Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Администрации города
от 14.10.2010 N 782
Муниципальная программа
энергосбережения и повышения энергетической эффективности
города Ростова-на-Дону на период до 2014 года
22 ноября 2011 г., 15 ноября 2012 г.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 15 ноября 2012 г. N 990 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
Муниципальной программы энергосбережения и повышения
энергетической эффективности города Ростова-на-Дону
на период до 2014 года
Наименование Программы
Муниципальная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности города Ростова-на-Дону на период до 2014 года
Основания для разработки программы |
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 10.07.2012); Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"; Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (ред. от 17.12.2010); Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд"; Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2010 N 391 "О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования" (вместе с "Правилами создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования"); Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации" (ред. от 23.09.2010); Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 N 273 "Об утверждении Методики расчёта целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях" (ред. от 26.08.2011); Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29.04.2010 N 176 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения за энергосбережением" (ред. от 27.09.2011); Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.05.2010 N 262 "О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений"; Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 04.07.2006 N 141 "Об утверждении Рекомендаций по проведению энергетических обследований (энергоаудита)"; Постановление Мэра города Ростова-на-Дону от 09.06.2001 N 1625 "Об утверждении порядка взаимодействия распорядителей и прямых получателей бюджетных средств, Департамента ЖКХ и энергетики города по осуществлению контроля за своевременной оплатой потребления электрической, тепловой энергии, газа, холодной воды и стоков"; Статья 74 Бюджетного Кодекса Российской Федерации |
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 апреля 2010 г. N 176 фактически прекратил действие в связи с утратой силы всех утвержденных им форм
Приказ Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2010 г. N 262 носит нормативный характер и подлежит регистрации в Минюсте РФ
О проекте приказа Минрегиона России "Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений" см. письмо Минрегиона России от 5 июля 2011 г. N 17647-НВ/14
Инициатор разработки Программы
МУ "Департамент ЖКХ и энергетики"
Основные разработчики Программы
МУ "Департамент ЖКХ и энергетики" ЮРГТУ
Основная цель Программы
Обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики города Ростова-на-Дону
Основные задачи Программы
- обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах экономики города, в т.ч. за счет реализации механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики города, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения;
- сохранение и расширение доходной части бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии потребителями города;
- снижение объемов выбросов парниковых газов.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
- обеспечение за счет реализации мероприятий Программы снижения энергоемкости услуг населению города на 15%.
- обеспечение за счет реализации мероприятий Программы годовой экономии первичной энергии в размере не менее 116 тыс. т у.т.
Сроки и этапы реализации Программы
2010 - 2014 годы:
I этап - 2010 - 2011 гг.;
II этап - 2012 - 2014 гг.
Перечень основных программных мероприятий
Основные программные мероприятия:
- повышение энергоэффективности в электроэнергетике;
- повышение энергоэффективности в теплоснабжении и коммунальном хозяйстве;
- повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы и сферы услуг;
- повышение энергоэффективности в жилищном секторе;
- повышение энергоэффективности в организациях муниципальной бюджетной сферы;
- нормативное, ресурсное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности.
Объемы и источники финансирования
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств городского, областного и федерального бюджетов, внебюджетных источников и определяется долгосрочными городскими и ведомственными целевыми программами.
Управление реализацией Программы и контроль за ходом
ее выполнения
Механизм реализации Программы заключается в планировании, реализации и мониторинге выполнения программных мероприятий всеми ее Муниципальными заказчиками, контроле за достижением показателей и выделенных ресурсов для реализации мероприятий Программы
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели
ее социально-экономической эффективности
Обеспечение достижения за счет реализации мероприятий и проектов Программы по повышению энергоэффективности:
- суммарной экономии первичной энергии в размере не менее 309 тыс. тут;
- экономии природного газа в размере не менее 90 млн. м3;
- экономии электроэнергии в размере не менее 410 млн. кВтЧч;
- экономии тепловой энергии в размере не менее 800 тыс. Гкал;
- снижения потребности в строительстве мощностей новых электростанций в размере не менее 46 МВт;
- годовой экономии на приобретении всеми потребителями энергоресурсов: 600 млн. руб. (в текущих ценах);
- суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов: 3,1 млрд. руб.;
- годовой экономии средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов: 3%;
- суммарной экономии средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов: 295 млн. руб. Ч 5 лет Ч 15% = 221,25 млн. руб.;
1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа
Муниципальная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности города Ростова-на-Дону на период до 2014 года (далее - Программа) и направлена на повышение энергоэффективности сферы жилищно-коммунальных услуг населению города и, как следствие, роста конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности города Ростова-на-Дону.
Основной проблемой, решению которой способствует Программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста, в т.ч. за счет экономии средств, высвобождаемых в результате реализации энергосберегающих мероприятий, с соответствующей корректировкой объемов вводов дорогостоящих энергетических мощностей (реализация программных мероприятий позволит снизить объем вводов мощностей электростанций в размере не менее 46 МВт в период до 2014 г.).
Мероприятия Программы сбалансированы, и должны стать не только инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов для дальнейшего развития экономики города, но и одним из базовых элементов технологического перевооружения. Вопросы повышения энергетической эффективности сформулированы в основных документах, определяющих приоритетные социально-экономические задачи города на среднесрочную и долгосрочную перспективу - Генеральном плане, утвержденном решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.04.2007 N 251, и Стратегическом плане социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года, принятом решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 20.10.2009 N 625.
Необходимыми условиями для укрепления энергетической безопасности города является обеспечение технической доступности энергии для развивающейся сферы жилищного и социального строительства (возможности подключения новых объектов к инженерным сетям или обеспечения их топливом при децентрализованном энергоснабжении); удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для населения и бюджета города.
Мобилизация средств на одностороннее увеличение энергетических мощностей влечет за собой повышение внутренних цен на энергию за пределы порогов платежной способности потребителей, снижение экономической доступности энергии и, как следствие, торможение экономического роста. Растущие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будет снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям. Единственной разумной альтернативой остается повышение энергоэффективности.
Наращивание мощностей в ТЭК для поддержания высоких темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чревато отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики.
При замедленном снижении энергоемкости или существенно возрастут размеры капиталовложений, или произойдет замедление экономического роста. Городские отрасли энергетики и жилищно-коммунального хозяйства располагают огромным техническим потенциалом повышения энергоэффективности, который составляет более 40% от уровня потребления энергии. В абсолютных объемах это - 1 млн. тонн условного топлива (далее - тут) в год. Это выше, чем предусмотренный в Генеральном плане развития города прирост нагрузки потребления энергии и коммунальных услуг на период до 2025 года. Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать, как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.
Рост расходов бюджета города на ЖКХ с 2000 по 2010 годы
Низкая энергоэффективность ЖКХ и бюджетной сферы порождает высокую нагрузку коммунальных платежей на городской бюджет и снижает финансовую стабильность. Расходы бюджета города Ростова-на-Дону на ЖКХ выросли с 0,355 млрд. руб. в 2000 году до 5,077 млрд. руб. в 2009 году, а на 2010 год, без учета инвестиций, запланировано 6,8 млрд. руб. Более 300 млн. руб. уходит на компенсации оплаты управляющими организациями и ТСЖ части платы за услуги отопления и горячего водоснабжения, предоставляемые неэффективными коммунальными системами для общественных зданий, жилых домов с высокими тепловыми потерями.
Выход города Ростова-на-Дону на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления региональной и глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития государства в целом, требует кардинального повышения производительности, использования всех факторов производства, включая энергию.
Реализации огромного потенциала энергосбережения мешают барьеры, которые имеют очень разную природу: ценовые и финансовые; барьеры, связанные со структурой и организацией экономики и рынка; институциональные барьеры; социальные, культурные, поведенческие и т.д. Практически все они устранимы с помощью целевых мер политики по повышению энергоэффективности.
