Решение Арбитражного суда Амурской области
от 10 сентября 1999 г. N А04-2189/99-7/202
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 января 2000 г. N Ф03-А04/99-2/2012 настоящее Решение и Постановление апелляционной инстанции от 11 ноября 1999 г. по делу N А04-2189/99-7/202 Арбитражного суда Амурской области оставлены без изменения
Постановлением Арбитражного суда Амурской области от 11 ноября 1999 г. N А04-2189/99-7/202 настоящее Решение оставлено без изменения
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску ГУП Забайкальской железной дороги к Амурскому территориальному управлению по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о признании постановления недействительным, установил: Государственное унитарное предприятие "Забайкальская железная дорога" обратилось в арбитражный суд области с иском о признании постановления Амурского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (АТУ) от 11.06.99 г. N 4 недействительным.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснив, что к предприятиям, входящим в систему МПС РФ не должны применяться нормы Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" ГУП Забайкальская железная дорога является хозяйствующим субъектом относящимся к субъектам естественной монополии. В соответствии со ст. 8 ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" создание, реорганизация и ликвидация иных предприятий железнодорожного транспорта, основанных на праве хозяйственного ведения, в том числе входящих в состав железных дорог, связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Представители АТУ иск не признали, показав суду, что действие норм Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" распространяются на ГУП "Забайкальская железная дорога". Поскольку решение о реорганизации предприятия "Белогорский комбинат питания" путем присоединения его к ГП "Белогорская дирекция по обслуживанию пассажиров Свободненского отделения дороги Забайкальской железной дороги" принято ГУП, а не правительством РФ, МПС России, истец должен был обратиться в АТУ с ходатайством о даче согласия на реорганизацию предприятия "Белогорский комбинат питания". В связи с изложенным считает постановление о взыскании штрафа с ГУП за несоблюдение ст. 17 Закона РФ "О конкуренции..." обоснованным.
Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствие с Постановлением Главы Администрации г. Белогорска от 04.06.98 г. N 352 предприятие "Белогорский комбинат питания" исключено из государственного реестра юридических лиц в связи с реорганизацией путем присоединения к ГП "Белогорская дирекция по обслуживанию пассажиров Свободненского отделения Забайкальской железной дороги".
Решение по организации предприятия "Белогорский комбинат питания" принято ГУП "Забайкальская железная дорога" (указание 279/71 от 29.09.97 г.)
Суммарная стоимость активов по балансам участников реорганизации по состоянию на 01.04.98 г. составила 139655 р., что превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
В соответствие со ст. 17 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 г. N 948-I (с изменениями) в целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением организациями или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом осуществляется государственный контроль за ... слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Лица или органы, принимающие решение о создании, реорганизации, ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, представляют в федеральный антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на создание, регистрацию, ликвидацию коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно Указа Президента РФ "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" к основным целям структурной реформы железнодорожного транспорта отнесено стимулирование развития конкуренции в различных сегментах рынка транспортных услуг.
В соответствие с Постановлением от 15.05.98 г. N 448 МПС РФ, Минэкономики РФ с заинтересованными органами исполнительной власти реко - мендовано реализовать Концепцию комплексно и не допускать преобра - зований, которые могут привести к ухудшению работы железнодорожного транспорта и увеличению стоимости пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок.
Согласно Концепции структурной реформы Федерального железнодорожного транспорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.05.98 г. N 448 основной целью структурной реформы федерального железнодорожного транспорта является снижение совокупных затрат на перевозки железнодорожным транспортом. Важнейшим фактором снижения транспортных расходов является развитие конкуренции на железнодорожном транспорте. В этих целях как изложено в Концепции, необходимо поэтапно разделить монопольные и конкурентные виды деятельности на железнодорожном транспорте в организационной и экономической областях его работы. К конкурентному сектору отнесены доставка грузов в пассажиров, услуги, оказываемые грузовыми и пассажирскими компаниями, а также весь комплекс транспортно-экспедиционных услуг.
На основании изложенного и исходя из смысла Закона РФ "О конкуренции..." ГАК России и его территориальные управления МАП России осуществляют контроль за соблюдением антимонопольного законодательства РФ в соответствие со ст. 17 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" при проведении реформы железнодорожного транспорта.
Поскольку решение о реорганизации предприятия "Бологорский комбинат питания" путем присоединение его к ГП "Белогорская дирекция по обслуживанию пассажиров Свободненского отделения дороги Забайкальской железной дороги" принято не лицами, принявшими решение о реорганизации структуры ж.д. транспорта - Правительством РФ, МПС России, а непосредственно ГУП "Забайкальская железная дорога", то оно (ГУП) обязано было обратиться в Амурское территориальное Управление МАП с ходатайством о даче согласия на реорганизацию предприятия "Белогорский комбинат питания".
С учетом изложенного суд признает постановление АТУ от 10.06.99 года о наложении штрафа за нарушение антимонопольного законодательства РФ на ГУП "Забайкальская железная дорога" обоснованным и не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст. 123-127, 132, 135 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, суд решил:
в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 10 сентября 1999 г. N А04-2189/99-7/202
Текст Решения официально опубликован не был
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 января 2000 г. N Ф03-А04/99-2/2012 настоящее Решение и Постановление апелляционной инстанции от 11 ноября 1999 г. по делу N А04-2189/99-7/202 Арбитражного суда Амурской области оставлены без изменения
Постановлением Арбитражного суда Амурской области от 11 ноября 1999 г. N А04-2189/99-7/202 настоящее Решение оставлено без изменения