3 октября 2002 года состоялось седьмое заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыло 33 депутата. По уважительной причине отсутствовали депутаты: Е.Г. Анцупов, С.А. Востров, А.Г. Исламов, П.А. Лубенский, Е.П. Малик, О.В. Малинин, В.А. Новиков, М.А. Хвостанцев, Ю.А. Черняк. На заседании Смоленской областной Думы присутствовали первый заместитель Главы администрации области А.В. Щелоков, заместители Главы администрации Смоленской области, руководители департаментов и иных органов исполнительной власти Смоленской области, Уполномоченный по правам человека в Смоленской области В.Н.Осин, руководители территориальных правоохранительных структур, налоговых и судебных органов, федерального казначейства, областного совета профсоюзов, органов местного самоуправления.
Началось заседание в 10-00, последнее голосование состоялось в 12-50.
В проект основной повестки дня заседания было внесено 27 вопросов. В период подготовки к заседанию Главой администрации отозван вопрос передачи объекта из государственной собственности РФ в собственность Смоленской области. Все остальные вопросы приняты к рассмотрению.
Статистика типов вопросов такова:
- законопроекты -9 (из них: базовые - 3, изменение действующего законодательства - 6);
- информация должностных лиц - 2;
- законодательная инициатива Смоленской областной Думы- 1;
- назначение должностных лиц - 2;
- утверждение Положений - 2;
- изменение решений и постановлений Смоленской областной Думы - 3;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 1;
- обращения субъектов Российской федерации - 5;
- награждение Почетной грамотой - 2.
В числе рассматриваемых вопросов внесено:
- председателем Смоленской областной Думы -5;
- депутатами комитета по бюджету, налогам и финансам - 1;
- депутатами комитета по законности и правопорядку - 1;
- депутатами комитета по вопросам местного самоуправления и связям с общественными организациями - 1;
- комитетом по законности и правопорядку - 5;
- комитетом по социальной политике - 3;
- комитетом по вопросам агропромышленного комплекса - 1;
- Главой администрации области - 5;
- Уполномоченным по правам человека в Смоленской области - 3;
- контрольные вопросы - 2.
В течение заседания 8 законопроектов приняты в первом чтении и в целом, 1 проект закона, ранее принятый в первом чтении, принят в целом. Всего с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва рассмотрено 24 законопроекта, 22 из них приняты в целом.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "Об исполнении областного бюджета за 2001 год", проект которого внесен на рассмотрение Главой администрации Смоленской области в соответствии со ст. 241 Бюджетного кодекса РФ. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. Доходная часть бюджета 2001 года исполнена на 96,6%. Финансовые обязательства федерального бюджета исполнены в полном объеме. Плановое задание по собственным доходам выполнено на 106,5%. Налоговые доходы выросли по сравнению с предыдущим годом на 39%. В прошедшем году наблюдался прирост поступлений по всем статьям собственных доходов, за исключением лицензионных сборов. Последнее обстоятельство вызвано вступлением в силу новой редакции федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Доля областного бюджета в консолидированном бюджете области - 32%, доля областного центра - 30%, остальная часть доходов приходится на 26 муниципальных образований. Расходная часть областного бюджета выполнена на 87%. Докладчик проинформировал о предложениях Минфина РФ по отчету и работе, проводимой администрацией области по их реализации.
Отмечая продолжающееся в течение ряда лет непропорциональное финансирование статей бюджета, председатель Смоленской областной Думы В.И. Анисимов предложил докладчику пояснить, как возможно избежать подобной практики. По мнению А.Е. Ященко, как положительную тенденцию можно отметить исполнение в полном объеме обязательств областного бюджета по перечислению средств на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности районов, но не все причины находятся в компетенции исполнительных органов власти. Иллюстрацией может служить рост в текущем году тарифов по ТЭК, превышающий предельный размер, установленный Правительством РФ. В течение года, в силу влияния различных факторов, приходится выделять средства для бюджетных ссуд муниципальным образованиям, превышать плановые показатели по социально защищенным статьям. Несколько сгладить ситуацию позволит переход всех муниципальных образований на единый федеральный стандарт по оплате населением услуг ЖКХ, установление единых надбавок и доплат работникам бюджетной сферы. Депутат Е.А. Гуртученко предложил разработать нормативы минимальной бюджетной обеспеченности. Это позволит исключить субъективизм в межбюджетных отношениях. Был также поднят вопрос о целесообразности введения казначейского исполнения консолидированного бюджета. Обобщая выступления, председатель Смоленской областной Думы В.И. Анисимов предложил совместное изучение опыта Калужской области, где уже реализуются и закон о нормативах бюджетной обеспеченности, и казначейское исполнение.
В результате обсуждения проект областного закона принят в первом чтении и в целом. Отчет об исполнении областного бюджета за 2001 год утвержден по доходам в сумме 2781981,0 тыс. руб., по расходам - 2742725,0 тыс. руб. с превышением доходов над расходами в сумме 39256,0 тыс. руб. Администрации области предложено обратить внимание на неполное освоение целевых средств федерального бюджета, неравномерность исполнения расходной части областного бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации бюджетов, неудовлетворительное финансирование раздела "Сельское хозяйство и рыболовство". При составлении отчета об исполнении бюджета за текущий финансовый год администрации рекомендовано учесть замечания, изложенные в заключении Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы. С целью определения эффективности деятельности органов власти Смоленской области администрации области предложено одновременно с отчетом об исполнении бюджета за 2002 год представить в Думу информацию о степени соответствия социально-экономического состояния области прогнозным показателям на год, о развитии госсектора экономики, о реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2002 год, исполнении целевых областных программ и др.
Закон "О внесении изменения в статью 1 областного закона "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2002 год" представляет собой редакционную правку в части даты официального опубликования закона, в который ранее было внесено изменение. Депутаты единогласно приняли проект областного закона в первом чтении и в целом.
Закон "О Положении о Смоленском областном фонде обязательного медицинского страхования" принят с целью законодательного определения статуса территориального фонда в системе обязательного медицинского страхования. Докладчик - депутат Е.И. Каманин, председатель профильного комитета Смоленской областной Думы - по социальной политике. Рабочей группой предложено четыре поправки, одобренные комитетом, три из которых носят уточняющий характер и содержат ссылки на федеральное законодательство. В связи с замечаниями прокуратуры области предложено изменить формулировку, касающуюся условий труда работников фонда. В ходе заседания решено не изменить, а исключить из закона указанную норму. По результатам рассмотрения проекта областного закона комитетом по бюджету, налогам и финансам предложено еще три поправки, формулировки двух из которых в ходе заседания были уточнены депутатом М.В. Лосенко. Предлагается исключить пункт, предусматривающий экономическое стимулирование качественно работающих медицинских учреждений (в первоначальном виде норма как бы допускает возможность некачественности их работы), дополнить ст. 7 в части контроля за финансовой деятельностью фонда Контрольно-счетной палатой Смоленской областной Думы, включить полномочия Смоленской областной Думы по утверждению организационной структуры фонда. В ходе обсуждения проекта депутат Е.И. Каманин предложил доработать ст.1, дополнив ее перечнем органов власти, которые создают фонд. Дополнительная поправка по финансовым средствам, не израсходованным в текущем году, предложена депутатом А.М. Горшковым. Поправка депутата В.В. Вуймина об утверждении штатного расписания фонда, по разъяснению правого управления Смоленской областной Думы, противоречит федеральному законодательству. С учетом одобренных поправок проект областного закона единогласно принят в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О предоставлении налоговых льгот внешним инвесторам" принят в связи с вступлением в силу Федерального закона "Об инвестиционных фондах" и на основании практики реализации областного закона. Докладчик - заместитель начальника Департамента экономического развития Смоленской области В.М. Камышев. Утверждение заключения о соответствии внешнего инвестора требованиям областного закона, передано из компетенции Главы администрации Смоленской области в компетенцию заместителя Главы администрации, курирующего вопросы экономики. В связи с переименованием (после принятия Федерального закона "Об инвестиционных фондах") Фонда развития внешних инвестиций в Смоленский фонд внешнего сотрудничества соответствующие изменения внесены по тексту действующей редакции закона. Депутаты Смоленской областной Думы единогласно приняли законопроект в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменения в статью 5 областного закона "О Контрольно-счетной палате Смоленской областной Думы", принят с целью изменения правового статуса и порядка замещения должности председателя Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы. Ранее председатель избирался из числа депутатов и мог исполнять свои обязанности без отрыва от основного вида работы. Практика работы Думы второго созыва показала целесообразность работы председателя Контрольно-счетной палаты на профессиональной основе. Согласно внесенным изменениям председатель должен иметь соответствующие образование и опыт в области управления финансами и выполнять обязанности в порядке замещения государственной должности государственной службы Смоленской области. В связи с этим статья 5 изложена в новой редакции. Проект областного закона внесен на рассмотрение председателем Смоленской областной Думы, депутатом В.И. Анисимовым. Депутаты единогласно поддержали проект закона, приняв его в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении дополнений в областной закон "Об областных государственных должностях и государственной службе Смоленской области" логически связан с предыдущим законом и определяет денежное содержание председателя Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы. Проект областного закона внесен на рассмотрение председателем Смоленской областной Думы, депутатом В.И. Анисимовым. Законопроект единогласно принят в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменения в статью 26 областного закона "О статусе депутата Смоленской областной Думы" принят с целью улучшения материально-финансовых условий осуществления депутатом Смоленской областной Думы его полномочий. Закон увеличивает ежемесячную денежную компенсацию на депутатские расходы. Проект закона внесен на рассмотрение председателем Смоленской областной Думы, депутатом В.И. Анисимовым и единогласно принят в первом чтении и в целом.
Закон "О внесении изменения в статью 27 областного закона "О местном самоуправлении в Смоленской области" принят с целью устранения замечаний, изложенных в экспертном заключении Управления Министерства юстиции РФ по Смоленской области от 22.08.2002 N 174 на областной закон от 7 октября 1996 года N 31-з "О местном самоуправлении в Смоленской области". Докладчик - председатель комитета по вопросам местного самоуправления и связям с общественными организациями, депутат В.А. Гимаров, внесший проект закона на рассмотрение. Принятая поправка вызвана вступлением с 1 июля 2002 года Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" и связана с уточнением определения порядка регистрации объединений, образованных органами местного самоуправления в форме ассоциаций или союзов. Законопроект единогласно принят в первом чтении и в целом.
Закон "О представителях общественности - членах квалификационной коллегии судей Смоленской области" принят с целью реализации Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" от 14.04.2002 N30-ФЗ. Докладчик - разработчик проекта закона В.Н. Осин, Уполномоченный по правам человека в Смоленской области. Федеральный закон устанавливает новый порядок формирования квалификационных коллегий судей, как одного из видов органов судейского сообщества. При этом в состав коллегии входят представители общественности, порядок назначения которых устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Смоленская областная Дума назначает в состав коллегии семь представителей общественности сроком на 2 года. В соответствии с федеральным законодательством определены требования к представителям общественности. Порядок назначения устанавливается отдельным Положением, утвержденным на текущем заседании Думы. Закон определяет порядок поступления предложений о кандидатах, основания досрочного прекращения полномочий представителя общественности в квалификационной коллегии судей. Проект областного закона единогласно принят в первом чтении и в целом.
Характеристика вопросов, рассмотренных на заседании Думы
В рамках полномочий Смоленской областной Думы, определенных п.1 ст.24 Устава Смоленской области, заслушана информация администрации Смоленской области:
- о социально-экономическом развитии Смоленской области в 2001 году и первом полугодии 2002 года. Докладчик - заместитель Главы администрации Смоленской области М.Е. Пешков. Согласно приведенным докладчиком основным макроэкономическим показателям, характеризующим социально-экономическую положение, в 2001 году Смоленская область имела положительную динамику по большинству из них. Среди 18 регионов Центрального федерального округа Смоленская область занимала 5-е место по объему промышленной продукции, 6-е - по объему сельскохозяйственной продукции, 4-е - по строительству жилья, 13-е - по просроченной задолженности по заработной плате. Эти же тенденции, но с замедлением темпов роста наблюдаются и в I полугодии 2002 года. В целом по основным показателям макроэкономики область сохранила свои позиции в Центральном федеральном округе, в то же время отдельные показатели имеют тенденцию роста или снижения по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Депутаты Смоленской областной Думы постановили принять информацию к сведению.
- об итогах исполнения областного бюджета за первое полугодие 2002 года. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области А.Е. Ященко. Доходная часть областного бюджета выполнена на 59%, расходная - на 54%. В своем выступлении докладчик кратко остановился на причинах некоторых проблем, отмеченных в проекте постановления Думы по обсуждаемому вопросу, и проинформировал депутатов о действиях администрации по их устранению. В обсуждении приняли участие депутаты В.В. Вуймин, Е.А. Гуртученко, Е.И. Каманин, Т.А. Литвинова, А.И. Мишнев, В.И. Рыжиченков, Г.Н. Яремчук, Л.В. Хлудова. Их выступления касались необходимости внесения изменений в бюджет, оплаты расходов по ТЭК, недофинансирования целевой программы борьбы с преступностью, неисполнения постановления Смоленской областной Думы о выделении дополнительных средств для первоочередных сельскохозяйственных мероприятий и проведение диспансеризации детей. Подводя итог обсуждению председатель Смоленской областной Думы В.И. Анисимов рекомендовал отказаться от практики внесения поправок в бюджет по уже произведенным расходам, т.е. что называется "постфактум". Информацию администрации принята к сведению. В постановлении Смоленской областной Думы администрации области предложено обратить внимание на недоимку по налоговым платежам как резерва доходной части бюджета, на непропорциональное финансирование отдельный статей, неиспользование средств бюджета развития, низкую собираемость налога с продаж, неэффективную работу с объектами госсобственности, возможность невыполнения ряда целевых программ. В связи с этим администрации области предложено реализовать ряд мер, в числе которых: совместная с федеральными органами работа по мобилизации поступлений в бюджет и контролю за ними, сокращение задолженности по детским компенсациям, обеспечение топливом населения и жилищно-коммунального хозяйства области, внесение изменений в областной закон "Об областном бюджете на 2002 год", отражающих потребности текущего периода. С целью подготовки к принятию бюджета на 2003 год комитетам Смоленской областной Думы предложено в октябре месяце обсудить предложения рабочей группы по основным направлениям налоговой и бюджетной политики в области с учетом рекомендаций, выработанных на заседании круглого стола "Пути оздоровления экономики Смоленской области".
Необходимость принятия Положения о порядке назначения и досрочного прекращения полномочий представителей общественности в квалификационной коллегии судей Смоленской области определена статьей 3 проекта областного закона "О представителях общественности - членах квалификационной коллегии судей Смоленской области", принятого на текущем заседании в первом чтении и в целом. Положение определяет процедуру принятия Смоленской областной Думой решения о назначении и досрочном прекращении полномочий представителей общественности в квалификационной коллегии судей. Смоленская областная Дума приняла постановление "Об утверждении Положения о порядке назначения и досрочного прекращения полномочий представителей общественности в квалификационной коллегии судей Смоленской области" и утвердила само положение.
На текущем заседании утверждено Положение о Комиссии Смоленской областной Думы по рассмотрению обращений граждан, связанных с совершенствованием правовой основы деятельности органов государственной власти Смоленской области, с решением экономических, политических, социальных вопросов, проект которого внесен в Думу Уполномоченным по правам человека в Смоленской области В.Н. Осиным в порядке реализации норм областного закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Смоленской области" от 40.03.2002 N 29-з. Комиссия является совещательным и консультативным органом Смоленской областной Думы и осуществляет свою деятельность на общественных началах. Деятельность комиссии позволит обобщить предложения жителей области и учесть общественное мнение при принятии решений по экономическим, политическим, социальным вопросам. Количественный состав комиссии - не более 5 человек. Членами комиссии являются депутаты Смоленской областной Думы, Уполномоченный по правам человека в Смоленской области, председатель областного объединения организации профессиональных союзов области. Председателем комиссии по должности является заместитель председателя Смоленской областной Думы. Одновременно соответствующие изменения внесены в п.2 ст.15 Регламента Смоленской областной Думы.
Постановлением Смоленской областной Думы от 1 июля 2004 г. N 241 Регламент, утвержденный решением Смоленской областной Думы от 27 сентября 2001 г. N 305 признан утратившим силу
В связи с введением единого сельскохозяйственного налога возник вопрос о критериях отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа. Статья 3462 части второй Налогового кодекса Российской Федерации возлагает полномочия по разработке таких критериев на Правительство РФ. Согласно Постановлению Правительства от 29.04.2002 N 282 перейти льготное налогообложение смогут не более 5% хозяйств области. Смоленская областная Дума 25.07.2002 по предложению комитета по вопросам агропромышленного комплекса приняла обращение к Правительству РФ об изменении критериев отнесения сельхозорганизаций к организациям индустриального типа. Одновременно комитет предложил выступить с законодательной инициативой об изменении статьи 3462 Налогового кодекса РФ. Соответствующий проект федерального закона внесен заместителем председателя комитета, депутатом В.Г. Новиковым. Законопроект предполагает исключить полномочия Правительства в части определения порядка, в соответствии с которым законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень организаций индустриального типа, и передать решение этого вопроса в ведение субъектов Российской Федерации в полном объеме, так как на федеральном уровне невозможно учесть все особенности природно-климатических, экономических, социальных и иных особенностей каждого региона.
Смоленская областная Дума постановила внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы Смоленской областной Думы проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3462 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Смоленская областная Дума поддержала предложения депутатов о внесении изменений в постановление Смоленской областной Думы от 21.02.2002 N72 "Об утверждении положений об удостоверениях депутата Смоленской областной думы, председателя Смоленской областной Думы, заместителя председателя Смоленской областной Думы и о нагрудном знаке депутата Смоленской областной Думы, их образцов и описаний". Изменения касаются размера и символики удостоверения, порядка его подписания, формы значка.
В связи с изменением правового статуса председателя Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы соответствующие изменения внесены в структуру и штатное расписание Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы и в структуру и штатное расписание Смоленской областной Думы.
В соответствии с полномочиями Смоленской областной Думы, определенными п.3 ст.24 Устава Смоленской области, на текущем заседании депутаты обсудили предложенные кандидатуры и дали согласие на назначение на должность:
- начальника Департамента Смоленской области по вопросам местного самоуправления и государственной службы - В.И. Шунина;
- начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области - А.И. Сиротина.
В рамках работы по взаимодействию с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотрены и поддержаны:
- Законодательная инициатива Государственного Собрания Республики Башкорстан по внесению дополнения в Трудовой кодекс Российской Федерации. Изменение касается введения запрета на совместную .службу родственников в государственных и муниципальных организациях и направлено на исключение возможных злоупотреблений со стороны работодателей. Ранее в Кодексе законов РСФСР о труде была предусмотрена такая норма для лиц, состоящих в близком родстве и свойстве, если их служба связана с непосредственным подчинением и подконтрольностью. В отношении государственных служащих такой запрет установлен Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации".
- Обращение Государственной Думы Ставропольского края к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 79 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в первоочередном порядке. С вступлением в силу Федерального закона "Об актах гражданского состояния" исключена правовая основа, позволяющая делегировать полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния органам местного самоуправления, что создает серьезные препятствия для граждан, особенно проживающих в отдаленных населенных пунктах, в решении жизненно важных вопросов. В Смоленской области действует областной закон "О наделении органов местного самоуправления полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния", поэтому проблема, поднятая в обращении, актуальна и для нашего региона.
- Обращение Государственного Совета Удмуртской Республики к Президенту Российской Федерации В.В. Путину по поводу правового обеспечения участия граждан в охране общественного порядка. Согласно Конституции Российской Федерации общественная безопасность относится к предметам совместного ведения, в связи с чем законы, обеспечивающие право граждан на участие в охране общественного порядка, существуют более чем в 30 субъектах РФ. Однако отсутствие правовой базы на федеральном уровне на практике служит поводом подвергнуть сомнению правомочность региональных законов.
- Обращение Законодательного Собрания Нижегородской области к Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о проекте бюджета Фонда социального страхования на 2003 год. В отличие от предыдущих лет в проекте бюджета на 2003 год не предусмотрены расходы за счет средств социального страхования по целому перечню социально значимых статей: санаторно-курортное лечение работающих и членов их семей, оздоровление детей, содержание детско-юношеских спортивных школ. Такое решение напрямую затрагивает интересы многих граждан, особенно с невысокими доходами, ведет к подрыву доверия к органам государственной власти и нарушению сложившейся системы социального страхования по всей России. Проблемы, поднятые в обращении, актуальны и для нашей области.
- Обращение Брянской областной Думы к Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по внесению изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации об отмене налога на добавленную стоимость на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Введение НДС привело к росту цен на лекарственные препараты, что ограничивает их приобретение, в том числе малообеспеченными гражданами, пенсионерами, особо нуждающимися в этих препаратах.
- Обращение депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области к Президенту Российской Федерации, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Министру здравоохранения Российской Федерации по итогам депутатских слушаний на тему "Обеспечение населения Оренбургской области лекарственными средствами". В обращении затронут целый ряд проблем, связанных с реализацией лекарственных препаратов: лицензирование данного вида деятельности, организация бесплатного и льготного отпуска лекарств, оборот наркотических и психотропных веществ. Как и в предыдущем обращении поднят также вопрос об отмене НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
4 октября 2002 г.
http://admin.smolensk.ru/~duma/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 7-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 3 октября 2002 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/