Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 20 декабря 2005 г. N А73-2138/05-12
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1330 настоящее решение оставлено без изменения
Открытое акционерное общество "РЖД" (далее Общество) обратилась с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения N 100785 от 10.12.04 г. о привлечении к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 15.973,2 руб.
Решением суда от 20.05.05 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о правомерности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности за непредставление в срок налоговой декларации по земельному налогу за 2004 г.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.09.05 г. решение от 30.05.05 г. Арбитражного суда Хабаровского края отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В судебном заседание представитель заявителя поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель налогового органа с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 14.12.05 г. по 20.12.05 г.
Выслушав доводы сторон, и исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка Общества по представленной 27.09.04 г. декларации по земельному налогу за 2004 г.
По результатам проверки вынесено решение от 10.12.04 г. N 100785 о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафных санкций на общую сумму 15.973,2 руб.
С указанным решением заявитель не согласен, т.к. считает, что налоговый орган не принял во внимание, что регистрация права собственности на земельные участки, которые отражены в декларации, наступили после срока, установленного налоговым законодательством о сдаче декларации за 2004 г. (01.07.04 г.).
Налоговый орган считает, что поскольку Общество представило декларацию по земельному налогу 27.09.04 г. и нарушило срок представления декларации (01.07.04 г.), то решение о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ вынесено правомерно.
Суд считает, что налоговым органом не правомерно произведено доначисление штрафных санкций по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что первоначально земельные участки площадью: 503,72 кв. м, расположенный в г. Хабаровске по ул. Д., 2 и площадью 2967 кв. м, расположенный в г. Хабаровске, по ул. Д., 2 "А", находились в собственности у Государственного учреждения "П".
Кроме того, из материалов дела установлено, что Государственное учреждение "П" представляла в налоговый орган декларацию по земельному налогу с учетом имеющейся у него льготы в сроки установленные налоговым законодательством, а именно - 30.06.04 г., что подтверждается отметкой налогового органа.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за земли" основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Право собственности у Общества на вышеуказанные земельные участки возникло: площадью 2967 кв. м - 23.09.04 г. (свидетельство о гос. регистрации права N 27-01/11-47/2004-231 от 23.09.04 г.); площадью 503,72 кв. м - 12.10.04 г. (свидетельство о гос. регистрации права N 27-01/11-33/2004-494 от 12.10.04 г.).
Декларация по земельному налогу Обществом была представлена в налоговый орган 27.09.04 г., т.е. сразу после оформления права собственности на указанные земельные участки.
Расчет налога на землю за 2004 г. произведен Обществом с учетом периода, когда возникла обязанность уплаты данного налога по оформленным в собственность земельным участкам, и с учетом отсутствия льготы по данному налогу, что подтверждает добросовестность налогоплательщика не отрицается налоговым органом.
Кроме того, Управлением ФНС РФ по Хабаровскому краю от 14.07.04 г. за N 14-17/220/8290 дано разъяснение заявителю, что до получения правоустанавливающих документов Обществом, плательщиком земельного налога за вышеуказанные земельные участки являются учреждения здравоохранения и образования (в данном случае Государственное учреждение "П")
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, обязанность по уплате земельного налога у покупателя земельного участка возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок. При этом продавец земельного участка остается налогоплательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.97 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
На основании статьи 17 Закона земельный налог с юридических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.
При этом в случае перехода права собственности на земельный участок в течение года от одного налогоплательщика к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собственнику земли с января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому - начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок (п. 9 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 по применению Закона Российской Федерации "О плате за землю").
Учитывая, что у Общества на 01.07.04 г. еще не возникло право собственности на земельные участки, то и обязанности представлять декларацию по земельному налогу в установленный законом срок у заявителя отсутствовала, в связи с чем суд не усматривает в действиях заявителя признаки налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате гос. пошлины возлагаются на ответчика. Поскольку налоговые органы освобождены от уплаты гос. пошлины гос. пошлину не взыскивать.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 197 - 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Требования удовлетворить.
Признать недействительным Решение N 100785 от 10.12.04 г. Межрайонной инспекции ФНС РФ N 6 по Хабаровскому краю, как противоречащее нормам налогового законодательства РФ.
Возвратить Открытому акционерному обществу "РЖД" (г. Москва, ул. Н.Б., 2; свидетельство о гос. регистрации от 23.09.03 г. N 1037739877295) из федерального бюджета гос. пошлину в сумме 2.000 руб., уплаченную по платежному поручению N 7898 от 11.03.05 г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную инстанциию арбитражного суда Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20 декабря 2005 г. N А73-2138/05-12
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2006 г. N Ф03-А73/06-2/1330 настоящее решение оставлено без изменения