проблем, существующих на объектах жилищно-коммунального комплекса и в организациях бюджетной сферы. Это позволит минимизировать затраты бюджета на эксплуатацию этих объектов, сократить потребность в энергоносителях в данном секторе экономики.
Основные сложности, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы, определяются следующими факторами:
- неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью институтов рынка энергосбережения;
- продолжающимся мировым экономическим кризисом;
- недостаточностью средств муниципального бюджета, организаций коммунального комплекса, управляющих компаний в ЖКХ для финансирования мероприятий Программы;
- незавершенностью процесса реформирования энергетики;
- зависимостью регионального рынка энергоносителей от состояния и конъюнктуры российского и мирового энергетического рынка;
- отсутствием у потребителей заинтересованности в энергосбережении.
В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов в экономике является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Чувашской Республики в целом и города Шумерля в частности.
Для реализации Программы необходимо организовать работу по координации и управлению энергетической эффективностью, побудить интерес к проведению энергоэффективных мероприятий у всех участников процесса производства, передачи и потребления энергоресурсов.
II. Цели и задачи Программы
Стратегические цели настоящей Программы определены исходя из Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Программы социально-экономического развития города Шумерля на 2010-2012 годы и на период до 2020 года, стратегии развития города, необходимости обеспечения устойчивого социально-экономического развития города, предприятий и организаций производственной, бюджетной и жилищно-коммунальной сфер и сосредоточения интеллектуальных, финансовых и иных ресурсов города Шумерля на решение ключевых задач в области энергетики, экономики и эффективного функционирования объектов экономики и социальной сферы.
Основные цели Программы - обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий и снижение энергоемкости, внедрение механизмов стимулирования энергосбережения и реализации энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения, развитие перспективных направлений энергетики, разработка и реализация системных проектов повышения энергетической эффективности.
Программа направлена на формирование механизмов муниципальной политики в области энергосбережения и рационального потребления энергетических ресурсов, реализацию управленческих и технических проектов, внедрение инновационных технологий, достижение целевых ориентиров Энергетической стратегии России на период до 2030 года, Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года, Республиканской целевой программы энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года. Общая оценка вклада Программы в экономическое развитие города Шумерля заключается в обеспечении решения задачи по снижению энергоемкости МП к 2020 году на 20 процентов от уровня 2009 года.
Для достижения целей Программы предполагается решение ряда задач:
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде и бюджетном секторе, в том числе путем применения энергоэффективного оборудования и замены электрических ламп накаливания на энергоэффективные осветительные устройства;
- повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
- повышение эффективности энергопроизводства путем реконструкции и технического перевооружения топливно-энергетического комплекса;
- сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
- повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- увеличение количества случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы или возобновляемые источники энергии;
- увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, мероприятия по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;
- сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений, муниципальных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;
- увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- создание благоприятного инвестиционного климата;
- создание механизма аккумулирования и через нее финансирования энергосберегающих мероприятий;
- формирование у жителей города культуры энергосбережения;
- уменьшение негативного влияния топливно-энергетического комплекса на окружающую среду.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. Начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (оказание государственных и муниципальных услуг) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями на основании данных об объеме фактически потребленных бюджетными учреждениями в 2009 году каждого из указанных ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на пятнадцать процентов в течение пяти лет с ежегодным снижением такого объема на три процента.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", в настоящей Программе рассчитаны значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации настоящей Программы.
Значения целевых показателей Программы приведены в Приложении N 2 к настоящей Программе.
III. Сроки и этапы исполнения Программы
Программа реализуется в период с 2010 по 2020 год в три этапа:
I этап - 2011 год;
II этап - 2012-2015 годы;
III этап - 2016-2020 годы.
На I этапе проводятся организационные мероприятия и реализуются малозатратные мероприятия и высокоэффективные проекты с малым сроком окупаемости в 1 год, проводится обучение специалистов администрации города Шумерля, разрабатываются целевые программы субъектов хозяйственной деятельности в рамках муниципальной целевой программы энергосбережения, организуются энергетические обследования и подготавливаются энергетические паспорта, обеспечивается учет топливно-энергетических ресурсов в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере города Шумерля, разрабатывается проектно-сметная документация проектов в области энергосбережения.
На II этапе осуществляются мероприятия, требующие существенных материальных затрат, прежде всего у потребителей энергоресурсов, со сроком окупаемости свыше 4 лет, реализуются проекты, в том числе разработанные на I этапе, предусматривающие внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий, энергоэффективного оборудования, осуществляется монтаж систем регулирования энергоресурсов и воды в жилищно-коммунальном хозяйстве, бюджетной сфере и организациях коммунальной инфраструктуры.
На III этапе реализуются проекты по кардинальной замене систем тепло- и электроснабжения на основе энерготехнологических комплексов глубокого использования топливно-энергетических ресурсов и современных систем транспорта, осуществляется диверсификация энергетической инфраструктуры и создаются предпосылки для перехода к альтернативной энергетике.
IV. Система программных мероприятий
Программа должна осуществляться во взаимодействии с другими программами и мероприятиями, в рамках которых осуществляются институциональные, инфраструктурные, социально-экономические и правовые преобразования, а также в увязке с конкретными проектами по развитию города Алатыря.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "города Алатыря" имеется в виду "города Шумерли"
Программные мероприятия, сформированные в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 61, представляют собой систему мер, которые сгруппированы по сферам реализации, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы с целью достижения намеченных результатов.
Реализация комплекса мероприятий с целью повышения энергоэффективности предусматривает действия по следующим основным направлениям:
1. Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
2. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда.
3. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры.
4. Мероприятия по энергосбережению в муниципальных организациях и повышению энергетической эффективности этих организаций.
5. Мероприятия по увеличению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии.
6. Мероприятия по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом.
Мероприятия Программы представлены в Приложении N 1 к настоящей Программе.
4.1. Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
Организационные мероприятия направлены на:
1) Кадровое сопровождение реализации Программы.
Для реализации задач, поставленных в Программе, необходимо обеспечить ее кадровое сопровождение, включающее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области энергоэффективности и энергосбережения. Необходимо организовать обучение специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности, в том числе по вопросам проведения энергетических обследований, подготовки и реализации энергосервисных договоров (контрактов).
2) Выявление и организацию управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов.
В целях формирования условий для последующей реализации мероприятий по снижению потерь энергетических ресурсов в бесхозяйных объектах, необходимо организовать работу по постановке в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Мероприятия по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, должны быть направлены, в том числе, на определение источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию).
3) Стимулирование потребителей и теплоснабжающих организаций к снижению температуры возвращаемого теплоносителя, в целях повышения эффективности использования тепловой энергии.
4) Размещение на фасадах многоквартирных домов указателей классов их энергетической эффективности в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
5) Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности:
- опубликование в средствах массовой информации муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- распространение в средствах массовой информации тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ, социальной рекламы;
- организация выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность;
- распространение информации о правах и обязанностях собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах, лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов.
4.2. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда
Для повышения энергоэффективности в жилищном фонде предусматривается реализация следующих основных мероприятий:
- Проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений специализированными энергоаудиторскими организациями в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что позволит:
- создать информационную базу данных по всем многоквартирным жилым домам, основой которой являются энергетические паспорта;
- получить объективные данные об объеме используемых энергетических ресурсов;
- определить показатели энергетической эффективности;
- определить потенциал энергосбережения;
- разработать перечень типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и провести их стоимостную оценку.
- Разработка технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации в целях внедрения энергосберегающих технологий.
- Оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов (тепловой энергии, водоснабжения, электрической энергии).
- Автоматизация потребления тепловой энергии многоквартирными домами (автоматизация тепловых пунктов).
- Мероприятия по повышению энергетической эффективности систем освещения, включая мероприятия по установке датчиков движения и замене ламп накаливания на энергоэффективные осветительные устройства в многоквартирных домах.
- Мероприятия по повышению энергетической эффективности при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе:
- замена внутридомового инженерного оборудования;
- тепловая изоляция подвальных трубопроводов;
- утепление ограждающих конструкций;
- регулирование систем теплоснабжения.
Комплексная реализация всего перечня мероприятий позволит осуществлять оперативный контроль и регулирование потребления энергоресурсов, снизить потери энергоресурсов во внутридомовых инженерных коммуникациях.
4.3. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры
Приоритетными мероприятиями для повышения энергоэффективности на предприятиях коммунальной инфраструктуры являются:
- Проведение энергетических обследований систем коммунальной инфраструктуры (котельные и тепловые сети, электрические сети, водоканал) специализированными энергоаудиторскими организациями в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что позволит:
- создать информационную базу данных по всем предприятиям коммунальной инфраструктуры, основой которой являются энергетические паспорта;
- получить объективные данные об объеме используемых энергетических ресурсов;
- определить показатели энергетической эффективности;
- определить потенциал энергосбережения;
- разработать перечень типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и провести их стоимостную оценку.
- Разработка технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации в целях внедрения энергосберегающих технологий.
- Оснащение систем коммунальной инфраструктуры приборами учета энергетических ресурсов (котельные и тепловые сети, электрические сети, водоканал).
- Строительство блочно-модульных котельных с переключением на нее тепловых нагрузок микрорайонов ОАО "КАФ" и ОАО "ШЗСА" и бывшего химического завода.
- Модернизация котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия.
- Замена тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования, применение эффективных технологий по тепловой изоляции вновь строящихся тепловых сетей при восстановлении разрушенной тепловой изоляции.
- Замена светильников уличного освещения на энергоэффективные.
- Установка частотно-регулируемого электропривода насосных агрегатов Сурского водозабора, насосных агрегатов станции второго подъема водоочистной станции.
4.4. Мероприятия по энергосбережению в муниципальных организациях и повышению энергетической эффективности этих организаций
Для повышения энергоэффективности в муниципальных организациях предусматривается реализация следующих основных мероприятий:
- Проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений специализированными энергоаудиторскими организациями в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что позволит:
- создать информационную базу данных по всем муниципальным организациям, основой которой являются энергетические паспорта;
- получить объективные данные об объеме используемых энергетических ресурсов;
- определить показатели энергетической эффективности;
- определить потенциал энергосбережения;
- разработать перечень типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и провести их стоимостную оценку.
- Разработка технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации в целях внедрения энергосберегающих технологий.
- Оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов.
- Автоматизация потребления тепловой энергии зданиями, строениями, сооружениями (автоматизация тепловых пунктов).
- Мероприятия по повышению энергетической эффективности систем освещения муниципальных организаций.
- Мероприятия по повышению энергетической эффективности при проведении капитального ремонта многоквартирных домов:
- замена инженерного оборудования в зданиях, строениях, сооружениях;
- тепловая изоляция трубопроводов и оборудования, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в зданиях, строениях, сооружениях;
- утепление зданий, строений, сооружений;
- регулирование систем теплоснабжения.
4.5. Мероприятия по увеличению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии
Первоочередными мероприятиями по увеличению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии являются:
- Проработка вопроса об установке тепловых насосов и обустройстве теплонасосных станций для отопления и горячего водоснабжения жилых домов тепловой энергией, накапливаемой приповерхностным грунтом и атмосферным воздухом.
- Проработка вопроса о расширении использования бытовых отходов, биогаза для производства электрической и тепловой энергии.
Реализация указанных мероприятий позволит изучить передовой отечественный и зарубежный опыт, разработать технико-экономические модели и сформировать условия для последующей реализации конкретных мероприятий в данном направлении.
4.6. Мероприятия по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом
Первоочередными мероприятиями по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности являются:
- Планирование работы муниципального автотранспорта и транспортных процессов (развитие системы логистики), что позволит обеспечить оптимизацию работы муниципального автотранспорта, сокращение расходов на энергетические ресурсы.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы являются средства местного бюджета, средства предприятий и организаций, привлеченные средства и средства, получаемые в результате внедрения энергосберегающих мероприятий и сформированные путем вовлечения экономии от реализации энергосберегающих мероприятий в финансирование новых энергоэффективных проектов.
Общий объем финансирования Программы на период с 2010 по 2020 годы в ценах 2010 года составляет ориентировочно 291232 тыс.руб., в том числе:
- средства местного бюджета - 20199,0 тыс.руб.;
- внебюджетные источники - 271033,0 тыс.руб.
Вопросы финансирования мероприятий Программы в последующем финансовом году решаются при обязательном рассмотрении мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению, с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики и муниципального бюджета города Шумерля.
Финансирование Программы на 2011-2015 годы и на период до 2020 года
Источники финансирования |
Всего |
В том числе по годам реализации (тыс.руб.) |
|||||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Всего |
291232 |
58663 |
29514 |
25649 |
25539 |
71800 |
18453 |
17653 |
17653 |
13153 |
13155 |
в том числе за счет средств: | |||||||||||
местного бюджета |
20199 |
2040 |
2230 |
2802 |
3402 |
3100 |
1965 |
1165 |
1165 |
1165 |
1165 |
внебюджетных источников |
271033 |
56623 |
27284 |
22847 |
22137 |
68700 |
16488 |
16488 |
16488 |
11988 |
11990 |
VI. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Механизм реализации Программы базируется на принципе взаимодействия органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и ответственности всех участников Программы, которые в конечном счете и реализуют мероприятия повышения энергетической эффективности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", учитываются показатели, отражающие эффективность деятельности органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
- доля энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ), расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории городского округа, муниципального района;
- удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека);
- удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) одного человека).
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет муниципальный заказчик Программы - администрация города Шумерля. Координация и оперативный контроль выполнения Программы возлагается на заместителей главы администрации города Шумерля по жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике и строительству.
Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в администрацию города Шумерля:
ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным;
ежегодно до 1 марта до 2021 года.#
Ежегодно в срок до 1 апреля администрация города Шумерля представляет обобщенную информацию о проделанной работе и ходе выполнения запланированных мероприятий Собранию депутатов города Шумерля.
Администрация города Шумерля ежегодно проводит корректировку планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и мероприятий настоящей Программы, с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы и изменения социально-экономической ситуации.
Финансовый отдел администрации города Шумерля осуществляет мониторинг потребления учреждениями бюджетной сферы и предприятиями ЖКХ энергоресурсов в соответствии с установленными лимитами, выставлением счетов энергоснабжающими организациями за потребленные энергоресурсы.
Администрация города Шумерля организует взаимодействие с исполнителями Программы, ставит задачи по энергетической эффективности на местном уровне, контролирует эффективность предоставления коммунальных энергетических услуг и работу муниципальных энергетических компаний и компаний, управляющих жилищным фондом.
Руководители бюджетных организаций организуют составление энергетических паспортов объектов, планирование и учет потребления энергетических ресурсов, а также ежегодную разработку мероприятий энергосбережения.
VII. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы и ее прогнозируемые результаты
За счет реализации всех мероприятий Программы обеспечивается достижение суммарной ежегодной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов в размере до 23151 тыс. рублей (в текущих ценах).
Учет топливно-энергетических ресурсов, их экономия, нормирование и лимитирование, оптимизация топливно-энергетического баланса позволят снизить неплатежи в топливно-энергетическом комплексе, в том числе в коммунальной энергетике и бюджетных учреждениях.
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. Начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (оказание государственных и муниципальных услуг) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями на основании данных об объеме фактически потребленных бюджетными учреждениями в 2009 году каждого из указанных ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на пятнадцать процентов в течение пяти лет с ежегодным снижением такого объема на три процента.
Поддержание статуса стратегического направления по эффективному использованию топлива и энергии, внедрение идеологии бережного отношения к энергетическим ресурсам создадут конкурентные преимущества для устойчивого социально-экономического развития города Шумерля.
Реализация Программы имеет благоприятные экологические последствия. Благодаря энергосбережению в промышленности и коммунальном хозяйстве достигается значительный экологический эффект за счет экономии природных ресурсов и снижения уровня загрязнения окружающей среды в результате уменьшения объемов переработки первичных энергетических ресурсов.
Социально-экономическая эффективность реализации Программы выражается в повышении качества жизни и улучшении здоровья населения.
Показателем экономической эффективности является достижение целевых показателей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.