Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением губернатора Иркутской области от 31 августа 1994 г. N 93 в Приложение 1 настоящего Постановления внесены изменения
Приложение 1
к Постановлению главы администрации
Иркутской области
от 24 марта 1994 г. N 79
Областная программа приватизации
государственных и муниципальных предприятий
31 августа 1994 г.
1. Введение
Настоящая программа разработана в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (далее по тексту - Государственная программа), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2284, с учетом опыта и результатов приватизации предприятий в Иркутской области в 1992 - 1993 гг. Областная программа приватизации устанавливает цели, задачи, задания, приоритеты, ограничения и порядок приватизации в регионе.
На территории Иркутской области действуют все положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, не противоречащие Основным положениям Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, включая приложения к ним, способы приватизации и льготы, предоставляемые трудовым коллективом, а также региональные особенности приватизации, предусмотренные настоящей программой.
Главной целью областной программы приватизации является способствование реформе отношений собственности, формированию широкого слоя частных собственников как основы рыночных отношений.
Требования, установленные настоящей программой, обязательны для исполнения органами государственной власти и управления, расположенными на территории области, а также органами местного самоуправления.
2. Классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации
Классификация объектов и предприятий федеральной собственности по возможности их приватизации приведена в разделе 2 Государственной программы.
Перечень предприятий государственной собственности, подлежащих обязательной приватизации в 1994 г., приведен в Приложении 1.
Перечень предприятий, приватизируемых по решению Правительства Российской Федерации и Госкомимущества России в 1994 г., приведен в Приложении 2. Руководителям этих предприятий необходимо в месячный срок со дня опубликования настоящей программы обеспечить подготовку и представление в Комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области пакет документов по преобразованию госпредприятий в акционерные общества открытого типа, предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 г. N 721.
Перечень законсервированных объектов и объектов, не завершенных строительством, подлежащих обязательной приватизации, относящихся к государственной собственности, по которым истекли нормативные сроки строительства, приведен в Приложении 4.
Приватизация объектов федеральной, государственной (муниципальной) собственности, не включенных в задания и не имеющих ограничений на приватизацию, осуществляется на основании решений комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области с правами территориального агентства Госкомимущества России (комитетов по управлению муниципальным имуществом) или подаваемых любыми лицами, признаваемыми покупателями в процессе приватизации, заявок на приватизацию. Перечень этих предприятий приведен в Приложении 3. Решение Облкомимущества об обязательной приватизации предприятий, указанных в части I Приложения 3, считается принятым с момента опубликования настоящей программы.
Перечень предприятий и объектов, имеющих важное социальное значение для населения Иркутской области, приватизация которых в 1994 году ограничена или запрещена, приведен в Приложении N 5.
Перечень предприятий и объектов может быть изменен и дополнен в период действия настоящей программы решением главы администрации области по представлению Облкомимущества, исходя из хода экономических реформ, изменений в нормативных актах и заданий по приватизации.
3. Расчетные показатели по приватизации
для органов государственной власти и управления
3.1. Расчетные задания местным органом власти и управления по приватизации объектов муниципальной собственности приведены в Приложениях N 6-7.
3.2. План-график проведения чековых аукционов по предприятиям Иркутской области, преобразованным в акционерные общества открытого типа, приведен в Приложении N 8.
3.3. Прогноз поступления средств от приватизации, в том числе в виде приватизационных чеков, приведен в Приложении N 9.
Задания, определенные в настоящем разделе, могут быть пересмотрены в 1994 году, исходя из изменений государственных заданий, а также могут уточнятся (дополняться) в отношении государственных предприятий по решению комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области.
4. Образование и распределение средств от приватизации и дивидендов
по акциям, закрепленным в государственной (муниципальной) собственности
4.1. Под средствами, полученными от приватизации, понимается вся выручка в деньгах и приватизационных чеках от продажи объектов приватизации и поступления, полученная в процессе приватизации в виде регистрационных сборов, залогов и прочих поступлений.
4.2. Арендная плата за аренду государственного и муниципального имущества не включается в состав от приватизации и подлежит перечислению в соответствующий бюджет за вычетом расходов по банковским операциям.
4.3. Дивиденды по принадлежащим государству акциям не включаются в состав средств от приватизации.
4.3.1. Дивиденды по акциям, закрепленным в федеральной собственности, предприятий, передавших в процессе преобразования в акционерные общества объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения в ведение органов местного самоуправления, поступают в областной бюджет и направляются на содержание этих объектов.
В случае, если эти объекты не переданы на баланс местных органов власти, дивиденды используются на их содержание непосредственно предприятием. При отсутствии таких объектов дивиденды направляются в федеральный и областной бюджет в порядке, предусмотренном Положением, разработанным Министерством Финансов Российской Федерации и согласованным с Госкомимуществом России.
4.3.2. Дивиденды по акциям, закрепленным в областной собственности, поступают в областной бюджет и используются исключительно на финансирование областных инвестиционных программ.
4.3.3. Дивиденды по акциям, закрепленным в муниципальной собственности, поступают в соответствующие местные бюджеты и используются преимущественно для финансирования переданных в ведение органов местного самоуправления объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
4.4. Общая сумма прогнозируемых поступлений от приватизации составит в 1994 году 8,5 млрд. руб., в том числе в приватизационных чеках 2,5 млрд. рублей.
4.5. Все средства от приватизации федеральной и областной собственности, включая приватизационные чеки, поступают в фонд имущества области с последующим распределением по установленным нормативам согласно Приложению N 10 к настоящей программе в следующей очередности:
- денежными средствами производится расчет с трудовыми коллективами, с органами приватизации, местными бюджетами и перечисление в федеральный фонд поддержки предпринимательства;
- в счет средств, причитающихся федеральному и областному бюджетам, засчитываются приватизационные чеки.
В случае закрепления пакетов акций и государственной собственности при распределении средств, поступающих от приватизации, за 100 процентов принимается оставшаяся часть.
4.6. Распределение средств, поступивших в местные бюджеты городов и районов, осуществляется на основании местных программ приватизации исключительно по направлениям, определенным Государственной программой и Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.
При выполнении муниципальным комитетом по управлению имуществом функций соответствующего фонда имущества (при отсутствии фонда имущества) средства от приватизации по нормативам, установленным для фонда имущества, перечисляются соответствующему комитету по управлению имуществом.
4.7. Показатели и нормативы распределения средств, поступаемых от приватизации, могут быть откорректированы Правительством Российской Федерации с учетом состояния финансовой системы Российской Федерации, конъюнктуры на рынке объектов собственности и предложений соответствующих органов приватизации.
4.8. Средства, полученные от приватизации и поступившие в областной и местные бюджеты городов и районов, направляются исключительно:
- на финансирование мероприятий по послеприватизационной поддержке предприятий,
- на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедших в имущественный комплекс приватизируемых предприятий и переданных в ведение соответствующих органов местного самоуправления,
- на финансирование мероприятий по социальной защите населения.
