Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда
от 26 июня 2013 г. N 33АП-1755/13
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Маньковой В.Э.,
судей коллегии Пасютиной Т.В., Марьенковой А.В.,
при секретаре М,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Благовещенске по иску Джуплина В.Н. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании незаконным заключения, возложении обязанности перечислить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения по апелляционной жалобе Джуплина В.Н. на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 17 августа 2012 года.
Заслушав дело по докладу судьи Маньковой В.Э., пояснения Джуплина В.Н., его представителя Ковалева А.С., судебная коллегия
Установила:
Джуплин В.Н. обратился в суд с иском к министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, ссылаясь на то, что <данные изъяты> проходил военную службу. 03 мая 1995 года он был уволен в запас по части 5 статьи 60 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с незаключением контракта. Выслуга лет в вооруженных силах Российской Федерации составляет в календарном исчислении более 20 лет. Постановлением администрации г. Благовещенска от 19 декабря 1994 года Джуплин В.Н. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением мэра г. Благовещенска от 27 марта 2001 года N Джуплин В.Н. был исключен из списков очередности на получение жилья на 2001 год в связи с тем, что при постановке на учет он не был уволен с военной службы. Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 21 ноября 2001 года постановление мэра г. Благовещенска от 27 марта 2001 года отменено в части снятия Джуплина В.Н. с очереди на получение жилой площади, на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность восстановить его в очереди на получение жилой площади как военнослужащего, уволенного в запас с 15 мая 1995 года. Постановлением мэра г. Благовещенска от 11 февраля 2002 года N Джуплин В.Н. восстановлен в списках очередности граждан, уволенных с военной службы с 15 мая 1995 года с составом семьи три человека. 01 июня 2012 года обратился с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или жилого помещения, однако заключением министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 15 июня 2012 года N истцу было отказано в перечислении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета со ссылкой на отсутствие у Джуплина В.Н. оснований для получение этой выплаты. По утверждению истца отказ в предоставлении выплаты является незаконным, поскольку он был уволен с военной службы не по дискредитирующим основаниям, а в связи с незаключением контракта, имеют выслугу лет в календарном исчислении более 20 лет, в течение длительного времени состоял в очереди на получение жилого помещения, не был обеспечен жилым помещением. На основании изложенного Джуплин В.Н. просил признать незаконным заключение министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 15 июня 2012 года N, возложить на министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области обязанность перечислить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения площадью <данные изъяты> кв м. за счет средств федерального бюджета.
Истец, его представитель в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали.
Представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области иск не признал, указал, что истец был уволен не по льготным основаниям, а в связи с незаключением контракта, поэтому оснований для обеспечения его жильем за счет средств федерального бюджета не имеется.
Представитель муниципального казенного учреждения "Благовещенский городской жилищный и архивный центр" в судебном заседании участия не принимал.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 17 августа 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Джуплин В.Н. настаивает на отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что продолжительность военной службы составила более 20 лет, в связи с чем он имеет право на получение единовременной выплаты на улучшение жилищных условий независимо от оснований увольнения. Полагает, что суд не учел вступившее в законную силу решение Благовещенского городского суда от 21 ноября 2001 года, которым было признано право истца на обеспечение жильем.
Возражений на жалобу не поступило.
В заседании суда апелляционной инстанции Джуплин В.Н., его представитель на доводах апелляционной жалобы настаивали, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, их неявка в силу части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводах апелляционной жалобы по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает необходимым решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Джуплин В.Н. проходил военную службу, приказом командующего 11 отдельной армии ПВО от 15 февраля 1995 года N был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по статье 60 части 5 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", на момент увольнения имел выслугу лет в вооруженных силах более 20 лет.
После увольнения с военной службы Джуплин В.Н. выехал в избранное постоянное место жительство - <адрес>, на основании постановления администрации города Благовещенска N от 19 декабря 1994 года был поставлен на учет на улучшение жилищных условий на льготную очередь военнослужащих запаса для получения жилого помещения. Постановлением мэра города Благовещенска от 27 марта 2001 года N Джуплин В.Н. был исключен из списков очередников на получение жилья в связи с выявлением в предоставленных документах, являющихся основанием для постановки на учет на улучшение жилищных условий, не соответствующих действительности сведений.
Вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда Амурской области от 21 ноября 2001 года постановление мэра города Благовещенска от 27 марта 2001 года в части снятия Джуплина В.Н. из очереди на улучшение жилищных условий отменено, на администрацию города Благовещенска возложена обязанность восстановить истца в очереди на получение жилой площади как военнослужащего, уволенного в запас с 15 мая 1995 года.
Решение суда о восстановлении Джуплина В.Н. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий было исполнено и постановлением мэра города Благовещенска от 11 февраля 2002 года N истец восстановлен в списках очередности на получение жилья среди граждан, уволенных с военной службы с 15 мая 1995 года, значится в указанной очереди до настоящего времени, до настоящего времени является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Установлено также, что с января 2011 года полномочия по обеспечению жилыми помещениями, граждан, уволенных с военной службы и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях переданы органам власти субъектов РФ. 01 июня 2012 года истец обратился с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты, однако 15 июня 2012 года министерством жилищно - коммунального хозяйства Амурской области было принято решение об отказе в перечислении единовременной денежной выплаты истцу на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, поскольку истец был уволен с военной службы не по льготному основанию, основание увольнения истца со службы - в связи с незаключением контракта не дает ему право на улучшение жилищных условий за счет средства федерального бюджета.
Разрешая спор и признавая заключение министерства жилищно - коммунального хозяйства Амурской области обоснованным, суд исходил из того, что истец не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку был уволен с военной службы досрочно по основанию, не дающим ему права на обеспечение жильем.
Судебная коллегия с выводами суда о необоснованности заявленных исковых требований согласиться не может, поскольку указанные выводы основаны на неверном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, сделаны без учета фактических обстоятельств дела.
Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 года, действующим на момент увольнения истца с военной службы закреплены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, согласно которым государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. Аналогичная норма содержится в Федеральном законе от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", согласно которой государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 6 статьи 15 Закона РФ от 22.01.1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент увольнения истца с военной службы, устанавливал, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
В силу пункта 10 статьи 15 того же Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).
Законом Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-I "О статусе военнослужащих" для всех категорий военнослужащих было установлено правило, в соответствии с которым им на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставлялись жилые помещения на общих основаниях (абзац третий пункта 1 статьи 15), т.е. по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых указанные лица проходят военную службу. При этом согласно пункту 10 статьи 15 названного Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составила 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имели право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).
Из дела следует и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что предоставленное в период прохождения военной службы жилое помещение - двухкомнатная квартиры, находящаяся в ведении войсковой части N была сдана Джуплиным В.Н. по окончанию военной службы, жилым помещением по нормам и в порядке, предусмотренным жилищным законодательством истец не был обеспечен ни в период прохождения службы ни после увольнения с военной службы, несмотря на то, что продолжительность военной службы истца в календарном исчислении составила более 25 лет.
Со времени включения истца в льготную очередь военнослужащих запаса - с мая 1995 года законодательство, регулирующее порядок и условия обеспечения жилыми помещениями, улучшение жилищных условий указанной категории граждан неоднократно изменялось.
В соответствии с п. п. 13, 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с названным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно части 2.1 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Анализ указанных изменений законодательства, а также законодательства, действующего на момент увольнения истца со службы свидетельствует о том, что лица, добросовестно прослужившие в вооруженных силах 20 и более лет, имеют право на жилое помещение или выделение им денежных средств на приобретение жилого помещения, а у государства имеется обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.
При этом судебная коллегия учитывает правовую позицию, выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5 -П., от 3 февраля 2010 года N 3-П и от 27 февраля 2012 года N 3 - П., согласно которой федеральный законодатель отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них обязанности военной службы, исходил из того, что, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71, 72 и 114, военная служба как особый вид государственной службы непосредственно связана с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя введения как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что истец с 1995 года до принятия судом обжалуемого решения состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15 октября 2012 года N 21-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2.1. статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Н.М. Кабулова" сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет у этого гражданина право на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1. статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" форм по его выбору: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 июня 2013 года N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобами граждан А.С. Зорина, А.Г. Кожушного и других" постановка военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, равно как и постановка на такой учет граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства, означает признание факта нуждаемости этих лиц в жилых помещениях, т.е. констатацию уполномоченным на то органом наличия основания для возникновения права на предоставление им жилых помещений. С этой точки зрения всем указанным гражданам на период до фактического обеспечения их жилыми помещениями независимо от места постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях должно быть предоставлено равное право на получение мер социальной поддержки, установленных законом в рамках системы жилищного обеспечения военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы,
Согласно пункту 26 Постановления Правительства РФ от 06 сентября 1998 года "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" основаниями для исключения гражданина из списка граждан, уволенных с военной службы, вставших до 01 января 2005 года в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспечение гражданина жилым помещением либо желание самого гражданина.
Поскольку истец был поставлен органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, общая продолжительность прохождения военной службы составила более 20 лет, жилым помещением либо средствами на его приобретение истец обеспечен не был, сам по себе факт включения его в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации свидетельствует о наличии у истца права на обеспечение его жилым помещением в одной из предусмотренных законом форм.
При таких обстоятельствах, у министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области отсутствовали основания для отказа истцу в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
То обстоятельство, что постановлением администрации города Благовещенска от 30 ноября 2012 года истец снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении не свидетельствует о необоснованности заявленных исковых требований. Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции на момент его принятия. На дату принятия судом решения истец состоял на учете нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия учитывает также и то обстоятельство, что такое понятие как прохождение военной службы по контракту впервые введено Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4455-1, вступившим в силу с 1 марта 1993 года.
Указанный закон вступил в силу в период прохождения истцом военной службы. В целях реализации названного Закона и на основании его статьи 56 Верховный Совет Российской Федерации Постановлением от 11 февраля 1993 года установил переходный период - до 31 декабря 1994 года, в пределах которого с военнослужащими заключались контракты; военнослужащие, не выразившие желания заключить контракт, по истечении 3 или 6 месяцев (в зависимости от воинского звания и занимаемой должности), если они не использовали такое основание, как увольнение со службы по собственному желанию, подлежали увольнению с военной службы в силу части пятой статьи 60 Закона. На основании указанной нормы истец был уволен в запас в 1995 году.
Между тем, часть пятая статьи 60 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", имеющая характер переходного положения, исчерпала себя еще в 1994 году, а сам названный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе".
Судебная коллегия считает, что введение нового порядка прохождения службы по контракту свидетельствует о проводимых в этот период времени в вооруженных силах организационно - штатных мероприятиях, что также свидетельствует об обоснованности заявленных исковых требований.
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 17 августа 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать заключение министерства жилищно - коммунального хозяйства в Амурской области N 01 - 17 - 1613 от 15 июня 2012 года по результатам проверки учетных дел граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, обеспечиваемых жилыми помещениями счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации незаконным.
Возложить на министерство жилищно - коммунального хозяйства Амурской области обязанность по перечислению Джуплину В.Н. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 26 июня 2013 г. N 33АП-1755/13 (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании