Налог на имущество физических лиц
Какое имущество подлежит налогообложению?
Объекты имущества, подлежащего налогообложению, перечислены в ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:
1) жилой дом;
2) квартира;
3) комната;
4) дача;
5) гараж;
6) иное строение, помещение и сооружение (это может быть нежилое здание, складские и производственные помещения, магазин и т.д.);
7) начиная с 01.01.2009 к объектам налогообложения отнесена и доля в праве общей собственности на имущество, указанное в предыдущих пунктах.
Кто освобожден от уплаты такого налога и кто имеет льготы?
В статье 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" определены категории граждан, освобождаемые от уплаты налога на имущество физических лиц. Это достаточно обширный перечень. Самая многочисленная категория получателей льгот - это, конечно, пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
Кроме того, перечень содержит следующие категории граждан:
- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
- участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
- граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. (Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации);
- лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и других аналогичных объектах;
- военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
- члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца. (Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего);
- родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. (Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак).
Законом также определено, что налог не уплачивается:
- со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, на период такого их использования;
- с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
Ну и, конечно, надо знать, что органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками. Но эти льготы будут действительны только на территории соответствующего муниципального образования.
Например, на территории муниципального образования город Хабаровск решением Хабаровской городской Думы установлены дополнительные льготы:
- репрессированным и реабилитированным лицам всех политических репрессий, подвергнутым таковым на территории Российской Федерации;
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в соответствующих образовательных учреждениях, имеющим в собственности жилые помещения.
Уплачивают ли налог на имущество физических лиц несовершеннолетние дети или студенты очной формы обучения - собственники имущества, не имеющие самостоятельного источника дохода?
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица-собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, независимо от их возраста, имущественного положения и иных критериев.
Федеральным законодательством льготы для несовершеннолетних детей и студентов очной формы обучения не предусмотрено. Если такие льготы не предоставлены и местными органами самоуправления, то здесь действует следующее общее правило.
Пунктом 2 ст. 27 НК РФ предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Так, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей: родителей, усыновителей или попечителя - за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (пп. 1 и 2 ст. 26 ГК РФ).
За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (пп. 1 и 2 ст. 28 ГК РФ).
Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют управлением данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов.
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. При этом уплата налога производится на основании платежного извещения, которое направляется налоговыми органами плательщику. Учитывая, что плательщиком налога является несовершеннолетний гражданин, платежное извещение будет выписано на его имя.
Льгота начинает действовать автоматически или это забота самого гражданина сообщить в налоговый орган о том, что он имеет право на льготу?
В силу ст. 21 НК РФ использование налоговых льгот является правом налогоплательщика. При этом налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов (ст. 56 НК РФ).
Таким образом, использование налоговых льгот носит заявительный характер.
Согласно ст. 5 Закона лица, имеющие право на льготы по налогу на имущество физических лиц, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При этом в случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы перерасчет суммы налога на имущество физических лиц производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Таким образом, налогоплательщику, имеющему право на налоговую льготу, необходимо обратиться в налоговый орган по месту учета имущества с заявлением о предоставлении налоговой льготы и представить документы, подтверждающие право на ее предоставление, а в случае излишней уплаты налога необходимо подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в соответствии со ст. 78 НК РФ.
При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
Каков порядок начисления налога на имущество, находящегося в общей или долевой собственности?
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами.
Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Для определения инвентаризационной стоимости доли в праве общей долевой собственности на конкретное имущество берется произведение инвентаризационной стоимости всего имущества и соответствующей доли каждого владельца.
В случае, если имущество находится в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, инвентаризационная стоимость такого имущества определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.
Каков порядок начисления налога на имущество, если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется два объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему на праве общей долевой собственности, а другой - на праве общей совместной собственности?
Никаких проблем в данном случае не возникает. Налоговый орган исчислит суммарный налог с обоих объектов недвижимости в соответствии с порядком, обозначенным в ответе на предыдущий вопрос.
Дом введен в эксплуатацию в июне 2008 года. Право собственности физического лица на квартиру в этом доме зарегистрировано в марте 2009 года. С какого момента возникает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц?
В соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон "О налогах на имущество физических лиц") плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица-собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст. 5 Закона "О налогах на имущество физических лиц" органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Налог исчисляется налоговыми органами по месту нахождения объектов налогообложения на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
В соответствии со ст. 57 НК РФ в случаях, если расчет налоговой базы производится непосредственно налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются: расчет и размер налога, подлежащего уплате, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление передается физическому лицу (его представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением (п. 5 ст. 5 Закона "О налогах на имущество физических лиц").
Указанный порядок, предусматривающий начало периода начисления и уплаты налога на имущество физических лиц в отношении новых строений, помещений и сооружений, применяются только в отношении объекта, возведенного физическим лицом или приобретенного им без перехода права собственности на этот объект, в частности по договору долевого участия в строительстве.
Таким образом, в отношении новых объектов недвижимости (в том числе приобретенных по договору долевого участия в строительстве) обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает с начала года, следующего за их возведением или приобретением (Минфин от 18.09.2009 N 03-05-06-01/220).
Фактически налоговые органы в отношении новых объектов недвижимости сведениями о дате возведения не располагают, налог исчисляется с месяца регистрации права собственности, что полностью соответствует ст. 1 Закона "О налогах на имущество физических лиц".
Каковы правила при смене собственника и переходе объекта от одного владельца к другому? Что нужно предпринять?
При переходе права собственности на имущество от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства, то есть с даты смерти наследодателя.
Предпринимать при смене собственника особенно ничего не требуется. Налоговый орган при получении сведений из органов регистрации о возникновении у вас права собственности на имущество, которое является объектом налогообложения, должен сам исчислить налог с даты возникновения такого права и направить вам налоговое уведомление на его уплату. Но если такое уведомление в ваш адрес своевременно не поступило, а срок уплаты уже наступает, конечно, необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения имущества, чтобы выяснить причины отсутствия уведомления. Например, возможно, регистрирующие органы передали сведения о вашем местожительстве с техническими ошибками, поэтому уведомление по почте просто не может быть доставлено. Могут быть и другие объективные причины.
Как поступать в тех случаях, когда возникают спорные ситуации? К примеру, если налогоплательщик вдруг обнаруживает на сайте, что он является должником, ему даже начислены пени, хотя вроде никаких долгов у него нет...
В этом случае надо, прежде всего, разобраться, откуда задолженность. А для этого есть только один способ: обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения имущества за получением разъяснений. Причины могут быть разные, причем виновником этого могут быть как кредитные организации, так и налоговые органы: мы тоже живые люди, поэтому не исключаем возможность наличия ошибок в нашей работе. Но мы стараемся так строить свою работу, чтобы этих ошибок было все меньше и меньше.
Когда налогоплательщику должно поступить налоговое уведомление и в какие сроки должен быть уплачен налог?
Согласно действующей в настоящее время редакции Закона о налоге на имущество физических лиц налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.
А уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Например, за 2010 год налог должен быть уплачен по срокам 15 сентября и 15 ноября текущего года.
Но со следующего года благодаря изменениям, внесенным Федеральными законами от 22.07.2010 N 167-ФЗ и от 27.07.2010 N 229-ФЗ, порядок уплаты налога значительно изменится.
Начиная с 1 января 2010 г. федеральное законодательство установило, что срок уплаты налога на имущество физических лиц не может быть установлен ранее, чем 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. Причем налог будет уплачиваться в один прием, без разбивки на 2 срока уплаты. Налоговое уведомление должно быть направлено налогоплательщикам не позднее 30 дней до наступления срока уплаты. Органы муниципальных образований сейчас должны принять решения об установлении сроков уплаты налога. Данные решения должны быть приняты до конца текущего года. Скорее всего, можно предположить, что большинство муниципальных образований установит предельно допустимый срок уплаты - 1 ноября. Но до принятия таких решений по каждому конкретному муниципальному образованию пока ничего точно сказать нельзя.
Уплачивают ли налог на имущество физических лиц индивидуальные предприниматели?
От уплаты данного налога освобождены индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения, только в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности.
Дом сгорел, но уведомления на уплату налога продолжают приходить, что делать?
В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается, начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
Но для этого необходимо представить в налоговый орган справку из регистрирующего органа.
Много говорят о скором введении налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Чем он будет отличаться от действующего сегодня налога на имущество физических лиц?
Бюджетным посланием Президента России Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике в 2009-2011 годах" указывается на необходимость принятия главы НК РФ, регулирующей взимание налога на жилую недвижимость граждан.
Сейчас идет активная работа по введению нового налога на недвижимость, который действительно должен заменить два действующих налога: налог на землю и налог на имущество физических лиц. Главное отличие нового налога - это то, что в качестве налогооблагаемой базы предполагается использовать не инвентаризационную, а рыночную стоимость имущества.
При этом для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости.
При этом в настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, не определен вопрос, кто будет осуществлять оценку имущества в целях определения его рыночной стоимости.
В связи с вышеизложенным новый налог на недвижимость, по оценкам специалистов, появится не ранее 2013 года. С включением в НК РФ главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость, возможно, может быть введен на территории России поэтапно, то есть в тех субъектах Российской Федерации, где на момент введения налога будет проведен кадастровый учет объектов недвижимости и будут утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.
Транспортный налог
Во многих регионах России пенсионеров освобождают от транспортного налога, а у нас только малоимущих. Так ли это и почему?
Статьей 14 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам, то есть к налогам, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
При этом положениями ст. 12 и 356 НК РФ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право при введении транспортного налога устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Таким образом, установление льгот по транспортному налогу на территории того или иного субъекта Российской Федерации является прерогативой законодательных (представительных) органов субъекта Российской Федерации, и на этом основании решения о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям плательщиков принимаются названными органами самостоятельно.
Транспортный налог на территории Хабаровского края введен Законом Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае", принятым Законодательной Думой Хабаровского края (далее - Закон N 308).
Согласно положениям подп. 2 "б" п. 2 ст. 7 Закона N 308 от уплаты налога, в частности, освобождаются лица, получающие пенсии по старости и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (для проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - соответственно 35 и 30 лет). Право на применение льготы у лица, владеющего транспортным средством и не являющегося инвалидом, возникает при достижении им пенсионного возраста по старости: у мужчин - 60 лет, у женщин - 55 лет (для лиц, вышедших на пенсию в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - соответственно 55 и 50 лет).
Устанавливая указанную льготу, законодательный (представительный) орган государственной власти Хабаровского края в соответствии с вышеизложенными положениями ст. 12 и 356 НК РФ одновременно в ст. 7 Закона N 308 определил следующие основания и порядок ее предоставления.
Владелец транспортного средства освобождается от уплаты налога при условии, что он состоит на учете в органах социальной защиты как малообеспеченный гражданин.
Таким образом, действительно, на территории Хабаровского края воспользоваться льготой по уплате транспортного налога пенсионер может только при предоставлении в налоговый орган соответствующего удостоверения (то есть в рассматриваемом случае - пенсионного удостоверения) и соответствующей справки из органов социальной защиты населения.
Кто должен оплачивать транспортный налог: владелец автомобиля или лицо, управляющее им по генеральной доверенности?
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Пунктом 1 ст. 362 НК РФ установлено, что сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у налогоплательщика, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Учитывая, что вопросы, касающиеся снятия с государственной регистрации автотранспортных средств, относятся к компетенции ГИБДД МВД России, по данному вопросу следует обращаться в указанные органы. В случаях разногласий с органами ГИБДД МВД России данный вопрос может быть решен в судебном порядке.
Есть ли льготы на уплату транспортного налога у инвалидов третьей группы?
Транспортный налог на территории Хабаровского края введен Законом Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае", принятым Законодательной Думой Хабаровского края (далее - Закон N 308).
Согласно положениям подп. 2 "б" п. 2 ст. 7 Закона N 308 от уплаты налога, в частности, освобождаются инвалиды, на которых зарегистрированы транспортные средства, приобретенные ими самостоятельно, - за один автомобиль легковой (мотоцикл, мотороллер) с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно или специально оборудованный для использования инвалидами.
Владелец транспортного средства, управляющий им самостоятельно и (или) при управлении данным транспортным средством его супругой (ее супругом), освобождается от уплаты налога при условии, что он состоит на учете в органах социальной защиты как малообеспеченный гражданин.
При этом согласно действующему законодательству в целях предоставления указанной льготы группа инвалидности значения не имеет.
Имеют ли право на какие-либо льготы по налогам на имущество (квартиру, дом, автомобиль и т.п.) неработающие пенсионеры, которые жили на Севере и получили "северную" досрочную пенсию за работу на крайнем Севере?
В силу ст. 21 НК РФ использование налоговых льгот является правом налогоплательщика. При этом налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов (ст. 56 Кодекса).
Таким образом, использование налоговых льгот носит заявительный характер.
В отношении права на льготу по транспортному налогу для пенсионеров по старости, в том числе и вышедших на пенсию в районах Крайнего Севера, информация дана в ответе на предыдущий вопрос.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица-собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, независимо от их возраста, имущественного положения и иных критериев.
В статье 4 Закона определены категории граждан, освобождаемые от уплаты налога на имущество физических лиц. В силу пункта 2 этой статьи от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Закона лица, имеющие право на льготы по налогу на имущество физических лиц, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При этом в случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы перерасчет суммы налога на имущество физических лиц производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Таким образом, налогоплательщику, являющемуся пенсионером и имеющему право на налоговую льготу, необходимо обратиться в налоговый орган по месту учета с заявлением о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц и представить документы, подтверждающие право на ее предоставление, а в случае уплаты налога необходимо подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога в соответствии со ст. 78 Кодекса.
Федеральный Закон "О ветеранах" освобождает "афганцев" от уплаты транспортного налога. Однако в налоговой службе по Железнодорожному району налогоплательщику сказали, что В.И. Ишаев своим указом его отменил. Правомерно ли это? И как должно быть по закону на самом деле?
В соответствии со ст. 1 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон) к категории ветеранов относятся: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. К ветеранам боевых действий Законом отнесены в том числе и лица, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 г. При этом указанным Законом льготы по уплате налогов, в том числе и транспортному налогу, ветеранам не предоставлено.
Согласно положениям подп. 2 "б" п. 2 ст. 7 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" от уплаты транспортного налога, в частности, освобождаются лица, которым в соответствии с действующим законодательством присвоено звание "ветеран боевых действий". Льгота предоставляется при уплате налога на один легковой автомобиль мощностью до 100 лошадиных сил. Кроме того, владелец транспортного средства освобождается от уплаты налога при условии, что он состоит на учете в органах социальной защиты как малообеспеченный гражданин.
На основании изложенного ветераны боевых действий имеют право на льготное налогообложение по транспортному налогу при предоставлении в налоговый орган по месту учета соответствующего заявления и необходимых для подтверждения права на льготу документов.
Налог на доходы физических лиц
Какой срок установлен для камеральной налоговой проверки декларации по форме 3-НДФЛ? В какие сроки производится возврат НДФЛ?
Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ уполномоченными должностными лицами налогового органа проводится камеральная налоговая проверка в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Кроме того, п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 установлено, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо момента, когда такая проверка должна была быть завершена в соответствии со ст. 88 НК РФ.
