Учитывая многочисленные обращения граждан Российской Федерации по вопросам регулирования порядка сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой избирателей, и на основании части первой статьи 15 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Разъяснения о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации, приема и проверки подписных листов и иных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (прилагаются).
2. Настоящие Разъяснения опубликовать в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и направить в "Российскую газету".
Заместитель Председателя Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации |
А.В.Иванченко |
Секретарь Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации |
А.А.Вешняков |
Разъяснения
о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидата
на должность Президента Российской Федерации, приема и проверки
подписных листов и иных документов, представляемых
уполномоченными представителями избирательных объединений,
избирательных блоков, инициативных групп избирателей
в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ
от 22 января 1996 г. N 69/583-II)
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации, приема и проверки подписных листов и иных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, регулируется статьей 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", статьями 34, 35 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
См. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
1. Сроки сбора и количество подписей избирателей в поддержку
кандидата на должность Президента Российской Федерации
1.1. Избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей вправе начать сбор подписей в поддержку выдвинутого ими кандидата на должность Президента Российской Федерации со дня выдачи Центральной избирательной комиссией Российской Федерации уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей регистрационных свидетельств, представление документов для получения которых осуществляется не позднее 2 марта 1996 года. До получения регистрационных свидетельств проведение сбора подписей не допускается.
1.2. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой избирателей, должен быть завершен не позднее чем за 60 дней до дня выборов, то есть не позднее 16 апреля 1996 года.
1.3. Избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента Российской Федерации, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона подписей избирателей. Указанное требование Федерального закона распространяется и на каждое из избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, выдвинувших одного и того же кандидата, при этом суммирование количества собранных ими подписей не допускается.
В одном субъекте Российской Федерации должно быть собрано не более семи процентов от требуемого общего числа подписей, что составляет 70 тысяч подписей. Если при проверке правильности оформления подписных листов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации установит, что количество подписей избирателей, собранных в одном субъекте Российской Федерации, превышает 70 тысяч, то подписи, собранные сверх указанного количества, не учитываются.
Требуемое общее число подписей избирателей должно быть собрано не менее чем в 15 субъектах Российской Федерации.
2. Изготовление подписных листов для сбора подписей в поддержку
кандидата на должность Президента Российской Федерации
2.1. Подписные листы для сбора подписей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации изготавливаются избирательными объединениями, избирательными блоками или инициативными группами избирателей по форме, указанной в приложениях N 1 и 2 к Федеральному закону.
2.2. Формат бланка подписного листа определяется избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой избирателей. Рекомендуемый формат подписного листа - А4 (стандартный машинописный лист).
2.3. В каждом подписном листе на его лицевой стороне указываются без сокращений фамилия, имя, отчество, дата (число, месяц, год) рождения, место работы (указанное в трудовой книжке), занимаемая должность (род занятий) и место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, города, района и населенного пункта) кандидата.
Если кандидат на должность Президента Российской Федерации выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, то в подписном листе, кроме указанных данных, после места жительства кандидата сообщается его принадлежность к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.
2.4. До начала сбора подписей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации в каждом подписном листе в строке "Номер регистрационного свидетельства" указываются номера регистрационных свидетельств, выданных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей.
Сбор подписей в подписных листах, в которых не указаны номера регистрационных свидетельств уполномоченных представителей, не допускается.
3. Сбор подписей в поддержку кандидата на должность Президента
Российской Федерации
3.1. Ставить в подписных листах свои подписи в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации имеют право граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, кроме граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата может производиться как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за рубежом, находящиеся в длительных заграничных командировках, а также граждане Российской Федерации, прибывшие на территорию иностранного государства по частным приглашениям, в служебные, деловые и туристические поездки, вправе ставить свои подписи в поддержку кандидата при наличии у них документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации.
3.2. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где сбор подписей не запрещен федеральным законом. Сбор подписей в трудовых коллективах не должен нарушать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, мешать технологическим процессам. Сбор подписей в общественных местах, на улицах, по месту жительства не должен нарушать общественный порядок, правила уличного движения, право граждан на отдых и неприкосновенность жилища.
Главы местных администраций, руководители предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие лицам, собирающим подписи, выделять соответствующие места для сбора подписей.
Сбор подписей среди военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей. Командиры воинских частей содействуют организации сбора подписей.
Сбор подписей избирателей за пределами территории Российской Федерации осуществляется на территории российских загранучреждений или воинских частей в местах, установленных руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений Российской федерации или командирами воинских частей, если это не противоречит законам и правилам страны пребывания.
Сбор подписей избирателей вне территории российских загранучреждений производится только после получения дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации соответствующего согласия властей страны пребывания.
3.3. При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации запрещается применять любые формы принуждения или подкупа избирателей. Под принуждением избирателей следует понимать психическое или физическое воздействие на избирателя с целью заставить последнего поставить свою подпись в подписном листе; под подкупом - передачу или обещание передать избирателю денежные средства, другие блага и преимущества имущественного характера, материальные ценности, за исключением печатных материалов, отражающих взгляды, суждения, предвыборную программу кандидата.
Запрещается также препятствовать избирателю, в том числе путем применения насилия, угроз в его адрес, поставить свою подпись в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации.
3.4. Графы в подписном листе заполняются без сокращений. Избиратель ставит свою подпись собственноручно с указанием даты (число, месяц, год) ее внесения. Подписи в подписных листах, в которых данные об избирателях будут изготовлены с применением машинописи, при проверке правильности оформления подписных листов не учитываются. Также не учитываются подписи, поставленные карандашом, и подписи избирателей, не указавших какие-либо данные, предусмотренные формой подписного листа (приложение N 1 и 2 к Федеральному закону). В подписном листе не допускаются исправления и подчистки.
Избиратель указывает в соответствующей графе подписного листа данные одного из следующих документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации: паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверения личности военнослужащего, военного билета для лиц, проходящих срочную службу, справки органов внутренних дел Российской Федерации по установленной форме, заграничного паспорта действующего образца с записью о принадлежности к гражданству Российской Федерации, паспорта гражданина СССР со штампом постоянной прописки по месту жительства на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, паспорта гражданина СССР с соответствующей записью (штампом) о приобретении гражданства Российской Федерации или справкой консульского учреждения Российской Федерации о приобретении гражданства Российской Федерации, паспорта гражданина СССР или удостоверения личности военнослужащего с вкладышем, удостоверяющим принадлежность к гражданству Российской Федерации, или паспорта гражданина СССР с текстом, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации, выданных на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 года N 950 "О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации", паспорта гражданина иностранного государства или другого документа, удостоверяющего личность, со справкой о приобретении гражданства Российской Федерации, выданной на основании Закона Российской федерации "О гражданстве Российской Федерации". В случае если в подписном листе указаны данные документов, не предусмотренных федеральным законодательством, подпись этого избирателя исключается из общего числа подписей избирателей.
См. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"
3.5. Избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку любых кандидатов на должность Президента Российской Федерации, выдвинутых различными избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, в том числе когда кандидат выдвинут несколькими избирательными объединениями, избирательными блоками или инициативными группами избирателей.
Если сбор подписей осуществляется в субъекте Российской Федерации, на территории которого избиратель постоянно не проживает, он вправе поставить свою подпись в подписном листе в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации в данном субъекте Российской Федерации. При этом избиратель не вправе вторично ставить свою подпись в поддержку этого же кандидата по месту своего постоянного проживания.
3.6. Подписные листы могут заполняться с одной либо с обеих сторон. Если подписи избирателей содержатся на обеих сторонах подписного листа, то он заверяется подписями лица, собиравшего подписи избирателей, и уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей как с лицевой, так и с оборотной стороны. При этом оборотная сторона подписного листа представляет собой продолжение списка избирателей, помещенного на лицевой стороне.
3.7. Избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей вправе поручить сбор подписей избирателей любому гражданину Российской Федерации, достигшему 18 лет. При этом избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей могут заключить с этим лицом соответствующий договор. Оплата работы по сбору подписей за счет средств избирательного фонда кандидата на должность Президента Российской Федерации не допускается.
Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не вправе осуществлять сбор подписей избирателей.
3.8. Уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей после окончания сбора подписей подсчитывают число собранных подписей избирателей по каждому субъекту Российской Федерации, где производился их сбор, и число собранных подписей граждан Российской Федерации, проживающих за пределами ее территории, а также общее число подписей избирателей (не менее 1 млн. подписей). По результатам подсчета подписей уполномоченные представители составляют протокол об итогах сбора подписей и подписывают его.
3.9. Сброшюрованные по каждому субъекту Российской Федерации, каждому иностранному государству и пронумерованные подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей, заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность Президента Российской Федерации и декларация о доходах кандидата за два года, предшествующих году выборов, должны быть представлены в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для регистрации кандидата не позднее 18 часов 16 апреля 1996 года.
Сброшюрованные подписные листы должны быть оформлены в виде папок, каждая из которых заверяется печатью избирательного объединения или подписью уполномоченного представителя инициативной группы избирателей.
4. Порядок приема и проверки правильности оформления подписных
листов, собранных в поддержку кандидата на должность Президента
Российской Федерации, и иных документов
4.1. В целях осуществления качественной и своевременной проверки правильности оформления подписных листов с подписями, собранными в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации, и иных документов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации создает рабочую группу из числа членов Комиссии с правом решающего голоса, работников Аппарата Комиссии, а также привлеченных специалистов.
Рабочая группа осуществляет прием документов от уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей по рабочим дням с 10 до 17 часов.
Рабочая группа проверяет состав представленных документов, оформление подписных листов, данные, содержащиеся в протоколах об итогах сбора подписей, и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей подтверждение в письменной форме (справку) о приеме документов с указанием даты и времени их приема.
4.2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет подписные листы и иные принятые в соответствии с Федеральным законом документы в течение 10 дней со дня их приема.
При проверке рабочей группой правильности оформления подписных листов и иных документов вправе присутствовать уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей, а также кандидат на должность Президента Российской Федерации и его доверенные лица.
4.3. Подписные листы, представленные избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами избирателей, проверяются в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на соответствие требованиям Федерального закона.
В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе организовать соответствующую дополнительную проверку подписных листов, в том числе принять решение о направлении папок с подписными листами в органы дознания и следствия. В этом случае все направленные в эти органы подписные листы с подписями избирателей не учитываются при установлении Центральной избирательной комиссией Российской Федерации количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации.
5. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Российской Федерации при сборе подписей избирателей в поддержку
кандидата на должность Президента Российской Федерации,
выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком,
инициативной группой избирателей
5.1. В соответствии с Федеральным законом от 28 апреля 1995 года N 66-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" воспрепятствование свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, соединенное с подкупом, обманом, применением насилия либо угрозой его применения, а также уничтожением имущества или угрозой уничтожения имущества, является уголовно наказуемым деянием.
Санкция за указанные действия ужесточается, если они совершены должностным лицом путем злоупотребления своим служебным положением либо лицом, в отношении которого гражданин являлся зависимым материально или по службе.
5.2. Лица, собирающие подписи избирателей, и лица, заверяющие подписные листы, допустившие внесение в подписные листы заведомо ложных сведений, их замену на подложные, а также совершившие иные действия, препятствующие осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, несут уголовную ответственность в порядке, установленном федеральным законодательством.
5.3. Лица, собирающие подписи избирателей, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей несут ответственность за нарушение порядка использования конфиденциальной информации (сведения об избирателях, содержащихся в подписных листах) в соответствии с федеральным законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 22 января 1996 г. N 69/583-II "О Разъяснениях о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации, приема и проверки подписных листов и иных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации"
Текст постановления официально опубликован не был