Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Собрания депутатов
города Шумерля
от 25 октября 2007 г. N 239
Муниципальная программа
поддержки малого предпринимательства в городе Шумерля на 2005-2010 годы
Паспорт
Муниципальной программы поддержки малого предпринимательства в городе Шумерля на 2005-2010 годы
Наименование Программы |
Муниципальная программа поддержки малого предпринимательства в городе Шумерля на 2005-2010 годы
|
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах"; Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года N 39 "Об утверждении Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы", Закон Чувашской Республики от 15 апреля 1996 г. N 6 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике"; Указ Президента Чувашской Республики от 3 марта 2003 г. N 19 "Об ускоренном развитии малого предпринимательства в Чувашской Республике"; Указ Президента Чувашской Республики от 19.02.2002 N 43 "О Координационном совете по поддержке и развитию малого предпринимательства при Кабинете Министров Чувашской Республики"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2004 г. N 309 "О республиканской программе государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2005-2010 годы", постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2006 N 100 "О мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства"
|
Муниципальный заказчик Программы
|
Администрация города Шумерля |
Основной разработчик Программы |
Управление экономики, земельных и имущественных отношений администрация города Шумерля, Шумерлинский городской Координационный Совет развития малого предпринимательства,
|
Цели Программы |
- обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства в городе Шумерля на основе формирования эффективных механизмов его государственной поддержки
|
Задачи Программы
|
- совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства в отраслях реального сектора экономики; - совершенствование законодательной и нормативной базы в сфере малого предпринимательства; - развитие механизмов финансово-имущественной поддержки предпринимательства; - преодоление административных ограничений при развитии малого предпринимательства; - подготовка высококвалифицированных кадров для организации и управления малого бизнеса; - активизация и развитие инфраструктуры государственной и негосударственной поддержки малого предпринимательства; - формирование условий для развития и поддержки малого предпринимательства в производственно-инновационной и научной сферах; - развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической и иной информации, необходимой для их эффективного развития; - обеспечение допуска малых предприятий к участию выполнения государственных заказов; - стимулирование производства конкурентоспособной продукции в сфере малого бизнеса; - продвижение продукции малых предприятий на региональные и межрегиональные рынки; - принятие необходимых мер по сохранению, развитию и возрождению народных художественных промыслов и ремесел; - развитие предприятий сферы потребительского рынка
|
Основные мероприятия Программы |
- совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства; - развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественных отношений с субъектами малого предпринимательства; - повышение эффективности функционирования государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; - кадровое обеспечение малого предпринимательства - развитие малого предпринимательства в сфере народных промыслов и ремесел; - рекламная и выставочно-ярмарочная деятельность
|
Исполнители |
Управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации г.Шумерля, Шумерлинский городской Координационный Совет развития малого предпринимательства, Финансовый отдел Министерства финансов Чувашской Республики по г.Шумерля, Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации города Шумерля, отдел строительства и архитектуры администрации города Шумерля, отдел культуры администрации города Шумерля, отдел информатизации администрации города Шумерля, отдел социальной защиты населения города Шумерля Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашия (по согласованию), ГУ "Центр занятости населения города Шумерля" государственной службы занятости населения по Чувашской Республике (по согласованию), организации, входящие в структуру поддержки малого предпринимательства (по согласованию), кредитные организации (по согласованию), субъекты малого предпринимательства (по согласованию) |
Сроки реализации Программы |
2005-2010 годы
|
Объем и источники финансирования Программы
|
Общий объем финансирования Программы в 2005-2010 годах - 4207,9 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 78,9 тыс. рублей, в том числе: 2005 год - 9,0 тыс. рублей; 2006 год - 10,0 тыс. рублей; 2007 год - 11,9 тыс. рублей; 2008 год - 13,5 тыс. рублей; 2009 год - 16,0 тыс. рублей; 2010 год - 18,5 тыс. рублей; из республиканского бюджета Чувашской Республики - 3510,0 тыс. рублей, в т.ч.: 2008 год - 1000,0 тыс. рублей; 2009 год - 1180,0 тыс. рублей; 2010 год - 1330,0 тыс. рублей; из бюджета города Шумерля - 619,0 тыс. рублей, в т.