Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 27 августа 2009 г. N А73-9139/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 декабря 2009 г. N Ф03-6695/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 26.08.2009 г., изготовление полного текста судебного акта откладывалось в соответствии со ст. 176 АПК РФ до 27.08.2009 г.
Управление Россвязькомнадзора по Хабаровскому краю обратилось в суд с заявлением о привлечении ООО "РА РТС "РОСНЕТ" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель заявителя в заседании суда заявленные требования поддержал в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям дополнительно пояснил, что о выявленном правонарушении административному органу окончательно стало известно 25.06.2009 г. после получения ответа N 5466 от УФСБ по Хабаровскому краю.
Представитель Общества возражал против удовлетворения заявления о привлечении к административной ответственности по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.
Суд установил:
ООО "РА РТС "РОСНЕТ" на основании лицензии N 36105 от 31.10.2005 г. (срок действия до 31.10.2010 г.), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, осуществляет предоставление услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
В соответствии с приказом N 281-П от 26.05.2009 г. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю с 01.06.2009 г. по 26.06.2009 г. проведена проверка деятельности ООО "РА РТС "РОСНЕТ" по соблюдению обязательных требований в области связи и лицензионных условий.
В ходе проверки 25.06.2009 г. установлено, что оператором связи ООО "РА РТС "РОСНЕТ" по месту его нахождения нарушены требования п. 10 лицензионных условий лицензии N 36105, выразившихся в нарушении обязательных требований п. 1 ст. 46 ФЗ "О связи" от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ; п.п. 7 и 10 "Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 г. N 538, - не выполнены требования по внедрению технических средств для осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
Указанные выше нарушения отражены в акте проверки N 36105-27-07/3165 от 26.06.2009 г.
По результатам проверки в отношении ООО "РА РТС "РОСНЕТ" в присутствии законного представителя 29.06.2009 г. составлен протокол об административном правонарушении N 179 за совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, заявитель обратился с настоящим заявлением.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям:
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) является составом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП и влечет согласно статье 2.4 КоАП РФ наложение на юридических лиц административного штрафа от тридцати до сорока тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, и в том числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности, а так же требований лицензии.
Согласно пункту 10 Условий осуществления деятельности по лицензии N 36105 общество (лицензиат) обязано реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий на сети связи, а также принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Правовые основы оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.08.2005 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Согласно ст. 2 Закона об оперативно-розыскной деятельности задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Пунктами 2, 4 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" установлено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Приказом Государственного комитета РФ по связи и информатизации от 27.03.1999 г. N 47 утверждены "Общие технические требования к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи", согласно которым система технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) создается на основе Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и Федерального закона "О связи" и предназначена для технического обеспечения проведения указанных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи (СДЭС), используемых для предоставления услуг передачи данных и телематических служб, включая сеть Интернет. При этом Общие технические требования (ОТТ) распространяются на любые СДЭС, которые создаются или были созданы ранее на основании лицензии Госкомсвязи (Минсвязи) России на деятельность по предоставлению услуг передачи данных и/или телематических служб и не распространяются на СДЭС, используемые исключительно для передачи информации в интерактивном режиме (без промежуточного хранения) и построенные исключительно на телефонных сетях операторов, имеющих лицензию Госкомсвязи (Минсвязи) России на деятельность по предоставлению услуг телефонной связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 г. N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД.
В силу п. 4 "Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 г. N 538 (далее - Правила) сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Из содержания п. 7, 10 Правил ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия и оператора связи, а в случае, указанном в п. 3 названных Правил, - органа внутренних дел.
Из анализа названных правовых норм следует, что лицензионным условием является обязанность лицензиата соблюдать требования именно к сетям и средствам связи, то есть обеспечить техническую возможность проведения того или иного оперативно-розыскного мероприятия.
Данный вывод подтверждается также пунктом 2 Типовых требований к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных приказом Минсвязи России и ФСБ России от 15.01.2008 г. N 5/8, в соответствии с которым план мероприятий разрабатывается для сети связи оператора связи, с использованием которой осуществляется оказание услуг связи.
Как следует из материалов дела, выданная заинтересованному лицу лицензия содержит условия о том, что общество обязано "реализовать устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий" (п. 10 лицензии N 36105).
Следовательно, нарушением условий лицензии будет являться неисполнение обществом требований к его сетям и средствам связи для проведения ОРД.
Указанные требования установлены приказом Госкомсвязи России от 27.03.1999 г. N 47 "Об утверждении общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи".
Однако в данном случае заявитель не ссылается на то, что обществом были нарушены какие-либо из установленных требований.
Из материалов дела и объяснений заявителя также не следует, что им были выявлены какие-либо конкретные факты непредоставления органам, осуществляющим ОРД, технической возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий на сооружениях связи общества.
Как следует из материалов дела и объяснений законного представителя Общества, ООО "РА РТС "РОСНЕТ" действительно получило 31.10.2005 г. лицензию N 36105 29490 по предоставлению услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа со сроком начала оказания таковых с 31.10.2007 г.