Следовательно, срок на возврат суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, в случае проведения камеральной налоговой проверки на основании представленной налогоплательщиком - физическим лицом налоговой декларации начинает исчисляться со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате, но не ранее момента завершения камеральной налоговой проверки либо момента, когда такая проверка должна быть завершена в соответствии со ст. 88 НК РФ.
Каков порядок предоставления стандартного налогового вычета на ребенка единственному родителю?
С 1 января 2009 г. размер стандартного налогового вычета на каждого ребенка составил 1000 руб. за каждый месяц налогового периода. При этом налоговый вычет на детей не применяется начиная с месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 280000 руб.
Стандартный налоговый вычет единственному родителю предоставляется в двойном размере на каждого ребенка, то есть в сумме 2000 руб.
Вышеуказанный вычет предоставляется единственному родителю, единственному приемному родителю, опекуну или попечителю ребенка. Таким образом, понятие "одинокий родитель" заменено понятием "единственный родитель".
Определения понятия "единственный родитель" ни в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, ни в иных отраслях законодательства Российской Федерации (гражданского, семейного, трудового, законодательства о социальном и пенсионном обеспечении, о медицинском обслуживании и т.п.) не содержится.
По мнению ФНС России, понятие "единственный родитель" означает отсутствие у ребенка второго родителя по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, объявления умершим.
Право на получение стандартного налогового вычета в двойном размере также имеет мать, если ребенок рожден вне брака и отцовство не установлено, то есть в выданном органами ЗАГС свидетельстве о рождении ребенка в соответствии с п. 3 ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации отсутствует запись об отце либо запись сделана по заявлению матери ребенка.
Такая запись одновременно подтверждается справкой о рождении, выдаваемой органами ЗАГС по форме N 25, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 N 1274, в которой предусмотрена специальная запись о том, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Если же единственный родитель вступает в брак, то со следующего месяца вычет на ребенка ему следует предоставлять в одинарном размере, то есть 1000 руб.
Является ли квитанция о переводе денежных средств подтверждением факта уплаты денежных средств налогоплательщиком (например, за обучение)?
В соответствии с п. 1.2.3. Положения "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации", утвержденного Центральным банком Российской Федерации от 01.04.2003 N 222-П, ответственным за осуществление операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета на основании предоставленного физическим лицом документа возлагается на банк. Форма представляемого физическим лицом документа устанавливается банком либо соответствующими получателями средств, в адрес которых направляются платежи. Документ должен содержать все необходимые реквизиты для заполнения банком платежного поручения на бланке формы 0401060.
В приведенной ситуации "квитанция о переводе денежных средств" (документ, заполняемый физическим лицом) является только основанием для оформления платежного поручения.
С учетом изложенного "квитанция о переводе денежных средств" с отметкой банка, форма которой прилагается к запросу, не может являться документом, подтверждающим факт уплаты денежных средств налогоплательщиком и не может быть принята налоговым органом к рассмотрению в качестве платежного документа.
Подлежит ли налогообложению компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях?
В целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) в соответствии с п. 1 ст. 52.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" выплачивается компенсация части родительской платы на первого ребенка в размере 20% внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка - в размере 50% и на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70% родительской платы.
Компенсация части родительской платы производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Право на получение такой компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесший родительскую плату за содержание ребенка в соответствующей образовательной организации.
Федеральным законом от 28.04.2009 N 67-ФЗ ст. 217 НК РФ дополнена п. 42, согласно которому не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц денежные средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные учреждения, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Пункт 42 ст. 217 НК РФ не содержит ограничений по форме собственности образовательных учреждений и источнику финансирования, следовательно, суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях (вне зависимости от собственника и источника финансирования), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Расскажите про социальный налоговый вычет при оплате лекарственных средств.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в размере стоимости медикаментов, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств по Перечню лекарственных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201 (далее - Перечень).
Общая сумма указанного социального налогового вычета предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 120000 руб. в налоговом периоде (до 2009 года - 100000 руб.).
Одним из документов, подтверждающих право на получение социального налогового вычета в размере стоимости медикаментов, назначенных лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств, является рецептурный бланк по форме 107-У, выписанный в соответствии с приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256.
Лекарственные средства, входящие в Перечень, назначенные лечащим врачом налогоплательщику и приобретенные им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета, выписываются врачом на рецептурных бланках по форме 107-У.
На одном рецептурном бланке может быть выписано не более двух лекарственных средств. Лечащим врачом рецепт должен быть выписан пациенту в двух экземплярах, один из которых предъявляется в аптечное учреждение для получения лекарственных средств, второй представляется в налоговый орган при подаче декларации о доходах по месту жительства.
На экземпляре рецепта, предназначенного для представления в налоговые органы, лечащий врач в центре рецептурного бланка проставляет штамп "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика", рецепт заверяется подписью и личной печатью врача и печатью учреждения здравоохранения. В том случае, если пациент затрудняется при заполнении строки "ИНН налогоплательщика" в момент выписки рецепта, заполнить строку он может позже самостоятельно.
Экземпляр рецепта со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика" предназначен только для представления в налоговые органы.
Отпуск лекарственных средств по таким рецептам не производится.
Рецепт остается у налогоплательщика вместе с товарным и кассовым чеками из аптечного учреждения.
В целях реализации права на использование социального налогового вычета в размере стоимости медикаментов, назначенных лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств, при обращении в налоговый орган по месту жительства к декларации о доходах (форма 3-НДФЛ) следует приложить:
- справку (справки) из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных доходов и удержанных налогов за истекший год (форма N 2-НДФЛ);
- рецептурные бланки по форме 107-У;
- платежные документы по приобретению лекарственных средств (товарные и кассовые чеки).
Если налогоплательщик уже сдал декларацию за год, в котором произвел расходы, но не заявил о своем праве на вычет, он вправе в течение последующих трех лет подать уточненную налоговую декларацию, заявление о предоставлении социального налогового вычета и копии документов, подтверждающих право на его получение. Например, в 2010 году налогоплательщик вправе заявить о своем неиспользованном праве на вычет по суммам расходов на приобретение лекарственных средств, уплаченных в 2007-2009 годы.
Сумма налога, подлежащая возврату налогоплательщику по декларации, возвращается на основании заявления налогоплательщика и перечисляется на его личный банковский счет.
Можно ли получить имущественный налоговый вычет при приобретении квартиры в случае, если сделка купли-продажи осуществлена между:
- родителями и сыном (дочерью);
- зятем и тещей;
- внуками и бабушкой;
- зятем и бывшей тещей?
В отношении сделок, совершенных в период после 1 января 2008 г., имущественный налоговый вычет не предоставляется физическим лицам, состоящим в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого, независимо от условий и экономических результатов заключенной между ними сделки купли-продажи жилого объекта.
Отношения родства подразумевают наличие общего родственника. Исходя из положений семейного права под близкими родственниками понимаются лица, связанные кровной связью: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры (ст. 14 Семейного кодекса РФ).
Понятие "свойство" не содержится в семейном законодательстве. В широком смысле под отношениями свойства понимаются возникающие в связи с заключением брака отношения между супругом и родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов (теща, свекровь, деверь, шурин, золовка и т.д.). Юридические последствия с точки зрения Семейного кодекса могут иметь отношения между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей). Именно этих лиц следует считать находящимися в свойстве для целей применения ст. 20 Кодекса.
В то же время Кодексом не установлена степень родства, достаточная для признания таких лиц взаимозависимыми, как двоюродные братья и сестры и др., а также не установлена степень свойства родственников супругов и др. Отношения взаимозависимости следует предполагать и между такими не упомянутыми в ст. 20 Кодекса участниками семейных отношений, как приемные родители и фактические воспитатели и принятые в их семьи дети.
В том случае, если зять купил квартиру у бывшей тещи, он имеет право воспользоваться имущественным налоговым вычетом.
Есть ли обязанность у меня представлять декларацию о доходах за 2010 год в случае, если я реализовал часть доли в уставном капитале ООО?
Подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ установлено, что при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ с 1 января 2009 г. физические лица, получившие доходы от продажи имущественных прав, самостоятельно производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц.
Учитывая изложенное, физическое лицо, получившее доход от реализации доли (ее части) в уставном капитале, обязано представить в налоговый орган по месту жительства декларацию о доходах и задекларировать такой доход (в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным).
В 2008 году супруги приобрели в общую совместную собственность двухкомнатную квартиру и воспользовались имущественным налоговым вычетом по НДФЛ, удержанному и уплаченному в 2008 году. В 2010 году собирались воспользоваться вычетом по НДФЛ, удержанному и уплаченному в 2009 году. В мае 2010 года один из супругов умер. Право на использование вычета?
Распределение имущественного налогового вычета между супругами в соответствии с их письменным заявлением в случае приобретения квартиры в общую совместную собственность не исключает использования этого вычета налогоплательщиком налога на доходы физических лиц-супругом, пережившим другого супруга-наследодателя, в размере, причитающемся при приобретении этой квартиры, но не превышающем 2 млн. руб.
Жена на совместные с мужем деньги приобрела комнату. Расписка в получении денег, договор купли-продажи и свидетельство о государственной регистрации оформлены на имя жены. Имя мужа нигде не указано. Жена заявила в налоговый орган о покупке недвижимости и два года получает имущественный налоговый вычет по НДФЛ. Возможно ли перераспределение между супругами остатка имущественного налогового вычета?
Учитывая, что один из супругов в течение двух лет пользовался правом на получение имущественного налогового вычета при декларировании доходов в связи с приобретением жилого помещения, перераспределение остатка имущественного налогового вычета между супругами НК РФ не предусмотрено.
При приобретении физическим лицом квартиры в многоэтажном жилом доме по договору участия в долевом строительстве был оформлен договор страхования (полис), страховыми рисками по которому являются строительные риски, а именно: "стихийные бедствия во время и в месте исполнения контрагентом страхователя обязательств по контракту" (договору участия в долевом строительстве) и "банкротство контрагента страхователя, определенное вступлением в законную силу окончательного решения суда о признании контрагента страхователя банкротом" (контрагент страхователя - организация-застройщик).
Могут ли расходы по оплате данного страхового полиса быть включены в фактические расходы на приобретение квартиры в строящемся доме в целях получения физическим лицом имущественного налогового вычета по НДФЛ?
Расходы по оплате страхового полиса от строительных рисков не включены в фактические расходы на приобретение квартиры в строящемся доме.
Вправе ли физическое лицо получить отсрочку (рассрочку) по уплате НДФЛ?
В случае, если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, то в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена налогоплательщику на срок, не превышающий один год, соответственно, с единовременной или поэтапной уплатой им суммы задолженности.
Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов утвержден приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@.
В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основанию, определенному в подп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ, представляются документы, подтверждающие наличие соответствующего основания согласно подп. 2.4 п. 2 указанного Порядка.
Налогоплательщик вправе обратиться в ФНС России, которая в силу подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ уполномочена принимать решение об изменении срока уплаты налога на доходы физических лиц, с просьбой о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога с представлением обосновывающих документов.
Женой на праве собственности была приобретена квартира (все документы оформлены только на нее). В 2010 году жена вышла на пенсию. Имеет ли право на получение имущественного налогового вычета по НДФЛ муж?
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов, в частности, на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
При этом в соответствии с абз. 25 вышеназванного подпункта при приобретении имущества в общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с данным подпунктом, распределяется между совладельцами в соответствии с их письменным заявлением.
В соответствии с положениями Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Из этого следует, что, если оплата расходов по приобретению квартиры была произведена за счет общей собственности супругов, оба супруга могут считаться участвующими в расходах по приобретению имущества.
Если при покупке квартиры платежные документы и свидетельство о праве собственности на квартиру оформлены на одного из супругов, другой супруг также имеет право на получение имущественного налогового вычета.
Налогоплательщики, приобретшие имущество в общую совместную собственность, могут согласовывать между собой соотношение, в котором имущественный налоговый вычет будет распределяться между ними.
Освобождается ли от налогообложения НДФЛ доход физического лица в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование беспроцентным займом, выданным работодателем данного физического лица и израсходованным на погашение ипотечного кредита на приобретение квартиры?
В соответствии с п. 1 ст. 212 НК РФ из перечня доходов в виде материальной выгоды исключены доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в случае, если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.
Беспроцентный заем, предоставленный работодателем и израсходованный на погашение ипотечного кредита на приобретение квартиры, не является целевым займом, фактически израсходованным на приобретение квартиры.
Таким образом, доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование таким беспроцентным займом, израсходованным на погашение ипотечного кредита на приобретение квартиры, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Обязано ли в 2011 году физическое лицо - налоговый резидент РФ подавать налоговую декларацию по НДФЛ в связи с продажей имущества, находившегося в его собственности более 3 лет?
Если имущество (за исключением продажи ценных бумаг и имущества, непосредственно используемого индивидуальными предпринимателями в предпринимательской деятельности), находилось в собственности налогоплательщика более 3 лет и реализовано в 2010 году, физическое лицо не обязано подавать налоговую декларацию по НДФЛ.
Физическое лицо в 2010 году продало гараж и автомобиль, которыми владело менее 3 лет, за 2500 тыс. руб. Какая сумма подлежит налогообложению?
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при продаже иного имущества в 2010 году вычет не будет превышать в целом 250000 руб. за налоговый период.
Следовательно, если гараж и автомобиль будут проданы в 2010 году, то в 2011 году при подаче декларации в налоговый орган сумма дохода, подлежащего налогообложению, составит 2250 тыс. руб. (2500 - 250).
В результате раздела имущества бывших супругов супруг получил однокомнатную квартиру, которая ранее была собственностью бывшей супруги в течение более чем трех лет.
После государственной регистрации права на однокомнатную квартиру в 2009 году бывший супруг продал ее за сумму 2000000 руб. Срок владения квартирой на момент продажи составил менее трех лет с момента государственной регистрации права.
Имеет ли право бывший супруг при продаже однокомнатной квартиры на получение имущественного вычета по НДФЛ в размере полной суммы, полученной от продажи указанной квартиры в 2009 году?
В данной ситуации налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, не превышающей 1000000 руб.
Физическое лицо получило долю в квартире на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 21 марта 2008 г. Соответствующее свидетельство о государственной регистрации права собственности оформлено в апреле 2008 года.
В октябре 2010 года физическое лицо продало долю в квартире. Вправе ли физическое лицо получить имущественный налоговый вычет по НДФЛ в размере полной суммы, полученной от продажи указанной доли в квартире?
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1000000 руб.
При продаже, в частности, жилых домов, квартир, комнат и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставлялся в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
Поскольку имущество находилось в собственности со дня открытия наследства менее трех лет, имущественный налоговый вычет в размере полной суммы, полученной при продаже в 2010 году доли в квартире, применяться не может.
Физическим лицом 12.01.2010 была куплена квартира стоимостью 5 млн. руб. В связи с изменением финансового положения физического лица 01.11.2010 квартира продана по той же стоимости - 5 млн. руб.
Вправе ли физическое лицо уменьшить сумму доходов, которые оно получило при продаже квартиры, на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (равных доходам), связанных с ее покупкой 12.01.2010?
Лишает ли подобное действие физического лица права на получение имущественного налогового вычета (при продаже имущества) в соответствии со ст. 220 НК РФ в будущем?
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи, в частности, жилых домов, квартир, комнат, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1000000 руб., а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250000 руб.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Указанный вычет в размере фактических и документально подтвержденных расходов предоставляется неоднократно.
Физическим лицом - гражданином Российской Федерации на территории иностранного государства был приобретен автомобиль. Вправе ли налогоплательщик в целях НДФЛ уменьшить сумму дохода, полученную от продажи указанного автомобиля на территории Российской Федерации, на сумму расходов, связанных с его приобретением, в частности на суммы:
- таможенных платежей;
- оплаты услуг банка по приему и перечислению таможенных платежей, осуществляемых при таможенном оформлении ввозимого автомобиля;
- расходов, связанных с обязательным страхованием автогражданской ответственности?
Если автомобиль находился в собственности физического лица менее трех лет, то полученный от продажи доход может быть уменьшен на имущественный налоговый вычет, размер которого не может превышать 250000 руб. (если реализован с 01.01.2009).
Однако налогоплательщик вправе уменьшить сумму доходов, полученных от продажи автомобиля, находившегося у него в собственности, на сумму расходов по его приобретению.
Суммы таможенных платежей и оплаты услуг банка по их перечислению признаются расходами налогоплательщика, связанными с приобретением автомобиля, и могут учитываться при получении имущественного налогового вычета по НДФЛ.
Вместе с этим для уменьшения доходов, полученных от продажи автомобиля, на суммы затрат, связанных с обязательным страхованием автогражданской ответственности, оснований не имеется, так как указанные расходы связаны с эксплуатацией автомобиля собственником и не могут быть отнесены к расходам, связанным с получением доходов от продажи автомобиля.
Налог на прибыль организаций
Организация приобретает материалы для производства. По договору стоимость приобретаемых материалов установлена в иностранной валюте, оплата производится в иностранной валюте в форме предварительной и последующей оплаты. Организация применяет метод начисления.
Правомерно ли при исчислении налога на прибыль определять стоимость приобретенных материалов, оплаченных в иностранной валюте путем предварительной и последующей оплаты, по курсу Банка России, действовавшему на дату перечисления аванса (в части, приходящейся на авансовый платеж) и на дату перехода права собственности (в части последующей оплаты)?
В соответствии с п. 11 ст. 250 и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе доходов (расходов) налогоплательщиков для целей налогообложения прибыли организаций учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов выданных (полученных)), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным Банком Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 272 НК РФ расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным Банком Российской Федерации на дату признания соответствующего расхода. Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным Банком Российской Федерации на дату перехода права собственности при совершении операций с таким имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последнее число отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.
Таким образом, стоимость имущества (работ, услуг), оплаченного в иностранной валюте путем предварительной оплаты, определяется по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действовавшему на дату перечисления аванса, в части, приходящейся на предварительную оплату, и на дату перехода права собственности - в части последующей оплаты.
Организация, имеющая объект обслуживающего производства - базу отдыха, передала ее в аренду сторонней организации. До передачи базы отдыха в аренду организацией были произведены определенные расходы по обособленному подразделению (базе отдыха), которые стали следствием формирования убытка по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.
Вправе ли организация учесть убыток, полученный при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, в целях налогообложения прибыли в соответствии со ст. 275.1 НК РФ?
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик в целях исчисления налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Согласно вышеуказанной норме НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Пункт 1 ст. 252 НК РФ также определяет, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом глава 25 НК РФ предполагает особый порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.
В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
К объектам обслуживающих производств и хозяйств в том числе относятся базы отдыха.
Статья 275.1 НК РФ определяет перечень условий, выполнение которых позволяет налогоплательщику в случае, если его обособленным подразделением получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, признать такой убыток для целей налогообложения прибыли.
Если не выполняется хотя бы одно из таких условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десяти лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.
До подписания договора о передаче базы отдыха в аренду сторонней организации расходы в целях исчисления налога на прибыль по указанному обособленному подразделению учитываются как расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами, и отражаются по стр. 190 Приложения N 3 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.
Таким образом, в целях исчисления налога на прибыль может быть учтен убыток, полученный при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, при соблюдении условий, определенных ст. 275.1 НК РФ, и соответствия сумм понесенных расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ.
Налог на имущество организаций
Организация осуществляет предпринимательскую деятельность через обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и находящиеся в различных муниципальных образованиях Хабаровского края.
В каком порядке организации следует уплачивать налог на имущество организаций и представлять налоговую декларацию (расчет по авансовому платежу)?
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется российской организацией отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
В силу п. 1 ст. 386 НК РФ плательщики налога на имущество организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Согласно ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от налога на имущество организаций в размере 100%.
Учитывая, что налог на имущество организаций на территории Хабаровского края зачисляется полностью в краевой бюджет, организации, имеющие структурные подразделения и объекты недвижимого имущества в различных муниципальных образованиях Хабаровского края, вправе представлять в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту государственной регистрации) одну налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовому платежу) по всему подлежащему налогообложению на территории Хабаровского края имуществу с учетом порядка заполнения налоговой декларации, утвержденной Минфином России от 20.02.2008 N 27н.
