Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 апреля 2009 г. N 143 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2010 г.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. N 274 в наименование настоящего постановления внесены изменения
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 27 мая 2005 г. N 129
"О Республиканской программе действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011 года"
20 декабря 2007 г., 28 июля, 12 сентября 2008 г.
В целях создания эффективной системы начального профессионального образования, превращения ее в ресурс социально-экономического развития республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. N 274 в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011 года (далее - Программа).
2. Определить Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики государственным заказчиком Программы.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. N 274 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения
3. При очередном уточнении республиканского бюджета Чувашской Республики на 2005 год внести Программу на утверждение Государственного Совета Чувашской Республики одновременно с проектом закона Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005 год".
При формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию с учетом реальных бюджетных возможностей.
4. Министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в реализации программных мероприятий.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров |
С.Гапликов |
Зарегистрировано в Минюсте ЧР 31 мая 2005 г.
Регистрационный N 01-02/1487
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. N 274 в настоящую республиканскую программу внесены изменения
Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 27 мая 2005 г. N 129
Республиканская Программа
действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011 года
20 декабря 2007 г., 28 июля, 12 сентября 2008 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы - Республиканская программа действий по
обеспечению развития системы начального
профессионального образования в Чувашской
Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011
года
Основания для - Федеральный закон "О внесении изменений в
разработки законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в
связи с принятием федеральных законов "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих
принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации
от 3 декабря 2004 г. N 1565-р (с изменениями,
внесенными распоряжением Правительства
Российской Федерации от 2 февраля 2005 г.
N 110-р);
Указ Президента Чувашской Республики от 29
октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по
инновационному развитию Чувашской Республики" (с
изменениями, внесенными Указом Президента
Чувашской Республики от 10 марта 2005 г. N 25);
Указ Президента Чувашской Республики от 17
февраля 2005 г. N 15 "О дополнительном
государственном содействии селу в обеспечении
руководящими кадрами в производственной сфере";
постановление Кабинета Министров Чувашской
Республики от 24 декабря 2004 г. N 339 "О
безвозмездной передаче учреждений начального и
среднего профессионального образования из
федеральной собственности в государственную
собственность Чувашской Республики";
постановление Кабинета Министров Чувашской
Республики от 21 февраля 2005 г. N 39 "О
Концепции инновационного развития Чувашской
Республики"
Государственный - Министерство образования и молодежной политики
заказчик Чувашской Республики
Основные разработчики - Министерство образования и молодежной политики
Чувашской Республики;
Министерство экономического развития и торговли
Чувашской Республики;
Министерство промышленности и энергетики
Чувашской Республики;
Министерство градостроительства и развития
общественной инфраструктуры Чувашской
Республики;
Министерство здравоохранения и социального
развития Чувашской Республики;
Министерство сельского хозяйства Чувашской
Республики;
Министерство культуры, по делам национальностей,
информационной политики и архивного дела
Чувашской Республики
Цели Программы - создание эффективной системы начального
профессионального образования, превращение ее в
ресурс социально-экономического развития
республики
Задачи Программы - обеспечение равного доступа граждан к получению
начального профессионального образования;
обеспечение текущих и перспективных потребностей
экономики и социальной сферы в профессиональных
кадрах необходимой квалификации;
совершенствование содержания, создание
эффективных механизмов управления качеством
профессионального образования и развитием
инновационного потенциала личности;
реструктуризация республиканской сети учреждений
начального профессионального образования и
повышение ее экономической эффективности;
разработка и реализация комплекса мер по
функционированию новых типов и видов учреждений
(организаций) начального профессионального
образования;
повышение потенциала личностной и
профессиональной адаптации учащихся с
ограниченными возможностями здоровья в процессе
их социализации;
обеспечение учреждений профессионального
образования квалифицированными педагогическими
кадрами, способными работать в условиях
постоянного обновления своей профессиональной
деятельности
Важнейшие целевые - доля учреждений начального профессионального
индикаторы и образования, реализующих в учебно-воспитательном
показатели процессе инновационные (информационные,
производственные, образовательные) технологии,
100 процентов;
доля преподавателей учреждений начального
профессионального образования, занятых
апробацией и внедрением в учебный процесс новых
образовательных технологий, 100 процентов;
доля обучающихся в учреждениях начального
профессионального образования на
контрактно-договорной основе с работодателями,
95 процентов;
доля выпускников учреждений начального
профессионального образования, трудоустроенных
по полученной профессии, в общей численности
выпускников учреждений начального
профессионального образования, 80 процентов;
снижение доли выпускников учреждений начального
профессионального образования,
зарегистрированных в качестве безработных
граждан, в общей численности выпускников
учреждений начального профессионального
образования до 2 процентов;
доля учреждений начального профессионального
образования, интегрированных в систему
двухступенчатой подготовки кадров, 37,5
процента;
доля автономных учреждений, созданных путем
изменения типа существующих государственных
образовательных учреждений, в общем числе
республиканских государственных образовательных
учреждений начального профессионального
образования, 76 процентов
Сроки и этапы - 2005-2011 годы:
реализации Программы 1 этап - 2005-2007 годы;
2 этап - 2008-2011 годы
Перечень основных - создание динамичной системы сбора информации о
мероприятий получателях услуг учреждений начального
профессионального образования и профессиональной
ориентации обучающихся;
приведение объемов и профилей подготовки рабочих
кадров в учреждениях начального
профессионального образования в соответствие с
требованиями рынка труда;
разработка механизма обеспечения качества
начального профессионального образования,
соответствующего международным стандартам;
реструктуризация республиканской сети учреждений
начального профессионального образования,
совершенствование организационной структуры
управления;
оптимизация расходов учреждений начального
профессионального образования
Исполнители - Министерство образования и молодежной политики
Чувашской Республики, Министерство имущественных
и земельных отношений Чувашской Республики,
Министерство промышленности и энергетики
Чувашской Республики, Министерство сельского
хозяйства Чувашской Республики, Министерство
здравоохранения и социального развития
Чувашской Республики, Министерство
градостроительства и развития общественной
инфраструктуры Чувашской Республики,
Министерство экономического развития и торговли
Чувашской Республики, Государственная служба
занятости населения Чувашской Республики (по
согласованию), органы местного самоуправления
(по согласованию), учреждения начального
профессионального образования (по согласованию)
Объемы и источники - общая сумма финансирования Программы
финансирования в 2005-2011 годах составляет 401746,0 тыс.
рублей,
в том числе средства:
республиканского бюджета Чувашской Республики -
117297,0 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 284449,0 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - наличие развитой инновационной образовательной
результаты реализации инфраструктуры;
Программы позитивная динамика изменения уровня
инновационной культуры участников
образовательного процесса;
удовлетворенность работодателей качеством
подготовки выпускников учреждений начального
профессионального образования
Система организации - контроль за ходом выполнения Программы
контроля за осуществляет Министерство образования и
исполнением Программы молодежной политики Чувашской Республики.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1
февраля до 2012 года информируют Министерство
образования и молодежной политики Чувашской
Республики о ходе выполнения мероприятий
Программы.