20.06.2006 г. на основании договора аренды оборудования N СР-04 ОАО "САТ-ТЕЛ" передало в пользование ООО "РА РТС "РОСНЕТ" на правах аренды сооружение связи "Учрежденческо-производственная АТС "Definity", введенную в эксплуатацию в 2001 г.
21.09.2001 г. ОАО "САТ-ТЕЛ" был согласован план мероприятий по внедрению технических средств СОРМ при предоставлении им услуг местной связи на коммуникационном оборудовании УПАТС "Дифинити".
Указанное обстоятельство, по мнению суда, свидетельствует о соблюдении обществом всех требований к сетям и средствам связи УПАТС "Дифинити", включая требования в части внедрения технических средств ОРМ.
При этом заявитель необоснованно ссылается на то, что в связи с получением ООО "РА РТС "РОСНЕТ" лицензии данный план мероприятий СОРМ утрачивает силу, и необходимо составление нового плана мероприятий СОРМ.
Так, пунктом 1.1 "Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи", утвержденных Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 09.09.2002 г. N 113, установлено, что Правила устанавливают процедуру ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи (в дальнейшем - сооружений связи), которые предназначены для предоставления услуг связи. Вводу в эксплуатацию по настоящим Правилам подлежат новые сооружения связи или существующие, на которых в результате реконструкции (расширения, технического перевооружения) изменились его зарегистрированные показатели.
Согласно разделу 3 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи в эксплуатацию вводятся новые сооружения связи, а также сооружения связи, на которых в результате реконструкции (расширения, технического перевооружения) изменились зарегистрированные показатели (в дальнейшем - вновь созданные (измененные) сооружения связи). Зарегистрированные показатели - зафиксированные в выданном органом госсвязьнадзора разрешении на эксплуатацию сооружения связи объемные показатели, состав и характеристики используемого оборудования, места его размещения, а также условия присоединения сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования. Новым сооружением связи считается вновь созданное сооружение, с помощью которого услуги связи ранее не оказывались. Изменением состава оборудования считается замена ранее установленных средств связи (аппаратно-программных средств) или оборудования, обеспечивающего присоединение к сети связи общего пользования. Изменением места расположения оборудования считается перенос оборудования с изменением монтажной схемы (для радиоэлектронных средств (РЭС) - изменение пункта установки с изменением географических координат). Изменением характеристик оборудования не считается замена оборудования на сертифицированное однотипное оборудование с улучшенными эксплуатационными характеристиками, если при этом схема соединения и функциональное назначение сооружения связи не изменяется (пункты 3.1 - 3.3.3 Правил).
При таких обстоятельствах ссылка заявителя судом отклоняется в силу того, что п. 9 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД, содержит исчерпывающий перечень случаев, когда требуется составление нового плана: при вводе в эксплуатацию новых средств связи оператора связи, внедрении новых технологических решений, выводе из эксплуатации или модернизации устаревших средств.
В данном случае наличия таких оснований заявителем не выявлено и судом не установлено. Из объяснений общества следует, что средства связи не менялись, доказательств обратного заявителем в порядке ст.ст. 65, 205 АПК РФ суду не представлено.
Получение обществом самостоятельной лицензии на тот же вид деятельности без изменения технологического состава средства связи не означает безусловного наличия нового плана СОРМ, поскольку Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД, не требуют в этом случае составления нового плана.
Также, из представленных в материалы дела документов следует, что "Учрежденческо-производственная АТС "Definity" применяется без реализации функций СОРМ, о чем выдан сертификат соответствия N ОС/1-У-162 от 02.10.1997 г., следовательно у общества не имелось реальной возможности по введению технических средств СОРМ на основании соответствующего акта, при этом с учетом технологических особенностей АТС Управлением Россвязьнадзора по Хабаровскому краю ООО "РА РТС "РОСНЕТ" 11.09.2007 г. выдано соответствующее разрешение на эксплуатацию данного сооружения связи N 27-36105-1004.
Кроме того, на момент рассмотрения настоящего дела в суде истек установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку в данном случае правонарушение обнаружено административным органом 25.06.2009 г., а по не зависящим от суда обстоятельствам дело рассмотрено 26.08.2009 г., при этом фиксация выявленного нарушения 26.06.2009 г., т.е на следующий день, посредством его отображения в акте результатов проверки не является основания для определения даты фактического обнаружения правонарушения 26.06.2009 г.
При указанных выше обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления административного органа о привлечении ООО "РА РТС "РОСНЕТ" к административной ответственности у суда не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 202-206 АПК РФ, ст. 4.5 ч. 3 ст. 14.1, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований Управления Россвязькомнадзора по Хабаровскому краю о привлечении к административной ответственности ООО "РА РТС "РОСНЕТ" за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение, - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27 августа 2009 г. N А73-9139/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 декабря 2009 г. N Ф03-6695/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании