Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2009 г. N 14519/08
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Центр телекоммуникации и связи" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 15.04.2008 по делу N А33-356/2008, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.09.2008 по тому же делу.
В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Красноярскому краю - Ступак В.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Красноярскому краю (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района "Центр телекоммуникации и связи" (далее - предприятие) по вопросам соблюдения налогового законодательства, в частности по налогам на доходы физических лиц, на добавленную стоимость, на прибыль и единому социальному налогу за 2004 - 2005 годы.
По результатам проверки на основании акта от 10.08.2007 N 11-10/15 и возражений к нему инспекция решением от 13.09.2007 N 15 привлекла предприятие к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за несвоевременное перечисление налоговым агентом сумм исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц, в виде 273 756 рублей 40 копеек штрафа.
Не согласившись с решением инспекции, предприятие обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю (далее - управление) с жалобой, по результатам рассмотрения которой управление решением от 15.11.2007 N 25-985 решение инспекции в части, касающейся привлечения предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, оставило без изменения.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными названных решений инспекции и управления, в том числе в части привлечения предприятия к ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса за несвоевременное перечисление налоговым агентом сумм исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц, в виде штрафа в указанном размере.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15.04.2008 в удовлетворении требования предприятия отказано.
Третий арбитражный апелляционный суд постановлением от 16.06.2008 решение суда первой инстанции в части привлечения предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, оставил без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 10.09.2008 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
Суды исходили из того, что перечисление сумм налога в иной местный бюджет, чем предусмотрено законодательством, свидетельствует о неисполнении налоговым агентом соответствующей обязанности, поскольку излишняя уплата налога в один местный бюджет не может компенсировать потери другого местного бюджета.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора упомянутых судебных актов, в том числе в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, предприятие просит отменить их, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и нарушение единообразия судебной практики.
В отзывах на заявление инспекция и управление просят оставить названные судебные акты без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлении присутствующего в заседании представителя участвующего в деле лица, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат частичной отмене по следующим основаниям.
В силу пункта 7 статьи 226 Кодекса налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, - обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Согласно статье 123 Кодекса неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Налоговым правонарушением в соответствии со статьей 106 Кодекса признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность. Кодекс не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц.
Следовательно, поскольку предприятием налог на доходы физических лиц был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у инспекции не имелось оснований для привлечения его к налоговой ответственности по статье 123 Кодекса.
Таким образом, обжалуемые судебные акты в указанной части на основании части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 15.04.2008 по делу N А33-356/2008, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.06.2008 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.09.2008 по тому же делу в части отказа муниципальному предприятию Эвенкийского муниципального района "Центр телекоммуникации и связи" в удовлетворении требования о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Красноярскому краю от 13.09.2007 N 15 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 15.11.2007 N 25-985 о привлечении предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде 273 756 рублей 40 копеек штрафа отменить.
Требование предприятия в указанной части удовлетворить, оспариваемые акты налоговых органов в этой части признать недействительными.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация перечислила НДФЛ в иной местный бюджет, чем предусмотрено законодательством.
Налоговый орган счел это основанием для наложения штрафа за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.
Президиум ВАС РФ не согласился с позицией налогового органа и пояснил следующее.
В силу НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа. Вместе с тем, НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ.
Таким образом, поскольку НДФЛ был удержан и перечислен организацией, оснований для привлечения ее к налоговой ответственности не имелось.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2009 г. N 14519/08
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2009 г., N 7
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 29.04.2009
Номер дела в первой инстанции: А33-356/2008
Истец: Муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Центр телекоммуникации и связи"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Красноярскому краю
Кредитор: Черепахиной Г.В.
Третье лицо: МИФНС N 3
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2009 Постановление Президиума ВАС РФ N 14519/08
10.09.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3828/2008
16.06.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1307/2008
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2009 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-14519/08
29.01.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 14519/08
20.11.2008 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14519/08
10.09.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А33-356/2008
16.06.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1307/2008
15.04.2008 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-356/08