4 февраля 2003 года состоялось двенадцатое заседание Смоленской областной Думы III созыва. На заседание прибыл 41 депутат. По уважительной причине отсутствовали депутаты: Е.Г. Анцупов, П.М. Беркс, С.А. Востров, Е.А. Гуртученко, А.Г. Исламов, О.В. Малинин, В.К. Чертков. На заседании Смоленской областной Думы присутствовали: Главный федеральный инспектор Центрального федерального округа по Смоленской области Н.В. Рудак, первый заместитель Главы администрации области, представитель администрации области в Смоленской областной Думе А.В. Щелоков. В числе приглашенных на заседании присутствовали заместители Главы администрации Смоленской области, руководители департаментов и иных органов исполнительной власти Смоленской области, Уполномоченный по правам человека в Смоленской области В.Н.Осин, руководители территориальных правоохранительных структур, налоговых и судебных органов, федерального казначейства, областного совета профсоюзов, органов местного самоуправления.
Началось заседание в 10-00, последнее голосование состоялось в 11-10.
В проект основной повестки дня заседания было внесено 18 вопросов. По предложению председателя Смоленской областной Думы В.И. Анисимова в повестку дня внесены изменения: включен вопрос об информационном отчете Смоленской областной Думы за 2002 год и перенесено на следующее заседание заслушивание отчета члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителя в Совете Федерации от Смоленской областной Думы С.В. Антуфьева, ввиду отсутствия докладчика по уважительной причине. Депутаты поддержали также предложение депутата В.И. Рыжиченкова об исключении из повестки дня текущего заседания отчета правоохранительных органов области за 2002 год. Вопрос решено рассмотреть на следующем заседании с приглашением руководителя Управления внутренних дел Смоленской области. Все оставшиеся вопросы приняты к рассмотрению.
Статистика типов вопросов такова:
- законопроекты - 3 (из них: базовые -1; изменение действующего законодательства - 2);
- программа законопроектной деятельности - 1;
- отчетов и информаций - 2;
- обращения Смоленской областной Думы - 1;
- законодательные инициативы субъектов Российской Федерации - 5;
- обращения субъектов Российской Федерации - 2;
- изменение действующих постановлений Смоленской областной Думы - 1;
- о снятии с контроля постановления Смоленской областной Думы - 1;
- награждение Почетной грамотой - 1.
В числе рассматриваемых вопросов внесено:
- руководством Смоленской областной Думы - 3;
- депутатами Смоленской областной Думы - 2;
- комитетом по экономическому развитию и инвестициям- 3;
- комитетом по бюджету, налогам и финансам - 2;
- комитетом по законности и правопорядку - 1;
- комитетом по социальной политике - 1;
- комитетом по вопросам агропромышленного комплекса - 1;
- комитетом по имущественным и земельным отношениям, природопользованию - 1;
- Главой администрации области -1;
- контрольные вопросы - 2.
В течение заседания 3 законопроекта приняты в первом чтении и в целом. Всего с начала деятельности Смоленской областной Думы III созыва рассмотрено 62 законопроекта, 58 из них приняты в целом.
Законы, принятые на заседании Смоленской областной Думы
Закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2002 год" принят с целью полного отражения поступлений и расходов областного бюджета на конец финансового года. Докладчик - начальник Департамента финансов, бюджета и государственного заказа. Дополнительные средства в сумме 1,3 млн.руб. поступили из федерального бюджета на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на выплату жилищных субсидий населению. Вместе с тем, уменьшены средства федерального бюджета на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы, на возмещение расходов по проведению переписи населения, на финансирование дорожного хозяйства, на реализацию иных федеральных программ в регионе. В результате общий размер доходной части областного бюджета составил 3895,6 млн. руб. (в последней редакции закона этот показатель составлял 3902,5 млн. руб.). Изменения по соответствующим статьям внесены в расходную часть и ведомственную структуру расходов. Средства на выплату жилищных субсидий направлены в муниципальные образования области. В итоге общий размер расходной части составил 4207,3 млн. руб. (против ранее утвержденных 4214,1 млн. руб.). Предельный размер дефицита бюджета - 311,7 млн. руб. или 13 % от собственных доходов областного бюджета.
Депутатами Смоленской областной Думы В.Н. Залесовым и И.А, Юхименко предложено 14 поправок, в том числе по наименованию закона, уточнению названия федерального нормативного правового акта, наименованию высшего исполнительного органа государственной власти Смоленской области, источнику опубликования ранее внесенных в областной закон изменений. В обсуждении приняли участие депутаты П.А. Лубенский, Г.Н. Яремчук. Проект закона большинством голосов принят в первом чтении и, с учетом поправок, в целом.
Закон "О порядке избрания представителей от Смоленской областной Думы в квалификационную комиссию при адвокатской палате Смоленской области" принят с целью реализации Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Проект закона внесен на рассмотрение депутатом А.И. Мишневым. Согласно указанному закону при адвокатской палате субъекта Российской Федерации создается квалификационная комиссия, в формировании которой принимает участие законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Смоленская областная Дума назначает двух представителей сроком на два года. Областной закон устанавливает порядок внесения кандидатур для избрания представителей в квалификационную коллегию, требования к вносимым кандидатурам, порядок их рассмотрения и голосования. Депутатом В.И. Рыжиченковым предложены 2 поправки: по уточнению порядка рассмотрения кандидатур профильным комитетом в случае отсутствия кандидата, а также по процедуре включения кандидатур в список для тайного голосования на заседании Смоленской областной Думы. Депутаты единогласно приняли проект закона в первом чтении, утвердили таблицу поправок и приняли законопроект в целом.
Закон "О внесении изменений в областной закон "О Положении о Смоленском областном фонде обязательного медицинского страхования" принят с целью устранения противоречий, отмеченных в протесте прокуратуры Смоленской области и заключении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области. Проект закона внесен депутатами комитета по социальной политике: Е.И. Каманиным, Г.Н. Яремчук. Докладчик - председатель комитета Е.И. Каманин. Из закона исключены полномочия Смоленской областной Думы по утверждению состава исполнительной дирекции фонда. Федеральным законодательством данный вопрос отнесен к компетенции исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Одновременно внесены изменения, вызванные принятием областного закона "О поправках к Уставу Смоленской области", в части уточнения наименования высшего исполнительного органа власти Смоленской области. Смоленская областная Дума единогласно приняла проект закона в первом чтении и в целом.
Характеристика иных вопросов, рассмотренных на заседании Думы
На текущем заседании был заслушан отчет о работе Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы за 2002 год. Докладчик - председатель Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы И.В. Скобелев. В соответствии со ст.26 областного закона "О Контрольно-счетной палате Смоленской областной Думы" отчет ежегодно представляется Смоленской областной Думе и Главе Администрации Смоленской области. Деятельность палаты в отчетном периоде была направлена на совершенствование бюджетного процесса, а также на повышение уровня контроля за законным, целевым и эффективным использованием средств областного бюджета и внебюджетных фондов. В порядке экспертно-аналитической деятельности выполнена экспертиза проектов областных законов: "Об областном бюджете на 2002 год", "Об областном бюджете на 2003 год", "О бюджете Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год", "О бюджете Смоленского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2003 год"; отчетов об исполнении областного бюджета за определенные периоды.
Замечания контрольного органа Думы были учтены при доработке проектов, в частности, на 2003 год на 90 млн. руб. увеличены неналоговые доходы областного бюджета, снижены расходы на содержание аппарата управления СОФОМСа в 2002 и 2003 годах. В порядке контрольно-ревизионной деятельности за отчетный период проведено 20 проверок, в том числе 3 - по поручению Счетной Палаты Российской Федерации. О выявленных нарушениях были проинформированы Смоленская областная Дума, Администрация Смоленской области, правоохранительные органы. Практика показала эффективность проведения совместных контрольных мероприятий. В 2003 году планируется заключить ряд соглашений о взаимодействии в области финансового контроля с правоохранительными структурами. Работа Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы отмечена благодарственным письмом Счетной Палаты Российской Федерации. Контрольно-счетная палата Думы принимала участие в мероприятиях, проводимых Ассоциацией счетных органов России. С целью организации более эффективной деятельности докладчик предложил законодательно установить перечень форм отчетности, представляемых в Контрольно-счетную палату в обязательном порядке, и установить ответственность за отказ в предоставлении материалов для проверки. Депутаты утвердили отчет контрольного органа Смоленской областной Думы. Предложения, прозвучавшие в выступлении председателя Контрольно-счетной палаты Думы, переданы на проработку в комитет по бюджету, налогам и финансам и комитет по законности и правопорядку.