В этом случае налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое будет осуществляться предоставление единой налоговой декларации (единого налогового расчета по авансовому платежу), уплата налога в бюджет Хабаровского края. До начала очередного налогового периода необходимо уведомить о принятом решении налоговые органы по месту нахождения головной организации, по месту нахождения объектов недвижимого имущества, по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс.
В случае, если налогоплательщик до начала налогового периода не уведомит в письменном виде ИФНС России, курирующие муниципальные образования Хабаровского края, в которых расположено имущество организации, о том, что будет представляться единая налоговая декларация (единый налоговый расчет по авансовому платежу), то порядок представления налоговой отчетности осуществляется по общей схеме, установленной главой 30 НК РФ.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Следует ли представлять (или не представлять) налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности с "нулевыми" показателями в случае временного неосуществления предпринимательской деятельности?
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора только с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и прекращается при возникновении обстоятельств, предусмотренных данной статьей НК РФ.
Статьей 346.28 НК РФ установлено, что налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Таким образом, исходя из норм главы 26.3 НК РФ обстоятельством, с которым НК РФ связывает возникновение у налогоплательщиков обязанности по представлению налоговой декларации по ЕНВД, является фактическое осуществление видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.
Статьей 346.28 НК РФ предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов в пятидневный срок со дня начала осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков ЕНВД и в тот же срок сняться с учета в этом качестве при прекращении предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
Исходя из изложенного у налогоплательщика появляется обязанность по постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД по факту начала потребления трудовых, материальных и интеллектуальных ресурсов, независимо от получения дохода от этой деятельности, и снятию с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД по факту окончания потребления этих ресурсов.
Следовательно, между указанными моментами начала и окончания осуществления деятельности, подпадающей под действие системы налогообложения в виде ЕНВД, налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации по ЕНВД.
При этом в целях налогообложения ЕНВД процесс указанных ресурсов при осуществлении деятельности не всегда может быть характеризован наличием значений физических показателей осуществления этой деятельности, предусмотренных НК РФ.
В таком случае у налогоплательщика будут отсутствовать фактические значения физических показателей базовой доходности по осуществляемой деятельности, и, соответственно, он отражает это в налоговой декларации, представляя "нулевую" декларацию.
В то же время налогоплательщики, окончательно прекратившие с начала налогового периода осуществление своей деятельности в сферах, подпадающих под действие главы 26.3 НК РФ, и снявшиеся в связи с этим в налоговых органах с учета в качестве налогоплательщиков ЕНВД, утрачивают обязанность по уплате единого налога и, следовательно, по представлению налоговых деклараций по этому налогу начиная с данного налогового периода.
Данная позиция подтверждается постановлением ФАС Уральского округа от 20.08.2008 N Ф09-5870/08-СЗ, оставленным в силе определением ВАС РФ от 05.02.2009 N ВАС-16580/08.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, ранее осуществляющие виды предпринимательской деятельности, подпадающие под налогообложение единым налогом, и временно приостановившие данную предпринимательскую деятельность по любым причинам (непродление договора аренды, ремонт помещений и др.), сохраняют обязанность по представлению налоговых деклараций по ЕНВД до момента снятия их с учета в качестве налогоплательщиков данного налога.
Правомерность представления "нулевой" декларации такие налогоплательщики должны подтвердить соответствующими документами.
По налогу на добавленную стоимость
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" внесены изменения в ст. 169 части второй НК РФ. В качестве одного из обязательных реквизитов счета-фактуры добавлено указание наименования валюты (подп. 6.1 п. 5 ст. 169 НК РФ).
До утверждения новой формы счета-фактуры в нормативном порядке обязаны ли налогоплательщики самостоятельно добавлять и заполнять данный реквизит в счете-фактуре?
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее - Федеральный закон) перечни обязательных для заполнения реквизитов счета-фактуры, предусмотренные пп. 5 и 5.1 ст. 169 НК РФ, дополнены реквизитом "наименование валюты".
Статьей 2 Федерального закона введена новая редакция п. 8 ст. 169 НК РФ. Так, в новой редакции пункт имеет следующее содержание: "Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона до утверждения Правительством Российской Федерации документов, предусмотренных п. 8 ст. 169 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), составление и выставление счетов-фактур, ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж осуществляются с учетом требований, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Форма счета-фактуры установлена постановлением Правительства РФ "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" от 02.12.2000 N 914 (далее - постановление N 914).
Таким образом, до установления Правительством РФ формы счета-фактуры и порядка его заполнения, форм и порядка ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж составление перечисленных документов осуществляется в порядке, применяемом до вступления в силу Федерального закона (до 02.09.2010).
Учитывая изложенное, до утверждения Правительством РФ формы счета-фактуры, предусматривающей показатель "наименование валюты", и порядка заполнения этого показателя, указывать в счетах-фактурах "наименование валюты" не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю от 7 декабря 2010 г. N 07-75/28287 "Актуальные вопросы по налогам"
Текст письма опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", декабрь 2010 г., N 12 (132), январь 2011 г., N 1 (133)