Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 19 августа 2009 г. N А73-8246/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 декабря 2009 г. N Ф03-7794/2009 и Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2009 г. N 06АП-4235/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Общество с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в соответствии с которым просило:
- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, выразившееся в отказе принять у ООО "РН-Комсомольский НПЗ" по акту приема-передачи федеральное имущество "Пасека", находящегося в ООО "РН-Комсомольский-НПЗ" по договору безвозмездного пользования N 757 от 01.04.1998;
- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю произвести действия по принятию у ООО "РН-Комсомольский НПЗ" по акту приема-передачи объекта недвижимости "Пасека", расположенного в поселке Литовка и состоящего из зимовника, дома пасечника, бани.
Доводы заявителя о незаконности бездействия ТУ-Росимущества обоснованы отсутствием у этого органа законных оснований не принимать данное имущество от ООО "РН-Комсомольский НПЗ". Кроме того, по мнению Общества, бездействие ТУ-Росимущества нарушает права заявителя, поскольку последний должен нести затраты по содержанию непроизводственного объекта.
В судебном заседании представитель Общества настаивал на удовлетворении заявленных требований.
ТУ-Росимущества представило письменный отзыв, согласно которому не согласилось с заявленными требованиями.
По мнению этого органа, от Общества не поступало обращений о необходимости передачи спорного объекта недвижимости; ТУ-ФАУГИ принято решение о передаче данного объекта в муниципальную собственность, в связи с чем Общество должно представить в ТУ-Росимущества ряд документов, необходимых для передачи имущества. Указанные документы Обществом не представлены, что, по мнению ТУ-Росимущества, препятствует передаче спорного объекта недвижимости.
Представитель ТУ-Росимущества в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве, полностью поддержал.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 17.08.2009 до 09-30 час. 19.08.2009.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 01.04.1998 между Комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края и ОАО "КНПЗ-Роснефть" заключен договор N 757 о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование, в соответствии с которым Комитет передал в безвозмездное пользование Обществу недвижимое государственное имущество согласно приложению.
В соответствии с приложением к договору в безвозмездное пользование Общества была передана, в том числе, пасека, расположенная в п. Литовко, состоящая из зимовника, дома пасечника и бани.
Соглашением N 1 от 29.09.2006 к договору от 01.04.1998 N 757 полномочия Комитета по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю по указанному договору перешли к Территориальному управлению Росимущества по Хабаровскому краю, а полномочия ОАО "КНПЗ-Роснефть" перешли к ООО "РН-Комсомольский НПЗ".
В течение 2005-2009 г.г. Общество неоднократно обращалось в ТУ-Росимущества с письмами о передаче пасеки от Общества Территориальному управлению, в связи с тем, что данная пасека является непрофильным объектом для Общества.
Однако никаких действий, направленных на прием указанного имущества, ТУ-Росимущества не предприняло.
Полагая, что это бездействие государственного органа не соответствует закону и нарушает права Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев доводы заявителя, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Таким территориальным органом на территории Хабаровского края является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю.
Материалами дела (письмо от 27.02.2006 N 1686 - л.д. 18) подтверждается, что объект недвижимости - "Пасека", расположенный в п. Литовко и состоящий из здания бани, зимовника и дома пасечника, было включен в реестр федерального имущества под реестровым номером 02700609 от 12.01.2000 и согласно договору от 01.04.1998 N 757 передано в безвозмездное пользование Обществу.
В соответствии со статьей 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно пункту 1 статьи 690 ГК РФ право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.
В силу части 1 статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения. При этом ссудополучатель должен вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком он ее получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (часть 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если иное не предусмотрено договором, ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от договора, заключенного с указанием срока, в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи (часть 2 статьи 699 ГК РФ).
Материалами дела подтверждается, что Общество неоднократно обращалось в ТУ-Росимущества с письмами, в которых указывало на то, что пасека является непрофильным для Общества объектом и отсутствием необходимости использования указанного объекта.
В частности, письмом от 18.04.2005 Общество просило разрешение на ликвидацию объекта федеральной собственности "Пасека". Письмом от 14.02.2008 N 2/1161 Общество просило ТУ-Росимущества принять объекты недвижимости и подписать необходимые документы для снятия имущества с баланса. Письмом от 07.05.2008 N 2/3610 Общество просило принять решение о прекращении договора безвозмездного пользования N 757 в части пасеки. Письмом от 27.04.2009 N 2/3565 Общество просило ТУ-Росимущества принять федеральное имущество "Пасека".
10.06.2009 N 8/5186 Общество направило в адрес ТУ-Росимущества подписанное соглашение от 12.05.2009 N 3 к договору N 757, а также акт приема-передачи объекта "Пасека".
Из анализа данных писем следует, что Общество неоднократно выражало отказ от договора N 757 от 01.04.1998 в части объекта "Пасека", однако ТУ-Росимущества никаких действий, направленных на принятие данного объекта, не предпринимало.
При этом письмом от 03.12.2007 N 17713.1-08 Территориальное управление уведомило Общество о расторжении договора безвозмездного пользования от 01.04.1998 N 757.
Учитывая эти обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу, что договор безвозмездного пользования от 01.04.1998 N 757 расторгнут, в связи с чем, у ссудополучателя возникает обязанность передать объект недвижимости "Пасека", а у ссудодателя в лице ТУ-Росимущества - обязанность принять указанное имущество.
Однако несмотря на неоднократные обращения ссудополучателя о необходимости принятия объекта недвижимости "Пасека", ТУ-Росимущества никаких действий по принятию пасеки не предпринимает, ограничиваясь лишь необоснованными ссылками на необходимость заключения договора аренды указанного имущества, на обязанность Общества зарегистрировать право собственности Российской Федерации на объект недвижимости "Пасека".
Вместе с тем эти требования государственного органа не основаны на действующем законодательстве и противоречат принципу свободы договора, установленного статьей 421 ГК РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого бездействия ТУ-Росимущества положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылки представителя ТУ-Росимущества на непредставление Обществом документов для учета федерального имущества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" судом отклоняются, поскольку, как установлено судом, договор от 01.04.1998 N 447 считается расторгнутым.
Следовательно, у Общества отсутствует обязанность представлять в ТУ-Росимущества документы, необходимые для учета федерального имущества. При этом представление правообладателем указанных документов, исходя из постановления Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 необходимо для учета федерального имущества, а не для его передачи собственнику в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 689 ГК РФ).
Кроме того, материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что объект недвижимости "Пасека", расположенный в п. Литовко, является федеральной собственностью, следовательно, у ТУ-Росимущества отсутствует право требовать у лица, не являющегося правообладателем указанного имущества, дополнительных документов, фактически необходимых Территориальному управлению для принятия решения о передаче указанного имущества в муниципальную собственность.
Отклоняются судом и доводы ответчика о непоступлении в адрес ТУ-Росимущества обращений Общества о принятии спорного имущества. В данном случае эти доводы опровергаются как письмами самого Территориального управления в ответ на обращения Общества, так и приложенной Обществом к материалам дела почтовой квитанцией, подтверждающей направление в адрес ответчика акта приема-передачи спорного имущества.
Помимо несоответствия закону оспариваемое бездействие, выразившееся в непринятии у Общества федерального имущества, нарушает права Общества, поскольку необоснованно возлагает на последнего обязанность несения затрат на содержание данного имущества, так как имущество, в силу части 1 статьи 689 ГК РФ должно быть возвращено ссудополучателем в том состоянии, в каком он ее получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Учитывая в совокупности установленные по делу обстоятельства суд приходит к выводу об удовлетворении требования заявителя и признанию незаконным оспариваемого бездействия ответчика, выраженного в непринятии у Общества федерального имущества - "Пасека", расположенного в п. Литовко.
В этой связи второе требование Общества об обязании ТУ-Росимущества произвести действия по принятию у Общества по акту приема-передачи объекта недвижимости "Пасека" также подлежит удовлетворению на основании пункта 5 статьи 201 АПК РФ.
Судебные расходы заявителя в сумме 2000 руб., понесенные им в связи с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде, подлежат возмещению Обществу за счет ТУ-Росимущества по Хабаровскому краю.
При этом излишне уплаченная заявителем по платежному поручению от 26.03.2009 N 628 государственная пошлина в сумме 617 руб. 52 коп. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края решил:
Требования Общества с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ" - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, выраженное в непринятии по акту приема-передачи у ООО "РН-Комсомольский НПЗ" федерального имущества "Пасека", расположенного в п. Литовко Хабаровского края и состоящего из зимовника, дома пасечника и бани.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю принять по акту приема-передачи у ООО "РН-Комсомольский НПЗ" федеральное имущество - "Пасека", расположенное в п. Литовко Хабаровского края и состоящее из зимовника, дома пасечника и бани.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю в пользу Общества с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ" 2000 (две тысячи руб.) судебных расходов.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский НПЗ" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 617 руб. 52 коп. (шестьсот семнадцать руб. 52 коп.), излишне уплаченную по платежному поручению от 26.03.2009 N 628.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение, - Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19 августа 2009 г. N А73-8246/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 декабря 2009 г. N Ф03-7794/2009 и Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2009 г. N 06АП-4235/2009 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании