Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 15 апреля 2009 г. N А73-2965/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июля 2009 г. N Ф03-3645/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Общество с ограниченной ответственностью "И" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене об отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 4 по Хабаровскому краю N 270 от 24.12.2008 г. о привлечении Заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьей 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В заседании суда представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенными в заявлении и дополнении.
В судебном заседании представитель административного органа не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, в отзыве налоговый орган возражал против удовлетворения заявления, поскольку постановление вынесено с соблюдением требований законодательства.
Дело подлежит рассмотрению в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие не явившейся стороны по имеющимся в деле документам.
Ходатайство заявителя о восстановлении срока на обжалование постановления от 24.12.2008 г. обоснованно и удовлетворено судом в порядке ст. ст. 117, 208 АПК РФ.
Суд установил:
Как следует из материалов дела, 13.11.2008 г. инспекцией на основании поручения N 746 от 13.11.2008 г. проведена проверка соблюдения законодательства в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в вино-водочном отделе, расположенном по адресу: Хабаровский край, г. Бикин, ул. Октябрьская, 57 "а" и принадлежащем ООО "И", по результатам которой составлен акт от 13.11.2008 г. N 335, где зафиксирован факт нарушения хранения алкогольной продукции, выразившийся в отсутствии прибора для измерения температуры и влажности.
По результатам проверки, в отсутствии законного представителя Общества, составлен в протокол от 10.12.2008 г. N 502 об административном правонарушении и вынесено постановление от 24.12.2008 г. N 271, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением налогового органа, общество обратилось в суд с заявлением об его оспаривании.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 26 вышеназванного Закона установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
На основании пунктов 5, 6, 7 "Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров аналогичного качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 N 55 (с учетом изменений и дополнений внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации N 80 от 08.02.2006 г.) (далее - Правила) продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах; продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров; продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение Санитарных правил (СанПиН) 2.3.6.1066-01 является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 6.4 СанПиНа 2.3.6.1066-01 контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте.
В силу части 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа.
Судом установлено и не оспаривается обществом, что в вино-водочном отделе отсутствовали приборы для измерения температуры -термометра и влажности - психрометра. Данный факт подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 503 от 10.12.2008 г.; актом проверки соблюдения законодательства в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от 13.11.2008 г. N 335; пояснениями работника Общества.
Доводам заявителя относительно отсутствия у налогового органа права на составление протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности, а так же не надлежащем исполнении административным органом положений КоАП РФ в части уведомления законного представителя Общества о времени и месте составления протокола и его извещении о времени рассмотрения дела, проверены судом, им дана надлежащая оценка, которые признаны несостоятельными.
Так, налоговый орган извещал общество по юридическому адресу последнего, на почтовом уведомлении имеется отметка о его вручении, таким образом, административным органом приняты все достаточные и необходимые меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности.
Полномочия налогового органа по составлению протокола и рассмотрению дела об административном правонарушении, реализованы в соответствии с подпунктом 64 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ, постановлением Правительства РФ от 17.07.98 N 793 "Вопросы Государственной налоговой службы РФ", изданным на основании Указа Президента РФ от 30.04.98 N 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", приказа МНС РФ от 17.10.03 N БГ-3-06/547, зарегистрированного в Минюсте РФ 13.11.03 N 5227 "Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях", п. 15 Указа Президента РФ от 09.03.04 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", п. 2 постановления Правительства РФ от 30.09.04 N506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе" и п. 5 "Положения о Федеральной налоговой службе".
Вместе с тем, характер рассматриваемого по настоящему делу правонарушения свидетельствует о его малозначительности, в связи с чем, привлечение Общества к административной ответственности является неправомерным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, пункт 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно имеющимся в деле документам в помещении торгового павильона действительно отсутствовали соответствующие приборы для измерения, однако как в ходе проверки, так и в ходе рассмотрения дела по существу не выявлено фактического нарушения со стороны Общества температурно-влажностного режима хранения алкогольной продукции в торговом павильоне, а административным органом суду не представлено доказательств осуществления в ходе проверки замеров температуры и влажности воздуха в помещении, где хранилась алкогольная продукция, подтверждающих отклонение показателей от допустимой нормы.
При таких обстоятельствах, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, общественная опасность рассматриваемого правонарушения отсутствует.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.9, ч. 3 ст. 14.16, 30.7 КоАП РФ, ст. ст. 167-170, 207-211 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Признать незаконным и отменить полностью постановление Межрайонной ИФНС России N 4 по Хабаровскому краю N 270 от 24.12.2008 г. о привлечении ООО "И" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 апреля 2009 г. N А73-2965/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июля 2009 г. N Ф03-3645/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании