Отзыв на исковое заявление ОАО "Молочный комбинат "Благовещенский"
от 29 сентября 1997 г. N 4-юр/26
по делу N 1/144-97
См. также Постановление Арбитражного суда Амурской области от 23 января 1998 г. N 1/144 и Решение Арбитражного суда Амурской области от 24 ноября 1997 г. N 1/144
Истец не согласен с решением комиссии Амурского территориального управления ГАК РФ от 10.09.97 г. о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "Молочный комбинат "Благовещенский" и предписанием N 6 этого же управления от 12.09.97 г. (дело N 12), предписывающим ОАО "Молочный комбинат "Благовещенский " прекратить нарушение ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в части навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него и осуществления действий, имеющих своим результатом ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, мотивируя свое несогласие тем что:
п. 1 Истец не является монополистом и не занимает доминирующего положения на товарном рынке по закупаемому им сырью. Данное заявление не соответствует действительности. ОАО "Молочный комбинат "Благовещенский" приказом Амурского ТУ ГКАП РФ от 31.01.92 г. N 1 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара (работ, услуг) более 35% по товарной группе "цельномолочная продукция" на локальном рынке г. Благовещенска и Благовещенского района. Доля его на этом рынке в 1996 году составила 47,3%. Истец не принимает во внимание тот факт, что внесение организации в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, само по себе является приданием ее доминирующего положения на рынке и освобождает какие-либо органы от обязанности в каждом случае устанавливать признаки доминирующего положения. Кроме того, анализ рынка закупа молока в Благовещенском и Тамбовском районах показывает, что ОАО "Молочный комбинат "Благовещенский" в 1996 году имел на нем долю, соответственно, 60,0% и 82,3% (более 35%), что подтверждает его доминирующее положение.
В п. 2 искового заявления истец утверждает, что договора контрактации молока (сырья) в силу ст. 421 ГК РФ являются свободными, заключаются с хозяйствующими субъектами-юридическими лицами. Однако, при этом истец не принимает во внимание требования ст. 10 ГК РФ о пределах осуществления гражданских прав и недопустимости использования этих прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке. Также ч. 2 ст. 10 ГК РФ устанавливает, что в случае несоблюдения этих требований - суд, арбитражный суд может отказать в защите принадлежащего ему права.
Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ ( статьи, указанной в исковом заявлении), условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Ст. 422 ГК РФ говорит о том, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В данном случае нарушается антимонопольное законодательство, соответственно, договор уже выводит за рамки закона.
Утверждая в п. 3 искового заявления, что все споры по исполнению, изменению или расторжению договоров контрактации отнесены законом к юрисдикции Арбитражного суда, истец не принимает во внимание Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который устанавливает право федерального антимонопольного органа рассматривать факты нарушения антимонопольного законодательства и обязанность принимать по ним решения и предписания. Так, в соответствии с п. 5 ст. 3 Закона РФ "О конкуренции...", территориальные антимонопольные органы подведомственны федеральному антимонопольному органу и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе положения, утверждаемого федеральным антимонопольным органом. Федеральный антимонопольный орган правомочен наделять свои территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции. В соответствии с "Положением о территориальном управлении Государственного Комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур", утвержденным приказом ГКАП России от 13.11.95 г. N 146 (зарегистрирован в Минюсте РФ 24.11.95 г. N 982), территориальное управление вправе принимать решения и давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, ... о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, устанавливать наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на соответствующих товарных рынках, принимать в установленном порядке решения о включении (исключении) хозяйствующих субъектов в Реестр.
Следовательно, Амурское территориальное управление ГАК РФ, рассмотрев дело о нарушении ОАО "Молочный комбинат "Благовещенский" статьи 5 Закона РФ "О конкуренции... ", не превысило своих полномочий.
В п.4 истец высказывает мнение о том, что ответчиком допущена ошибка, исходя из того, что прямого заявления хозяйствующих субъектов в адрес ответчика не поступало. Согласно п. 1 ст. 27 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" дела о нарушении антимонопольного законодательства могут быть рассмотрены федеральным антимонопольным органом по собственной инициативе, при этом порядок рассмотрения дел определяется Правилами, утверждаемыми федеральным антимонопольным органом (п. 3 ст. 27 Закона РФ "О конкуренции..."). Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденные приказом ГКАП РФ от 25.06.96 г. N 91 (зарегистрирован в Минюсте РФ 05.08.96 г. N 1143) в п. 1.1 устанавливают следующие основания для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства: дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии со статьей 27 Закона РФ "О конкуренции ..." на основании заявлений коммерческих и некоммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представления прокурора и по собственной инициативе.
Действия ОАО "Молочный комбинат "Благовещенский" полностью охватываются смыслом ст. 5 Закона РФ " О конкуренции ..." и, выявив это правонарушение, комиссия Амурского ТУ ГАК РФ, рассмотрела данное дело и вынесла решение и предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства ОАО "Молочный комбинат "Благовещенский" в соответствии с действующими нормативными актами и в пределах своих полномочий.
Исполняющий обязанности начальника управления |
Т.И. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отзыв на исковое заявление ОАО " Молочный комбинат " Благовещенский " от 29 сентября 1997 г. N 4-юр/26 по делу N 1/144-97
Текст Отзыва официально опубликован не был