Министерство образования и молодежной политики
Чувашской Республики направляет:
ежеквартально до 2012 года в Министерство
экономического развития и торговли Чувашской
Республики статистическую, справочную и
аналитическую информацию о реализации Программы;
ежегодно к 1 марта до 2012 года в Министерство
экономического развития и торговли Чувашской
Республики и Министерство финансов Чувашской
Республики доклад о ходе работ по реализации
Программы и эффективности использования
финансовых средств, подготовленный в
соответствии с требованиями постановления
Кабинета Министров Чувашской Республики от 30
октября 2006 г. N 274 "О совершенствовании и
расширении сферы применения программно-целевых
методов бюджетного планирования".
К 1 марта 2012 года Министерство образования и
молодежной политики Чувашской Республики готовит
доклад о выполнении Программы, эффективности
использования финансовых средств за весь период
ее реализации и представляет его в Кабинет
Министров Чувашской Республики.
Введение
Республиканская программа действий по обеспечению развития учреждений начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011 года (далее - Программа) разработана Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики с участием других органов исполнительной власти Чувашской Республики и организаций в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 1565-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. N 110-р), указами Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики" (с изменениями, внесенными Указом Президента Чувашской Республики от 10 марта 2005 г. N 25) и от 17 февраля 2005 г. N 15 "О дополнительном государственном содействии селу в обеспечении руководящими кадрами в производственной сфере", постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2004 г. N 339 "О безвозмездной передаче учреждений начального и среднего профессионального образования из федеральной собственности в государственную собственность Чувашской Республики" и от 21 февраля 2005 г. N 39 "О Концепции инновационного развития Чувашской Республики".
При разработке Программы были также учтены нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты Чувашской Республики, определяющие стратегическое развитие образования: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р и взаимосвязанная с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы, утвержденная Законом Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. N 39 "Об утверждении комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы", и Комплексный план реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2003 г. N 97 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 июня 2004 г. N 137).
Данная Программа предусматривает координацию усилий органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, работодателей по обеспечению эффективного развития учреждений начального профессионального образования (далее - НПО).
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В условиях передачи учреждений НПО в ведение Чувашской Республики особенно актуальными являются проблемы обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в рабочих кадрах необходимой квалификации, создания системы непрерывного образования. Кроме того, с принятием Концепции инновационного развития Чувашской Республики особое внимание следует обратить на формирование инновационного пространства и сосредоточение ресурсов в учебных заведениях, обеспечивающих современными кадрами приоритетные направления развития республики. Этим и обусловлено создание Программы. При ее разработке учитывались результаты реализации программы "Профессиональное образование в Чувашской Республике" на 2001-2003 годы и на период до 2005 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2000 г. N 275.
Сложившаяся в республике система НПО характеризуется наличием вариативных образовательных программ, обеспечивающих выбор профессий, способствующих самореализации личности и формирующих ее инновационное мышление. Кроме того, функционирование учебных заведений характеризуется рядом показателей, свидетельствующих не только о стабильности их существования, но и о достижении ими позитивных результатов в развитии.
Так, по состоянию на 1 января 2005 г. в Чувашской Республике функционируют 26 профессиональных училищ и 3 профессиональных лицея с общим контингентом обучающихся 15916 человек при количестве посадочных мест 15020, то есть коэффициент загрузки составляет 1,06; на 10 тыс. населения Чувашской Республики приходится 123 обучающихся по дневной форме (по Российской Федерации - 108). В соответствии с перечнем профессий НПО обучение ведется по 55 базовым профессиям. Все учебные заведения имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности, прошли процедуры государственной аттестации и аккредитации.
Стабильным остается и процент граждан, принимаемых в учреждения НПО. В 2004 году 4197 выпускников основной школы и 3997 выпускников средней школы продолжили обучение в профессиональных училищах и лицеях по программам НПО. Анализ выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий за последние 5 лет показывает, что в профессиональные училища для получения образования данного уровня поступают 17,7 процента выпускников 9-х и 27,7 процента выпускников 11-х классов общеобразовательных школ (диаграмма 1).
См. "Долю выпускников общеобразовательных школ республики, поступающих в учреждения НПО (в %)" в редакторе MS-Word
Ориентируясь на потребности рынка труда, учреждения НПО увеличили объемы подготовки по ряду профессий, связанных с металлообработкой, строительством и сельским хозяйством. Одновременно происходит сокращение подготовки кадров для отраслей легкой промышленности, сферы обслуживания и торговли в связи с насыщением рынка труда указанными специальностями (диаграмма 2).
См. "Распределение контингента обучающихся учреждений НПО в разрезе отраслей экономики по состоянию на 1 января 2005 года (в %)" в редакторе MS-Word
Изучается и распространяется опыт совместной работы некоторых училищ со средними и высшими профессиональными учебными заведениями, когда на договорной основе рационально используется материально-техническая база, создаются сквозные планы и программы, обеспечивающие многоуровневую подготовку кадров.
Технологические изменения, революция в информационных и коммуникационных технологиях и вызванный ими быстрый темп социальных изменений привели к росту мобильности труда и капитала. Это вызвало появление новых профессий, связанных с обслуживанием и ремонтом сложного промышленного оборудования, сельскохозяйственной техники, сервисом в сфере общественного питания и торговли. Параллельно происходит процесс устранения дублирования профилей подготовки кадров в учебных заведениях и их специализации по кластерным группам профессий (диаграмма 3).
См. "Динамику отраслевой структуры учреждений НПО (в % к общему числу учреждений)" в редакторе MS-Word
Анализ потребности предприятий и организаций в квалифицированных рабочих на 2005-2015 годы показывает, что спрос на рабочие кадры находится на уровне 8 тыс. человек ежегодно. Сегодня на современном рынке труда наиболее востребованы 33 профессии НПО. Потребность предприятий в них в 2005 году составляет 8055 человек (диаграмма 4).
См. "Предполагаемую потребность организаций республики в кадрах и количество выпускников школ, желающих продолжить обучение в системе НПО" в редакторе MS-Word
В текущем году, по предварительным расчетам, с учетом имеющейся учебно-материальной базы, кадрового потенциала и в целях сохранения на стабильном уровне доли выпускников школ, получающих рабочие профессии, учреждения НПО смогут принять на учебу 8200 выпускников школ.
Начиная с 2006 года демографические процессы окажут серьезное влияние на рынок труда, численность обучающихся в учреждениях НПО может сократиться на 38-40 процентов, что повлечет за собой структурные преобразования в этой системе. В связи с этим резко возрастут требования к информационному обеспечению молодежи и организации соответствующей системы профессиональной ориентации.
Некоторым компенсационным механизмом преодоления рассогласования рынка труда и структуры рынка образовательных услуг являются курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования. В 2004 году на основании договоров с гражданами обучено 4426 человек из числа взрослого населения. Однако доля лиц, повысивших свой квалификационный уровень, явно не удовлетворяет потребностей современного производства (диаграмма 5).
См. "Численность рабочих и специалистов, подготовленных в учреждениях НПО, человек" в редакторе MS-Word
Ежегодно более 7,5 тыс. человек заканчивает учреждения НПО по дневной форме обучения за счет бюджетных средств. Постепенно происходит сокращение количества выпускников, свободно трудоустраивающихся на работу (в 2001 году - 15,8 процента от общего количества выпускников, в 2004 году - 8,1 процента). Этому способствует развитие социального партнерства. В 2004 году доля обучающихся на основании прямых договоров с предприятиями различных форм собственности составила 64,8 процента (диаграмма 6).
См. "Динамику занятости выпускников учреждений НПО (в % от общего количества выпускников)" в редакторе MS-Word
Используя опыт работы образовательных учреждений стран с развитой экономикой, для обеспечения тесных связей с работодателями учебные заведения начали создавать службы маркетинговых услуг, в функции которых также входит оказание содействия в трудоустройстве выпускников. В целях снижения безработицы среди молодежи и соответствующей подготовки ее к труду в учебные планы профессиональных училищ и лицеев введены специальные курсы "Технология поиска работы" и "Основы малого предпринимательства".
По данным Управления Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике, удельный вес выпускников 2004 года, зарегистрированных в качестве безработных, составил 3,3 процента.
В настоящее время наибольший интерес у молодежи вызывают такие отрасли, как оптовая и розничная торговля, общественное питание, финансы, кредит, страхование, управление хозяйственной деятельностью, что замедляет процесс обновления рабочей силы в сфере материального производства.
В связи с этим в ходе реализации Программы предполагается внедрение модели финансирования, которая будет стимулировать развитие на договорных отношениях подготовки кадров для конкретных предприятий, повышение уровня достигнутой выпускниками квалификации, а главное - содействовать трудоустройству по полученной профессии и успешной адаптации выпускников на производстве.
Объективности ради стоит заметить, что данная модель имеет и слабые места: возможен отбор учреждениями НПО наиболее подготовленных абитуриентов и ущемление прав инвалидов, детей из группы риска и других категорий молодежи (при законодательном праве каждого на доступное и бесплатное образование при получении первой рабочей профессии). Однако представляется, что подобные риски являются меньшим злом, чем описанные выше перекосы в подготовке кадров, наносящие значительный социальный и экономический ущерб.
Укомплектованность учебных заведений педагогическими кадрами по состоянию на 1 января 2005 г. составляет 73,3 процента от потребностей (в 1998 году - 81,5 процента, в 2002 году - 77 процентов) (диаграмма 7). Особенно низок уровень обеспеченности профессиональных училищ мастерами производственного обучения, который в 2004 году не превышал 70 процентов. Высокой остается текучесть названной категории (10 процентов), а число педагогических работников пенсионного и предпенсионного возраста - 29,6 процента от общего количества работающих.
См. "Возрастную структуру педагогов, занятых в системе НПО (в %)" в редакторе MS-Word
Одной из причин возникновения проблем в формировании кадрового потенциала учреждений НПО является отсутствие стимулирующих факторов и льгот для привлечения подготовленных специалистов, в том числе выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования соответствующей специальности.
В то же время для развития кадрового потенциала учреждений НПО в соответствии с современными социально-экономическими условиями создана система повышения квалификации, основанная на реальных потребностях учебных заведений, подготовки и переподготовки преподавателей к работе по современным методикам и технологиям обучения. Ведется целенаправленная подготовка методистов и других педагогических работников по развитию новых форм образования, созданы условия для развития компьютеризации учебного процесса и организации системы стажировок.
Ежегодно 20 процентов педагогических работников профессиональных училищ проходят курсы повышения квалификации как в самой Чувашии, так и за ее пределами.
Более 40 процентов учебных заведений в 2004 году включились в инновационную деятельность. 27 процентов преподавателей и мастеров производственного обучения апробируют и внедряют в учебный процесс новые образовательные технологии. Профессиональные училища N 19 и N 23 г.Чебоксары в рамках реализации Республиканской программы сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг на 2003-2005 годы и на период до 2010 года выиграли тендер на выполнение работ, связанных с деятельностью экспериментальных площадок, обеспечивающих установление тесных связей между учебными заведениями, научными учреждениями и инновационными организациями.
Неплохие результаты принесло овладение педагогами профессиональных училищ Шотландской технологией модульного обучения, основанной на компетентностном подходе, и технологией модульного обучения, предложенной Международной организацией труда.
Основам Шотландской технологии за 3 года обучено 20 процентов преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в 10 учебных заведениях, подготовлены собственные тьютеры, разработаны и апробируются 26 модульных программ, открыты 3 республиканские экспериментальные площадки, созданы 2 базовых училища по обучению педагогов, готовящих кадры для агропромышленного комплекса республики.
Достигнутые в данном направлении деятельности положительные результаты позволили Чувашии включиться в Межрегиональный консорциум, осуществляющий взаимодействие 5 регионов по обмену и внешней экспертизе созданных модулей.
Методике применения учебных элементов в практической деятельности, предложенной Международной организацией труда, обучено 50 процентов преподавателей 10 учебных заведений, приобретены учебные модули по 7 профессиям на сумму 200 тыс. рублей. На основе полученных материалов в 2004 году переобучено 487 человек, из них 208 - из числа лиц взрослого населения.
С 2005 года педагогические работники профессиональных училищ начали активно внедрять в учебный процесс проектный метод обучения. Создана республиканская творческая группа, обучено 16 процентов преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения из 9 профессиональных училищ.
В целях совершенствования инновационной деятельности в январе 2003 года открыт научно-методический центр профессионального образования.
Однако названные инновационные преобразования не всегда дают нужный эффект. Основные причины заключаются в том, что управление инновационными процессами осуществляется малоэффективными методами, не стимулирующими инновационное развитие. В связи с этим необходимо консолидировать усилия и ресурсы учебных заведений для решения стратегических целей и задач, разработать программы инновационного развития в каждом учебном заведении, шире применять проектные технологии в управлении кадровыми ресурсами, активизировать деятельность педагогов для осуществления образовательных инноваций.
В последние годы начался процесс обновления материальной базы учреждений НПО. Большую роль в нем сыграло участие профессиональных училищ и лицеев в реализации различных федеральных проектов и программ. За последние 2 года в профессиональные училища республики в рамках проекта "Реформа системы образования" поставлено более 600 единиц компьютерного, офисного и типографского оборудования, 200 единиц оборудования общественного питания, 83 единицы швейного оборудования, 13 единиц металлообрабатывающих станков, 3 трактора новой модификации производственного объединения "Минский тракторный завод", 28 автомобилей и единиц различного тренажерного оборудования. В 2004 году расходы на обновление учебно-технологической базы составили 45,9 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 6,4 млн. рублей, что позволило увеличить коэффициент обновления основных фондов от 0,05 процента в 2000 году до 4,7 процента в 2004 году.
Однако доля учебного и производственного оборудования, эксплуатируемого более 20 лет, составляет 90 процентов. Это существенно затрудняет подготовку рабочих кадров для современного производства.
Реальную угрозу стабильности функционирования учреждений НПО представляет и степень износа основных фондов, которая на 1 января 2005 г. составила 38,6 процента.
Состояние бюджетного финансирования и объемы ожидаемых в ближайшие годы инвестиционных вложений не дают возможности должным образом инвестировать все учреждения НПО. Решение обозначенной проблемы в республике осуществляется путем преобразования ведущих образовательных учреждений в ресурсные центры с закреплением за ними функций коллективных пользователей. При этом они не рассматриваются как конкуренты другим образовательным учреждениям НПО. В ресурсных центрах концентрируется наиболее дорогостоящее оборудование, и сетевое взаимодействие их с другими профессиональными училищами позволяет добиться максимального эффекта при минимизации инвестиций. Сеть подобных центров обеспечивает подготовку рабочих кадров по приоритетным направлениям развития отраслей экономики с учетом специализации отдельных районов республики.
Модернизация экономики, развитие частного сектора, объективная необходимость построения инновационно-развитого общества, интегрированного в мировую экономическую систему, требуют переосмысления задач, стоящих перед профессиональной школой.
В настоящее время рынок труда в разрезе районов не сбалансирован. Так, например, возможности учреждений НПО г.Ядрина и Ядринского района значительно превышают заявки сельскохозяйственных товаропроизводителей на подготовку кадров. Аналогичная ситуация в подготовке рабочих по профессиям сферы обслуживания складывается в г.Канаше. Из-за отсутствия рабочих мест право свободного трудоустройства было предоставлено выпускникам, получившим квалификацию портного, парикмахера, оператора ЭВМ, секретаря-референта, продавца, коммерсанта в торговле. В 2004 году число выпускников учебных заведений НПО, получивших статус безработного, в г. Канаше возросло в 1,5 раза, в г.Ядрине и Ядринском районе - в 1,6 раза. В силу демографических процессов произошло резкое снижение количества обучающихся в профессиональном училище N 13 с.Порецкое.
В связи с этим в качестве приоритетных направлений развития НПО рассматриваются реструктуризация сети профессиональных училищ, развитие системы непрерывного профессионального образования, формирование государственных заданий учебным заведениям на основе прогнозирования перспективных потребностей рынка труда. В сложившихся условиях реструктуризация вызвана также необходимостью изменения механизма бюджетного финансирования образовательных учреждений, который на сегодня совершенно не связан с качеством подготовки кадров, работой на заказ, трудоустройством выпускников по полученным профессиям и закреплением их на производстве. Профессиональное образование остается единственной сферой производства товаров и услуг, получающей средства за произведенный, а не реализованный продукт.
Исходя из этого, суть стратегии реструктуризации республиканской сети НПО будет заключаться в выработке оптимальных путей реализации принципа "Образование через всю жизнь".
Анализ факторов, влияющих на деятельность профессиональных училищ, показывает, что существующие проблемы можно решить лишь объединенными усилиями и согласованными действиями органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, бизнеса и самих учебных заведений. Вместе с тем этот процесс во многом зависит от эффективности государственной поддержки, обеспечивающей условия для нормального функционирования и развития системы НПО.
Комплексный подход к решению указанных проблем предполагает использование программно-целевых методов, увязывающих мероприятия по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
II. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Целями Программы являются создание эффективной системы НПО, превращение ее в ресурс социально-экономического развития республики.
Задачами Программы являются следующие:
обеспечение равного доступа граждан к получению НПО;
обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой классификации;
совершенствование содержания, создание эффективных механизмов управления качеством профессионального образования и развитием инновационного потенциала личности;
реструктуризация республиканской сети учреждений НПО и повышение ее экономической эффективности;
разработка и реализация комплекса мер по функционированию новых типов и видов учреждений (организаций) начального профессионального образования;
повышение потенциала личностной и профессиональной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе их социализации;
обеспечение учреждений профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами, способными работать в условиях постоянного обновления своей профессиональной деятельности;
Способы и механизмы решения каждой из задач определены в основных мероприятиях Программы.
Выполнение этих задач позволит личности удовлетворить потребности в качественных профессиональных образовательных услугах, развить свой инновационный потенциал и успешно адаптироваться в социуме. Кроме того, это даст возможность внедрить рыночные регуляторы в систему образования, повысить ее гибкость, согласовать спрос и предложения на образовательные услуги, сократить зоны неэффективности и устранить структурные диспропорции на рынке труда, оптимизировать использование имеющихся средств.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2005-2011 годах в два этапа.
На первом этапе (2005-2007 годы) осуществляется реструктуризация сети учреждений НПО, изменяются структура контингента обучающихся, объемы и профили подготовки, разрабатываются и апробируются механизмы сбалансированности спроса и подготовки.
На втором этапе (2008-2011 годы) предусматриваются инновационное развитие системы НПО, обеспечение соответствия качества подготовки рабочих кадров международным стандартам.
III. Система программных мероприятий
В Программе предусматриваются мероприятия по следующим разделам:
1. Создание динамичной системы сбора информации о получателях услуг учреждений НПО и профессиональной ориентации обучающихся.
Основные мероприятия указанного раздела направлены на создание целенаправленного информационного взаимодействия органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и образовательных учреждений с различными категориями потребителей образовательных услуг учреждений НПО с целью привлечения будущих рабочих в процесс созидательной деятельности. В настоящее время в связи с ростом промышленного производства на рынке труда ощущается недостаток в квалифицированных кадрах.
Система предусмотренных совместных действий поможет сформировать необходимый объем приема молодежи и лиц из числа взрослого населения в профессиональные училища и составить рейтинг наиболее востребованных профессий.
Для реализации программных мероприятий предполагаются привлечение средств массовой информации, создание в образовательных учреждениях собственных интернет-сайтов, организация встреч, творческих отчетов, то есть создание целостной системы повышения имиджа НПО.
Решение проблемы своевременного получения достоверной информации от граждан - о желании приобрести рабочие профессии, от предприятий - о потребности в рабочих кадрах является важной составляющей стратегии развития системы НПО.
2. Приведение объемов и профилей подготовки рабочих кадров в учреждениях НПО в соответствие с требованиями рынка труда.
Развитие отдельных отраслей экономики поставило на повестку дня вопрос об изменении структуры подготавливаемых кадров по профессиям и специальностям, а также уровням НПО.
Однако в настоящее время объемы, перечень специальностей и профессий планируются на основе недостаточной информации, не всегда отражающей тенденции развития рынка труда и не учитывающей емкости трудовых ресурсов.
В связи с этим основными задачами Программы по организации совместных действий со всеми отраслевыми министерствами и работодателями являются устранение дисбаланса между спросом и предложением, создание механизма прогнозирования потребностей отраслей экономики в рабочих кадрах и формирование государственного заказа на их подготовку.
Реализация мероприятий данного раздела позволит при непосредственном участии руководителей учебных заведений в деятельности органов общественного управления, координирующих работу в этом направлении, сформировать перечень обоснованных требований по повышению уровня профессиональной компетентности выпускников.
Кроме того, названные мероприятия будут способствовать оптимизации перечня подготавливаемых профессий, эффективному использованию финансовых средств, уменьшению доли выпускников, состоящих на учете в службах занятости, формированию согласованного заказа на подготовку рабочих кадров.
3. Разработка механизма обеспечения качества НПО, соответствующего международным стандартам.
Среди названных приоритетных видов деятельности особое внимание должно быть уделено обеспечению качества НПО, так как в условиях глобальной конкуренции на рынке труда требуются специалисты повышенного уровня квалификации.
В связи с этим отдельный блок мероприятий направлен на создание условий, обеспечивающих эффективность деятельности учреждений НПО как одного из решающих факторов процесса повышения качества образования. В качестве основополагающих определены оптимизация сети и отработка новых моделей учебных заведений; концентрация работников высокого уровня квалификации, финансово-технических средств в ресурсных центрах; учебно-методическое обеспечение профессий в соответствии с требованиями работодателей; привлечение представителей организаций к разработке учебных программ, оценке качества профессиональной подготовки и формированию перечня ключевых компетенций будущих рабочих; системная работа с органами общественного управления и социальными партнерами по обеспечению учебных заведений современным оборудованием на основе результатов анализа спроса и предложений на рынке труда; использование в учебном процессе эффективных практико-ориентированных технологий; формирование кадрового корпуса, способного обеспечить современное содержание учебного процесса на основе сетевого взаимодействия, изменить стиль мышления и работать в инновационном режиме; завершение строительства учебного комплекса профессионального училища N 5 г.Цивильск; привлечение инвестиций для проведения реконструкции зданий и сооружений профессионального училища N 22 г.Канаш, модернизации его учебно-материальной базы и создания инновационного центра по подготовке специалистов, востребованных машиностроительной отраслью Чувашской Республики.
Главный социальный эффект от реализации названных мероприятий будет заключаться в обеспечении республиканского рынка труда квалифицированными рабочими кадрами.
4. Реструктуризация республиканской сети НПО, совершенствование организационной структуры управления.
Процесс реструктуризации сети учреждений НПО ознаменован передачей 26 профессиональных училищ в ведение Чувашской Республики с целью приближения их к запросам экономики республики и совершенствования организационной структуры управления. Следующим шагом стало проведение комплексного анализа деятельности образовательных учреждений по решению следующих задач реструктуризации: укрупнение учебных заведений, интеграция и многоуровневость профессиональных программ, открытие на базе ресурсных центров структурных подразделений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих предприятий и организаций, формирование общественно-государственных институтов управления развитием НПО и т.п.
Проведение названных мероприятий, в свою очередь, потребует инвентаризации возможностей учебных заведений по повышению качества образовательных услуг.
Особое внимание будет уделено разработке пакета документов для функционирования профессиональных училищ в новых условиях.
В результате реализации основных мероприятий раздела система НПО республики должна стать адекватной развивающимся рыночным отношениям.
Заключительным этапом в реструктуризации сети учреждений НПО Чувашской Республики станет создание системы двухступенчатой подготовки кадров путем интеграции учебных заведений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования. В результате реализации указанного мероприятия система НПО Чувашской Республики достигнет уровня, соответствующего требованиям отраслей экономики к подготовке кадров.
5. Оптимизация расходов учреждений НПО.
Финансовое обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов НПО в профессиональных училищах Чувашской Республики осуществляется на основе нормативного подушевого финансирования в расчете на 1 обучающегося. Следующим шагом должно стать внедрение системы многоканального финансирования.
Кроме того, в указанном разделе уделяется внимание привлечению в учебные заведения дополнительных финансовых средств.
Реализация названных мероприятий позволит перейти на оптимальное ресурсное обеспечение учебных программ НПО по профессиям в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.
Перечень основных мероприятий Программы изложен в приложении N 1.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Выполнение мероприятий предусматривается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и внебюджетных источников.
Объемы и источники финансирования Программы
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
||||||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
||
республиканский бюджет Чувашской Республики |
117297,0 |
2600,0 |
75131,6 |
1060,0 |
36110,0 |
1160,0 |
1235,4 |
внебюджетные источники |
284449,0 |
175,0 |
283539,0 |
185,0 |
250,0 |
300,0 |
- |
Итого |
401746,0 |
2775,0 |
358670,6 |
1245,0 |
36360,0 |
1460,0 |
1235,4 |
С учетом возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики объемы средств, направляемые на реализацию Программы, могут уточняться.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода.
К участию в реализации Программы привлекаются различные организации. Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Бюджетная составляющая Программы контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, контролирующий выполнение мероприятий Программы и обеспечивающий целевое и эффективное использование бюджетных средств. Государственный заказчик обеспечивает также организационное руководство реализацией Программы.
Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 февраля до 2012 года информируют Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики о ходе выполнения мероприятий Программы.
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики направляет:
ежеквартально до 2012 года в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
ежегодно к 1 марта до 2012 года в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. N 274 "О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования".
К 1 марта 2012 года Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики готовит доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации и представляет его в Кабинет Министров Чувашской Республики.
Информация о ходе и итогах реализации Программы открыта для широкой общественности и размещается на официальном сайте Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики в сети Интернет.
VI. Оценка социальной и бюджетной эффективности Программы
В качестве целей управления, определяющих критерии оценки эффективности, приняты такие индикаторы, как доля учреждений НПО, реализующих в учебно-воспитательном процессе инновационные (информационные, производственные, образовательные) технологии; доля педагогов, занятых апробацией и внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий; доля обучающихся в учреждениях НПО на контрактно-договорной основе с работодателями; удельный вес безработных в общей численности выпускников учреждений НПО; доля учреждений НПО, реализующих программы профессионального образования в рамках системы непрерывного образования.
Реализация Программы позволит более полно удовлетворить потребности населения Чувашской Республики в качественных профессиональных образовательных услугах, создать систему развития инновационного потенциала личности, успешной ее адаптации в социуме; внедрить рыночные регуляторы в систему образования, повысить ее гибкость, согласовать спрос и предложения на образовательные услуги, сократить зоны неэффективности и устранить структурные диспропорции на рынке труда, оптимизировать имеющиеся ресурсы; сбалансировать процесс подготовки кадров в соответствии с финансовыми возможностями.
Экономический эффект от реализации Программы будет достигнут за счет приведения объемов и профилей подготовки рабочих кадров в соответствие с требованиями рынка труда, оптимизации сети и создания новых моделей учебных заведений, использования в учебном процессе современных практико-ориентированных технологий, концентрации финансово-технических средств в ресурсных центрах, внедрения системы нормативного бюджетного финансирования на основе кластерных групп.
Социальный эффект от реализации Программы - обеспечение рынка труда квалифицированными рабочими кадрами и полное удовлетворение потребности населения Чувашской Республики в получении начального профессионального образования.
Эффективность реализации Программы определяется перечнем индикаторов (приложение N 2) и Методикой расчета эффективности реализации Программы (приложение N 3).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. N 274 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к Республиканской программе действий
по обеспечению развития системы
начального профессионального образования
в Чувашской Республике на 2005-2007 годы
и на период до 2011 года
Система мероприятий
Республиканской программы действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011 года
20 декабря 2007 г., 28 июля, 12 сентября 2008 г.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Срок исполнения (годы) |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
|||
в том числе |
всего |
||||||
республиканский бюджет Чувашской Республики |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I. Создание динамичной системы сбора информации о получателях услуг учреждений НПО и профессиональной ориентации обучающихся | |||||||
1.1. |
Создание системы мониторинга потребителей услуг, предоставляемых учреждениями НПО |
|
|
|
|
|
|
1.1.1. |
Регулирование доли выпускников общеобразовательных школ, поступающих в учреждения НПО для получения рабочих профессий |
Минздравсоцразвития Чувашии, Минобразования Чувашии, Госслужба занятости Чувашии, органы местного самоуправления* |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
1.1.2. |
Формирование динамичной системы выявления среди взрослого населения, включая безработных граждан, лиц, нуждающихся в получении образовательных услуг; оказание содействия самозанятости населения |
Минздравсоцразвития Чувашии, Госслужба занятости Чувашии, органы местного самоуправления |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
1.1.3. |
Создание системы направления молодежи, относящейся к группам риска и испытывающей потребность в получении профессии, в том числе особо нуждающихся в социальной защите, на учебу в учреждения НПО |
органы местного самоуправления |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
1.1.4. |
Создание непрерывно обновляющегося банка вакантных мест в разрезе каждого муниципального района и городского округа |
Госслужба занятости Чувашии, органы местного самоуправления |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
1.1.5. |
Проведение мониторинга удовлетворенности населения качеством бюджетных услуг, предоставляемых учреждениями НПО |
Минобразования Чувашии |
2005 |
|
|
|
|
2006 |
|
|
|
|
|||
2007 |
|
|
|
|
|||
2008 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
2009 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
2010 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
2011 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
1.2. |
Создание оперативно-информационной системы взаимодействия между потребителями услуг и учреждениями НПО |
|
|
|
|
||
1.2.1. |
Развитие системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и молодежи на основе взаимодействия с работодателями, в том числе путем организации месячников профориентации, презентации образовательных учреждений и т.п. |
Госслужба занятости Чувашии, Минобразования Чувашии, Минздравсоцразвития Чувашии, органы местного самоуправления |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
1.2.2. |
Создание профориентационных интернет-сайтов и размещение их в районных и городских центрах общественного доступа |
Госслужба занятости Чувашии, Минздравсоцразвития Чувашии, органы местного самоуправления |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
1.2.3. |
Публикация в средствах массовой информации и размещение в сети интернет информации о потребности в рабочей силе |
Госслужба занятости Чувашии, Минкультуры Чувашии, Минэкономразвития Чувашии |
2009 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
Итого по разделу I |
2005 |
|
|
|
|
||
2006 |
|
|
|
|
|||
2007 |
|
|
|
|
|||
2008 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
2009 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
2010 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
2011 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
II. Приведение объемов и профилей подготовки рабочих кадров в учреждениях НПО в соответствие с требованиями рынка труда | |||||||
2.1. |
Определение прогнозных потребностей в рабочей силе на среднесрочный период в разрезе профессий и специальностей для отраслей экономики республики |
Минэкономразвития Чувашии, Госслужба занятости Чувашии, отраслевые министерства, органы местного самоуправления, организации* |
2008 |
|
|
|
|
2009 |
|
|
|
|
|||
2010 |
|
|
|
|
|||
2011 |
|
|
|
|
|||
2.2. |
Создание механизмов эффективного взаимодействия рынка труда и образовательных услуг |
|
|
||||
2.2.1. |
Проведение мониторинга трудоустройства выпускников учреждений НПО по полученным профессиям в первый год после окончания учебных заведений |
Минобразования Чувашии |
2005 |
|
|
|
|
2006 |
|
|
|
|
|||
2007 |
|
|
|
|
|||
2008 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
2009 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
2010 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
2011 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
2.2.2. |
Осуществление подготовки кадров на договорной основе с работодателями |
Минобразования Чувашии, отраслевые министерства, органы местного самоуправления, организации |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
2.2.3. |
Создание на базе учреждений НПО служб маркетинга образовательных услуг |
Минобразования Чувашии, органы местного самоуправления |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
Итого по разделу II |
2005 |
|
|
|
|
||
2006 |
|
|
|
|
|||
2007 |
|
|
|
|
|||
2008 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
2009 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
2010 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
2011 |
50,0 |
|
|
50,0 |
|||
III. Разработка механизма обеспечения качества НПО, соответствующего международным стандартам | |||||||
3.1. |
Создание условий для повышения качества подготовки кадров |
|
|
||||
3.1.1. |
Развитие системы общественно-профессиональной сертификации квалификации рабочих кадров |
Минобразования Чувашии |
2005 |
|
|
|
|
2006 |
700,0 |
|
|
700,0 |
|||
2007 |
|
|
|
|
|||
2008 |
|
|
|
|
|||
2009 |
|
|
|
|
|||
2010 |
|
|
|
|
|||
2011 |
|
|
|
|
|||
3.1.2. |
Корректировка учебных планов и программ в рамках целевой подготовки кадров |
Минобразования Чувашии, отраслевые министерства |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
3.1.3. |
Апробация и внедрение в учебный процесс учреждений НПО новых образовательных технологий в соответствии с международными стандартами |
Минобразования Чувашии, отраслевые министерства, органы местного самоуправления |
2005 |
|
|
|
|
2006 |
300,0 |
|
|
300,0 |
|||
2007 |
225,0 |
|
|
225,0 |
|||
2008 |
200,0 |
|
|
200,0 |
|||
2009 |
100,0 |
|
|
100,0 |
|||
2010 |
100,0 |
|
|
100,0 |
|||
2011 |
500,0 |
|
|
500,0 |
|||
3.1.4. |
Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений с инновационными ресурсными центрами |
Минобразования Чувашии, органы местного самоуправления |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
3.1.5. |
Разработка и реализация проектов по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья |
Минобразования Чувашии |
2008 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
3.2. |
Повышение эффективности функционирования учреждений НПО |
|
|
||||
3.2.1. |
Инвентаризация недвижимого имущества и передача объектов жилищно-коммунального хозяйства учреждений НПО в муниципальную собственность |
Минобразования Чувашии, Минимущество Чувашии, органы местного самоуправления |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
3.2.2. |
Создание электронных библиотек и приобретение электронных учебников |
Минобразования Чувашии |
2005 |
|
|
|
|
2006 |
500,0 |
|
|
500,0 |
|||
2007 |
134,0 |
|
|
134,0 |
|||
2008 |
170,0 |
|
|
170,0 |
|||
2009 |
320,0 |
|
|
320,0 |
|||
2010 |
370,0 |
|
|
370,0 |
|||
2011 |
200,0 |
|
|
200,0 |
|||
3.2.3. |
Завершение строительства учебного комплекса профессионального училища N 5 г. Цивильска; привлечение инвестиций для проведения реконструкции зданий и сооружений профессионального училища N 22 г. Канаша, модернизация учебно-материальной базы и создание инновационных центров по подготовке специалистов, востребованных машиностроительной отраслью |
Минобразования Чувашии |
2005 |
|
|
|
|
2006 |
|
|
|
|
|||
2007 |
74131,6 |
|
283200,0 |
357331,6 |
|||
2008 |
|
|
|
|
|||
2009 |
35000,0 |
|
|
35000,0 |
|||
2010 |
|
|
|
|
|||
2011 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
3.2.4. |
Создание на базе ГУК "Национальная библиотека Чувашской Республики" центра нормативно-технической информации на бумажных и электронных носителях |
Минкультуры Чувашии |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
3.2.5. |
Проведение республиканских смотров-конкурсов среди учреждений профессионального образования "Инновационное учреждение года", "Учреждение образования высокой культуры" |
Минобразования Чувашии, органы местного самоуправления |
2005 |
|
|
|
|
2006 |
350,0 |
|
50 |
400,0 |
|||
2007 |
350,0 |
|
|
350,0 |
|||
2008 |
300,0 |
|
|
300,0 |
|||
2009 |
300,0 |
|
|
300,0 |
|||
2010 |
300,0 |
|
|
300,0 |
|||
2011 |
335,4 |
|
|
335,4 |
|||
3.3. |
Совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров |
|
|
|
|
|
|
3.3.1. |
Внедрение новых технологий в систему повышения квалификации педагогов |
Минобразования Чувашии, ГОУ "Чувашский республиканский институт образования", автономное учреждение Чувашской Республики ДПО "Учебно-методический центр" |
2005 |
|
|
|
|
2006 |
100,0 |
|
|
100,0 |
|||
2007 |
80,0 |
|
|
80,0 |
|||
2008 |
120,0 |
|
|
120,0 |
|||
2009 |
120,0 |
|
|
120,0 |
|||
2010 |
120,0 |
|
|
120,0 |
|||
2011 |
|
|
|
|
|||
3.3.2. |
Внедрение в образовательный процесс учреждений НПО механизмов формирования корпоративной культуры (через соединение производственно-технологических и педагогических инноваций) |
Минобразования Чувашии, ГОУ "Чувашский республиканский институт образования", автономное учреждение Чувашской Республики ДПО "Учебно-методический центр" |
2005 |
|
|
|
|
2006 |
250,0 |
|
50,0 |
300,0 |
|||
2007 |
111,0 |
|
189,0 |
300,0 |
|||
2008 |
70,0 |
|
|
70,0 |
|||
2009 |
70,0 |
|
|
70,0 |
|||
2010 |
70,0 |
|
|
70,0 |
|||
3.3.3. |
Организация стажерских площадок на базе производственных предприятий и организаций |
отраслевые министерства, организации |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
3.3.4. |
Проведение ежегодного конкурса "Мастер года" и конкурсов профессионального мастерства среди педагогических работников (по отраслям экономики) |
Минобразования Чувашии |
2005 |
|
|
|
|
2006 |
100,0 |
|
|
100,0 |
|||
2007 |
100,0 |
|
|
100,0 |
|||
2008 |
100,0 |
|
|
100,0 |
|||
2009 |
100,0 |
|
|
100,0 |
|||
2010 |
100,0 |
|
|
100,0 |
|||
2011 |
100,0 |
|
|
100,0 |
|||
3.3.5. |
Организация постоянно действующего семинара для руководящих и педагогических работников профессиональных училищ по вопросам формирования инновационной культуры |
Минобразования Чувашии |
2005 |
|
|
|
|
2006 |
|
|
75,0 |
75,0 |
|||
2007 |
|
|
150,0 |
150,0 |
|||
2008 |
|
|
185,0 |
185,0 |
|||
2009 |
|
|
250,0 |
250,0 |
|||
2010 |
|
|
300,0 |
300,0 |
|||
|
|
|
|
|
|||
Итого по разделу III |
2005 |
|
|
|
|
||
2006 |
2300,0 |
|
175,0 |
2475,0 |
|||
2007 |
75131,6 |
|
283539,0 |
358670,6 |
|||
2008 |
960,0 |
|
185,0 |
1145,0 |
|||
2009 |
36010,0 |
|
250,0 |
36260,0 |
|||
2010 |
1060,0 |
|
300,0 |
1360,0 |
|||
|
2011 |
1135,4 |
|
|
1135,4 |
||
IV. Реструктуризация республиканской сети учреждений НПО, совершенствование организационной структуры управления | |||||||
4.1. |
Инвентаризация возможностей профессиональных училищ по оказанию населению образовательных услуг |
Минобразования Чувашии |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
4.2. |
Создание на базе профессионального училища N 6 г. Шумерли интегрированного учебного заведения - городского инновационного центра, готовящего кадры по программам начального и среднего профессионального образования |
Минобразования Чувашии |
2010 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
4.3. |
Формирование новой системы взаимоотношений между сферой образования и сферой производства путем создания попечительских советов, отраслевых ассоциаций учебных заведений, предприятий и организаций |
Минобразования Чувашии, отраслевые министерства |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
4.4. |
Ликвидация профессиональных училищ N 13 с. Порецкое Порецкого района, N 24 с. Калинино Вурнарского района, N 26 с. Советское Ядринского района; объединение профессиональных училищ N 20 и N 31 г. Чебоксары; N 2 и N 17 г. Канаша |
Минобразования Чувашии, Минимущество Чувашии |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
4.5. |
Создание на базе ресурсного центра "Строитель" структурного подразделения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих предприятий и организаций сварочного производства |
Минобразования Чувашии, Минстрой Чувашии |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
4.6. |
Создание на базе ресурсного центра "Прикладные технологии" структурного подразделения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих металлообрабатывающей и радиоэлектронной отраслей промышленности |
Минобразования Чувашии, Минпромэнерго Чувашии, администрация г. Чебоксары* |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
4.7. |
Создание на базе учебных заведений 11 многопрофильных инновационных ресурсных центров, в том числе двух для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Минобразования Чувашии |
2005 |
|
|
|
|
2006 |
|
|
|
|
|||
2007 |
|
|
|
|
|||
4.8. |
Создание системы двухступенчатой подготовки кадров путем интеграции учебных заведений, реализующих программы НПО и СПО |
Минобразования Чувашии |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
Итого по разделу IV |
2005 |
|
|
|
|
||
2006 |
|
|
|
|
|||
2007 |
|
|
|
|
|||
2008 |
|
|
|
|
|||
2009 |
|
|
|
|
|||
2010 |
|
|
|
|
|||
2011 |
|
|
|
|
|||
V. Оптимизация расходов учреждений НПО | |||||||
5.1. |
Введение нового финансово-экономического механизма финансирования учреждений НПО, в частности разработка и утверждение правил бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося в разрезе родственных профессий |
Минобразования Чувашии |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
5.2. |
Апробация механизмов многоканального финансирования учреждений НПО |
Минобразования Чувашии |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
5.3. |
Разработка механизмов целевой подготовки кадров на условиях долевого финансирования с работодателями |
отраслевые министерства, Минобразования Чувашии, органы местного самоуправления, организации |
2005 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2006 |
|
||||||
2007 |
|
||||||
2008 |
|
||||||
2009 |
|
||||||
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
5.4. |
Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность инновационных моделей образовательных учреждений |
Минобразования Чувашии |
2005 |
|
|
|
|
2006 |
300,0 |
|
|
300,0 |
|||
2007 |
|
|
|
|
|||
2008 |
|
|
|
|
|||
2009 |
|
|
|
|
|||
2010 |
|
|
|
|
|||
2011 |
|
|
|
|
|||
5.5. |
Реализация комплекса мер по созданию автономных учреждений путем изменения типа существующих республиканских государственных образовательных учреждений начального профессионального образования |
Минобразования Чувашии, Минимущество Чувашии |
2009 |
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на основную деятельность |
|
|
|
2010 |
|
||||||
2011 |
|
||||||
Итого по разделу V |
2005 |
|
|
|
|
||
2006 |
300,0 |
|
|
300,0 |
|||
2007 |
|
|
|
|
|||
2008 |
|
|
|
|
|||
2009 |
|
|
|
|
|||
2010 |
|
|
|
|
|||
Итого по Программе |
2005 |
|
|
|
|
||
2006 |
2600,0 |
|
175,0 |
2775,0 |
|||
2007 |
75131,6 |
|
283539,0 |
358670,6 |
|||
2008 |
1060,0 |
|
185,0 |
1245,0 |
|||
2009 |
36110,0 |
|
250,0 |
36360,0 |
|||
2010 |
1160,0 |
|
300,0 |
1460,0 |
|||
2011 |
1235,4 |
|
|
1235,4 |
|||
|
117297,0 |
|
284449 |
401746,0 |
------------------------------
* Мероприятия, предусмотренные Программой, осуществляются по согласованию с исполнителем.
Примечание. Средства местных бюджетов будут применены в случае установления расходных обязательств нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. N 274 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
Перечень
индикаторов ожидаемой эффективности реализации Республиканской программы действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011 года
28 июля, 12 сентября 2008 г.
N п/п |
Индикаторы |
Единица измерения |
До реализации Программы (2004 год) |
В ходе реализации Программы |
||||||
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Доля учреждений НПО, реализующих в учебно-воспитательном процессе инновационные (информационные, производственные, образовательные) технологии |
процент |
40,0 |
50,0 |
57,0 |
80,0 |
80,0 |
88,0 |
100,0 |
100,0 |
2. |
Доля преподавателей учреждений НПО, занятых апробацией и внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий |
процент |
34,5 |
44,8 |
55,5 |
69,2 |
76,9 |
88,5 |
100,0 |
100,0 |
3. |
Доля обучающихся в учреждениях НПО на контрактно-договорной основе с работодателями |
процент |
63,7 |
65,0 |
70,0 |
75,0 |
80,0 |
90,0 |
95,0 |
95,0 |
4. |
Доля выпускников учреждений НПО, трудоустроенных по полученной профессии, в общей численности выпускников учреждений НПО |
процент |
64,8 |
70,0 |
73,0 |
73,0 |
75,0 |
75,0 |
80,0 |
80,0 |
5. |
Доля выпускников учреждений НПО, зарегистрированных в качестве безработных граждан, в общей численности выпускников учреждений НПО |
процент |
3,3 |
3,0 |
2,8 |
2,5 |
2,2 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
6. |
Доля учреждений НПО, интегрированных в систему двухступенчатой подготовки кадров |
процент |
3,4 |
3,4 |
8,3 |
15,0 |
22,2 |
29,4 |
37,5 |
37,5 |
7. |
Доля автономных учреждений, созданных путем изменения типа существующих государственных образовательных учреждений, в общем числе республиканских государственных образовательных учреждений начального профессионального образования |
|
|
|
|
|
0 |
20,0 |
53,0 |
76,0 |
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. N 274 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 3
Методика
расчета эффективности реализации Республиканской программы действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011 года
12 сентября 2008 г.
Эффективность реализации Республиканской программы действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011 года определяется на основе следующих установленных индикаторов:
1. Доля учреждений начального профессионального образования (далее - НПО), реализующих в учебно-воспитательном процессе инновационные (информационные, производственные, образовательные) технологии, процентов - относительный индикатор, характеризующий изменение доли профессиональных училищ, совершенствующих учебный процесс на основе инновационных технологий, в сравниваемый период.
Данный индикатор вычисляется путем деления числа образовательных учреждений, находящихся в собственности Чувашской Республики и использующих в практической деятельности современные технологии обучения, на общее число республиканских учреждений НПО.
Источником информации для расчета индикатора является ведомственная информация, подготовленная на основе сведений образовательных учреждений.
2. Доля преподавателей учреждений НПО, занятых апробацией и внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий, процентов - индикатор, характеризующий изменение доли преподавателей республиканских профессиональных училищ, апробирующих и внедряющих в учебный процесс инновационные технологии, в сравниваемый период.
Данный индикатор вычисляется путем деления количества преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин учреждений НПО Чувашской Республики, активно занимающихся повышением качества успеваемости обучающихся за счет применения современных образовательных технологий, на общее количество преподавателей республиканских учреждений НПО.
Источником информации для расчета индикатора является ведомственная информация, подготовленная на основе сведений образовательных учреждений.
3. Доля обучающихся в учреждениях НПО на контрактно-договорной основе с работодателями, процентов - относительный индикатор, характеризующий изменение доли учащихся республиканских учреждений НПО, обучение которых ведется на основе договоров с организациями, в сравниваемый период.
Данный индикатор определяется как отношение количества учащихся, обучение которых ведется на основе договоров с организациями, к общему количеству учащихся образовательных учреждений.
:,
где:
- количество учащихся, обучение которых ведется на основе договоров с организациями;
- общее количество учащихся образовательных учреждений.
Источником информации для расчета индикатора является ведомственная информация, подготовленная на основе сведений образовательных учреждений.
4. Доля выпускников учреждений НПО, трудоустроенных по полученной профессии, в общей численности выпускников учреждений НПО, процентов - относительный индикатор, характеризующий изменение доли выпускников республиканских учреждений НПО, трудоустроенных по полученным профессиям в соответствии с договорами между учебными заведениями и организациями Чувашской Республики, в сравниваемый период.
Данный индикатор определяется как отношение количества выпускников, трудоустроенных на основании договоров, к общему количеству выпускников профессиональных училищ.
:,
где:
- количество выпускников, трудоустроенных на основании договоров;
- общее количество выпускников профессиональных училищ.
Источником информации для расчета индикатора является ведомственная информация, подготовленная на основе сведений образовательных учреждений.
5. Доля выпускников учреждений НПО, зарегистрированных в качестве безработных граждан, в общей численности выпускников учреждений НПО, процентов - относительный индикатор, характеризующий изменение доли выпускников республиканских учреждений НПО, состоящих на учете в Государственной службе занятости населения Чувашской Республики, в сравниваемый период.
Данный индикатор определяется как отношение количества выпускников, состоящих на учете в службах занятости, к общему количеству выпускников профессиональных училищ.
:,
где:
- количество выпускников, состоящих на учете в службах занятости;
- общее количество выпускников профессиональных училищ.
Источником информации для расчета индикатора является официальная статистическая информация Государственной службы занятости населения Чувашской Республики.
6. Доля учреждений НПО, интегрированных в систему двухступенчатой подготовки кадров, процентов - относительный индикатор, характеризующий изменение доли профессиональных училищ, вошедших в состав учреждений среднего профессионального образования, в сравниваемый период.
Данный индикатор определяется путем деления количества учебных заведений, ведущих интегрированную подготовку кадров, на общее число республиканских профессиональных училищ.
Источником информации для расчета индикатора является ведомственная информация, подготовленная на основе сведений образовательных учреждений.
7. Доля автономных учреждений, созданных путем изменения типа существующих республиканских государственных образовательных учреждений НПО, в общем числе республиканских государственных образовательных учреждений НПО, процентов - относительный индикатор, характеризующий изменение доли автономных учреждений, созданных путем изменения типа существующих республиканских государственных образовательных учреждений НПО.
Данный индикатор вычисляется путем деления количества автономных учреждений, созданных путем изменения типа существующих республиканских государственных образовательных учреждений НПО, на общее количество республиканских государственных образовательных учреждений НПО.
Источником информации для расчета индикатора является ведомственная информация, подготовленная на основе сведений образовательных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Республиканская программа действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2010 года.
Целью Программы является создание эффективной системы начального профессионального образования, превращение ее в ресурс социально-экономического развития республики.
Задачами Программы являются:
обеспечение равного доступа граждан к получению начального профессионального образования;
обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой классификации;
совершенствование содержания и качества образования;
развитие инновационного потенциала личности;
реструктуризация республиканской сети учреждений начального профессионального образования и повышение ее экономической эффективности.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 мая 2005 г. N 129 "О Республиканской программе действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на 2005-2007 годы и на период до 2011 года"
Зарегистрировано в Минюсте ЧР 31 мая 2005 г.
Регистрационный N 01-02/1487
Зарегистрировано в Едином банке
нормативных правовых актов
Чувашской Республики 29 июля 2005 г.
N 2100003200501871
Текст постановления опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru) 30 мая 2005 г., в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2005 г., N 5, ст.283
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 апреля 2009 г. N 143 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2010 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. N 274
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июля 2008 г. N 228
Изменения вступают в силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2007 г. N 344
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления