Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 18 августа 2003 г. N А73-6926/2003-11АП
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 января 2004 г. N Ф03-А73/03-2/3340 и Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 26 сентября 2003 г. N АИ-1/1008 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд, при участии: от заявителя - Королик Н.С., председатель ГСК-566, паспорт 1-ДВ N 522965, выдан 12.03.76 г. ОВД Центрального РИК г. Хабаровска, от административного органа - Некрасов С.А., главный государственный инспектор, доверенность от 03.01.03 г. N 33, удостоверение N 27191 от 03.07.03 г., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Гаражно-строительного кооператива N 566 к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по г. Хабаровску о признании незаконным Постановления N 53 от 31.07.03 г. административного органа о привлечении к административной ответственности.
Сущность спора: Гаражно-строительный кооператив N 566 (далее по тексту ГСК) обратился с заявлением о признании незаконным постановления N 53 от 31.07.03 Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Хабаровску, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 10000 руб. за использование земельного участка под ГСК без правоустанавливающих документов.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что на момент проверки правоустанавливающий документ - договор аренды земельного участка имелся. Данный договор от 04.11.97 N 71 ГД заключен с Администрацией г. Хабаровска на основании Постановления Мэра города от 03.10.97 N 2787, пролонгирован до 30.09.99, а затем согласно уведомлению Администрации г. Хабаровска N 7147 от 09.11.2000 продлен на неопределенный срок. Договор в судебном порядке не расторгнут, следовательно, ГСК пользовался земельным участком правомерно, а потому привлечен к ответственности незаконно.
В судебном заседании представитель заявителя на своих требованиях настоял.
Представитель административного органа полагает заявленные требования не обоснованными, поскольку договор, на который ссылается заявитель, в одностороннем порядке Администрацией г. Хабаровска расторгнут. На момент проверки документов, оформленных надлежащими образом, ГСК не имел. Оспариваемое постановление вынесено в соответствии с законом, в связи с чем считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Не связывая рассмотрение заявления с доводами заявителя, суд установил:
Комиссией комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Хабаровску проведена проверка целевого использования земельного участка, предоставленного ГСК N 566 под строительство и эксплуатацию коллективных гаражей, стоянок для автотранспорта индивидуальных владельцев, расположенного в Центральном районе г. Хабаровска по ул. Ленина, 49, в ходе которой установлено, что ГСК использует указанный земельный участок без правоустанавливающих документов.
По результатам проверки 31.07.03 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Хабаровску составлен протокол об административном правонарушении N 227, на основании которого вынесено Постановление N 53 от 31.07.03 о наложении на ГСК административного штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ГСК обратился в суд с настоящим Заявлением.
Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии "Положением о государственном земельном контроле", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.11.02 N 833, государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель организациями независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилшцно коммунальному комплексу (в пределах их компетенции) и во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами. Должностными лицами и специалистами территориальных органов Федеральной службы земельного кадастра России в городах и районах, осуществляющими государственный земельный контроль, являются руководители указанных органов - главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель, специалисты указанных органов, ведающие вопросами государственного земельного контроля, - государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель.
Пунктом 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ установлено, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с 11801341Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьями 14, 26 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в качестве таких документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав, определены, в частности, свидетельство о государственной регистрации прав или специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки.
Из материалов дела следует, что указанные документы у заявителя отсутствовали.
Ссылка заявителя на договор аренды земельного участка от 04.11.97 N 71гд, не расторгнутый в судебном порядке, не состоятельна.
Пунктом 1 ст. 46 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Департамент муниципальной собственности уведомлением от 26.08.02 N 5841/06-10 сообщил заявителю о расторжении договора и с 30.11.02 договор считается расторгнутым, что подтверждает уведомление департамента от 02.12.02 N 8611/06-10. Значит, с 30.11.02 до момента вынесения оспариваемого постановления правоустанавливающих документов у ГСК на рассматриваемый земельный участок не имелось, пользование земельным участком осуществлялось с нарушением законодательства.
Часть 1 ст. 74 Земельного кодекса РФ для лиц, виновных в совершении земельных правонарушений, предусматривает административную ответственность, применяемую в порядке, установленном законодательством.
Согласно статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
При таких обстоятельствах, поскольку факт административного правонарушения подтверждается материалами дела, обстоятельств смягчающих или отягчающих ответственность не имелось, административный орган правомерно в рамках предоставленных законом полномочий признал ГСК N 566 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ и обоснованно вынес Постановление N 53 от 31.07.03 о наложении административного штрафа в размере 10000 руб.
Порядок и срок привлечения заявителя к административной ответственности, сумма штрафа соответствуют требованиям КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями ст.ст. 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований Гаражно-строительного кооператива N 566 о признании незаконным Постановления N 53 от 31.07.03 о наложении административного штрафа, принятого Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Хабаровску по делу об административном правонарушении в отношении Гаражно-строительного кооператива N 566, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 49, отказать.
На Решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию арбитражного суда Хабаровского края в течение 10 дней после принятия обжалуемого Решения через арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 августа 2003 г. N А73-6926/2003-11АП
Текст решения предоставлен арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационном-правовом сотрудничестве
Текст Решения официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 января 2004 г. N Ф03-А73/03-2/3340 и Постановлением Арбитражного суда Хабаровского края от 26 сентября 2003 г. N АИ-1/1008 настоящее постановление оставлено без изменения