ч.: 2005 г. - 39,0 тыс. рублей 2006 г. - 50,0 тыс. рублей 2007 г. - 100,0 тыс. рублей 2008 г. - 100,0 тыс. рублей 2009 г. - 150,0 тыс. рублей 2010 г. - 180,0 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики; - обеспечение к 2010 году роста количества малых предприятий до 170 единиц или на 6-8% в год, численности индивидуальных предпринимателей до 2500 чел., создание до 65 новых рабочих мест в год; - увеличение к 2010 году доли работников, занятых в малом предпринимательстве, до 31% от общей численности работников предприятий и организаций; - увеличение к 2010 году доли продукции, работ (услуг), произведенных малыми предприятиями, в валовом региональном продукте до 18%; - увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства до 20%; - увеличение удельного веса вновь созданных рабочих мест; - развитие малых инновационных предприятий; - насыщение товарного рынка города и Чувашской Республики конкурентоспособными отечественными товарами и услугами; - обеспечение занятости населения; - привлечение в предпринимательскую деятельность экономически активную часть социально незащищенную группу населения (безработные, молодежь, работающие с очень низким уровнем зарплаты, работоспособные пенсионеры и др.); - повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности; - развитие потребительского рынка; - создание центра возрождения народных промыслов и ремесел, отделов по сбыту изделий народных умельцев
|
Система организации контроля за выполнением Программы |
Отделы администрации, иные организации, обеспечивающие выполнение мероприятий Программы, ежегодно до 10 февраля информируют Управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации города Шумерля о выполнении Программы. Управление экономики, имущественных земельных и отношений администрации города Шумерля обобщает информацию и ежегодно к 20 февраля до 2011 года докладывает Собранию депутатов о ходе реализации Программы. |
Введение
Муниципальная программа поддержки малого предпринимательства в городе Шумерля на 2005-2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Федеральным законом от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах"; Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года N 39 "Об утверждении Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы", Законом Чувашской Республики от 15 апреля 1996 г. N 6 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Чувашской Республике"; Указом Президента Чувашской Республики от 3 марта 2003 г. N 19 "Об ускоренном развитии малого предпринимательства в Чувашской Республике"; Указом Президента Чувашской Республики от 19.02.2002 N 43 "О Координационном совете по поддержке и развитию малого предпринимательства при Кабинете Министров Чувашской Республики"; постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2004 г. N 309 "О республиканской программе государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2005-2010 годы", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2006 N 100 "О мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства"
1. Анализ состояния предпринимательства
Малое предпринимательство за прошедшие годы стало неотъемлемой частью рыночной системы экономики города Шумерля. Малое предпринимательство способствует увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, в том числе в бюджет г.Шумерля, обеспечению занятости населения путем создания новых рабочих мест, увеличению объема выпускаемой продукции, работ и услуг.
В число основных задач социально-экономического развития города входит улучшение предпринимательского климата. В этой связи разработка Муниципальной программы поддержки малого предпринимательства в городе Шумерля на 2005-2010 годы обусловлена актуальностью проблем недостаточного уровня развития малого предпринимательства для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у экономически активной части населения и вызвана необходимостью повышения потенциала малого бизнеса для включения механизма рыночного саморегулирования, создания более эффективных условий для реализации мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства. В то же время Программа разработана исходя из необходимости совершенствования механизмов поддержки малого предпринимательства и более тесной ее взаимосвязи с общими задачами социально-экономического развития города на перспективу. При этом учитывается имеющийся положительный опыт предшествующей программы.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий администрации города, органов исполнительной власти Чувашской Республики. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. В настоящее время малое предпринимательство относится к числу приоритетных секторов экономики, имеющих принципиальное значение для социальной и политической стабильности в обществе, динамичного общественного развития, освоения новых видов товаров, повышения качества услуг, социальной мобильности общества.
В 2004 году завершается реализация мероприятий Программы поддержки малого предпринимательства в г.Шумерля на 2002-2004 годы, утвержденная постановлением главы администрации города Шумерля от 22.04.2002 г. N 293.
Большинство запланированных мероприятий Программы поддержки малого предпринимательства в г.Шумерля на 2002-2004 годы выполнены, реализованы основные направления его поддержки. Об эффективности мер поддержки малого предпринимательства свидетельствует позитивная динамика основных показателей деятельности малого предпринимательства.
Программа обеспечила рост количества субъектов малого предпринимательства, численности работающих и их доли в общей численности занятых в экономике города. Ежегодно растут объемы выпускаемой продукции, работ и услуг, их ассортимент, повышается качество за счет внедрения новых технологий. Повышается уровень налоговых поступлений во все уровни бюджета, в том числе в бюджет города Шумерля, все больше субъектов малого предпринимательства переходят к цивилизованному ведению бизнеса.