Смоленская областная Дума утвердила
Примерную программу законопроектной деятельности на 2003 год. Докладчик - заместитель председателя Смоленской областной Думы А.И Мишнев. Распоряжением председателя Смоленской областной Думы В.И. Анисимова была создана рабочая группа, обобщившая предложения субъектов права законодательной инициативы и комитетов Смоленской областной Думы. В проект Примерной программы включено 44 законопроекта, 30 из которых являются базовыми, 14 - направлены на совершенствование действующих законов. По ответственным за прохождение комитетам законопроекты распределились следующим образом:
- комитет по законности и правопорядку - 15 законопроектов. Среди них можно выделить блоки законов: о выборах, об административных правонарушениях;
- комитет по имущественным и земельным отношениям, природопользованию - 9 законопроектов. Это концепции управления и распоряжения госсобственностью, земельными участками, находящимися в собственности Смоленской области, программа приватизации государственного имущества, законопроект об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Смоленской области и др.;
- комитет по бюджету, налогам и финансам - 7 законопроектов, в том числе: по организации финансового контроля в области, по совершенствованию порядка внесения, рассмотрения и принятия областного бюджета, по развитию законодательства о едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- комитет по социальной политике - 7 законопроектов, в числе которых целевые программы по социальной адаптации военнослужащих, социальной реабилитации инвалидов, по предупреждению заболеваний социального характера, продолжение тематики обеспечения социальной защиты детей-сирот;
- комитет по вопросам местного самоуправления и связям с общественными организациями - 3 законопроекта, направленных на совершенствование действующего законодательства о местном самоуправлении, о статусе депутата представительных органов местного самоуправления, о муниципальной службе в Смоленской области;
- комитет по экономическому развитию и инвестициям - 2 законопроекта в области жилищно-коммунальной реформы и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья;
- комитет по вопросам агропромышленного комплекса планирует работу над программой развития АПК области на 2004-2008 годы.
В ходе заседания обсужден проект обращения Смоленской областной Думы к Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову о принятии мер по усилению контроля за возмещением из федерального бюджета налогоплательщикам-экспортерам налога на добавленную стоимость. Принятие обращения инициировано органами налоговой полиции Смоленской области. По их информации доля возмещения НДС составила 35,7 % от общей суммы поступлений в федеральный бюджет. Имеются многочисленные факты обращений за незаконным возмещением НДС в результате применения недобросовестными налогоплательщиками-экспортерами различных противоправных схем, в том числе, с использованием реквизитов несуществующих фирм, "фирм-однодневок". В обращении предложены меры, позволяющие усилить контроль за данной стороной экспортной деятельности. В частности, предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации, которые обязали бы налогоплательщиков, экспортирующих товары, в случае обращения за возмещением НДС, иметь отметку соответствующего налогового органа о регистрации счета-фактуры поставщика товара. По информации депутата Е.П. Малик подобная практика успешно используется на территории Белоруссии. При обсуждении обращения депутатами В.П. Раевским, В.В. Бочериковым были высказаны определенные сомнения в части сложности технической реализации предлагаемой регистрации счетов-фактур.
Дальнейшее рассмотрение обращения решено продолжить после всестороннего изучения вопроса с участием депутатов, производственная деятельность которых связаны с проведением экспортных операций.
По рекомендации комитета Думы по бюджету, налогам и финансам в связи с окончанием финансового года снято с контроля исполнение п.1 постановления Смоленской областной Думы от 25.07.2002 N 81 "Об областном законе "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете на 2002 год". По предложению депутат Е.И. Каманина вопрос о финансировании мероприятий по проведению диспансеризации детей на территории Смоленской области продолжает находиться на контроле Смоленской областной Думы.
В связи с изменениями составов комитетов соответствующие изменения внесены в постановления Смоленской областной Думы от 18.06.2002. Согласно заявлению, депутат Е.П. Малик переведена из комитета по бюджету, налогам и финансам в комитет по вопросам местного самоуправления и связям с общественными организациями. Избранные 22 декабря 2002 года депутаты решили работать: Н.К. Бондаренко - в комитете по законности и правопорядку, В.А. Разуваев и И.А. Юхименко - в комитете по экономическому развитию и инвестициям. Депутат И.А Юхименко приступает к исполнению депутатских обязанностей в качестве депутата, работающего на постоянной основе. Депутат В.Е. Левченков, ранее работавший в комитете по экономическому развитию и инвестициям на постоянной основе, назначен руководителем ГЭПП "Смоленсколбкоммунэнерго".
В соответствии с рекомендациями профильных комитетов Смоленская областная Дума поддержала следующие законодательные инициативы и обращения органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
Законодательную инициативу Волгоградской областной Думы по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)". По мнению разработчиков народное предприятие представляет собой новую форму хозяйствования, в правовой основе которого заложено сочетание социальной справедливости и стимулов к эффективной работе. Переход в данную организационно-правовую форму собственности способствует укреплению экономической безопасности как отдельного предприятия, так и России в целом, и надежной защите эффективно работающего товаропроизводителя от поглощения мнимыми инвесторами. Сложность и противоречивость законодательной базы, ограничения по преобразованию в народное предприятие организаций иных форм собственности сдерживают распространение народных предприятий как организационно-правовой формы собственности. В связи с этим предлагается новая редакция Федерального закона, позволяющая устранить его отрицательные моменты.
Законодательную инициативу Законодательного собрания Челябинской области по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе". Предлагаемый законопроект определяет ответственность федеральных органов государственной власти за несвоевременную оплату выполненного государственного заказа.
Законодательную инициативу Государственного Совета Удмуртской Республики по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации". В проекте федерального закона предлагается возможность создания изолированных участков исправительных колоний на территории воспитательных колоний. Эта мера позволит продолжить исправительный процесс достигших совершеннолетия осужденных на месте расположения воспитательных колоний, т.е. без перевода в исправительные колонии, расположенные в иных регионах.
Законодательную инициативу Законодательного Собрания Краснодарского края по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О плате за землю". Законопроект предусматривает ограничение льготного налогообложения земельных участков, выделенных под жилищное строительство, нормативными сроками действия разрешения на строительство.
Законодательную инициативу Законодательного Собрания Омской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в пункт 1 статьи 231 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". В связи со вступлением в силу новой редакции Федерального закона, регулирующего в числе прочих вопросы банкротства сельскохозяйственных организаций, в обсуждаемом проекте федерального закона предлагается отложить вступление в силу параграфа об особенностях банкротства сельскохозяйственных организаций до 1 января 2004 года.
Обращение Московской областной Думы к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации об установлении отдельным категориям граждан социального статуса жертв Великой Отечественной войны. В обращении предложено присвоить статус жертв войны бывшим узникам концлагерей, инвалидам с детства вследствие увечья, связанного с боевыми действиями, и лицам, ставшим сиротами или потерявшим родителей в годы войны.
Постановление Новгородской областной Думы от 18.12.2002 N 270-III ОД "Об обращении трудового коллектива ОАО "Акрон", одного из ведущих предприятий агрохимии, связано с критической ситуацией, сложившейся с поставками апатитового сырья от ОАО "Апатит". На 10-м заседании Смоленской областной Думы, состоявшемся 17 декабря 2002 года, было принято подобное обращение областной Думы к Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову, Полномочному представителю Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, в котором предложено незамедлительно рассмотреть вопрос о механизме поставок апатитового концентрата. Обращение было вызвано возможным срывом поставок сырья и угрозой полной остановки предприятия области - АО "Дорогобуж".
Информационно-аналитическое управление
Смоленской областной Думы
4 февраля 2003 г.
http://admin.smolensk.ru/~duma/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Смоленской областной Думы "Об итогах 12-го заседания Смоленской областной Думы третьего созыва 4 февраля 2003 г."
Информация размещена на сервере Смоленской областной Думы http://admin.smolensk.ru/~duma/