Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 16 ноября 2007 г. N А73-12447/2006-28/72
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 мая 2008 г. N Ф03-А73/08-1/1734 настоящее решение оставлено без изменения
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 августа 2007 г. N Ф03-А73/07-1/2871
ОАО "РЖД" (далее - истец, общество) обратилось с иском к Администрации Хабаровского муниципального района (далее - ответчик, Хабаровский район) с иском о признании незаконными бездействия ответчика, выражающегося в уклонении от приема в муниципальную собственность
Тепловой сети, расположенной по адресу Хабаровский край, Хабаровский район, поселок Корфовский. ул. Г.:
Тепловой сети, расположенной по адресу Хабаровский край, Хабаровский район, поселок Корфовский, ул. Г.;
Тепловой трассы квартальной от котельной поселка Корфовский, расположенной по адресу Хабаровский край, Хабаровский район, поселок Корфовский, ул. П., ул. В., пер. П., ул. С., вокзал, пост ЭЦ, и понуждении ответчика принять указанное имущество в муниципальную собственность.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - ТУ ФАУФИ).
Решением суда от 16.02.2007 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.08.2007 г. решение суда отменено, дело направлено на повторное рассмотрение. Кассационной инстанцией указано, что к спорным отношениям не подлежат применению постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление ВС N 3020-1), не устанавливающее порядок передачи имущества от одного публично-правового образования другому, и постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурно# и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (далее - постановление N 235), утратившее силу на момент обращения истца к ответчику со спорным требованием.
Также указано, что к спорным отношениям подлежат применению положения Федеральных законов от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, далее - Закон N 131-ФЗ) и п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Определением суда от 03.07.2007 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Корфовское городское поселение (далее - Корфовское поселение).
В судебном заседании истец требования поддержал по основаниям, изложенным ранее в исковом заявлении. По поводу соблюдения порядка передачи имущества в собственность муниципалитета сослался на распоряжение Минимущества РФ, Минфина РФ и МПС РФ от 08.04.2004 г N 1499-Р/11-а/Т-92р (далее - распоряжение от 08.04.2004 г.), а также на обязанность ответчика принять имущество в соответствии с постановлением ВС N 3020-1 и постановлением N 235.
Представители ответчика против удовлетворения иска возразили, сославшись на доводы, изложенные ранее в отзыве, жалобах на первоначальное решение суда.
Представитель ТУ ФАУФИ поддержала заявленные требования в соответствии с отзывом, сослалась на то, что решением уполномоченного органа федеральной исполнительной власти по спорному вопросу является распоряжение от 08.04.2003 г., иных решений ФАУФИ не принимало и не обязано принимать.
Представитель Корфовского поселения изложила позицию в соответствии с отзывом.
В судебном заседании объявлялся перерыв со 02.11.2007 г. по 09.11.2007 г.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "РЖД" в связи с приватизацией имущества организаций железнодорожного транспорта создан единый хозяйствующий субъект - истец по настоящему делу.
Согласно п. 7 указанного постановления Правительства РФ N 585 Минимуществу РФ и Минфину РФ совместно с МПС РФ поручено утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и принять решение о дальнейшем порядке использования таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
Указанными федеральными органами исполнительной власти принято распоряжение от 08.04.2004 г., которым утверждены перечни объектов федерального имущества (социально-культурного и коммунально-бытового назначения), подлежащих передаче в собственность субъектов РФ или в муниципальную собственность, а также установлено, что общество осуществляет содержание указанных объектов до их передачи в собственность указанных публично-правовых образований.
В силу п. 3 распоряжения от 08.04.2004 г. территориальным управлениям Минимущества РФ предписано с участием общества осуществить передачу в установленном порядке вышеуказанных объектов в собственность указанных публично-правовых образований. Спорные объекты федерального имущества коммунально-бытового назначения включены в приложение N 1 рассматриваемого распоряжения как подлежащие передаче в собственность Хабаровского района.
Однако до настоящего времени данное имущество является федеральной собственностью, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества.
В соответствии с постановлением N 235 истцом 11.10.2006 г. подготовлены проекты актов технического состояния и акты приема-передачи спорных объектов, находящихся на балансе истца, несущего расходы по их содержанию.
Данные акты направлены ответчику письмом от 13.10.2006 г.. но им не подписаны. В материалах дела имеется письмо общества от 03.08.2005 г. о принятии в муниципальную собственность спорных объектов, однако из него не усматривается, что в соответствии с постановлением N 235 к нему прилагались акты технического состояния и приема-передачи.
В ответ Хабаровским районом письмами от 14.08.2006 г. и от 05.09.2006 г. истцу сообщалось о необходимости в части соблюдения порядка передачи имущества руководствоваться постановлением Правительства N 374 от 13.06.2006 г., а также о том, что в собственности муниципального района спорное имущество находиться не может, указанное имущество должно быть передано в собственность городского поселения.
Рассматривая данные действия Хабаровского района как уклонение от предусмотренной постановлением ВС N 3020-1 и постановлением N 235 обязанности, общество обратилось в суд.
Суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Законом N 131-ФЗ внесены значительные изменения в ранее действовавший Федеральный закон от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В частности, ст. 2 Закон# 131-ФЗ определены виды муниципальных образований (городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ и т.д.) и их характеризующие признаки.
Так, городское поселение - это город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2, 14, 15 Закона N 131-ФЗ вопросы местного значения поселения и вопросы местного значения межпоселенческого характера (муниципального района) разграничены.
В частности, если к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п/п. 4 п. 1 ст. 14), то к вопросам местного значения муниципального района относится только организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений (п/п. 4 п. 1 ст. 15).
В соответствии со ст. 17 Закона N 131-ФЗ для решения указанных вопросов местного значения муниципальные образования наделяются соответствующими полномочиями.
При этом согласно п. 1 ст. 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находится только имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения соответствующего муниципального образования, то есть имеющее целевое назначение. На основании чего в силу пп. 2, 3 ст. 50 Закона N 131-ФЗ в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения, а в собственности муниципальных районов может находиться только имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района.
Следует отметить, что принцип разграничения полномочий и соответственно целевого назначения имущества публично-правовых образований отражен и в п. 1 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 04.07.2003 г. N 95-ФЗ).
В связи с реализацией данного принципа частью 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ установлен новый порядок передачи имущества из собственности одного публично-правового образования в собственность другого публично-правового образования.
В соответствии с частью 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ предложение о передаче имущества направляется органом местного самоуправления федеральном органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества.
В силу постановления Правительства РФ от 27.11.2004 г. N 691 указанным федеральным органом является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальных образований принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Указанное решение является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, устанавливается Правительством РФ. Данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 г. N 374 (далее - постановление N 374).
Органы государственной власти обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании вышеуказанного решения в соответствии с передаточным актом.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после вышеуказанного решения органу местного самоуправления, осуществляющему принятие имущества. Данный передаточный акт в трехнедельный срок должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен передающей стороне.
Подписанный передаточный акт представляется для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
Муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности. Право собственности на передаваемое в соответствии с рассматриваемым порядком имущество возникает у публично-правовых образований с даты, указанной в решении о передаче имущества.
Конституционное толкование данных норм Закона N 122-ФЗ дано в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 г. N 8-П и в его определении от 07.12.2006 г. N 542-О. Из указанных актов конституционного толкования следует, что передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов и установленный порядок исключает необходимость принятия судебного решения в каждом из таких случаев (пп. 3.2, 3.3 мотивировочной части).
Из материалов дела следует, что действия, которые общество должно было предпринять согласно ранее действовавшему порядку передачи имущества из федеральной собственности в собственность муниципальных образований (постановление ВС N 3020-1, постановление N 235). им до 01.01.2005 г. (вступление в силу ст. 154 Закона N 122-ФЗ) предприняты не были, акты приема-передачи составлены только 11.10.2006 г.
Соответственно, к спорным отношениям подлежат применению Закон N 131-ФЗ и Закон# 122-ФЗ. Этот вывод вытекает и из существа данных отношений, поскольку каждое публично-правовое образование может принять только имущество, соответствующее его полномочиям, разграниченным законом, то есть соответствующее определенному целевому назначению.
Распоряжение от 08.04.2004 г. принято без учета вышеуказанных изменений федерального законодательства в части правового регулирования вопросов разграничения полномочий и не может служить основанием для передачи имущества из федеральной собственности в собственность Хабаровского района, к полномочиям которого не отнесены вопросы теплоснабжения населения входящих в его состав поселений.
Данный вывод вытекает и из приведенных выше положений Закона N 131-ФЗ. и из учредительных документов Корфовского поселения, имеющихся в материалах дела, к полномочиям которого соответствующие вопросы отнесены и в собственности которого данное имущество должно находится. Поэтому распоряжение от 08.04.2004 г. не может рассматриваться в качестве решения уполномоченного органа в соответствии с частью 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства представители истца и ТУ ФАУФИ не оспаривали, что установленный Законом N 122-ФЗ, постановлением N 374 порядок передачи имущества между публично-правовыми образованиями в спорном случае соблюден не был, стороны руководствовались постановлением ВС N 3020-1 и постановлением N 235.
В связи с этим заявленные требования не могут быть удовлетворены, поскольку порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность не соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Хабаровского края в Шестой арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16 ноября 2007 г. N А73-12447/2006-28/72
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 мая 2008 г. N Ф03-А73/08-1/1734 настоящее решение оставлено без изменения