ВВП Российской Федерации по своей структуре один из самых энергоемких в мировой экономике. При комплексном подходе к организации энергосберегающих мероприятий должна быть выполнена намеченная в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" цель по снижению к 2020 г. энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 г.
Для обеспечения достижения этой цели в рамках отведенных полномочий необходимо создание целостной муниципальной системы управления процессом повышения энергетической эффективности отраслей городской экономики, задействованных в решении вопросов местного значения - энергоресурсоснабжении населения, организации транспортного обслуживания населения, благоустройства, организации дорожной и строительной деятельности в границах городского округа, использования муниципальных зданий, помещений, сооружений; сбора, переработки и захоронения бытовых и промышленных отходов.
Повышение энергоэффективности в городе Ростове-на-Дону потребует выработки и последовательного воплощения долгосрочной муниципальной стратегии в этой области, координации усилий органов исполнительной и представительной власти, совместной работы с федеральными и областными органами власти, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования в границах городского округа эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса.
До настоящего времени мероприятия в области повышения экономической эффективности носили разовый характер, и финансировались, в основном, за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности органов исполнительной власти и организаций.
Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий, концентрации ресурсов субъектов экономики и построения единой системы управления политикой повышения энергоэффективности в общегородских масштабах. Существенное снижение нерационального потребления энергии во всех сферах жизнедеятельности города не может быть обеспечено самостоятельно собственниками объектов и сооружений. Задача кардинального повышения уровня энергоэффективности может быть решена только программно-целевыми методами.
Решение основных задач программы носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на многих рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
Реализация части указанных задач требует муниципального регулирования и высокой степени координации действий со структурами федерального правительства, Администрации Ростовской области, бизнеса, населения и других экономических агентов.
2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы,
а также целевые индикаторы и показатели
Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" установлена цель по повышению энергоэффективности: снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов к уровню 2007 года, обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.
Основной целью Программы является обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности экономики города и снижения энергоемкости секторов коммунальной энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и транспортного обслуживания населения города к 2014 году на 20 процентов (по сравнению с 2007 годом).
Динамика
энергоемкости муниципального продукта города Ростова-на-Дону
Снижение энергоемкости продукции и услуг достигается комбинацией целого ряда факторов, которые определяются макроэкономической политикой и конъюнктурой рынков: структурные сдвиги в экономике; сдвиги в продуктовой структуре промышленности; рост цен на энергоносители; автономный технический прогресс (повышения энергоэффективности в процессах нового строительства и постепенной замены старого оборудования новым). Следствием реализации мероприятий Программы должно стать значительное ускорение темпов повышения энергетической эффективности экономики города с выходом на темпы развития, предусмотренные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Основными индикаторами выполнения Программы (в части реализации энергоэффективных мероприятий и проектов по энергосбережению и повышения энергетической эффективности), позволяющими осуществлять мониторинг прогресса в достижении установленной цели Программы, являются:
- обеспечение снижения энергоемкости услуг населению не менее, чем на 20%;
- суммарной экономии первичной энергии в размере не менее 309 тыс. тут;
- экономии природного газа в размере не менее 90 млн. м3;
- экономии электроэнергии в размере не менее 410 млн. кВтЧч;
- экономии тепловой энергии в размере не менее 800 тыс. Гкал;
- снижения потребности в строительстве мощностей новых электростанций в размере не менее 46 МВт;
- годовой экономии на приобретении всеми потребителями энергоресурсов: 600 млн. руб. (в текущих ценах);
- суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов: 3,1 млрд. руб.;
- годовой экономии средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов: 3%;
- суммарной экономии средств бюджетов всех уровней на приобретение и субсидирование приобретения энергоресурсов: 221,25 млн. руб.;
Реализация Программы будет осуществляться поэтапно.
Первый этап - 2010 - 2011 годы - формирование системы финансирования и мониторинга мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в отдельных секторах экономики города;
второй этап - 2012 - 2014 годы - полноценное обеспечение перехода на энергоэффективный путь развития энергетики и ЖКХ города.
Не позднее конца 2014 года параметры реализации Программы, для перехода на энергоэффективный путь развития города, должны быть уточнены.
Достижение цели Программы требует реализации комплекса долгосрочных взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам мероприятий с использованием межотраслевого подхода (с охватом всех секторов экономики).
Основные задачи Программы:
- обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах экономики города, в том числе за счет запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных секторах экономики, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения;
- снижение объемов выбросов парниковых газов;
- формирование целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности за счет развития новых институтов и обеспечения современного нормативного, ресурсного, институционального и информационного обеспечения деятельности по повышению энергоэффективности.
- обеспечить масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий в различных секторах экономики города, применение которых позволит получить эффект и за пределами 2014 года;
- сформировать энергоэффективное городское сообщество.
3. Система программных мероприятий
Специфика повышения энергоэффективности в отдельных секторах экономики (организация управления и принятия решений, степень и возможности регулирования, структура и схожесть технических и институциональных решений) вызывает необходимость выделения следующих направлений по реализации программных мероприятий:
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципальных учреждений;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности при производстве и передаче энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
- выявление и организация эксплуатации бесхозяйных и брошенных сетей инженерно-технического обеспечения и энергоустановок;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности в отраслях промышленности и торговли города;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности в строительстве;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности дорожной инфраструктуры и на транспорте;
- энергосбережение и повышение энергетической эффективности системы наружного освещения городских земель общего пользования;
- организационно-правовое и информационное обеспечение энергосбережения на территории города.
С учетом данных Общих сведений для расчета целевых показателей, приведенных в приложении N 1, и Единого топливно-энергетического баланса города на 2009 год, приведенного в приложении N 2, для каждого из направлений сформирована система целевых индикаторов повышения энергоэффективности с выделением этапов реализации программы, приведенных в приложении N 3.
Перечень основных программных мероприятий приведен в приложении N 4.
Основные программные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности учитывают комплекс энергосберегающих работ, предусмотренных приоритетными государственными проектами:
- "Считай, экономь и плати" (бережливая модель потребления энергоресурсов, установка приборов учета);
- "Новый свет" (поэтапная замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства);
- "Энергоэффективный квартал" (реализация в нескольких районах города тиражируемых программ повышения энергоэффективности);
- "Малая комплексная энергетика" (внедрение оборудования для локальной энергетики);
- "Энергоэффективный социальный сектор" (тиражируемые программы повышения энергоэффективности и энергосбережения школ, поликлиник и больниц).
Для организаций с муниципальным участием и регулируемых организаций (не зависимо от сектора экономики) необходима разработка и реализация программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, содержащих, в том числе целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности (включая их значения).
3.1. Повышение энергоэффективности в электроэнергетике
Типовые технические мероприятия, реализуемые в топливно-энергетическом комплексе города (ТЭК), должны привести к годовой экономии первичной энергии к 2015 году в объеме 22,8 тыс. т у.т., суммарной экономия первичной энергии в 2010 - 2014 годах - 82,8 тыс. т у.т.
3.2. Электрические сети
Повышение технического уровня, расширение освоения и внедрения новых энергоэффективных инновационных технологий, разработка на их основе типовых проектных решений, в том числе:
- внедрение высокоинтегрированных интеллектуальных системообразующих и распределительных электрических сетей нового поколения (Smart Grids);
- внедрение системообразующих и распределительных сетей постоянного тока в ЕЭС России на базе: ВЛПТ (воздушные линии постоянного тока), ВПТ (вставки постоянного тока), КЛПТ (кабельные линии постоянного тока), IGBT-Light (кабельная линия постоянного тока на базе силовых полупроводниковых приборов IGBT;
- внедрение управляемых электрических сетей переменного тока в ЕЭС России на базе устройств FACTS (гибкие (управляемые) линии электропередачи переменного тока): УШР (управляемый шунтирующий реактор), СТК (статический тиристорный компенсатор), СТАТКОМ (статистический компенсатор на базе полностью управляемых вентилей), ФПУ (фазоповоротное устройство), УПК (устройство продольной компенсации), ЭМПЧ (электромеханический преобразователь частоты);
- внедрение высокоэффективных надежных системообразующих и распределительных электрических сетей большой пропускной способности на базе ВТСП (высокотемпературных сверхпроводимых) кабелей, трансформаторов, синхронных компенсаторов, ограничителей тока, СПИНЭ (сверхпроводящий индуктивный накопитель энергии);
- внедрение автоматизированных ПС (подстанций) в системообразующих и распределительных сетях всех напряжений без постоянного дежурного персонала;
Снижение потерь электроэнергии и совершенствование системы коммерческого и технического учета электроэнергии в электрических сетях и у потребителей, в том числе:
- проведение типовых мероприятий по оптимизации режимов электрических сетей и совершенствованию их эксплуатации;
- типовые мероприятия по уточнению расчетов нормативов потерь, контролю за их выполнением, совершенствованию организации работ, стимулированию их снижения;
- внедрение АИИСКУЭ (автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета энергии) в многоквартирных зданиях, частных домовладениях, у бюджетных и промышленных потребителей электроэнергии.
Типовые крупномасштабные реконструктивные работы в электрических сетях с целью повышения их надежности и эффективности, в том числе:
- реконструкция трансформаторных подстанций, включая частичную замену трансформаторов на трансформаторы со сниженными нагрузочными потерями и потерями холостого хода;
- реконструкция распределительных электрических сетей среднего и низкого напряжения (35-0,38 кВ), и магистральных электрических сетей высокого напряжения (110 кВ и выше).
Реализация типовых мероприятий должна обеспечить снижение потерь в электрических сетях до уровня 8 - 10% в 2020 году.
Выполнение задач повышения энергоэффективности в электроэнергетике потребует освоения производства, внедрения и эксплуатации:
- нового поколения электрооборудования на базе ВТСП: генераторов, трансформаторов, мощных электродвигателей и компенсаторов, кабельных линий большой пропускной способности, сверхпроводниковых индукционных НТСП (низкотемпературные сверхпроводимые) накопителей энергии для электрических сетей и гарантированно надежного энергоснабжения ответственных потребителей;
- нового поколения комплектных распределительных устройств на базе полупроводниковых выключателей с управляемой коммутацией, ВТСП-ограничителей тока с использованием новых диэлектрических материалов для изоляции и дугогашения;
- гаммы проводов с повышенной пропускной способностью и рабочей температурой, низкими коэффициентами линейного расширения и встроенными ВОЛС (волокно-оптические линии) для ВЛ (воздушной линии) системообразующих и распределительных электрических сетей,
- СПП (силовой полупроводниковый прибор) на основе нанотехнологий на токи 6 - 7 кА и напряжения 10 - 12 кВ, переход на SiC-технологии производства СПП всех назначений.
3.3. Повышение энергоэффективности в теплоснабжении
и коммунальном хозяйстве
Типовые технические мероприятия, реализуемые на объектах теплоснабжения и в коммунальном хозяйстве, к 2020 году должны обеспечить снижение удельного расхода топлива на котельных до 160,0 кг у.т./Гкал; снижение удельного расхода электроэнергии на котельных до 12,0 кВтЧч/Гкал; наращивание выработки электроэнергии на котельных и мини-ТЭЦ; снижение доли потерь в тепловых сетях до 10%, существенное повышение эффективности системы уличного освещения за счет доведения доли энергоэффективных светильников до 100%.
Типовые технические мероприятия включают:
- применение модульных одновальных ПГУ-ТЭЦ мощностью 40-100-170 МВт и удельной выработкой на тепловом потреблении 1200 - 1400 кВтч / Гкал и ГТУ-ТЭЦ для последовательного сокращения котельных и перехода на когенерацию электроэнергии и тепла в крупных городах и муниципальных образованиях;
- применение тепловых насосов и типовых технических решений по использованию возобновляемых источников низкопотенциального тепла с коэффициентом преобразования 4-5 в системах теплоснабжения, а также для холодоснабжения (тригенерация);
- использование мини-ТЭЦ установок совместной выработки тепловой и электрической энергии на базе газотурбинных установок с котлом-утилизатором, газотурбинных установок, газопоршневых установок, турбодетандерных установок;
- вывод из эксплуатации котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности;
- модернизация котельных с использованием нового современного энергоэффективного оборудования;
- строительство новых котельных с использованием современных технологий с КПД не ниже 92%;
- совместная выработка тепловой и электрической энергии на котельных за счет использования располагаемого перепада давления пара на паровых котельных для выработки электроэнергии, достаточной для покрытия собственных нужд; газотурбинных надстроек в газовых котельных с целью выработки электроэнергии на базе теплового потребления, использования газопоршневых аппаратов для выработки электроэнергии и теплоты для собственных нужд, а также за счет строительства мини-ТЭЦ как на газе, так и на биомассе на объектах ЖКХ с производством электроэнергии;
- строительство новых тепловых сетей с использованием современных технологий;
- замена тепловых сетей с использованием нового современного энергоэффективного оборудования;
- вывод из эксплуатации тепловых сетей (в том числе за счет децентрализации);
- использование телекоммуникационных IT-систем централизованного технологического управления системами теплоснабжения;
- обеспечение устойчивой и экономичной работы тепловых сетей и источников тепловой энергии, качества отопления и горячего водоснабжения потребителей за счет проведения комплексной автоматизации тепловых пунктов с выведением основных параметров на диспетчерские пункты управления системой теплоснабжения;
- установка регулируемого привода в системах водоснабжения и водоотведения с доведением доли двигателей, оснащенных таким приводом, до 70% (мощности) от всего числа двигателей, где такой привод применим;
- замена 100% светильников уличного освещения на энергоэффективные к 2015 г.
Типовые организационные мероприятия включают:
- создание нормативно-правовой основы, обеспечивающей скоординированное развитие систем централизованного теплоснабжения городов и крупных поселений, позволяющей в полной мере использовать преимущества когенерационных и тригенерационных теплоэнергетических установок. Введение управления системами централизованного теплоснабжения поселений через единого теплового диспетчера;
- введение методов оценки инвестиционных проектов в сфере теплоснабжения, на основе интегрированной региональной энергоэффективности теплоснабжения;
- совершенствование тарифной политики в сфере теплоснабжения, поощряющей экономию, переход к расчетам потребителей тепловой энергии с теплоснабжающими организациями на основе двухставочных тарифов, стимулирование потребителей через реализацию механизмов тарифной политики к установке приборов учета;
- совершенствование налоговой политики, поощряющей экономию энергоресурсов;
- повышение качества теплоснабжения, введение показателей качества тепловой энергии, режимов теплопотребления и условий осуществления контроля их соблюдения, как со стороны потребителей, так и со стороны энергоснабжающих организаций, с установлением размера санкций за их нарушение, разработка и введение типовых договоров теплоснабжения;
- обеспечение системного подхода при оптимизации работы систем централизованного теплоснабжения путем реализации комплексных мероприятий не только непосредственно в тепловых сетях (наладка, регулировка, оптимизация гидравлического режима и т.д.), но и в системах теплопотребления, непосредственно в зданиях (утепление строительной части зданий, проведение работ по устранению дефектов проекта и монтажа систем отопления и т.д.), разработка комплексных программ: "Энергоэффективный город", "Энергоэффективный квартал", "Энергоэффективный дом";
- проведение энергетического аудита объектов теплоснабжения и коммунального хозяйства с периодичностью не менее 1 раза в 5 лет;
- реализация типового проекта "Эффективная генерация" - модернизация и реконструкция котельных, ликвидации неэффективно работающих котельных и передача тепловой нагрузки на эффективную когенерацию, снижения на этой основе затрат топлива на выработку тепла;
- реализация типового проекта "Надежные сети" мероприятия по модернизации и реконструкции тепловых сетей с применением новейших технологий и снижения на этой основе затрат на транспорт тепла, использование предварительно изолированных труб высокой заводской готовности с высокими теплозащитными свойствами теплоизоляционной конструкции, герметично изолированной теплоизоляцией от увлажнения извне и с устройством системы диагностики состояния изоляции, обеспечение применения вместо сальниковых компенсаторов сильфонных, исключающих утечки теплоносителя;
- совершенствование нормирования и контроля технологических потерь в тепловых сетях при передаче тепловой энергии, на основе использования современных норм проектирования тепловых сетей.
3.4. Транспортировка газа
Удельный расход на по трубопроводам должен сократиться с 28,2 к гут / млн. м3 - км в 2007 г. до 25,0 к гут / млн. м3 - км к 2015 г., в т.ч. за счет оптимизации технологических режимов, модернизации или замены старых силовых агрегатов и компрессоров с КПД 24 - 28% на новые с КПД 32 - 36%, установки систем "улавливания" утечек газа при неработающих компрессорах, установки пневматического оборудования с низкими выбросами газа (для насосных установок непрерывного действия), совершенствования технического обслуживания клапанов и поверхностей трубопроводов, установки пневматического оборудования с низкими выбросами газа (для насосных установок периодического действия), установки уплотнителей на поршневые компрессоры, установки сепараторов на резервуары попутного газа и замены оборудования компрессорных станций, применения газодетандерных установок, преобразующих имеющиеся перепады давления на газораспределительных станциях, повышение степени утилизации тепла технологических потоков.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 15 ноября 2012 г. N 990 в подраздел 3.5 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения
3.5. Повышение энергоэффективности в организациях
бюджетной сферы и сферы услуг
Типовые технические мероприятия, реализуемые на объектах бюджетной сферы и сферы услуг, обеспечивают решение задачи снижения удельного расхода энергии на 1 м2 площади этих объектов на 15% к 2015 г.:
- оснащение приборами учета тепловой энергии, природного газа и электроэнергии всех объектов бюджетной сферы и сферы услуг;
- проведение энергетического аудита 1 раз в 5 лет на всех объектах бюджетной сферы;
- проведение энергетического аудита в организациях сферы услуг (добровольного или обязательного, в соответствии с действующим законодательством);
- строительство всех новых зданий по ТСН Ростовской области "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по теплозащите зданий";
- повышение доли бюджетных зданий и зданий сферы услуг, подлежащих ежегодно комплексному капитальному ремонту;
- утепление зданий бюджетной сферы и прочих зданий сферы услуг;
- замена старых отопительных котлов в индивидуальных системах отопления бюджетных зданий и зданий сферы услуг;
- повышение эффективности систем освещения бюджетных зданий и зданий сферы услуг;
- закупки энергопотребляющего оборудования высоких классов энергоэффективности для организаций бюджетной сферы за счет введения соответствующих требований к закупке товаров для муниципальных нужд.
За счет реализации этого комплекса мер в бюджетной сфере и сфере услуг годовая экономия первичной энергии достигнет: к 2015 г. 1000 т у.т., а суммарная экономия первичной энергии: в 2010 - 2014 гг. 5200 т у.т.
В организациях бюджетной сферы всех уровней целесообразно направлять средства, образуемые в результате осуществления программных энергосберегающих мероприятий, для дальнейшего энергосбережения (порядка 70% стоимости экономии), оснащения приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов (10 - 15%) и для поощрения участников реализации данных энергосберегающих мероприятий (15 - 20%) в течение трех лет после их осуществления.
Главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование ассигнований на обеспечение выполнения функций (предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на оказание муниципальных услуг, выполнение работ) учреждениями, находящимися в их ведении в соответствии с объемами в натуральных единицах, указанными в приложениях N 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 к Программе.
3.6. Повышение энергоэффективности в жилищном секторе
Типовые технические мероприятия, позволяющие снизить удельный расход энергии в расчете на 1 м2 площади жилых домов:
- реализация типового проекта "Считай, экономь и плати", включающего мероприятия по переходу на оплату коммунальных услуг населением на основе показаний приборов учета потребления коммунальных услуг в МКД;
- проведение добровольного энергетического аудита;
- оснащение жилых зданий, присоединенных к системам централизованного энергоснабжения, подомовыми и поквартирными коммерческими приборами учета и регулирования потребления энергии;
- реализация типового проекта "Энергоэффективный квартал", включающего мероприятия по модернизации и реконструкции жилых и общественных зданий с применением новейших технологий и снижению на этой основе затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению;
- строительство всех новых жилых зданий по СНиП "Тепловая защита зданий" и ТСН Ростовской области "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по теплозащите зданий";
- реализация типового проекта "Энергоэффективный дом", предусматривающего снижение потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных жилых домах по итогам проведения комплексного капитального ремонта;
- повышение доли многоквартирных жилых зданий, подлежащих ежегодно комплексному капитальному ремонту, до 2% к 2015 г. с введением требования снижения удельного расхода на цели отопления, горячего и холодного водоснабжения, электро- и газоснабжения по итогам ремонта не менее, чем на 30%, предусматривается капитальный ремонт в 2011 - 2014 годах жилых зданий площадью 1,5 млн. м2 ;
- утепление не менее 11% квартир (2 млн. м2) и площади мест общего пользования в многоквартирных зданиях, не подлежащих капитальному ремонту, к 2015 г. (установка пластиковых стеклопакетов, теплоотражающих пленок и прокладок для окон, теплоотражающих экранов за радиаторами, доводчиков дверей, остекление лоджий, промывка систем отопления, установка современных радиаторов и термостатических вентилей и др.);
- реализация типового проекта "Новый свет", мероприятий по замене ламп накаливания (с поэтапным их запретом) на энергоэффективные осветительные устройства в жилых зданиях для сокращения расходов на оплату электроэнергии населением;
- повышение эффективности систем внутридомового и квартирного освещения (включая проведение замены ламп накаливания на энергоэффективные лампы с доведением их доли в структуре источников света до 75%) при общем числе ламп у населения 400 тыс. единиц в 2015 г.;
- повышение энергоэффективности крупных электробытовых приборов (стимулирование замены холодильников, морозильников и стиральных машин со сроком службы выше 15 лет на новые энергоэффективные модели - класс А и выше (замена 5 тыс. единиц к 2015 г.), а также стиральных машин (замена 5 тыс. единиц к 2015 г.);
- замена старых отопительных котлов в жилых зданиях с индивидуальными системами отопления на новые энергоэффективные котлы с КПД не ниже 95%;
- применение тепловых насосов в системах отопления в жилищном секторе.
За счет реализации этого комплекса мер в жилищном секторе годовая экономия первичной энергии достигнет: к 2015 г. 89 тыс. т у.т., а суммарная экономия первичной энергии: в 2010 - 2014 годах 212 тыс. т у.т.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 15 ноября 2012 г. N 990 наименование раздела 4 настоящего приложения изложено в новой редакции
4. Финансовое обеспечение Программы
При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывалась ситуация в финансово-бюджетной сфере как на местном, так и на федеральном и региональном уровнях, высокая экономическая, политическая и финансовая значимость проблемы обеспечения роста энергетической эффективности Российской Федерации, а также возможность ее решения за счет средств бюджетов всех уровней.
Финансирование программных мероприятий в течение всего срока реализации Программы осуществляется за счет средств городского, областного и федерального бюджетов, внебюджетных источников и определяется долгосрочными городскими и ведомственными целевыми программами.
Средства местного, областного и федерального бюджетов включают объемы капитальных вложений, расходы на разработку проектно-сметной документации, энергоаудит, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие расходы в рамках полномочий соответствующего уровня публично-правового образования.
Объем и динамика расходов бюджетных средств на реализацию Программы определяются характером и временными рамками реализуемых мероприятий. Объемы капитальных вложений для строительства, реконструкции или технического перевооружения энергопотребляющих объектов увязаны с мероприятиями по отдельным направлениям и программами модернизации объектов и систем энергоснабжения и энергопотребления.
При недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены за счет средств местного бюджета.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования мероприятий Программы, относятся: инвестиционные составляющие тарифов регулируемых организаций, взносы участников реализации подпрограмм, включая предприятия и организации муниципального и немуниципального секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении Программы; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации подпрограмм или отдельных мероприятий, и другие поступления.
Финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения объектов, включаемых в долгосрочные городские и ведомственные целевые программы, осуществляется в установленном порядке через главных распорядителей бюджетных средств - разработчиков соответствующих программ, к ведению которых относятся указанные объекты.
Для устойчивого финансирования долгосрочных городских и ведомственных целевых программ за счет внебюджетных средств муниципальные заказчики устанавливают требования к конкурсной документации и к заключаемым муниципальным контрактам либо иным гражданско-правовым договорам с исполнителями мероприятий Программы, подписывают с соответствующими организациями протоколы (соглашения) о намерениях или получают другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий соответствующих программ за счет внебюджетных средств.
Прекращение действия Программы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение - в случае признания неэффективности ее реализации.
5. Механизм реализации Программы
5.1. Направления реализации мер по повышению
энергетической эффективности
Интегральным показателем (индикатором) эффективности использования топливно-энергетических ресурсов является энергоемкость муниципального продукта (МП), как составляющей энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации и валового регионального продукта Ростовской области, определяемая в сопоставимых ценах отношением объемов потребляемых первичных энергоносителей в тоннах условного топлива к объему МП.
Вместе с тем в настоящее время для субъектов Российской Федерации и городских округов характерны следующие общие проблемы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности:
- значительный износ основных фондов, высокая аварийность оборудования, обусловленная превышением его ресурса и недостаточной технологической дисциплиной;
- значительная протяженность сетей, разбросанность жилых районов и социально значимых объектов;
- повышенные потери при производстве и потреблении энергии, высокий расход первичных топливных ресурсов;
- несоответствие оснащенности производства современному научно-техническому уровню,
- низкая платежеспособность потребителей и ограниченность бюджетных средств для совершенствования муниципальных схем и систем энергоснабжения;
- отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения;
- нехватка специалистов, имеющих необходимые профессиональные навыки и профильную подготовку в сфере эффективного и рационального использования энергии.
Совокупность этих факторов предопределяет удорожание приведенной единицы поставляемой энергии для конечных потребителей, возникновение критических ситуаций в энергоснабжении, снижение его надежности, безопасности и доступности, высокую энергоемкость МП.
Реализация мероприятий Программы достигается за счет:
- создания системы взаимодействия муниципальных, областных и федеральных органов власти в достижении важнейших индикаторов и пороговых показателей Программы: годовой экономии первичных энергоресурсов и суммарной экономии энергии на указанном в паспорте Программы уровне, обеспечении снижения энергоемкости услуг секторов экономики города на 15%;
- формирования, исходя из федеральных и территориальных целевых индикаторов и пороговых показателей, муниципальных ориентиров и требований энергоэффективности при реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации основных фондов и оборудования, выпуске продукции и оказании услуг для существующих и новых потребителей энергии;
- создания непротиворечивой и сбалансированной нормативно-правовой базы, направленной на поддержку практики эффективного, рационального и бережливого отношения к энергоресурсам, исключение необоснованного расходования первичного топлива и всех видов энергии, стимулирование сокращения расходов на энергопотребление в бюджетной сфере не менее, чем на 15% к 2014 году;
- продвижения и обеспечения доступности инвестиционных проектов, технологий и оборудования энергоснабжения и энергопотребления взамен морально и физически устаревших, осуществления межмуниципального обмена опытом в этой области;
- обеспечения в полном объеме потребителей эффективными приборами и средствами потребления и учета, а также возможностями для проведения энергетических обследований и получения соответствующих рекомендаций;
- повышения уровня компетентности населения и специалистов в вопросах эффективного использования энергии, содействия распространению навыков и культуры энергопотребления и созданию соответствующего образовательного и информационного поля посредством муниципальных средств массовой информации и коммуникаций;
- широкого внедрения принципов и механизмов муниципально-частного партнерства (МЧП) для ликвидации дефицита всех видов энергии и безусловного обеспечение их доступности;
- привлечения малого и среднего бизнеса на рынок услуг по производству и обслуживанию энергетического оборудования, развитию автономного энергоснабжения населения и хозяйствующих субъектов на основе использования возобновляемых и вторичных источников энергии,
- установления полномочий и ответственности субъектов муниципальной системы управления за эффективное и рациональное использование энергоресурсов;
- формирования системы муниципального статистического учета и мониторинга уровней потребления энергии и энергоэффективности в секторах экономики города на основе Единой муниципальной базы информационных ресурсов (ЕМБИР).
Для оценки потенциала энергосбережения, формирования целевых индикаторов повышения энергоэффективности и их мониторинга необходима разработка и постоянный мониторинг единого топливно-энергетических баланса (далее - ЕТЭБ) города. Данные баланса энергоресурсов, публикуемые Федеральной службой государственной статистики, практически не дают детализации потребления энергоресурсов в разных секторах экономики, а официальной статистики по ЕТЭБ в настоящее время не существует.
ЕТЭБ дает возможность детально представить структуру потребления энергии и позволяет отразить:
- полную энергетическую картину городского округа за счет интеграции балансов производства и потребления отдельных энергоносителей;
- всю полноту взаимосвязей разных систем энергоснабжения и энергопотребления, учесть меру их взаимной дополняемости и заменяемости;
- все важнейшие энергетические связи и пропорции: роль отдельных энергоресурсов в энергетическом балансе, роль отдельных секторов в потреблении отдельных энергоресурсов.
ЕТЭБ должен формироваться из трех основных блоков:
- ресурсы (включает производство первичных энергоресурсов, экспорт, импорт (ввоз-вывоз) и изменение в запасах);
- преобразование ресурсов (характеризует преобразование одних энергоресурсов в другие);
- конечное потребление (характеризует потребление энергоносителей в различных секторах и отраслях экономики).
ЕТЭБ является важнейшим элементом информационного обеспечения повышения энергоэффективности. ЕТЭБ является составной частью муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Взаимодействие федеральных, областных и муниципальных органов управления в процессе реализации мероприятий настоящей программы осуществляется в следующих формах:
- согласование и установление объема средств федерального и областного бюджета и порядка их предоставления Администрации города для достижения установленных программных индикаторов и пороговых показателей;
- мониторинг исполнения установленных программных индикаторов и пороговых показателей на основании форм официальной статистической отчетности.
Перечень и значения целевых индикаторов и пороговых показателей устанавливаются в городе с учетом местных особенностей социально-экономической структуры на основе базовых значений, оценки потенциала эффективного и бережливого использования энергии.
Мероприятия настоящей Программы, при условии включения их в программы финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов, осуществляются на основе заключения целевых соглашений и реализации типовых инвестиционных проектов, инициируемых Администрациями города, Ростовской области или государственными заказчиками Федеральных целевых программ, в соответствии с объемом и структурой расходов на их реализацию и сводными данными о бюджетном финансировании по направлениям и секторам экономики.
Основным методом организации энергосбережения и повышения энергоэффективности в городе Ростове-на-Дону является программно-целевой метод при реализации адресных проектов.
В рамках своих полномочий Администрация города, используя программно-целевой метод:
- создает условия для реализации федеральных и региональных целевых индикаторов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- создает организационно-технические и нормативно-правовые условия, направленные на реализацию энергосбережения и исключение необоснованного расходования первичных топливно-энергетических ресурсов и всех видов энергии;
- консолидирует невостребованные активы города и использует их для привлечения средств в энергосберегающие и энергоэффективные проекты;
- сокращает потери энергоресурсов, снижает долю бюджетных расходов в оплате содержания и услуг топливно-энергетического комплекса, обеспечивает доступность для населения и муниципальной социальной сферы всех видов энергии;
- создает условия для реализации государственно-частного партнерства в энергоемких отраслях производства энергии и ресурсов, бюджетной, жилищной и коммунальной сферах, использования местных возобновляемых источников энергии и привлекают к сотрудничеству на рынке производства и обслуживания энергетического оборудования, генерации и распределения энергии хозяйствующих субъектов, в том числе малого и среднего бизнеса;
- формирует у населения знания и навыки энергосбережения, используя для этого муниципальные информационные ресурсы и инновационные технологии.
При формировании и осуществлении мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в городе Ростове-на-Дону:
- создаются органы координации и управления мероприятиями по энергосбережению и повышению энергоэффективности в форме общественных экспертно-консультационных советов и/или муниципального автономного учреждения;
- используется бюджетное финансирование в качестве катализатора для привлечения в порядке софинансирования внебюджетных средств на средне- и долгосрочной основе;
- осуществляется реструктуризация деятельности по эффективному, рациональному и бережливому использованию энергоресурсов с переходом к самоокупаемости и внедрению рыночных отношений;
- развивается системная практика оказания исполнителями услуг по энергосбережению и повышению энергоэффективности на основе предоставления ими гарантии за результаты проведения работ и соблюдение международных и национальных стандартов энергоменеджмента;
- расширяются источники привлечения инвестиций и заимствований для энергосбережения в бюджетной и социальной сфере за счет предоставления возможности бюджетным учреждениям и организациям оставлять в своем распоряжении ресурсы, сэкономленные в результате реализации энергоэффективных проектов.
В целях пропаганды и популяризации положительного опыта энергосбережения и повышения энергоэффективности в рамках настоящей Программы муниципальные заказчики:
- взаимодействуют с федеральными и областными органами управления, осуществляющими рейтинговую оценку муниципальных образований и субъектов Российской Федерации,
- участвуют в смотрах деятельности с освещением хода и результатов в федеральных и областных печатных и электронных средствах массовой информации,
- принимают участие в межрегиональных конференциях по вопросам реальной практики внедрения инновационных технологий.
5.2. Механизмы муниципальной и государственной поддержки
энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
организационное и информационное обеспечение
Муниципальная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности заключается в стимулировании и содействии в разработке пилотных энергоэкономичных проектов для последующего тиражирования наиболее эффективных и их реализации, достижения лучших в отраслях экономики показателей энергоэффективности.
Муниципальная поддержка осуществляется за счет средств местного бюджета, государственной поддержки на основе:
- возмещения части расходов на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности (проектов) в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- предоставления инвестиционного налогового кредита, полученного для повышения энергоэффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- предоставления права применения хозяйствующими субъектами повышающих коэффициентов к установленной норме амортизационных отчислений.
Для стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности субъектов Российской Федерации - получателей субсидий из федерального бюджета устанавливаются показатели, отражающие эффективность региональных, межмуниципальных и муниципальных программ. Возможно установление Правительством Российской Федерации дополнительных требований к названным программам. При этом дополнительные расходы могут быть софинансированы из федерального бюджета.
Стимулирование и государственная поддержка исполнителей целевых соглашений и типовых инвестиционных проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности государственными органами всех уровней в рамках предоставленной компетенции может быть также оказана на основе действующего законодательства в виде:
- бюджетного софинансирования, субсидирования или льготного бюджетного кредитования;
- применения пониженной налоговой ставки;
- тарифного стимулирования;
- льготного порядка технологического присоединения;
- заключения концессионных соглашений и долгосрочных договоров аренды;
- проведения инвестиционных конкурсов и аукционов;
- вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого либо неэффективно используемого имущества путем передачи в аренду, продажи либо приватизации;
- использования льготных условий передачи права пользования земельными и иными ресурсами;
- предоставления гарантий и консолидации ресурсов;
- введения антимонопольных ограничений;
- оказания услуг государственными, автономными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями на безвозмездной или льготной основе;
- создания пула проектов совместного осуществления.
Муниципальная поддержка энергосбережения и повышения энергоэффективности включает такие организационные и методические направления, как:
- разработка рекомендаций и методик применения нормативно-правовых актов, устанавливающих и пересматривающих обязательные условия и требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств, средств генерации и передачи энергии, зданий и сооружений, товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных или муниципальных нужд, а также к учету производства, передачи и потребления энергетических ресурсов, проведению энергетических аудитов и к энергетической паспортизации объектов;
- методическое обеспечение разработки программ энергосбережения и повышения энергоэффективности муниципальных и регулируемых организаций, исполнителей коммунальных услуг, ТСЖ и собственников жилищного фонда;
- популяризация реального опыта снижения потерь при использовании оптимальных режимов генерации, распределения и потребления энергии, оборудования и приборов с экономичным энергопотреблением, эффективных и оперативных средств и методов учета, контроля и регулирования энергии, улучшения теплофизических характеристик при капитальном ремонте зданий и сооружений, обустройстве и реконструкции инженерных коммуникаций. В этих целях осуществляется проведение общегородских совещаний и конференций, содействие исполнителям проектов в участии в межрегиональных выставках, конференциях, размещении публикаций и информации;
- формирование и доведение до муниципальных органов управления, поставщиков ресурсов и исполнителей коммунальных услуг типовых инвестиционных проектов с возможностью широкого применения в различных секторах социально-экономической инфраструктуры и быстрой адаптации в конкретных условиях города с минимальными затратами;
- адресная поддержка предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, временных творческих коллективов и индивидуальных предпринимателей по разработке и серийному выпуску видов импортозамещающего оборудования, приборов и материалов с повышенными показателями энергоэффективности или применяемых для энергосбережения;
- обустройство на территории районов города комплекса демонстрационных и пилотных объектов с повышенной энергетической эффективностью;
- формирование комплекса мер воздействия в границах города Ростова-на-Дону за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, за несанкционированное подключение к источникам энергоресурсов, за несоблюдение норм и правил при проектировании и эксплуатации объектов, потребляющих энергоресурсы, негативные последствия энергопотребления;
- определение сфер и форм, создание механизмов МЧП в рамках реализации целевых соглашений и типовых инвестиционных проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности и программ в бюджетной, жилищной и коммунальной сфере;
- разработка стандартов оказания энергосервисных услуг и правил взаимоотношений между сторонами при их оказании и учете энергосберегающего эффекта, системы аккредитации и аттестации предприятий, организаций и предпринимателей, оказывающих услуги на энергетическом рынке;
- развитие рыночных отношений при оказании услуг в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, формирование сети некоммерческих партнерств, саморегулируемых организаций, специализированных энергосервисных компаний, профильных консалтинговых и проектных организаций;
- подготовка специальных передач на муниципальных, федеральных и региональных телевизионных и радиоканалах, публикаций и статей в печатных и электронных средствах массой информации, распространяемых в городе Ростове-на-Дону.
Для выполнения Программы требуется разработка информационного обеспечения, которое включает отчетные данные органов статистики, крупных компаний, корпораций, в первую очередь, муниципальной собственности, организаций муниципальной бюджетной сферы.
В информационное обеспечение выполнения Программы должны войти результаты исследований ученых и специалистов, публикуемые в различных изданиях по вопросам энергосбережения, средствах массовой информации, пропагандирующие личный опыт энергопотребителей в повышении энергоэффективности и рационального использования топлива и энергии. На это должны быть направлены тематические и отраслевые выставки, научно-практические конференции, семинары, различные конкурсы среди коллективов и работников энергопотребляющих и энергопроизводящих организаций и предприятий.
Одной из важнейших составляющих управления процессом энергосбережения является проведение мониторинга выполнения программных мероприятий. Целями мониторинга являются:
- получение систематизированной информации о выполнении программных мероприятий по энергосбережению, внедрению современных приборов учета и регулирования расхода энергоресурсов, поиск резервов экономии топлива и энергии;
- выявление динамики показателей энергоэффективности в отраслях экономики и бюджетной сфере, определение положительных тенденций и "узких мест";
- прогноз выполнения целевых показателей Программы для выработки соответствующих рекомендаций по их достижению и реализации необходимых технических решений.
Данные мониторинга используются для подготовки решений представительной и исполнительной власти, выработки рекомендаций хозяйствующим субъектам, отчета перед вышестоящими органами управления.
Должна быть создана и введена в действие база данных по инновациям в сфере энергопотребления и энергоэффективности, использованию отечественного и мирового потенциала.
Переход на инновационный путь энергоресурсопотребления требует совершенствования подготовки для различных отраслей экономики и бюджетных организаций рабочих и инженерных кадров, повышения квалификации и переподготовки работающих специалистов.
Для информационного обеспечения Программы предусматривается выполнение следующих первоочередных мероприятий:
- создать и ввести в действие систему муниципального информационного обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- разработать программу подготовки специалистов различного уровня и специальностей в сфере энергоэффективности и энергоиспользования;
- создать и ввести в действие базу данных по инновациям в сфере энергопотребления и энергоэффективности, использованию мирового и отечественного инновационного потенциала в этой сфере;
- разработать и осуществить меры по широкой популяризации экономии энергоресурсов среди населения и в бизнесе, поддержки деятельности общественных организаций в этой сфере.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 15 ноября 2012 г. N 990 раздел 6 настоящего приложения изложен в новой редакции
6. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Механизм реализации Программы предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для реализации цели и задач Программы.
Текущее управление и контроль реализации Программы осуществляет Департамент ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону. Текущее управление реализации Программы предусматривает организацию обеспечения выполнения программных мероприятий и типовых проектов.
С целью разработки и реализации Программы, в соответствии со статьями 9.1 и 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", вступающими в силу с 01.01.2011, Департамент ЖКХ и энергетики выступает учредителем муниципального бюджетного учреждения МБУ "Городской центр энергосбережения и повышения энергоэффективности".
Департамент ЖКХ и энергетики совместно с участниками Программы и МБУ "Городской центр энергосбережения и повышения энергоэффективности" разрабатывается долгосрочная городская целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону" (ДГЦП). Собственные планы мероприятий и программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности разрабатывают муниципальные учреждения, унитарные предприятия, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, собственники жилищного фонда в лице управляющих организаций, ТСЖ и иных специализированных жилищных кооперативов. ДГЦП уточняется не реже одного раза в год на основе оценки результативности мероприятий Программы и достижения целевых индикаторов. Перечень проектов, реализуемых в рамках ДГЦП, ежегодно корректируется и при необходимости дополняется. С этой целью формируется база данных по предполагаемым проектам Программы.
Выбор исполнителей типовых проектов и мероприятий Программы, финансируемых за счёт средств бюджета города в рамках ДГЦП, осуществляет МБУ "Городской центр энергосбережения и повышения энергоэффективности" в соответствии с законодательством РФ.
Мероприятия Программы, не вошедшие в ДГЦП, реализуются участниками Программы, унитарными предприятиями, организациями, осуществляющие регулируемые виды деятельности, собственниками жилищного фонда, в лице управляющих организаций, ТСЖ и иных специализированных жилищных кооперативов, иными юридическими и физическими лицами за счёт собственных средств, инвестиционных ресурсов, регулируемых цен и тарифов, и иных источников финансирования.
В механизме реализации Программы на всех стадиях предусмотрено использование современной системы экспертизы, позволяющей отбирать наиболее перспективные проекты для муниципального финансирования, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения заказов, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов в структурообразующих направлениях Программы основываются на принципах объективности, компетентности и независимости.
Исполнителями мероприятий Программы являются также организации:
- с которыми участники Программы, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, заключают муниципальные контракты и гражданско-правовые договоры;
- с которыми немуниципальные организации заключают договоры на реализацию мероприятий Программы за счёт средств из внебюджетных источников.
Департамент ЖКХ и энергетики руководит деятельностью по реализации Программы, несёт ответственность за её выполнение и конечные результаты, определяет формы и методы управления реализацией Программы, организовывает деятельность муниципальных учреждений и некоммерческих организаций (партнерств), создаваемых в целях реализации Программы. Главные распорядители бюджетных средств несут ответственность за рациональное использование выделяемых средств на реализацию Программы.
Департамент ЖКХ и энергетики в ходе реализации Программы:
- осуществляет контроль за деятельностью исполнителей по выполнению мероприятий Программы;
- вносит в Администрацию города проекты муниципальных правовых актов и других, необходимых для выполнения Программы, документов, по которым требуется решение органов местного самоуправления;
- с учётом выделяемых финансовых средств уточняет показатели выполнения Программы и затраты на реализацию её мероприятий, механизм реализации Программы и состав исполнителей;
- составляет организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы;
- организует реализацию ДГЦП;
- представляет в Администрацию города статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;
- представляет в Администрацию города сведения о заключённых со всеми исполнителями мероприятий Программы муниципальных контрактах либо иных гражданско-правовых договорах на финансирование мероприятий Программы за счёт средств внебюджетных источников, в том числе на закупку и поставку продукции для муниципальных нужд;
- представляет ежегодно, до 30 марта, в Администрацию города (по установленной форме) доклад о ходе работ по Программе, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств;
- инициирует при необходимости экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;
- представляет в Администрацию города статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации мероприятий Программы;
- при необходимости принимает решение о продлении срока реализации мероприятий Программы либо об их прекращении;
- по завершении Программы представляет в Администрацию города доклад о выполнении Программы, включая эффективность использования финансовых средств за весь период её реализации.
- организует ведение ежеквартальной отчётности по реализации Программы, осуществляет мониторинг выполнения целевых индикаторов и показателей реализации мероприятий Программы;
- осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по соответствующим мероприятиям ДГЦП, заключение муниципальных контрактов либо иных гражданско-правовых договоров;
- организует применение информационных технологий в целях управления и контроля за ходом реализации Программы
МБУ "Городской центр энергосбережения и повышения энергетической эффективности" осуществляет следующие основные функции:
1) осуществление функций заказчика на выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ:
- систем учёта коммунальных ресурсов и услуг (в рамках реализации приоритетного государственного проекта "Считай, экономь и плати");
- капитального ремонта многоквартирных домов и объектов социальной сферы по энергоэффективным проектам (в рамках реализации приоритетных государственных проектов "Энергоэффективный дом", "Энергоэффективный квартал", "Новый свет", "Энергоэффективный социальный сектор");
- строительства и реконструкции теплоисточников и тепловых сетей за счёт внебюджетных источников финансирования (в рамках реализации приоритетных государственных проектов "Инновационная энергетика" и "Малая комплексная энергетика");
- технического надзора за мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в ходе капитального ремонта жилищного фонда, в том числе муниципального;
- технического надзора за выполнением работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту систем коммунальной инфраструктуры города (ПИР, СМР, ПНР) в рамках ДГЦП;
2) разработка проектно-сметной документации, авторский надзор;
3) энергетические обследования (энергоаудит), составление энергетических паспортов:
- жилищного фонда;
- зданий, сооружений и оборудования, входящих в состав имущественных комплексов коммунально-энергетических предприятий;
- административных и производственных зданий и сооружений;
4) выполнение работ и оказание услуг по энергосервисным договорам (контрактам);
5) мониторинг состояния строительных конструкций зданий и сооружений жилищного фонда;
6) оказание услуг организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, по разработке мероприятий в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе, переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням;
7) расчёт потерь ресурсов и энергии в сетях и энергоустановках, нагрузок потребителей коммунальных ресурсов;
8) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности:
- составление, оформление и анализ топливно-энергетических балансов, а также единых методологических основ формирования текущих, ретроспективных и перспективных топливно-энергетических балансов и основных индикаторов, демонстрирующих эффективность использования топливно-энергетических ресурсов;
- организация обучения специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности, в том числе по вопросам проведения энергетических обследований, подготовки и реализации энергосервисных договоров (контрактов);
- проведение муниципальных конкурсов по энергосбережению;
- информирование руководителей государственных и муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения;
- разработка и проведение мероприятий по пропаганде энергосбережения через средства массовой информации, распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- участие в разработке и использовании (содержании) ЕМБИР;
- поддержка сайта учреждения в сети Интернет;
- проведение семинаров, организация повышения квалификации работников сферы ЖКХ, обучение специалистов, публикации в печатных, электронных и эфирных СМИ;
- консультирование потребителей жилищных и коммунальных услуг по вопросам защиты их прав;
- рассмотрение обращений граждан в Администрацию города по вопросам энергосбережения, повышения энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения качества и режимов поставки населению коммунальных услуг.
Департамент ЖКХ и энергетики города готовит техническое задание на выполнение работ, включающее в себя мероприятия по сбору, обработке, формированию периодической отчетности о фактически потребленных муниципальными учреждениями города объемах коммунальных ресурсов в натуральном и денежном выражениях, проверке обоснованности изменения объемов потребления коммунальных ресурсов муниципальными учреждениями, формированию проекта лимитов потребления коммунальных ресурсов для муниципальных учреждений на плановый период в соответствии с требованиями законодательства в области энергосбережения.
Участники Программы обеспечивают предоставление уполномоченной Департаментом ЖКХ и энергетики города организации:
1) ежеквартальных отчетов в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годового отчета в срок до 1 марта года следующего за отчетным в соответствии с приложением N 11 на бумажном и электронном носителях;
2) документов, подтверждающих фактическое потребление ресурсов, ежеквартально в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом:
- реестр счетов-фактур в соответствии с приложением N 12 на бумажном и электронном носителях;
- заверенные копии актов сверки взаимных расчетов с ресурсоснабжающими организациями;
3) ежегодного отчета о снижении объема потребления энергетического ресурса за отчетный год в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, в соответствии с приложением N 13.
Для осуществления мониторинга и анализа данных, а также формирования муниципальной отчетности об энергоэффективности в целом по городу, муниципальным учреждениям города Ростова-на-Дону необходимо заполнять отчетность по учреждению ежеквартально до 30 числа месяца следующего за отчетным кварталом в системе "Автоматизированное рабочее место "Мониторинг энергоэффективности. Регламентированная отчетность".
Экономия потребленных муниципальными учреждениями воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, должна в сопоставимых условиях достигнуть 15% от объема фактически потребленного ими в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.
Порядок определения объемов снижения потребляемых муниципальным учреждением ресурсов в сопоставимых условиях, в том числе определение базовых объемов, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.10.2011 N 591.
При изменении сопоставимых условий корректировку установленных объемов потребления энергетических ресурсов в течение отчетного года производит Департамент ЖКХ и энергетики и уполномоченная Департаментом ЖКХ и энергетики организация в 1 и 3 кварталах отчетного года.
Основаниями для корректировки установленных объемов потребления энергетических ресурсов служат:
Причина |
Обоснование |
Увеличение (уменьшение) площади и количества занимаемых учреждением зданий, строений, сооружений, используемых для осуществления деятельности |
Распоряжение Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, акт ввода в эксплуатацию (для вновь вводимых зданий, строений, сооружений), расчет объемов потребления коммунальных ресурсов, выполненный на основании технических условий или проектной документации, согласованный с ресурсоснабжающей организацией. |
Приобретение дополнительного (списание) оборудования |
Расчет потребления объема коммунального ресурса на планируемый период |
Увеличение (уменьшение) численности сотрудников или посетителей (холодная вода, водоотведение) |
Расчет потребления дополнительного объема холодной воды и водоотведения, выполненный на основании объема потребления на 1 человека или из расчета норматива потребления. |
И другие обоснованные факторы, подтвержденные документально. |
Технические инциденты и аварии, возникшие по причине неудовлетворительного состояния инженерных коммуникаций, а также по вине лиц, ответственных за эксплуатацию, техническое содержание, капитальный и текущий ремонт муниципальных учреждений не являются основанием для увеличения лимита.
В случае сокращения площади и количества, занимаемых учреждением зданий, строений, сооружений, используемых для осуществления деятельности, списания или передачи энергопотребляющего оборудования, учреждение уведомляет Департамент ЖКХ и энергетики и уполномоченную Департаментом ЖКХ и энергетики организацию для уменьшения лимитов и внесения соответствующих изменений в Программу.
Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного, по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления муниципальным учреждением коммунальных ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).
Учитывая, что для каждого типа муниципального учреждения предусмотрены разные способы финансового обеспечения деятельности, экономия средств используется учреждением с учетом особенностей финансового обеспечения типа данного учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В целях экономии муниципальным учреждением поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), заказчики вправе заключать энергосервисные договоры (контракты), предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов.
Контракт на энергосервис заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии. Размещение заказа на энергосервис осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Главные распорядители бюджетных средств и муниципальные учреждения вправе планировать расходы на заключение энергосервисных контрактов и реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности.
Обеспечение взаимодействия, контроль и отчётность осуществляется в соответствии с Положением о бюджетном процессе в городе Ростове-на-Дону, принятым решением городской Думы от 22.11.2007 N 321 (ред. от 15.11.2011).
7. Оценка эффективности социально-экономических и экологических
последствий Программы
Принципиальными особенностями Программы являются комплексность и дифференцирование мероприятий по различным секторам экономики и по формам реализации. Предусматривается разработка и реализация новых методологических подходов и инновационных технологий. В связи с этим в рамках реализации Программы предусматривается осуществлять углубленный мониторинг ее реализации.
Конкретные количественные и качественные оценки социальных, экологических и экономических результатов реализации Программы даются по каждому мероприятию.
Экономическая эффективность мероприятий Программы в связи со спецификой решаемых проблем может быть прямой и косвенной.
Эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, оценивается: экономией бюджетных средств на оплату энергоносителей организациям бюджетной сферы и коммунального хозяйства, а также снижением расходов на дотирование энергопотребления населения, и отдельных организаций. Кроме того, учитывается расширение налоговой базы от снижения издержек производства.
По оценке разработчиков проекта Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, коэффициент бюджетной эффективности Программы (отношение суммы снижения бюджетных расходов и дополнительных доходов от налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в течение всего срока реализации программы к бюджетным расходам на ее реализацию), рассчитанный на основе исключительно прямых налоговых поступлений, составляет 70 процентов при условии, что только 50 процентов организаций, реализующих программу являются прибыльными и 100 процентов при условии, что все такие организации являются прибыльными. В первом случае при учете экономической оценки стоимости снижения выбросов парниковых газов коэффициент бюджетной эффективности Программы повышается до 117%, а во втором - до 148%.
Оценка эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, должна быть уточнена при разработке ДГЦП и базироваться на основных положениях методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 г. N ВК 477).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.