Постановление Амурского арбитражного суда
от 11 ноября 1999 г. N А04-2189/99-7/202
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 января 2000 г. N Ф03-А04/99-2/2012 настоящее Постановление и Решение Арбитражного суда Амурской области от 10 сентября 1999 г. N А04-2189/99-7/202 оставлены без изменения
Арбитражный суд Амурской области рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУП "Забайкальская железная дорога" на решение (определение) арбитражного суда Амурской области от 10.09.99 г. по делу N 7/202, установил:
Государственное унитарное предприятие "Забайкальская железная дорога" обратилось в арбитражный суд Амурской области с иском о признании недействительным постановления Амурского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (АТУ) от 11.06.99 N 4.
Решением от 10.09.99 г. по делу N А04-2189/99-7/202 истцу в иске отказано, в связи с обоснованностью и правомерностью Постановления АТУ МАП от 11.06.99 N 4.
ГУП "Забайкальская железная дорога" не согласилось с указанным решением по делу и заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение по делу N А04-2189/99-7/202 от 10.09.99 г. отменить, вынести новое решение.
В обоснование своих требований заявитель жалобы указывает на неправильное применение АТУ МАП РФ норм ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Следовало применить ФЗ "О естественных монополиях" и "Положения о реестре субъектов естественных монополий на транспорте" утвержденное Приказом руководителя ФСЕМТ N 13 от 20.03.98 г.; предусматривающими, что железнодорожные перевозки относятся к естественным монополиям.
П.1 ст. 2 ФЗ "О конкуренции".." устанавливает, что этот Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках. Положения этого Закона должны применяться к предприятиям, выпускающим на рынок аналогичный товар (услугу). Других предприятий, кроме железных дорог, входящих в систему МПС РФ, предоставляющих на рынок услуги по перевозке ж/д транспортом, нет. Таким образом, к предприятию, являющемуся естественным монополистом, нормы ФЗ "О конкуренции..." применяться не должны.
Заявитель жалобы так же считает, что АТУ МАП РФ является некомпетентным органом для вынесения данного постановления т.к. в ст. 5 ФЗ "О естественных монополиях" указывается, что деятельность субъектов естественных монополий регулируется федеральными, органами исполнительной власти: АТУ МАП РФ к таким органам не относится.
Ответчик с доводами заявителя апелляционной жалобы не согласен по следующим основаниям, указанным в отзыве.
Согласно Информационного письма Президиума ВАС РФ N 32 от 30.03.98 г., при выявлении нарушений ФЗ "О конкуренции..." допущенных: субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Кроме того, ответчик указывает, что Белогорский комбинат питания оказывает услуги на рынке услуг предприятий общественного питания, который не относится к сфере естественных монополий. Следовательно присоединение его к ГП "Белогорская дирекция по обслуживанию пассажиров Свободненского отделения Забайкальской железной дороги" повлияет на состояние конкуренции на рынке подобных услуг.
Исследовав материалы дела и заслушав стороны в процессе суд установил:
В соответствии о постановлением Главы Администрации г.Белогорска от 04.05.98 N 352 предприятие "Белогорский комбинат питания" исключено из госреестра юридических лиц в связи с его реорганизацией путем присоединения к ГП "Белогорская дирекция по обслуживанию пассажиров" Свободненского отделения Забайкальской железной дороги".
Суммарная стоимость активов по балансам участников реорганизации по состоянию на 01.04.98 составила 139655 руб., что превышает 100 тыс.руб. минимальных оплат труда.
10.06.99 АТУ МАП РФ вынесло постановление N 4 о наложении штрафа за нарушение антимонопольного законодательства (ст. 17 ФЗ "О конкуренции...") на ГУП "Заб.ж.д.", принявшее решение о реорганизации. Нарушение выразилось в неполучении согласия АТУ МАП РФ на реорганизацию путем слияния.
Согласно п. 13 Информационного Письма Президиума ВАС РФ от 30.03.98 N 32 антимонопольный орган вправе делать субъекту естественной монополии предписания. Деятельность субъектов естественных монополий находится под контролем органов государственного регулирования естественных монополий. Субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством. Следовательно их деятельность контролируется так же и антимонопольными органами. При выявлении нарушений ФЗ "О конкуренции...", допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.98 N 448 утверждена Концепция структурной реформы федерального ж/д транспорта, в которой установлено, что основной целью реформы является снижение совокупных народно-хоаяйственных затрат на перевозки ж/д транспорта на основе создания условий для демонополизации отдельных сфер, деятельности ж/д транспорта и развития рыночной конкуренции, доступности инфраструктуры железных дорог для пользователей различных форм собственности.
Таким образом АТУ МАП РФ был правильно применен ФЗ "О конкуренции...".
Кроме того, Указ Президента РФ "Об основных положениях структурной реформы в сфере естественных монополий" N 426 от 28.04.97 устанавливает, что целями реформы железнодорожного транспорта являются: усиление государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий на ж/д транспорте; стимулирование развития конкуренции в различных сегментах рынка транспортных услуг, в потенциально-конкурентных видах хозяйственной деятельности и соответствующее ослабление государственного регулирования; повышение качества обслуживания потребителей транспортных услуг.
Соединение же "Белогорского комбината питания" к ГП "Белогорская дирекция..." противоречит этим целям, т.к. ограничивает конкуренцию на товарном рынке услуг общественного питания предоставляемых пассажирам ж/д транспорта.
На основании изложенного и исходя из смысла ФЗ "О конкуренции..." ГАИ Россия и его территориальные управления МАП РФ осуществляют контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при проведении реформы ж/д транспорта.
Исходя из изложенного ГУП "Забайкальская железная дорога", принявшее решение о реорганизации путем присоединения "Белогорского комбината питания" к ГП "Белогорская дирекция...", обязано было обратиться в АТУ МАП РФ за согласием на реорганизацию.
Руководствуясь ст. ст. 157, 159 АПК РФ, суд постановил:
Решение арбитражного суда Амурской области от 10.09.99 по делу N А04-2189/99-7/202 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Госпошлину отнести на истца.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Амурской области от 11 ноября 1999 г. N А04-2189/99-7/202
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 января 2000 г. N Ф03-А04/99-2/2012 настоящее Постановление и Решение Арбитражного суда Амурской области от 10 сентября 1999 г. N А04-2189/99-7/202 оставлены без изменения