В последние годы отраслевая структура малых предприятий в городе практически не менялась. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная.
В разрезе отраслей наибольшее количество субъектов малого предпринимательства составляют малые предприятия, занятые в торговле и общественном питании (46% от общего количества малых предприятий), меньше в промышленности (около 22,4%), еще меньше - в строительстве (около 9,2%). (Рис.1):
Структура субъектов малого предпринимательства
"Структура субъектов малого предпринимательства"
Согласно результатам анализа состояния малого предпринимательства, на 1 июля 2004 года на территории города Шумерля зарегистрировано 76 малых предприятий. Наибольшее количество субъектов малого бизнеса города занимаются торговлей потребительскими товарами - 35 предприятий, 17 предприятий были заняты выпуском продукции, 7 предприятий осуществляли строительную деятельность, 17 предприятий занимались другими видами деятельности. Всего в городе насчитывается 130 предприятий розничной торговли, 67 павильонов и киосков, 3 рынка, 20 предприятий общественного питания, около 60 предприятий бытового обслуживания.
За период с 1996 г. по 1999 г. количество малых предприятий в городе сократилось, с 1999 г. по 2002 г. количество малых предприятий остается почти неизменным, в 2002-2003 гг. количество предприятий резко снизилась по причине перерегистрации всех предприятий в налоговых органах и ликвидации недействующих предприятий. С 2003 года наблюдается рост числа малых предприятий и стабилизация их работы. (Рис.2).
Рис.2. Количество малых предприятий
"Рис.2. Количество малых предприятий"
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях работников в 2004 году составила 803 человека, что составляет 11,7% от общего числа трудоспособного населения города (Рис.3). В среднем на одном малом предприятии работает 10,6 человека.
Рис.3. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях работников
"Рис.3. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях работников"
Как видно из рис.1 и 2, динамика развития малых предприятий и занятых на них работников за последние годы повышается, что свидетельствует о наличии стимулирующих факторов в их создании и развитии.
Удельный вес продукции за 2000-2003 гг., произведенной малыми предприятиями, к общему показателю по городу остается практически неизменным и остается в районе 4%. В 1 полугодии 2004 года эта доля увеличилась до 4,7% (Рис.4).
Рис.4. Удельный вес продукции произведенной малыми предприятиями, к общему показателю по городу
"Рис.4. Удельный вес продукции произведенной малыми предприятиями, к общему показателю по городу"
Количество индивидуальных предпринимателей за период с 1997 по 2004 гг. оставалось в пределах 2,3 тыс. человек и своего пика достигло в 2000 году. (Рис.5).
Рис.5. Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей
"Рис.5. Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей"
Однако численность индивидуальных предпринимателей не стабильна. Так, в 2003 году по сравнению с 2002 годом численность индивидуальных предпринимателей уменьшилась на 11,1% или 274 человека. По состоянию на 01.11.04 в городе зарегистрировано 2327 индивидуальных предпринимателей, что на 9,1% или 330 предпринимателей меньше, чем в 2000 году.
Факторами снижения численности индивидуальных предпринимателей в 2002-2003 годах послужили:
- вступление в силу Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции федеральных законов от 29.05.2002 г. N 57-ФЗ, от 31.12.2002 г. N 187-ФЗ, от 31.12.2002 г. N 198-ФЗ), согласно которому, индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, минимальный размер которого 150 руб., независимо от полученного дохода и осуществления предпринимательской деятельности;
- принятие новых глав 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации.
С принятием второй части Налогового кодекса Российской Федерации, субъекты малого предпринимательства получили возможность применения упрощенной налоговой и бухгалтерской отчетности, уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, что позволило снизить бремя налогов и легализовать часть теневого дохода предпринимателей. Упрощение регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования видов деятельности, сертификации продукции и других разрешительных процедур, предоставление помещений в аренду по дифференцированным ставкам, содействует развитию малого предпринимательства в целом.
В настоящее время в городе Шумерля существует инфраструктура поддержки малого предпринимательства по следующим направлениям:
1. Организационная поддержка
В целях проведения целенаправленной политики по содействию развития малого предпринимательства, оперативному разрешению различных проблем в сфере малого бизнеса, принятию согласованных решений, а также созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности в городе с 2000 года действует Шумерлинский городской Координационный совет развития малого предпринимательства.
В состав Совета входят представители администрации города Шумерля и представители субъектов малого бизнеса. На заседаниях Совета обсуждаются проблемы, формирующиеся в среде малого предпринимательства с целью выработки предложений, направленных на развитие предпринимательской активности среди населения г.Шумерля, рассматриваются нормативно-правовые акты администрации города Шумерля, непосредственно затрагивающие проблемы малого предпринимательства.
Кроме того, администрацией города Шумерля оказывается консультационная помощь представителям малого бизнеса, организуется "горячая линия" по приему предпринимателей.
2. Формирование банка данных незадействованного муниципального имущества
Управлением экономики, имущественных и земельных отношений администрации г.Шумерля проведена инвентаризация муниципальных строений и помещений и сформирован единый реестр муниципального имущества города Шумерля. Кроме того, формируется банк данных незадействованного муниципального имущества (нежилые и производственные помещения, технологическое оборудование, незавершенное строительство). Данная информация ежемесячно представляется в Министерство имущественных отношений Чувашской Республики, которое размещает ее на отраслевом сайте, а также публикует в газете "Советская Чувашия". В рамках Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве администрации города Шумерля с промышленными предприятиями города, предприятиями предоставляются в аренду свободные площади и незадействованное в хозяйственном обороте оборудование.
3. Финансовая поддержка
Следует также отметить, что субъекты малого предпринимательства города получают государственную поддержку из республиканского бюджета Чувашской Республики, которая оказывается в виде субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, и в виде субсидирования лизинговых платежей.
За период 9 месяцев 2004 года в рамках проведения республиканского конкурса инвестиционных проектов для субсидирования процентной ставки за пользование кредитополученным в кредитных организациях, 3 субъектам малого предпринимательства г.Шумерля оказана финансовая поддержка из республиканского бюджета Чувашской Республики в виде субсидирования процентной ставки и 2 субъектам малого предпринимательства - в виде субсидирования лизинговых платежей.
Кроме того, в соответствии с положением об оказании услуг бизнес-планирования субъектам малого предпринимательства ГУП "Республиканский бизнес-центр" администрация города Шумерля в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики направила ходатайства о бесплатной разработке бизнес-планов: в 2003 году - 1 субъекту малого предпринимательства, за 9 месяцев 2004 года - 5 субъектам малого предпринимательства.
Государственное учреждение "Центр занятости населения города Шумерля" государственной службы занятости населения по Чувашской Республике оказывает гражданам финансовую помощь для организации собственного дела, путем оплаты госпошлины за различные услуги по организации собственного дела.
В течение 2003 года оказана финансовая помощь на общую сумму 1,2 тыс.руб., а за 9 месяцев 2004 года на общую сумму 1,5 тыс.руб.
4. Размещение муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства
В соответствии с постановлением главы администрации города Шумерля "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Шумерля" от 20.07.2006 г. N 32, обеспечен доступ к системе муниципальных закупок и услуг, которые предусматривают размещение в обязательном порядке у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для муниципальных нужд на основе конкурсов.
В ходе проведенных конкурсов на поставку товаров, выполнения работ, представления услуг для муниципальных нужд в 2003 году из общей стоимости заключенных муниципальных контрактов у субъектов малого предпринимательства размещенный муниципальный заказ составляет 21,5%. По сравнению с 2002 годом рост составил в 1,3 раза. За 9 месяцев 2004 года у субъектов малого предпринимательства размещенный муниципальный заказ составляет 23,2%, что больше соответствующего уровня прошлого года на 1,3%.
Основная доля в размещении муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства приходится на управление здравоохранения, образования, отрасль жилищно-коммунального хозяйства.
5. Консультационная поддержка
В целях содействия повышению деловой квалификации и профессионализма субъектов малого предпринимательства ГУ "Центр занятости населения города Шумерля" государственной службы занятости населения по Чувашской Республике оказываются консультационные услуги по открытию собственного дела, совершенствуется система подготовки и поддержки предпринимателей из числа безработных.
Не занятые и безработные граждане, изъявившие желание открыть собственное дело, могут получить подробную консультацию по выбору вида деятельности, составлению бизнес-плана, оформлению документов и многим другим вопросам. Оказывается методическая помощь, к услугам безработных методические пособия по предпринимательскому праву, практический курс предпринимательства, психологические тесты для деловых людей и другие пособия, выдается раздаточный материал по открытию собственного дела в виде буклетов.
Автономная некоммерческая организация "Школа технологий бизнеса" проводит консультативные занятия и обучающие семинары с неработающими гражданами города Шумерля на тему: "Как начать собственное дело?". В программу семинаров включены: обзор новых направлений развития предпринимательства в республике, изучение правовых вопросов, ознакомление с порядком регистрации в качестве предпринимателя, бухгалтерским учетом и налогообложением, принципы составления бизнес-плана, проведение деловых игр, анкетирование. Участники семинаров получили материал по организации собственного дела. Всего занятия посетили 36 безработных граждан, на их обучение направлено 2,5 тыс.руб.
В администрации города организован информационный стенд, где периодически размещается необходимая информация, касающаяся деятельности субъектов малого бизнеса. Также на официальном сайте администрации города размещена информация о нормативно-правовых документах и о внесенных в них изменениях, касающихся субъектов малого предпринимательствам, о конкурсах, семинарах и выставках, проводимых на территории города и за его пределами, о формах муниципальной поддержки предпринимательства и о муниципальном имуществе и оборудовании, не задействованном в хозяйственном обороте. За 9 месяцев 2004 года проведено 8 совещаний с представителями субъектов малого предпринимательства.
Однако картина развития малого предпринимательства в городе Шумерля не будет полной, если не выделить и проблемы, которые возникали в ходе реализации Программы.
В настоящее время на уровне муниципального образования имеются проблемы, связанные с информационным обеспечением муниципалитета в части получения статистической информации о развитии малого бизнеса в городе и в разрезе муниципальных образований Чувашской Республики. Из-за недостаточного финансирования городским бюджетом, не выполняются мероприятия, связанные с финансовой поддержкой субъектов малого предпринимательства.
Не все мероприятия Программы выполняются в полном объеме. Не проведен эксперимент по передаче на конкурсной основе предприятиям малого бизнеса функций по управлению и обслуживанию объектов жилищно-коммунального хозяйства.
II. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства в городе Шумерля.
Задачами Программы являются:
совершенствование законодательной и нормативной базы в сфере малого предпринимательства;
развитие механизмов финансовой, имущественной поддержки предпринимательства;
преодоление административных ограничений при развитии малого предпринимательства;
подготовка квалифицированных кадров для организации и управления малого бизнеса;
активизация и развитие инфраструктуры государственной и негосударственной поддержки малого предпринимательства;
формирование условий для развития и поддержки малого предпринимательства в производственной сфере;
удовлетворение потребностей предпринимателей в консультационных, информационных и юридических услугах;
обеспечение допуска малых предприятий к участию выполнения муниципальных заказов;
стимулирование производства конкурентоспособной продукции в сфере малого бизнеса;
продвижение продукции малых предприятий на региональные и межрегиональные рынки;
развитие ремесел и высокохудожественных производств.
Способы и механизмы решения каждой из задач отражены в плане основных мероприятий Программы (приложение).
Выполнение этих задач должно обеспечить не только простое воспроизводство малых предприятий, но и существенно усилить роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии города, в том числе:
создание дополнительных рабочих мест;
насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами;
увеличение налоговых поступлений в бюджет от малого предпринимательства;
привлечение инвестиций в экономику города;
рост доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере;
повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности;
выход продукции малых предприятий города на региональные и межрегиональные рынки;
снижение затрат на содержание и обслуживание жилищно-коммунального хозяйства;
создание единого информационного пространства и условий для электронного ведения бизнеса;
развитие и совершенствование отрасли торговли, общественного питания и бытового обслуживания
Предлагаемый в Программе комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущих мероприятий Программы поддержки малого предпринимательства в городе Шумерля продолжает реализацию ранее начатых проектов, а также ставит новые задачи:
устранение административных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию малого предпринимательства;
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;
привлечение субъектов малого бизнеса к участию в поставках товаров, работ и услуг для муниципальных нужд;
оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства;
поддержка и развитие инновационной деятельности субъектов малого бизнеса;
стимулирование создания новых малых предприятий, поощрение всех слоев населения к проявлению экономической инициативы;
создание новых рабочих мест;
обеспечение малых предприятий доступными квалифицированными, информационными, обучающими услугами через систему специализированных структур поддержки субъектов малого предпринимательства;
предоставление субъектам малого предпринимательства комплекса услуг по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности на основе дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
принятие необходимых мер по сохранению и развитию народных художественных промыслов на территории города Шумерля;
определение системы взаимоотношений между муниципалитетом и объединениями мастеров, физическими и юридическими лицами, занятыми в сфере народных художественных промыслов.
При разработке Программы принимаются следующие базовые положения:
малое предпринимательство является полноправным и неотъемлемым элементом современной экономической системы хозяйствования;
малое предпринимательство является основой формирования "среднего" класса - гаранта политической стабильности государства и социально-ориентированной рыночной экономики;
потенциал малого бизнеса может быть реализован в полной мере при условии постоянного совершенствования системы государственной поддержки
III. Основные мероприятия Программы
Программа сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к реализуемым муниципальным программам и включает в себя 6 основных разделов:
Совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства
Кредитная, финансовая и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства
Повышение эффективности функционирования городской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Распространение профессиональных знаний и опыта в сфере малого бизнеса, кадровое обеспечение малого предпринимательства
Развитие малого предпринимательства в сфере народных промыслов и ремесел
Развитие потребительского рынка города Шумерля.
Первыми 4 разделами предусматривается осуществление поддержки малого бизнеса по следующим направлениям:
1. Совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства
Основные мероприятия данного раздела направлены на дальнейшее совершенствование законодательных и нормативных правовых актов Чувашской Республики с учетом условий развития малого предпринимательства и ремесел на современном этапе, путем внесения изменений в действующее законодательство и подготовки проектов новых законодательных и нормативных правовых актов.
Разработка мер по преодолению административных ограничений, связанных с оформлением открытия предприятий потребительского рынка, предоставлением производственных и нежилых помещений, земельных участков и т.п.
Одним из важных элементов поддержки субъектов малого предпринимательства является выполнение ими части государственных и муниципальных заказов на поставки продукции и оказание услуг. В этой связи Программа предусматривает участие малых предприятий в конкурсах на поставку продукции (услуг) для бюджетных организаций.
Эффективная реализация государственной политики в сфере малого бизнеса невозможна без формирования позитивного отношения различных слоев и групп населения к частной инициативе граждан, причем не только как к источнику удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как к достойному образу жизни. Для решения этой задачи необходимо привлечение средств массовой информации, проведение конкурсов по различным номинациям среди предпринимателей, предприятий, а также проведение тематических выставок, ярмарок.
Основные мероприятия настоящего раздела направлены на комплексный анализ и дальнейшее совершенствование нормативно-правовых актов в сфере малого предпринимательства путем внесения изменений в действующие и подготовки новых нормативно-правовых актов, используя все возможности законодательной инициативы.
В настоящее время малое предпринимательство присутствует во всех отраслях экономики города Шумерля и его вклад в развитие отрасли, в определенной мере, зависит от заинтересованности местного самоуправления в сотрудничестве с бизнесом.
В рамках основных мероприятий поддержки малого предпринимательства, предусмотренных Программой, планируется продолжить тесное сотрудничество в этой области администрации города и представителей малого бизнеса, в том числе посредством работы Шумерлинского городского Координационного совета развития малого предпринимательства.
В целях выработки стратегии развития малого бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективы, получения информации в сфере малого предпринимательства Программой предусмотрено проведение анализа динамики развития малого предпринимательства в городе.
2. Кредитная, финансовая и имущественная поддержка с субъектов малого предпринимательства
По-видимому, в тексте названия подраздела допущена опечатка. Название подраздела следует читать как "2. Кредитная, финансовая и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства"
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию субъектов малого бизнеса, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов.
Учитывая дефицит городского бюджета финансовые средства предполагается направлять на поддержку малых предприятий, выпускающих продукцию и оказывающих услуги, имеющие важное социально-экономическое значение для города.
В рамках раздела будут осуществлены следующие мероприятия по оказанию финансовой помощи субъектам малого предпринимательства:
- оказание финансовой помощи субъектам малого бизнеса для организации собственного дела на стадии открытия собственного дела за счет средств федерального бюджета;
- содействие субъектам малого предпринимательства в получении финансовой поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
- за счет средств местного бюджета в виде выделения денежных средств из бюджета города Шумерля на финансирование перспективных предпринимательских проектов, оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства в виде субсидирования лизинговых платежей;
С целью повышения эффективности использования финансовых ресурсов, инвестирование проектов будет осуществляться на конкурсной основе.
3. Повышение эффективности функционирования городской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства предполагает расширение возможностей субъектов малого предпринимательства в доступе не только к муниципальному имуществу, но и к имуществу крупных предприятий города путем размещения информации в СМИ и ведение реестра муниципального имущества и имущества крупных предприятий, не задействованных в хозяйственном обороте.
Мероприятия данного раздела направлены также на распространение информации о потенциале малых предприятий, информирование широкого круга делового сообщества о состоянии,# дел в сфере малого бизнеса. Планируется продолжить практику оказания консультационных услуг субъектам малого предпринимательства, а также проведение разъяснительной работы по налогообложению субъектов малого предпринимательства через средства массовой информации.
Распространение профессиональных знаний и опыта в сфере малого бизнеса, кадровое обеспечение малого предпринимательства
Эффективная реализация политики в сфере малого бизнеса невозможно без формирования благоприятного общественного мнения о предпринимателях, пропаганды цивилизованного предпринимательства, не только как источника удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как достойного образа жизни. Для решения этой задачи планируется привлечение средств массовой информации, проведение рабочих встреч, семинаров, "круглых столов", тренингов, конкурсов по различным номинациям, а также организация единых экспозиций для участия субъектов малого предпринимательства в выставках-ярмарках на территории республики и за ее пределами, регулярное проведение Дней малого предпринимательства, а также содействие установлению договорных отношений с зарубежными организациями.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
5. Развитие малого предпринимательства в сфере народных художественных промыслов
Этот раздел направлен на выполнение мероприятий по развитию предпринимательства в сфере народных художественных промыслов и ремесел, в рамках которого предполагается дальнейшее развитие инфраструктуры сохранения и развития народных промыслов и ремесел, развитие системы продвижения продукции народных художественных промыслов на внешний рынок.
Для восстановления и развития старинных художественных народных промыслов предусмотрено создание городского центра возрождения народных промыслов ставящего перед собой цель пропаганды, развитие и обучение кадров мастеров народных промыслов и ремесел, а также содействия в открытии отделов в торговой сети города, которые окажут помощь мастерам и ремесленникам в реализации своей продукции.
Реализация раздела позволит принять необходимые меры по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов в городе Шумерля. Народные художественные промыслы города представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества. Получили развитие художественная обработка дерева, резьба по дереву, роспись по дереву, лозоплетение, вышивка, керамика и некоторые другие виды производств изделий народных художественных промыслов.
В целях сохранения и развития народных художественных промыслов Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость, земельному налогу и налогу на имущество. Эти льготы касаются тех предприятий, чья продукция зарегистрирована федеральным художественно-экспертным советом по народным художественным промыслам и отнесена к изделиям народных художественных промыслов.
В рамках данного раздела планируется реализовать ряд основных мероприятий:
в целях привлечения населения в предпринимательскую деятельность в сфере народных художественных промыслов запланировано организация специализированных отделов по сбыту изделий народных промыслов;
организация городского центра возрождения народных промыслов и ремесел;
- планируется проведение конкурсов, выставок, семинаров, а также активной пропаганды народных художественных промыслов в средствах массовой информации;
- совершенствование материально-технической базы мастеров и предприятий народных художественных промыслов для организаций выставочно-ярмарочной деятельности.
6. Развитие потребительского рынка
Данный раздел направлен на выполнение мероприятий по развитию предприятий торговли, общественного питания и обслуживания населения.
Мероприятия раздела преследуют цель создания благоприятных экономических, организационных и иных условий для дальнейшего развития сферы торговли и услуг посредством развития инфраструктуры товарных рынков, обеспечения территориальной и ценовой доступности товаров и услуг, научно-технической политики, стабилизации занятости и кадрового обеспечения работающих на потребительском рынке.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются: федеральный бюджет, республиканский бюджет Чувашской Республики, бюджет города Шумерля и иные внебюджетные источники.
Общий объем финансирования Программы в 2005-2010 годах - 4207,9 тыс. рублей,
в том числе: из федерального бюджета - 78,9 тыс. рублей, в том числе:
2005 год - 9,0 тыс. рублей;
2006 год - 10,0 тыс. рублей;
2007 год - 11,9 тыс. рублей;
2008 год - 13,5 тыс. рублей;
2009 год - 16,0 тыс. рублей;
2010 год - 18,5 тыс. рублей;
из республиканского бюджета Чувашской Республики - 3510,0 тыс. рублей, в т.ч.:
2008 год - 1000,0 тыс. рублей;
2009 год - 1180,0 тыс. рублей;
2010 год - 1330,0 тыс. рублей;
из бюджета города Шумерля - 619,0 тыс. рублей, в т.ч.:
2005 г. - 39,0 тыс. рублей
2006 г. - 50,0 тыс. рублей
2007 г. - 100,0 тыс. рублей
2008 г. - 100,0 тыс. рублей
2009 г. - 150,0 тыс. рублей
2010 г. - 180,0 тыс. рублей
Основными статьями расходования средств на реализацию Программы является предоставление субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета города Шумерля в виде предоставления грантов, субсидий на конкурсной основе.
Из федерального бюджета запланировано субсидирование 40 индивидуальных предпринимателей из числа безработных граждан для создания собственного дела - в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность.
Объемы финансирования Программы будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов бюджетов на соответствующий год.
V. Организация управления Программой и механизм ее реализации
Муниципальным заказчиком Программы является администрация города Шумерля.
Программа направлена на создание условий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства путем формирования соответствующей нормативно-правовой базы, кредитно-финансового и инвестиционного механизма, системы информационного и кадрового обеспечения, становления и развития объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущих к достижению намеченных результатов. Механизм реализации Программы предполагает его дальнейшее совершенствование с учетом меняющихся условий осуществления предпринимательской деятельности, связанных с регулированием налогового законодательства, изменением действующих норм и правил.
Исполнителями Программы являются отделы администрации города Шумерля, предприятия и организации города, Шумерлинский городской Координационный Совет развития малого предпринимательства, организации, входящие в структуру поддержки малого предпринимательства (по согласованию), кредитные организации (по согласованию), субъекты малого предпринимательства (по согласованию).
Администрация города Шумерля осуществляет контрольные функции, позволяющие установить зависимость между затратами на реализацию Программы и конечными результатами, и обеспечивает тем самым эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на осуществление Программы.
Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях Собрания депутатов города Шумерля, Шумерлинского городского Координационного Совета развития малого предпринимательства.
Исполнители основных мероприятий 1 раз в год к 20 февраля, представляют Муниципальному заказчику информацию о ходе реализации Программы.
VII. Оценка ожидаемой эффективности
Реализация в полном объеме всех предусмотренных в Программе мероприятий позволит к концу 2010 года:
- обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики;
- обеспечить к 2010 году рост количества малых предприятий до 170 единиц или на 6-8% в год, численности индивидуальных предпринимателей до 2500 чел., создание до 65 новых рабочих мест в год;
- увеличить к 2010 году долю работников, занятых в малом предпринимательстве, до 31% от общей численности работников предприятий и организаций;
- увеличить к 2010 году долю продукции, работ (услуг), произведенных малыми предприятиями, в валовом региональном продукте до 18%;
- увеличить долю налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства до 20%;
- увеличить удельный вес вновь созданных рабочих мест;
- начать развитие малых инновационных предприятий;
- насытить товарный рынок города и Чувашской Республики конкурентоспособными отечественными товарами и услугами;
- обеспечить занятость населения;
- привлечь в предпринимательскую деятельность экономически активную часть социально незащищенную группу населения (безработные, молодежь, работающие с очень низким уровнем зарплаты, работоспособные пенсионеры и др.) до 200 человек;
- повысить образовательный уровень участников предпринимательской деятельности;
- совершенствовать развитие потребительского рынка;
- открыть центр возрождения народных художественных промыслов и отдел по сбыту изделий мастеров народных художественных промыслов;
- расширить возможности сбыта изделий народных художественных промыслов.
Программа предусматривает поэтапное выполнение намечаемых мероприятий, осуществление государственной политики в сфере малого предпринимательства в рамках реализации основных положений социально-экономической развития города на 2005-2010 годы.
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации мероприятий
Показатели |
Индикатор до реализации Программы |
Индикатор в ходе реализации программы (прогноз) |
|||
2004 год (оценка) |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2010 год |
|
Количество субъектов малого предпринимательства, (единиц) в т.ч. юридические лица физические лица |
2403 |
2430 |
2450 |
2470 |
2670 |
76 2327 |
90 2340 |
100 2350 |
110 2360 |
170 2500 |
|
Доля работающих в малом бизнесе в среднегодовой численности работающих в экономике, % |
11,7 |
15,8 |
20,1 |
25,6 |
31,0 |
Доля налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса, (%) |
9,2 |
12,3 |
15,0 |
18,4 |
20,0 |
Доля продукции, работ (услуг), произведенных малыми предприятиями, в общем объеме произведенной продукции по городу, (%) |
4,7 |
6,5 |
9,3 |
12,1 |
18 |
Среднемесячная заработная плата субъектов малого предпринимательства, (рублей) |
3091,8 |
3555,6 |
4088,9 |
4760 |
7151,5 |
------------------------------
Приложение не приводится
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания депутатов г. Шумерли Чувашской Республики от 25 октября 2007 г. N 239 "О внесении изменений и дополнений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.