4.9. В городах районного подчинения и в городах, имеющих административно - территориальное деление (районы, поселки), средства от приватизации, направляемые в местные бюджеты, могут по ходатайству глав администраций городов и городских районов (поселков) и решению глав администраций городов и городских районов (при продаже муниципального имущества) или органа государственной власти области (при продаже государственного имущества) направляться продавцами в бюджеты этих административно-территориальных образований для финансирования содержания социально-культурных и бытовых объектов, передаваемых в муниципальную собственность при приватизации предприятий.
4.10. Средства, поступающие от приватизации, не подлежат налогообложению.
4.11. Деятельность комитетов по управлению имуществом и фондов имущества не облагается налогами, включая сделки по иным продажам государственного и муниципального имущества.
4.12. Финансирование комитетов по управлению имуществом и фондов имущества частично осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, которые направляются на информационное обеспечение программ приватизации, выдачу, погашение, хранение и уничтожение приватизационных чеков, финансирование территориального агентства по делам несостоятельности (банкротства) в части работы с предприятиями областной собственности, а также на другие цели приватизации согласно смет, представляемых соответствующими органами приватизации.
5. Отраслевые особенности приватизации государственных
(муниципальных) предприятий
5.1. Приватизация и преобразование в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений регулируется принятыми Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, распоряжениями Госкомимущества России:
- по топливно-энергетическому комплексу - Указами Президента Российской Федерации от 14.08.92 г. N 922 и от 05.11.92 г. N 1334 с учетом принятых решений органов власти Иркутской области,
- по электроэнергетическому комплексу - Указом Президента Российской Федерации от 15.08.92 г. N 923 с учетом принятых решений органов власти Иркутской области,
- по газовой промышленности - Указом Президента Российской Федерации от 08.12.92 г. N 1559,
- по нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения - Указом Президента Российской Федерации от 17.11.92 г. N 1403,
- по угольной промышленности - Указом Президента Российской Федерации от 30.12.92 г. N 1702, распоряжением Госкомимущества России N 2183 от 16.12.93 г.,
- по лесопромышленным холдингам - постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 21.12.93 г. N 1311, от 25.12.93 г. N 1338,
- по связи - постановлением Правительства Российской Федерации N 1003 от 22.12.92 г.,
- по предприятиям транспорта, имеющим мобилизационные задания, - распоряжением Госкомимущества России от 07.12.92 г. N 1041-р.
5.2. Администрация области в лице комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области на основании предложений соответствующего отраслевого комитета (отдела) и Иркутского антимонопольного управления ГКАП России согласовывает по объектам федеральной собственности и принимает решение по объектам областной собственности о создании холдинговых компаний и предприятий, по управлению акциями акционерных обществ, расположенных на территории области.
5.3. Приватизация предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.10.93 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и настоящей Программой.
При этом акционирование указанных предприятий осуществляется независимо от численности работников и стоимости основных фондов с предоставлением льгот членам трудового коллектива по 1 и 3 вариантам.
Все остальные акции предлагаются в течение 3 месяцев после принятия решения о приватизации на закрытых чековых аукционах (после 01.07.94 г. - на закрытых денежных аукционах) сельскохозяйственным и рыбодобывающим товаропроизводителям, поставщикам или потребителям услуг, признаваемым покупателями в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", а также сельскому населению сырьевой зоны данного предприятия в соответствии с Положением о продаже акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов, предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса на закрытом специализированном чековом аукционе (утверждено распоряжением Госкомимущества России от 15.02.94 г. N 339-р).
В случае, если сырьевая зона предприятия находится за пределами Иркутской области, способ продажи оставшихся акций определяется комитетом по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области.
Неразмещенные акции предприятий агропромышленного комплекса продаются на специализированном чековом аукционе, а после 1 июля 1994 года на денежном аукционе.
При этом сбор заявок должен быть организован в сырьевой зоне данного предприятия, определенной в плане приватизации в установленном порядке. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 04.09.92 г. N 708 действует в части, не противоречащей действующему законодательству
Начальная цена предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, планы приватизации которых были утверждены до принятия Основных положений, устанавливается в размере номинальной стоимости объекта приватизации.
5.4. Предприятия и объекты культуры, физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, являющиеся областной собственностью, приватизируются по решению главы администрации области с учетом мнения отраслевых комитетов (отделов). При этом может быть предусмотрено закрепление контрольного пакета акций по согласованию с Госкомимуществом России, выпуск "Золотой акции" на срок до 3-х лет в областной собственности, а также внесение в план приватизации дополнительных условий (сохранение профиля деятельности (по номенклатуре и объему) и прочие).
5.5. При приватизации леспромхозов путем продажи акций акционерных обществ открытого типа и в случае выделения из лесных предприятий структурных подразделений, занимающихся лесопромышленной деятельностью, разрешить участвовать в закрытой подписке на акции всем работникам бывших комплексных лесохозяйственных предприятий. При продаже на чековых аукционах акций предприятий оптовой торговли и общественного питания, обслуживающих предприятия и организации лесной промышленности и лесного хозяйства России, ограничить круг покупателей жителями обслуживаемых лесных поселков.
Указанный порядок распространяется на все структурные подразделения, выделенные из комплексных лесохозяйственных предприятий Федеральной службы лесного хозяйства России, осуществляющие лесопромышленную деятельность (заготовку древесины от рубок главного пользования и ее переработку).
5.6. Высвобождающиеся автотранспорт и суда водного транспорта организаций, учреждений и предприятий (в том числе приватизируемых) реализуются на аукционе. Решение о продаже названного имущества принимается Комитетом по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области по согласованию с отраслевым комитетом (отделом) администрации области в случаях:
- реорганизации предприятия,
- при проверке деятельности предприятия, если установлено, что автотранспорт и суда водного транспорта не задействованы для производственных нужд,
- обращения администрации предприятия.
Продавцом указанного имущества по поручению Комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области выступает фонд имущества области.
Порядок и условия продажи выставляемого на аукцион автотранспорта и судов водного транспорта определяются Положением, утверждаемым главой администрации области.
5.7. При преобразовании опытных заводов, входящих в систему Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, в акционерные общества открытого типа принимается решение о выпуске "Золотой акции".
5.8. При преобразовании объектов и предприятий медицинской промышленности, аптечных баз (складов) и баз медицинской техники, а также предприятий и объектов научно-технической сферы химического комплекса, имеющих в своем составе технологические объекты с токсичными веществами 1 и 2 классов опасности, в акционерные общества открытого типа выпускается "Золотая акция".
5.9. Приватизация аптек (с обязательным государственным лицензированием их деятельности) осуществляется по решению глав администрации области.
Приватизация аптек осуществляется на коммерческих либо инвестиционных конкурсах. Необходимыми условиями конкурса являются обязательство претендентов обеспечить сохранение профиля и перечня предлагаемых услуг, включая индивидуальное изготовление лекарств, бесплатный или со скидкой отпуск лекарств по рецептам врачей в установленных случаях, а также обеспечение непосредственного руководства аптекой специалистом с фармацевтическим образованием. В состав имущества аптек не включаются помещения, в которых они расположены. Победители конкурсов приобретают право долгосрочной аренды этих помещений.
5.10. Объекты и предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, расположенные в сельской местности, с балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1.01.92 г. не более 0,5 млн. руб. подлежат продаже исключительно на коммерческих и инвестиционных конкурсах.
Обязательным условием конкурсов является обязательство претендентов обеспечить сохранение профиля и количество рабочих мест.
Продажа на коммерческом конкурсе предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, расположенных в сельской местности, осуществляется с ограничением состава участников. К участию в конкурсе допускаются только работники приватизируемого предприятия и жители, постоянно проживающие в сельской местности данного района.
5.11. При приватизации сельских предприятий бытового обслуживания органы приватизации должны:
1) исходить из возможности сохранения предприятий и приемной сети службы быта в виде единого комплекса,
2) предоставлять преимущественное право трудовым коллективам на приобретение предприятия при соблюдении предложенных условий конкурса, создавая им возможность выкупа имущества в рассрочку.
6. Приватизация недвижимого имущества
6.1. Приватизация объектов нежилого фонда, сданного в аренду, осуществляется в порядке, определенном Положением о продаже объектов нежилого фонда, сданного в аренду, утверждаемым губернатором области.
6.2. Продажа земельных участков под приватизируемыми предприятиями осуществляется в порядке, определенном Положением об организации продажи земельных участков при приватизации государственных предприятий областной и федеральной собственности на территории Иркутской области, утверждаемым губернатором области, действующим до принятия Земельного кодекса Российской Федерации.
7. Реорганизация и демонополизация предприятий при их приватизации.
Создание холдинговых компаний и финансово-промышленных групп
7.1. Цель демонополизации и коммерциализации государственных предприятий - создание конкурентной среды, условий для развития предпринимательства и деловой активности.
Мероприятия по коммерциализации государственных предприятий направлены на подготовку процесса приватизации и предусматривают создание самостоятельных предприятий с правами юридического лица путем выделения из состава действующих предприятий структурных единиц и других подразделений.
Коммерциализация способствует обеспечению организационной и финансовой независимости предприятий.
7.2. Решения о выделении структурных подразделений из состава предприятий в процессе приватизации принимаются комитетом по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области по согласованию с Иркутским антимонопольным управлением ГКАП России и отраслевыми комитетами (отделами) администрации на основании решений трудовых коллективов предприятий (структурных подразделений), а из состава объединений предприятий в процессе приведения их организационно-правовой формы в соответствие с действующим законодательством - на основе решений трудовых коллективов предприятий с учетом мнения Иркутского антимонопольного управления ГКАП России и отраслевых комитетов (отделов) администрации.
Решение о выделении структурных подразделений из состава предприятий не должно нарушать единство технологического комплекса
7.3. Отдельные категории споров, возникающие в процессе приватизации, рассматриваются (независимо от отраслевой принадлежности предприятий) постоянно действующей комиссией, созданной на паритетных началах Комитетом по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области и Иркутским антимонопольным управлением ГКАП России.
Комиссии подведомственны споры по следующим вопросам:
- преобразование подразделения предприятия в самостоятельное предприятие в процессе преобразования в акционерное общество и (или) приватизации,
- преобразование предприятия, подразделения в дочернее предприятие холдинговой компании в процессе преобразования в акционерное общество и (или) приватизации.
Споры по вопросам, подведомственным комиссии, рассматриваются по заявлениям (обращениям, жалобам) предприятий, подразделений, трудовых коллективов.
Не подлежат рассмотрению споры, если их наличие было признано после передачи предприятия, подразделения (их активов, акций) Фонду имущества для продажи.
Регламент деятельности комиссии утверждается совместно указанными органами.
При рассмотрении споров интересы трудовых коллективов представляют лица, уполномоченные их общими собраниями.
Решения комиссии могут быть обжалованы постоянно действующей комиссией, созданной Госкомимуществом и ГКАП России, решение которой по каждому конкретному случаю является окончательным.
7.4. При приватизации предприятий, признанных в установленном порядке занимающими доминирующее положение на федеральном или областном рынках, комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области, наделенный правами территориального агентства, вправе по представлению Иркутского антимонопольного управления ГКАП России принимать решение:
- о включении в устав создаваемого АО требований обязательного предварительного согласования с Иркутским антимонопольным управлением ГКАП России сделок по приобретению данным обществом акций, паев, долей участия в уставном капитале других хозяйствующих субъектов, реализующих на рынке аналогичные или взаимозаменяемые товары (работы, услуги),
- о включении в план приватизации требований об обязательном предварительном заключении соглашения (договора) с Иркутским антимонопольным управлением ГКАП России, предусматривающего обязательства предприятия по предотвращению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и ответственность за их невыполнение.
7.5. Не допускается создание акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) на основе концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий, в число участников которых входят государственные и (или) муниципальные предприятия, за исключением случаев приведения их организационно-правовой формы в соответствии со статьями 9 - 12 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
7.6. Создание холдинговых компаний при преобразовании государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества осуществляется в соответствии с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.11.92 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий".
Не допускается внесение в уставной капитал создаваемых при участии государства АО (в том числе холдинговых компаний) более 10 процентов акций любого акционерного общества, создаваемого в порядке приватизации государственного (муниципального) предприятия.
7.7. Не допускается создание предприятий, а также внесение имущественных вкладов в уставной капитал (фонд) предприятия (любых организационно-правовых форм) объединениями государственных (муниципальных) предприятий, организационно-правовая форма которых не приведена в соответствие со статьями 9-12 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
7.8. Не допускаются создание, а также внесение имущественных вкладов в уставной капитал (фонд) предприятий (любых организационно-правовых форм) любыми органами государственной власти и управления, местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, за исключением комитетов по управлению имуществом и фондов имущества.
7.9. В целях обеспечения структурной перестройки экономики, повышения экспортного потенциала и конкурентоспособности предприятий, в процессе приватизации в Иркутской области формируются финансово-промышленные группы в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 5.12.93 N 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации".
7.10. Формирование финансово-промышленных групп на территории области осуществляется по согласованию с Иркутским антимонопольным управлением ГКАП России на основании предложений отраслевых комитетов (отделов) администрации области.
7.11. Создание финансово-промышленных групп с участием федеральных предприятий, расположенных на территории области, не допускается без согласования с администрацией области.
8. Особенности приватизации в Иркутской области
8.1. Администрация Иркутской области вправе принимать решения в отношении предприятий и объектов, указанных в разделе 2.4. Государственной Программы:
- о закреплении контрольного пакета акций на срок до трех лет в государственной собственности по согласованию с Госкомимуществом России,
- о выпуске при эмиссии акций "золотой акции" на срок до трех лет без согласования с Госкомимуществом России,
- определять способ приватизации предприятий и вариант льгот трудовому коллективу независимо от численности работающих и стоимости основных фондов.
8.2. В процессе приватизации экологически опасных предприятий (Приложение N 12), расположенных на территории Иркутской области, предусматривается продажа пакетов акций на инвестиционном конкурсе, основным условием которого является обязательство покупателя достичь установленных предельно-допустимых выбросов вредных веществ (ПДВ) в окружающую среду к определенному сроку.
Проекты инвестиционных программ по продаже пакетов акций экологически опасных предприятий подлежат согласованию с комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации области.
8.3. Приватизация государственных и муниципальных предприятий, расположенных в городах Братске, Бодайбо, Усть-Илимске, Усть-Куте, Бодайбинском, Братском, Казачинско-Ленском, Катангском, Киренском, Мамско-Чуйском, Нижнеилимском, Усть-Илимском, Усть-Кутском районах проводится с учетом положений Межреспубликанской программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Приложение 2 к Государственной программе приватизации).
8.4. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Иркутской области в случае, если в населенном пункте предприятие торговли является единственным, его приватизация проводится с согласия не менее 51 процента от числа постоянно проживающих в нем граждан, при этом согласие оформляется подписными листами.
8.5. Коммерческие банки Российской Федерации и иностранные банки, а также иные негосударственные предприятия могут осуществлять кредитование сделок приватизации в Иркутской области в соответствии с действующим законодательством.
Допускается выделение кредитных ресурсов на эти цели из средств, находящихся в распоряжении соответствующих органов власти Иркутской области, ее городов и районов.
8.6. Основным способом продажи, акций акционерных обществ после проведения закрытой подписки является продажа пакетов акций, составляющих не менее 15 - 25 процентов уставного капитала каждый, по инвестиционному конкурсу или (и) по коммерческому конкурсу или (и) на аукционе (за исключением специализированного аукциона по продаже акций). Продажа оставшихся акций осуществляется на специализированных аукционах по продаже акций. Акции, предусмотренные планами приватизации для продажи на специализированных чековых аукционах и не реализованные до 1 июля 1994 года, подлежат продаже на аукционах или по конкурсу за деньги.
Под инвестиционным конкурсом понимается способ продажи объекта приватизации (в том числе пакета акций), при котором от покупателя требуется выполнение инвестиционной программы. Победителем конкурса признается лицо, предложившее максимальный объем инвестиций (если условиями конкурса не предусмотрен иной критерий выбора победителя). Порядок проведения инвестиционных конкурсов при приватизации государственных и муниципальных предприятий в Иркутской области регулируется Положением, утвержденным губернатором области.
Под коммерческим конкурсом понимается способ продажи объекта приватизации (в том числе пакета акций), при котором от покупателя требуется выполнение определенных условий, в том числе:
- принятие мер по сохранению профиля предприятия в течение установленного срока (не более 3 лет),
- принятие мер к сохранению установленного уровня занятости рабочих мест на предприятии,
- финансирование объектов социально-культурного назначения, находящихся в совместном ведении предприятия и органов местного самоуправления,
- выполнение мероприятий по охране окружающей среды,
- другие условия, включая выполнение инвестиционной программы.
Победителем конкурса признается лицо, предложившее за объект максимальную цену. Временное положение о коммерческом конкурсе по продаже пакетов акций приватизируемых предприятий в Иркутской области Утверждено Комитетом по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области совместно с Фондом имущества области 11.02.94 г.
8.7. Приватизация предприятий всех отраслей народного хозяйства, доля которых на областном рынке определенных товаров, работ и услуг превышает 35 процентов, осуществляется по решению Комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области с учетом мнений отраслевых комитетов (отделов) и заключения Иркутского антимонопольного управления ГКАП России.
8.8. Запрещается приватизация предприятий и объектов государственной собственности, имеющих важное социально-экономическое значение для населения Иркутской области, приведенных в разделе 1 Приложения N 5.
8.9. Приватизация предприятий и объектов, приведенных в разделе 2 Приложения N 5, осуществляется только по решению главы администрации области.
Документы на приватизацию предприятий, указанных в разделе 2 Приложения N 5, подаются в комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области, который направляет их для рассмотрения в отраслевой комитет (отдел) администрации и в Иркутское антимонопольное управление ГКАП России по объектам, требующим его согласования.
Отраслевой комитет (отдел) администрации в недельный срок с момента получения документов представляет комитету по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области свое заключение о целесообразности приватизации данного предприятия, который выносит в течение месяца на рассмотрение главы администрации проект постановления для принятия решения о возможности приватизации и порядке ее проведения.
При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий, указанных в разделе 2 Приложения 5 настоящей программы, главой администрации могут быть приняты следующие решения:
1. О запрещении осуществлять приватизацию.
2. Об установлении ограничений на приватизацию в виде закрепления пакетов обыкновенных (с правом голоса) акций (51 процент, 38 процентов и 25,5 процентов) в государственной собственности либо в виде выпуска "Золотой акции" на срок до 3 лет
В случае закрепления контрольного пакета акций государственной собственности льготы работникам предприятия предоставляются в соответствии с п. 5.3.8. Государственной программы.
Закрепленный в государственной собственности пакет акций до истечения указанного в плане приватизации срока находится у комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области.
3. О разрешении осуществлять приватизацию без каких-либо ограничений.
9. Порядок работы с предприятиями-должниками
9.1. Для проведения государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий, восстановление их платежеспособности или поддержания эффективной хозяйственной деятельности, территориальное агентство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (далее по тексту - агентство), созданное при Комитете по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области, в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах полномочий, проводит работу по выявлению неплатежеспособных предприятий с долей государственной собственности не менее 20 процентов, расположенных на территории Иркутской области:
- анализирует экономическое и финансовое положение предприятий, имеющих признаки несостоятельности (банкротства), подготавливает рекомендации по их устранению,
- участвует в установленном порядке в создании и организации деятельности внебюджетных финансовых фондов для проведения реорганизации (санации) неплатежеспособных предприятий или ликвидации предприятий, признанных несостоятельными (банкротами),
- рассматривает обращения и предложения заинтересованных лиц по вопросам, связанным с применением реорганизационных процедур в отношении государственных предприятий,
- принимает участие в формировании программ органов исполнительной власти соответствующего субъекта федерации по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и по предоставлению им дотаций со стороны государства,
- на основе рассмотрения финансового состояния предприятий принимает решение о необходимости проведения обязательной приватизации федеральных государственных предприятий, являющихся неплатежеспособными и имеющих неудовлетворительную структуру баланса (далее имеются предприятия - должники).
9.2. Рассмотрение вопросов о приватизации предприятий - должников, находящихся в государственной собственности, а также принадлежащих государству полей участия (паев, акций) в предприятиях - должниках проводится совместно агентством и Комитетом по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области (далее по тексту - Комитет).
Порядок взаимодействия Комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области и агентства при рассмотрении дел по приватизации неплатежеспособных предприятий определяется распоряжением Комитета.
9.3. В случае, если предприятие признано неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса, рассмотрение заявки на приватизацию и принятие по ней решения осуществляется в соответствии с заключением агентства.
9.3.1. Если агентством принято решение об обязательной приватизации предприятия - должника, указанное решение, а также требования к плану приватизации направляются им в Комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области не позднее одного месяца с момента подписания (утверждения) акта о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса и являются обязательными для Комитета.
9.3.2. Требования к плану приватизации предприятия - должника могут содержать:
- определение мер по реорганизации предприятия - должника,
- определение способа приватизации и требования к размерам пакетов акций и способам их реализации,
- определение условий конкурса по продаже и требований, в том числе определение размеров и порядка внесения инвестиций, а также порядка погашения задолженности предприятия.
9.3.3. В случае, если на момент принятия агентством решения о призвании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса план приватизации предприятия должника утвержден, он может быть изменен в части положений, для которых предусмотрена обязательность исполнения требований агентства к планам приватизации неплатежеспособных предприятий (пункт 9.3.2).
9.3.4. В случае, если к моменту внесения изменений в план приватизации предприятия - должника произведена официальная государственная регистрация акционерного общества, в план приватизации не могут вноситься изменения, связанные с реорганизацией предприятия - должника и изменением величины его уставного капитала.
9.4. Комитет вправе обратиться в агентство с инициативой о применении в отношении предприятия - должника одной из процедур продажи, предусмотренной Указом Президента РФ от 02.06.94 г. N 1114 "О продаже госпредприятий - должников" (внесудебный порядок).
Одновременно с принятием решения о признании предприятия неплатежеспособным решается вопрос об освобождении руководителя предприятия - должника как несоответствующего занимаемой должности по согласованию с соответствующими отраслевыми комитетами (отделами администрации области).
9.5. Инициатива в принятии решения об обязательной продаже может принадлежать Федеральному управлению (агентству), предприятию - должнику, кредиторам, имеющим просроченные обязательства предприятия, прокурору, соответствующим отраслевым комитетам (отделам) администрации.
9.6. Продажа государственных предприятий - должников, признанных неплатежеспособными, осуществляется в порядке, определенном Положением о порядке продажи государственных предприятий - должников, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 02.06.94 г. N 1114.
В случае принятия решения о продаже предприятия - должника рассмотрение Комитетом по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области заявки на приватизацию прекращается, а заявитель информируется о принятом агентством решении в установленном порядке.
9.7. Финансирование расходов на выполнение основных Функций, возложенных на территориальное агентство при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий федеральной собственности (в т.ч. санации) осуществляется из республиканского бюджета, государственных предприятий областной собственности - из областного бюджета, муниципальной собственности - из муниципального бюджета, а также за счет привлечения средств российских и иностранных инвесторов.
С предприятиями муниципальной собственности территориальное агентство работает по договорам с органами местного самоуправления или соответствующим органом исполнительной власти.
10. Порядок взаимоотношений государственных органов о приватизации
между собой, с другими органами государственного управления
и бюджетами всех уровней
10.1. Приватизацию государственных предприятий федеральной и областной собственности проводит комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области, наделенный правами территориального агентства Госкомимущества России.
Продавцами государственных (муниципальных предприятий) и других объектов государственной, муниципальной собственности являются соответствующие фонды имущества, а при их отсутствии их функции выполняют соответствующие комитеты по управлению имуществом.
Деятельность Фонда имущества Иркутской области координируется заместителем главы администрации области - председателем комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области. Право продажи приватизируемого федерального имущества (кроме акций предприятий с уставным капиталом свыше 250 млн. руб.) принадлежит Фонду имущества Иркутской области. Акции предприятий федеральной собственности с уставным капиталом свыше 250 млн. руб. Фонд имущества Иркутской области продает по поручению Федерального фонда имущества на основании заключаемых договоров. Передача Фондом имущества Иркутской области сертификатов акций предприятий Иркутской области согласовывается с Облкомимуществом.
Взаимоотношения комитетов по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области и Фонда имущества области по вопросам приватизации осуществляются на основании заключенного между ними договора о разграничений функций
Фонд не вправе вносить какие-либо изменения и (или) дополнения в утвержденные соответствующими комитетами по управлению имуществом план приватизации, инвестиционные программы и планы-графики проведения аукционов (в том числе специализированных чековых аукционов) и конкурсов.
10.2. С момента принятия трудовым коллективом либо соответствующим комитетом по управлению имуществом решения о приватизации предприятия все полномочия, делегированные раннее министерству, ведомству, местному органу самоуправления, за исключением права заключения контрактов с руководителями приватизируемого предприятия, переходят к соответствующему комитету по управлению имуществом.
10.3. Для осуществления полномочий собственника на собраниях акционеров акционерных обществ, пакеты акций которых закреплены в государственной собственности или принято решения о выпуске "Золотой акции", комитеты по управлению имуществом могут привлекать представителей министерств и ведомств Российской Федерации по представлению этих министерств и ведомств, а также должностных лиц соответствующих комитетов (отделов) и управлений администраций области.
Должностные лица органов государственного управления и администрации области осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. Представители администрации и работники акционерных обществ не могут выступать в качестве представителей государства и области на собраниях акционеров и в совете директоров.
Правоотношения, связанные с трастом, с участием представителей администрации и иных работников акционерных обществ регулируются Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2296 "О доверительной собственности (трасте)" и Положением, утверждаемым главой администрации области.
10.3.1. План приватизации согласовывается:
- с местным органом самоуправления администрации по месту регистрации государственного предприятия, местонахождению их подразделений,
- с ГКАП России или его территориальным управлением в случаях, если:
1) предприятие занимает доминирующее положение на федеральном или местном рынке товаров, работ и услуг и приватизируется в целом
2) предусматривается создание самостоятельного предприятия (предприятий) путем выделения подразделения (подразделений) из состава существующего предприятия, занимающего доминирующее положение на федеральном или местном рынке товаров, работ и услуг,
3) при рассмотрении вопроса о создании холдинговой компании в порядке, предусмотренном письмом Госкомимущества России и ГКАП России АЧ-19/3009-ЛБ/1869 от 30.04.-05.05.93 г. При этом для рассмотрения предложения о создании холдинговой компании (заявки) комитетом по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области создается комиссия по приватизации, в состав которой включается представитель Иркутского антимонопольного управления ГКАП России,
4) АО создается при выделении, коммерциализации подразделений любых предприятий.
10.3.2. Комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области, наделенный правами территориального агентства, и Фонд имущества осуществляют без дополнительных согласований с любыми органами государственной власти или ведомствами Российской Федерации (кроме случаев, указанных в п. 11.4.) приватизацию объектов федеральной собственности, за исключением объектов, ограниченных к приватизации в соответствии с пунктами 2.1., 2.2. и 2.3. Государственной программы.
При приватизации объектов областной собственности руководители комитетов (отделов) и управлений администрации области направляют своих представителей в состав комиссии по приватизации подведомственных предприятий, а также проводят анализ процесса приватизации в отраслях, формируют прогноз ее последствий, направляют в комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области рекомендации связанные с особенностями приватизации предприятий отрасли.
10.4. Комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области вправе наделять правами своего территориального агентства комитеты по управлению муниципальным имуществом, при этом права муниципальных комитетов, в части делегирования им полномочий по управлению и приватизации областной собственности, определяются Положением, утверждаемым Облкомимуществом. Комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области вправе поручать муниципальным комитетам в отношении объектов государственной собственности, расположенных на территории соответствующих городов и районов:
- проведение проверок по использованию госимущества,
- выполнение отдельных работ по приватизации,
- оказание методической и иной помощи государственным предприятиям в процессе их приватизации,
- сбор и подготовку необходимых материалов для обращения в судебные органы в связи с выявленными нарушениями законодательства госпредприятиями.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
10.6. При приватизации объектов федеральной собственности, указанных в разделах 2.2. и 2.3. Государственной программы приватизации, в случаях закрепления на срок до 3-х лет пакетов акций в государственной федеральной собственности между Госкомимуществом России и комитетом по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области могут заключаться соглашения о совместном управлении указанными пакетами акций.
10.7. Персональную ответственность за достоверность сведений и подлинность документов, представленных в органы по приватизации, несут руководители приватизируемых предприятий.
10.8. Комитеты по управлению имуществом и фонды имущества ведут учет и отчетность по приватизации, представляют в соответствующие органы статистики отчетные данные о ходе ее реализации по установленной Госкомстатом и Госкомимуществом России форме, при этом предприятия и организации несут ответственность за достоверность представленных ими в органы приватизации данных.
10.9. Продавцом земельных участков, занимаемых приватизированными предприятиями областной и федеральной собственности, выступает Фонд имущества области. Порядок продажи определяется положением, утверждаемым главой администрации области
10.10. Комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области области вправе отменять, приостанавливать или пересматривать свои решения о приватизации предприятий в течение месяца со дня их принятия, но не позднее даты публикации информационного сообщения о продаже объекта. По истечении указанного срока в план приватизации могут быть внесены только изменения, не затрагивающие возникших в результате продажи имущественных прав покупателей. В остальных случаях решение может быть обжаловано только в судебном порядке, в том числе по искам Комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области.
10.11. Внесение в планы приватизации вытекающих из Основных положений изменений сроков и способов продажи акций осуществляется постоянно действующей комиссией по внесению изменений в планы приватизации, создаваемой Комитетом по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области и Фондом имущества области.
Положение о комиссии по внесению изменений в планы приватизации утверждается совместным решением Комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области и Фонда имущества области.
Иные изменения и дополнения в ранее утвержденные планы приватизации вносятся Комитетом по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области с обязательным уведомлением областного финансового управления и приватизируемых предприятий.
10.12. Передача и содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность в процессе приватизации предприятий, осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.01.93 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" в порядке, определенном распоряжением первого заместителя главы администрации от 21.04.94 г. N 267-РЗ.
11. Социальная защита населения и работников в процессе приватизации
11.1. Комитеты по управлению государственным и муниципальным имуществом при реорганизации приватизируемых предприятий определяют правопреемника, несущего ответственность за компенсации и гарантии членам трудовых коллективов в соответствии с законодательством. Покупатели приватизированных предприятий отвечают по обязательствам, вытекающим из трудовых соглашений и действовавших до приватизации коллективных договоров.
11.2. По истечении шести месяцев с момента оформления прав собственника на приватизированное государственное или муниципальное предприятие или регистрации акционерного общества, созданного в процессе приватизации предприятия, его администрация (правление АО) обязана заключить коллективный договор с трудовым коллективом. При этом в коллективный договор по требованию трудового коллектива включаются разделы по защите интересов работников, сохранению социальных льгот и гарантий.
Трудовой коллектив решением своего собрания (конференции) вправе поручать заключение коллективного договора и представление интересов выборному профсоюзному органу или другому уполномоченному им представителю.
11.3. При передаче объектов социально-культурного назначения в процессе приватизации предприятий в муниципальную собственность правопреемник обязан обеспечить сохранение за работниками этих объектов, сохраняются ранее предусмотренные льготы и гарантии на период до заключения нового трудового соглашения.
11.4. Не допускается приватизация объектов, стоящих на балансе управления социальной защиты населения Иркутской области, а также магазинов, обслуживающих ветеранов войны и труда, специальных жилых домов-интернатов для ветеранов. В целях социальной защиты населения Иркутской области в настоящей программе (Приложение N 5) приводится перечень предприятий и объектов, приватизация которых запрещена либо осуществляется с применением мер государственного контроля.
11.5. Объекты социально-культурного назначения, находящиеся на балансе или в распоряжении профсоюзных организаций, не подлежат приватизации до выхода соответствующих нормативных актов.
11.6. В целях защиты интересов работников приватизируемых предприятий с момента принятия трудовым коллективом решения о подаче заявки на приватизацию государственного предприятия (подразделения) либо с момента подачи заявки другим физическим или юридическим лицом и до момента возникновения права собственности у покупателя либо до момента продажи более 75 процентов акций приватизируемого предприятия запрещается без согласия комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области и без учета мнения отраслевого комитета администрации:
- осуществлять реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры предприятия,
- изменять и прекращать действие заключенных ранее договоров аренды занимаемых приватизируемыми предприятиями нежилых помещений, зданий, строений,
- изменять штатное расписание предприятия, сокращать численность его работников без решения трудового коллектива предприятия (подразделения) либо уполномоченного им органа, увольнять и переводить на другую работу работников и должностных лиц администрации предприятия (подразделения), являющихся членами рабочих комиссий по приватизации, за исключением случаев увольнения по собственному желанию.
11.7. С момента принятия решения трудовым коллективом о подаче заявки на приватизацию и до момента продажи более 75 процентов акций приватизируемого предприятия запрещается продажа имущества, в том числе недвижимого, и передача его с баланса приватизируемого предприятия без согласия комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области.
11.8. В ходе реализации программы приватизации безусловно учитываются программы социальной защиты населения области, для чего 10 процентов средств от приватизации, поступающих в областной бюджет, направляются на финансирование программы социальной защиты населения.
12. Требования к местным программам приватизации
12.1. Местные программы приватизации разрабатываются комитетами по управлению муниципальным имуществом. Местные программы приватизации разрабатываются исходя из положений и заданий по приватизации в соответствии с настоящей Программой и утверждаются органами местного самоуправления.
12.2. Местные программы приватизации должны:
- не противоречить настоящей программе, не вводить дополнительные ограничения на приватизацию объектов и предприятий,
- обеспечивать в полной мере выполнение требований и заданий, установленных настоящей Программой.
Местные программы приватизации должны включать в себя:
- перечень предприятий, подлежащих обязательной приватизации,
- предложения по приватизации предприятий, осуществляемые по решению Комитета по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области,
- перечень законсервированных объектов и объектов, не завершенных строительством, относящихся к муниципальной собственности, по которым истекли нормативные сроки строительства, и подлежащих приватизации,
- прогноз поступления средств, в том числе в виде приватизационных чеков.
12.3. Персональная ответственность за выполнение местных программ приватизации возлагается на глав администраций городов и районов области, председателей комитетов по управлению муниципальным имуществом и фондов муниципального имущества.
12.4. Контроль за выполнением местных программ приватизации возлагается на комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области.
13. Определение начальной цены государственных (муниципальных)
предприятий
13.1. Величина уставного капитала при преобразовании государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества открытого типа, оценка стоимости имущества государственных (муниципальных) предприятий при продаже их на аукционе, по коммерческому или инвестиционному конкурсу определяются по данным баланса предприятия на 1 января 1994 года с учетом результатов переоценки основных фондов, произведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 595 "О переоценке основных Фондов (средств) в Российской Федерации", в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" (с последующими изменениями, внесенными в установленном порядке), в части, не противоречащей Основным положениям.
Оценка валютных средств проводится по курсу, устанавливаемому Банкой России на момент оценки имущества предприятия.
13.2. Начальная цена государственных предприятий, а также акций акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных предприятий, по конкурсу или на аукционе определяется не менее 70 процентов и не более 2-кратной величины номинальной стоимости объекта приватизации.
Решение о конкретном размере начальной цены принимает Комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области по согласованию с соответствующим отраслевым комитетом (управлением, отделом) администрация области в зависимости от социальной значимости, местоположения, ликвидности объекта приватизации.
13.3. В случае когда всем категориям работников приватизируемого предприятия и приравненным к ним лицам в соответствии с избранным вариантом льгот продается в совокупности более 10 процентов обыкновенных (с правом голоса) акций или осуществляется безвозмездной передача им привилегированных акций, стоимость продаваемых акций определяется по данным баланса предприятия за отчетный квартал, предшествующий утверждению плана его приватизации, в соответствии с положением, утверждаемым Госкомимуществом России. В остальных случаях указанная стоимость устанавливается равной номинальной стоимости акций.
13.4. Все изменения состава и стоимости имущества предприятия после даты составления баланса, используемого в соответствии с утвержденный планом приватизации для определения величины уставного капитала (соответственно 1 июля 1992 г. и 1 января 1994 г.), относятся к изменениям состава и стоимости имущества, находящихся в собственности акционерного общества, и не влияют на размеры его уставного капитала, определенные при утверждении плана приватизации.
14. Развитие фондового рынка
14.1. Для обеспечения процесса движения капитала (купли-продажи акций), а также ведения реестров акционеров и безналичного движения приватизационных чеков и акций на территории области созданы Региональный и Областной депозитарии, создается сеть независимых регистраторов.
Ответственность за создание и функционирование в области необходимой сети независимых регистраторов и депозитариев, достаточных для обслуживания нужд акционерных обществ по ведению реестров акционеров и инвестиционных фондов, несет комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области.
14.2. Ответственность за аккумулирование использованных чеков и за их погашение возлагается на Фонд имущества области, а за уничтожение - на комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области.
14.3. Инвестиционные фонды всех типов не имеют право обменивать выпущенные ими акции на акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, держателем которых являются фонды имущества.
14.4. Юридические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность в порядке, установленном для инвестиционных фондов, обязаны в срок до 10.05.94 г. привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок создания и деятельности инвестиционных фондов
Специализированные инвестиционные фонды приватизации, аккумулирующие приватизационные чеки граждан, вправе иметь в своих активах не более 25 процентов ценных бумаг одного эмитента, а также могут приобретать и иметь в своих активах акции иных инвестиционных фондов. Контроль за соблюдение данного требования осуществляет Фонд имущества области.
Информацию о нарушении специализированным инвестиционным фондом требования к процентному содержанию в их активах ценных бумаг одного эмитента Фонд имущества области представляет в Облкомимущество.
Инвестиционная деятельность специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, в течение первых двух лет с момента регистрации освобождена от:
- перечисления авансовых платежей налога на прибыль;
- налога на дивиденды, выплачиваемые предприятиями по акциям, владельцами которых являются специализированные инвестиционные фонды приватизации, аккумулирующие приватизационные чеки граждан;
- налога, выплачиваемого при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг.
Специализированные инвестиционные фонды приватизации, аккумулирующие приватизационные чеки граждан, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость с оборотов по приобретению акций приватизируемых предприятий.
14.5. В целях регулирования развития рынка ценных бумаг установить, что до введения законодательством Российской Федерации норм, регулирующих деятельность инвестиционных банков:
банки не могут выступать покупателями долей участия (паев, акций) приватизируемых предприятий и специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, как за счет денежных средств, так и за счет приобретенных ими приватизационных чеков, а также не могут иметь в собственности более 10 процентов акций какого-либо акционерного общества, а также не могут иметь в составе своих активов более 5 процентов акций акционерных обществ;
банки могут принимать приватизационные чеки, ценные бумаги приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов от граждан и юридических лиц на хранение.
14.6. В случае отсутствия в плане приватизации сроков продажи пакета акций предприятия, находящегося в распоряжении Фонда имущества, этот пакет акций может быть продан только по особому распоряжению Облкомимущества.
14.7. В целях обеспечения социальных гарантий населения области при реализации приватизационных чеков Фонд имущества при проведении чековых аукционов предусматривает опцион на право приобретения до 10 процентов акций приватизируемых предприятий для специализированных чековых инвестиционных фондов, имеющих лицензию Облкомимущества согласно постановлению главы администрации области от 18.10.93 г. N 220.
14.8. Для групп населения, нуждающихся в социальной защите, определенных Указом Президента Российской Федерации N 1304 от 26 октября 1992 года "Об использовании приватизационных чеков в целях социальной защиты населения", в Иркутской области проводятся специализированные чековые аукционы, Положение о которых утверждено главой администрации области 6.06.93 г.
14.9. Персональную ответственность за соблюдение сроков продажи акций предприятий, установленных в плане приватизации (плане-графике проведения чековых аукционов), несет управляющий Фонда имущества области. В случае несоблюдения Фондом имущества сроков продажи акций Комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области по истечении 15 дней после установленного в плане приватизации срока реализации акций обязан начать продажу акций предприятий, которые были переданы Фонду имущества и планы приватизации которых оказались невыполненными.
Правовой основой для обращения ценных бумаг на территории Иркутской области служат:
- Положение об акционерных обществах, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.1990 г. N 601;
- Инструкция Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1992 г. N 53 "О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами";
- Указ Президента Российской Федерации от 27.10.1993 г. N 1769 "О мерах по обеспечению прав акционеров";
- Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства от 28.12.1992 г. N 78;
- Закон РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами";
- Указ Президента Российской Федерации от 11.06.94 г. N 1233 "О защите интересов инвесторов.
15. Защита прав акционеров
15.1. В целях защиты прав акционеров акционерных обществ открытого типа устанавливается, что:
все обыкновенные акции акционерных обществ открытого типа вне зависимости от времени их эмиссии равны между собой по объему предоставляемых акционерам прав и размерам выплачиваемых по ним дивидендов;
годовое собрание акционеров акционерного общества открытого типа проводится не позднее 120 календарных дней по окончании финансового года. При этом вносимые на годовое собрание акционеров баланс акционерного общества, счет прибылей и убытков (годовой отчет), отчет ревизионной комиссии по результатам годовой проверки подлежат утверждению советом директоров акционерного общества не позднее 60 календарных дней по окончании финансового года. В случае неутверждения советом директоров баланса акционерного общества он сдается в установленном порядке в налоговую инспекцию, которая назначает аудиторскую проверку за счет средств акционерного общества.
15.2. Устанавливается, что только на собрании акционеров и с согласия владельцев трех четвертей обыкновенных акций акционерного общества открытого типа, присутствующих лично или через полномочных представителей, принимаются следующие решения:
о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества;
об изменении размеров уставного капитала акционерного общества, за исключением случаев погашения выкупленных обществом акций;
о залоге, сдаче в аренду, продаже, обмене и ином отчуждении любого имущества, состав которого определяется учредительными документами акционерного общества, а также если размер сделки или стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 25 процентов уставного капитала, или если ревизионной комиссией акционерного общества не принято решение об одобрении сделки;
об участии в холдинговых компаниях, объединениях предприятий и финансово - промышленных группах;
о реорганизации и ликвидации акционерного общества.
Положения настоящего пункта распространяются на акционерные общества открытого типа, созданные в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, в случае, если на момент общего собрания акционеров в государственной (муниципальной) собственности находится не более 25 процентов акций, в том числе АО, которые внесли изменения в устав до выхода Государственной программы.
15.3. Запрещается установление каких-либо ограничений и условий для акционеров на продажу находящихся в их собственности акций акционерного общества открытого типа.
Работники приватизируемого предприятия - акционеры - при продаже принадлежащих им акций освобождаются от уплаты налогов.
15.4. Совет директоров акционерного общества открытого типа избирается на собрании акционеров в количестве 7 членов, а для акционерных обществ, насчитывающих более 10 тысяч акционеров, - не менее 9 членов. При выборах совета директоров на каждую обыкновенную акцию приходится число голосов, равное количественному составу членов совета директоров. При голосовании акционер имеет право отдать полностью или частично все голоса, приходящиеся на принадлежащие ему обыкновенные акции, за одного или нескольких кандидатов в члены совета директоров. Избранными в состав совета директоров считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.
Каждый член совета директоров на заседании совета директоров имеет один голос. Акционеры, являющиеся работниками акционерного общества, не могут составлять более одной трети членов совета директоров этого общества.
Для учета интересов территории и населения в состав Совета директоров акционерных обществ открытого типа вводится представитель органа местного самоуправления с правом совещательного голоса.
15.5. На общем собрании акционеров акционерного общества не участвуют в голосовании акции, находящиеся в активах эмитировавшего их акционерного общества. Кворум на собрании определяется без учета таких акций.
15.6. Акционерные общества открытого типа не могут быть преобразованы в акционерные общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью.
15.7. Запрещается размещение по закрытой подписке более чем 10 процентов акций вторичной эмиссии АО, созданного в процессе приватизации. Контроль за выполнением данного условия возлагается на финансовое управление администрации области.
15.8. Акционерное общество обязано не позднее 30 календарных дней до даты проведения собрания акционеров направить каждому акционеру заказным письмом:
письменное уведомление о времени и месте проведения собрания акционеров;
утвержденную советом директоров повестку дня собрания акционеров;
материалы по вопросам повестки дня собрания акционеров, в том числе избирательный бюллетень по выборам в совет директоров и избирательный бюллетень по выборам в ревизионную комиссию.
Порядок подготовки проведения общего собрания акционерного общества открытого типа утверждается Комиссией по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации.
15.9. Эмиссию дополнительных акций могут осуществлять акционерные общества созданные в процессе приватизации, у которых доля государственной собственности менее 25 процентов уставного капитала.
15.10. Акционерные общества, создаваемые в процессе приватизации, обязаны отражать в уставах положения, предусматривающие порядок разрешения споров между акционерами и АО
15.11. В целях обеспечения прав акционеров в акционерных обществах могут быть созданы наблюдательные советы как контролирующие органы акционерных обществ.
16. После приватизационная поддержка предприятий
16.1. В целях оказания методической, организационной и финансовой помощи предприятиям, завершившим процесс приватизации, действует Центр послеприватизационной поддержки предприятий, созданный постановлением главы администрации области от 22.10.93 г N 334, финансирование которого осуществляется за счет средств, направленных на послеприватизационную поддержку предприятий по сметам, утверждаемым главой администрации области.
16.2. На Центр послеприватизационной поддержки предприятий возложены следующие функции:
- участие в разработке и реализации региональных программ, направленных на повышение эффективности деятельности предприятий, завершивших процесс приватизации,
- оказание методической и практической помощи в деятельности акционерных обществ,
- информационное обеспечение послеприватизационного процесса,
- взаимодействие с другими организациями и фондами, в том числе международными, осуществляющими постприватизационную поддержку предприятий.
16.3. Для финансового обеспечения программ послеприватизационной поддержки предприятий создается фонд послеприватизационной поддержки предприятий Иркутской области (далее по тексту - фонд).
Источниками формирования средств фонда являются:
- единовременные поступления из федерального бюджета,
- средства, поступающие из федерального фонда послеприватизационной поддержки,
- 25 процентов средств, поступающих в областной бюджет от приватизации,
- средства, поступающие от предприятий, учреждений, организаций, банков и частных лиц, в том числе иностранных.
Использование денежных средств фонда осуществляется на основании предложений Центра послеприватизационной поддержки по приоритетным направлениям:
- финансирование программ и инвестиционных проектов для предприятий, имеющих важное социально-экономическое значение в жизнеобеспечении области,
- создание системы информационного обеспечения послеприватизационного процесса.
16.4. Все средства по сделкам от приватизации подлежат перечислению на расчетный счет Фонда имущества, от которых 51 процент Фонд имущества направляет на специальный счет банка, с который акционерное общество должно заключить соответствующий договор.
Средства, полученные в виде процентов, начисляемых банком на упомянутые суммы, являются собственностью акционерного общества, хранятся и расходуются в том же порядке, что и средства, поступившие от приватизации.
17. Информационное обеспечение процесса приватизации
17.1. Комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области и Фонд имущества области обеспечивают публикацию информации о сущности приватизации, о реализации приватизационных чеков, чековых аукционах и инвестиционных фондах, планов-графиков проведения чековых аукционов, о порядке приобретения акций приватизированных предприятий и проведении коммерческих конкурсов, а также освещении и анализ решений вопросов приватизации в газетах "Восточно-Сибирская правда", "Дело", "Советская молодежь" и других областных и центральных изданиях.
17.2. Комитет по управлению госимуществом и развитию рыночных структур области и Фонд имущества области обеспечивают на областном телевидении и радио:
- проведение передач в прямом эфире (ответы на вопросы телезрителей и радиослушателей),
- систематическое представление в выпуске новостей ("Курьер") краткой информации о ходе приватизации, в том числе о чековых аукционах, инвестиционных фондах, освещение реализации программ организации фондового рынка.
17.3. Финансирование информационно-разъяснительной работы по вопросам приватизации и постприватизационной поддержке предприятий осуществляется за счет средств областного бюджета, а также комитета по управлению госимуществоми развитию рыночных структур области, Фонда имущества области согласно смет, утверждаемых главой администрации области:
- 80 процентов затрат за счет средств областного бюджета,
- 20 процентов затрат за счет доходов от приватизации, получаемых указанными органами приватизации.
17.4. Все средства массовой информации, получающие дотацию из бюджетов всех уровней, обязаны бесплатно публиковать на сумму до 10 процентов от размера предоставляемых им дотаций информационные сообщения о приватизируемых объектах всех уровней собственности.
17.5. Госкомимущество России совместно с Российским фондом федерального имущества и другими заинтересованными организациями обеспечивают бесплатную публикацию объявлений в "Бюллетене Российского фонда федерального имущества" о проводимых аукционах и инвестиционных конкурсах.
17.6. Объявления о проведении закрытой подписки на акции акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных предприятий, публикуются в органах областной печати.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.