город Уфа
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя И.А.Адигамова, судей Л.Ш.Гумеровой, В.Е.Сафонова, А.Г.Хабибулина,
с участием гражданина В.И.Бузника, постоянного представителя Государственного Собрания Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Н.Ф.Зиганшина, Полномочного Представителя Президента Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Ф.Р.Муратшина, полномочного представителя Кабинета Министров Республики Башкортостан в Конституционном Суде Республики Башкортостан Л.И.Рахматуллиной,
руководствуясь статьей 123 (часть первая) Конституции Республики Башкортостан, частями первой, второй и восьмой статьи 3, статьями 37, 74, 103, 104 и 106 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положения части пятой статьи 39 Трудового кодекса Республики Башкортостан.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина В.И.Бузника, в которой оспаривается конституционность статьи 39 Трудового кодекса Республики Башкортостан. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан оспариваемая в жалобе статья.
Заслушав сообщение судьи докладчика А.Ш.Гумеровой, объяснения сторон, заключение эксперта - кандидата юридических наук, доцента В.Л.Усачева, выступления приглашенных в заседание и.о. Министра юстиции Республики Башкортостан Р.С.Раяновой, Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека Ч.Б.Газизова, представителей: от Верховного Суда Республики Башкортостан - Н.М.Кондрашовой, от Прокуратуры Республики Башкортостан - Р.Г.Насырова, от Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Башкортостан - Ф.Ф.Закирова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан установил:
1. Бузник В.И. уволен с работы на основании пункта 5 статьи 33 КЗоТ Российской Федерации в связи с болезнью более четырех месяцев. Решением Кировского районного суда г. Уфы иск заявителя о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула удовлетворен со ссылкой на статью 39 Трудового кодекса Республики Башкортостан. Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан отменил решение Суда первой инстанции и указал, что увольнение заявителя по пункту 5 статьи 33 КЗоТ Российской Федерации не противоречит действующему федеральному закону и допустимо только в период временной нетрудоспособности, после выздоровления работник не может быть уволен, хотя бы болезнь длилась более четырех месяцев.
Заявитель просит проверить соответствие Конституции Республики Башкортостан и статье 33 Кодекса законов о труде Российской Федерации положений статьи 39 Трудового кодекса Республики Башкортостан. По его мнению, трудовой договор по инициативе работодателя может быть расторгнут лишь по основаниям, перечисленным в статье 39 Трудового кодекса Республики Башкортостан, поскольку оспариваемая норма запрещает прекращение трудового договора по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности работника, предусматривает более высокий уровень прав и гарантий для работников и, следовательно, улучшает их положение по сравнению с нормами КЗоТ Российской Федерации.
2. В соответствии со статьями 3 и 74 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" Конституционный Суд Республики Башкортостан воздерживается от оценки законности и обоснованности судебных решений, вынесенных в отношении заявителей, и решает вопрос о соответствии Конституции Республики Башкортостан оспариваемых ими норм, принимая постановления лишь в отношении той части акта, которая затронута в обращении. При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд Республики Башкортостан не вправе также определять соответствие законов Республики Башкортостан федеральным законам, изданным по предметам ведения Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан. Гражданам Республики Башкортостан, чьи трудовые и социальные права могут быть нарушены применением пункта 5 статьи 33 КЗоТ Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации гарантирована судебная защита в Конституционном Суде Российской Федерации.
Как видно из материалов, приложенных к жалобе, заявитель фактически оспаривает положение части пятой статьи 39 Трудового кодекса Республики Башкортостан. Именно это положение является предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Башкортостан по настоящему делу как исходя из его буквального смысла, так и смысла, придаваемого ему официальным и иным толкованием и сложившейся правоприменительной практикой, а также из его места в системе правовых норм.
3. Республика Башкортостан является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации и Республике Башкортостан охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации, статья 12 Конституции Республики Башкортостан в редакции Закона Республики Башкортостан от 3 ноября 2000 года N 94-з).
Функция защиты социальным государством отношений на рынке труда направлена на обеспечение реализации конституционного права собственности, с одной стороны, и права на труд - с другой, на признание и соблюдение приоритета интересов наемного работника перед интересами работодателя. Работающим по трудовому договору в интересах и на риск самостоятельно хозяйствующих субъектов предпринимательства должны быть созданы надлежащие законодательные гарантии от необоснованного увольнения и социального обеспечения в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности (статья 43 (части первая, вторая), статья 44 (часть первая), статья 46 (части первая, третья, четвертая), статья 49 (часть первая), статья 51 (части первая, вторая) Конституции Республики Башкортостан).
4. Действующим законодательством запрещается прямое или косвенное ограничение трудовых прав или установление прямых или косвенных преимуществ по обстоятельствам, не связанными с деловыми качествами работников, в том числе наличием каких либо заболеваний. Не считаются дискриминацией в сфере труда и занятий различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые определяются свойственными конкретному виду труда требованиями либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Специальные квалификационные требования к состоянию здоровья работающих по трудовому договору (контракту) независимо от места их жительства регулируются федеральным законом. Работники отдельных профессий, производств, предприятий и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские обследования. В соответствии с перечнем медицинских противопоказаний гражданин может быть признан не пригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (статьи 17, 21, 41, 42 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статьи 17, 21, 42, 43 Кодекса Республики Башкортостан об охране здоровья граждан). Если профессиональной пригодности препятствуют стойкое снижение трудоспособности или представляющее опасность для окружающих заболевание, закон разрешает увольнение работника вследствие несоответствия выполняемой работе по состоянию здоровья.
В иных случаях болезнь может препятствовать надлежащему исполнению трудовых обязанностей, хотя она не признается законным основанием для возникновения и прекращения отношений в сфере труда. По результатам медико-социальной экспертизы работнику может быть рекомендована работа исключительно временного характера либо исполнение трудовой функции ему может быть противопоказано. В этом случае на основе медицинских рекомендаций или по заявлению работника возможен перевод на более легкую работу, изменение условий труда либо прекращение действия трудового договора (контракта) по взаимному согласию сторон на общих основаниях, не влекущих для работников негативные правовые последствия.
Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью граждане считаются занятыми (статья 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 года), статья 2 Закона Республики Башкортостан "О занятости населения в Республике Башкортостан" от 5 августа 1996 года (в редакции Закона Республики Башкортостан от 11 апреля 2000 года). Работодатель вправе использовать различные варианты их замены, такие как временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости, заключение срочного трудового договора на определенный срок или на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, перевод на другую постоянную работу с согласия работника, совмещение профессий (должностей). Кроме того, в такой жизненной ситуации работодатель не несет дополнительных издержек по компенсации временно утраченного заработка неработающего лица.
5. С момента заключения трудового договора возникают отношения по обязательному государственному социальному страхованию работающих граждан от возможного изменения их материального или социального положения вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания и иных случаев утраты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам. Система социального страхования направлена на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения, создание специальных фондов, создаваемых на страховой основе или за счет ассигнований государства. Временная нетрудоспособность признается социальным страховым риском, подлежащим обязательному социальному страхованию, и страховым обеспечением по этому виду страхового риска является пособие по временной нетрудоспособности (статьи 238, 239, 240 и 240.1 КЗоТ Российской Федерации, статьи 7 и 8 Федерального закона от 16 июля 1999 года "Об основах обязательного социального страхования", статья 224 Трудового кодекса Республики Башкортостан). Применяемые принципы эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов, всеобщности и обязательности социального страхования, исполнения обязательств независимо от финансового состояния страховщика и общего (совокупного) покрытия расходов фондов обязательного социального страхования гарантируют права работников на адресное страховое обеспечение и в случае неуплаты работодателями соответствующих взносов (часть вторая статьи 237 КЗоТ Российской Федерации).
Таким образом, предписанием части пятой статьи 39 Трудового кодекса Республики Башкортостан о недопустимости прекращения трудового договора по инициативе работодателя с временно нетрудоспособными вне зависимости от вида и причины заболевания, травмы и продолжительности болезни вводится повышенная правовая защита прав граждан в области труда и занятий. Это согласуется с конституционными целями социального государства, с разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан и принципами субординации актов трудового законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан, установленными статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, статьями 3 (I), 4 (I), 7 (I), 1 (II), 117 Конституции Республики Башкортостан.
Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 72, статьями 73, 74, 75, 107 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил:
1. Признать положение части пятой статьи 39 Трудового кодекса Республики Башкортостан соответствующим Конституции Республики Башкортостан. Выявленный Конституционным Судом Республики Башкортостан конституционно правовой смысл оспариваемого заявителем положения не означает вмешательства в компетенцию судов общей юрисдикции по выбору и истолкованию норм, подлежащих применению при разрешении трудовых споров по существу.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит опротестованию и обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Советская Башкирия - Известия Башкортостана", "Башкортостан", "Кызыл тан" и в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан".
Конституционный Суд Республики Башкортостан
N 15-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2000 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности положения части пятой статьи 39 Трудового кодекса Республики Башкортостан в связи с жалобой гражданина Бузника Владимира Ильича"
Текст постановления опубликован в газете "Советская Башкирия - Известия Башкортостана", N 246 (24726) от 23 декабря 2000 г.