Информация УФНС России по Республике Саха (Якутия)
22 сентября 2008 г.
"Особенности учета НДС при специальных налоговых режимах"
Главами 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ введены специальные налоговые режимы - ЕСХН. УСН, ЕНВД. Организации, применяющие специальные налоговые режимы освобождаются от уплаты НДС, т.е. не являются плательщиками НДС. Исключение составляют НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и НДС, уплачиваемый в бюджет при исполнении обязанности налогового агента.
Такие организации освобождены от обязанности начисления НДС при осуществлении хозяйственной деятельности. Не выставляют своим покупателям счета-фактуры, не ведут журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж.
В тоже время при осуществлении хозяйственной деятельности возникает необходимость учета НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком.
Порядок учета "входного" НДС, в случае применения одного из видов спецрежима, зависит от порядка формирования налоговой базы при его осуществлении:
- Организация, переведенная на уплату единого налога на вмененный доход, суммы НДС, перечисленные поставщику, включает в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), т.к. в формировании налоговой базы по ЕНВД эти суммы не участвуют
- Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, исчисляющие налоговую базу от объема полученных доходов "входной" НДС учитывают в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). В случае выбора объекта налогообложения - доходы минус расходы налог по товарам, приобретенным для перепродажи, принимается к расходам по мере их реализации. По основным средствам НДС отражается в налоговом учете на последнее число налогового периода, в котором эти объекты введены в эксплуатацию. "Входной" налог по оплаченному сырью, материалам учитывается в расходах по мере их списания в производство.
- Организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, имеют право включить в состав расходов суммы НДС по приобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам) при условии, что расходы на их приобретение (оплату) уменьшают налоговую базу. Порядок учета "входного" НДС аналогичен при учете НДС, организаций применяющих УСН. За исключением того, что НДС по товарам, приобретенным для дальнейшей перепродажи, учитываются в расходах даже если они не реализованы. Кроме того, НДС по приобретенному сырью и материалам учитывается в составе расходов в момент погашения задолженности.
Нередко организации совмещают налоговые режимы и тогда возникает необходимость распределения уплаченного НДС между двумя режимами.
При совмещении ЕНВД и УСН, ЕНВД и ЕСХН суммы "входного" НДС, по покупкам которые относятся к обоим видам деятельности, распределяются пропорционально долям доходов от каждого вида деятельности, но только при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам.
При совмещении ЕНВД и общего режима налогообложения следует учитывать, что организация не признается плательщиком налога на добавленную стоимость только по операциям, относящимся к "вмененной" деятельности. В отношении операций, которые относятся к общему режиму налогообложения, суммы "входного" НДС могут быть приняты к вычету, если соблюдены требования, установленные ст.ст. 171 и 172 НК РФ. При этом необходим раздельный учет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) и имущественным правам.
Порядок учета сумм налога установлен в п. 4 ст. 170 НК РФ. В случае, когда товары (работы, услуги) и имущественные права приобретены в рамках "вмененной" деятельности, суммы НДС учитываются в их стоимости. Если же они используются в деятельности на общей системе налогообложения, суммы налога принимаются к вычету.
Если приобретенные товары (работы, услуги) и имущественные права используются в обоих видах деятельности, то суммы НДС учитываются следующим образом:
- налогоплательщику точно известно, в какой деятельности - облагаемой или не облагаемой НДС - он будет использовать приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права. Тогда при распределении приобретенного НДС применяется так называемый "прямой" метод учета налога, когда суммы НДС либо включаются в стоимость реализованных товаров (работ, услуг) и имущественных прав либо предъявляются к вычету из бюджета;
- если приобретенные товары (работы, услуги) и имущественные права используются одновременно как в облагаемых НДС операциях, так и в операциях, не подлежащих освобождению (освобождаемых от налогообложения), когда сложно установить сколько товаров (работ, услуг) используется в одной деятельности, а сколько в другой применяется расчетный метод. В этом случае суммы НДС, как подлежащие вычету из бюджета, так и учитываемые в стоимости приобретенного имущества (выполненных работ, оказанных услуг) определяются пропорционально стоимости реализованной продукции. Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых относятся к деятельности, переведенной на ЕНВД (на общей системе налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период. Для расчета пропорции следует принимать показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС. Причем необходимо учитывать, что к вычету принимаются суммы НДС по товарам (работам, услугам) используемым в облагаемой деятельности. Следовательно, если в одном месяце принят к вычету НДС по товарам (работам, услугам) использованным в следующем месяце в деятельности освобождаемой от налогообложения НДС, то этот налог подлежит восстановлению и уплате в бюджет.
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемых для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма "входного" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) и имущественным правам вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, не включается.
Порядок распределения сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемых для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, должен устанавливаться налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
Следует помнить, что, если налогоплательщик примет к вычету сумму "входного" налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для освобожденных от НДС операций, то налог подлежит восстановлению, а налоговая декларация корректировке. В соответствии со ст. 81 НК РФ, при обнаружении данной ошибки, необходимо внести изменения в налоговую декларацию по НДС и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за тот период, в котором производились вычеты налога.
Напомним, что при представлении в налоговый орган уточненной налоговой декларации после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога, согласно п. 4 ст. 81 НК РФ, налогоплательщик освобождается от ответственности только в случаях:
- представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за этот период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
- представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Пунктом 2 ст. 171 Кодекса определено, что суммы налога уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) можно принять к вычету при соблюдении определенных условий: организация должна являться плательщиком НДС и в дальнейшем товары будут использованы в деятельности облагаемой НДС. Таким образом, у налогоплательщиков перешедших на специальные налоговые режимы отсутствуют правовые основания для применения налоговых вычетов. В таких случаях ранее принятые к вычету суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
Требование о восстановлении налога всегда содержались в п. 3 ст. 170 Кодекса. Однако, нормами Налогового кодекса не был прописан порядок восстановления налога на добавленную стоимость. Указанное противоречие было устранено Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ. Так, пп. 2 п. 3 указанной статьи предусматривает необходимость при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2 и 26.3 Кодекса восстановить суммы налога, принятые к вычету. Положения настоящего пункта не применяются в отношении налогоплательщиков, переходящих на уплату единого сельхозналога.
Начиная с 1 января 2006 г. порядок восстановления четко прописан в Налоговом кодексе. В соответствии с которым восстановлению подлежит сумма НДС, уплаченная поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы:
- уже использованным в производстве готовой продукции (товаров, работ, услуг), но не отгруженным (не выполненным, не оказанным) до перехода на УСН или ЕНВД;
- не использованным при производстве готовой продукции (товаров, работ, услуг) до перехода на УСН или ЕНВД;
- по приобретенным для перепродажи товарам (работам, услугам), не отгруженным до перехода на УСН или ЕНВД.
По непроданным товарам (работам, услугам) и неиспользованным материалам НДС восстанавливается в полном объеме. По основным средствам и нематериальным активам - пропорционально остаточной стоимости. Исключение из правила составляют - основные средства относящиеся к объектам недвижимости.
В том случае, если балансовая стоимость основных средств и нематериальных активов равна 0, восстановление налога не производят.
Суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса РФ, уменьшая налогооблагаемую прибыль.
Суммы налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
Это значит, что, если организация перешла на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2008 г., то восстановить НДС по остаткам товаров (работ, услуг), остаточной стоимости основных средств и нематериальных она должна была в декабре или 4 квартале 2007 г. (в зависимости от периодичности уплаты НДС).
Определенные трудности возникнут у налогоплательщиков, применяющих общепринятую систему налогообложения и начавших деятельность, облагаемую ЕНВД. В этом случае сумму налога, подлежащую восстановлению, придется определять с учетом положений п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ: обеспечить раздельный учет или восстановить НДС пропорционально доле операций, облагаемых ЕНВД, в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг).
Что касается основных средств и нематериальных активов, используемых одновременно в деятельности, облагаемой НДС и подлежащей обложению ЕНВД - то суммы налога по такому имуществу, ранее правомерно принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в первом налоговом периоде начала их использования, исходя из пропорции, определяемой аналогично пропорции, указанной в п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ. Данная позиция высказана Федеральной налоговой службой России в письме от 02.05.2006 N ШТ-6-03/462@ "О порядке восстановления сумм НДС при переходе налогоплательщика на уплату ЕНВД". Таким образом, сумма НДС, подлежащая восстановлению, прямо зависит от выручки, полученной в первый месяц или квартал работы от деятельности, облагаемой ЕНВД. Если выручка от этой деятельности в первом налоговом периоде по НДС с начала работы на указанном спецрежиме будет минимальной, то сумма подлежащего восстановлению налога будет небольшой. Дальнейшее увеличение выручки от деятельности, облагаемой ЕНВД, на сумму восстановленного НДС не влияет.
Специальный порядок восстановления сумм налога действует в отношении основных средств - объектов недвижимости, которые будут использоваться в облагаемых и не облагаемых НДС операциях (п. 6 ст. 171 НК РФ).
В данном случае процесс восстановления ранее правомерно принятого к вычету налога значительно усложнится.
Необходимо оговориться, что данная норма не применяется, если организация переходит на УСН либо полностью на уплату ЕНВД. Дело в том, что льготный порядок восстановления НДС по объектам недвижимости распространяется только на плательщиков этого налога. Данные налогоплательщики не являются плательщиками НДС. Значит, восстановить налог нужно в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 170 НК РФ. То есть в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанный режим, и в сумме, относящейся к остаточной стоимости таких основных средств.
Согласно п. 6 ст. 171 НК РФ в новой редакции суммы налога, предъявленные налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств), при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, принятые к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости (основные средства) в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ. Исключением из этого правила являются основные средства, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у данного налогоплательщика прошло не менее 15 лет.
Начиная с года, в котором объект недвижимости стал использоваться в необлагаемых операциях следует восстановить НДС, который ранее был принят к вычету. НДС восстанавливается в последнем налоговом периоде каждого года в течение 10 лет, которые считаются от года, в котором указанный объект начал амортизироваться, причем амортизация учитывалась для целей налогообложения налогом на прибыль в соответствии с п. 2 ст. 259 НК РФ. Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (переданных) за календарный год. Указанный порядок установлен абз. 5 п. 6 ст. 171 НК РФ. В виде формулы этот порядок можно записать так:
Сумма НДС, подлежащего восстановлению =
Сумма НДС, принятого к вычету
x Стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, за календарный год
: Общая стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) за календарный год/10.
Начало десятилетнего срока надо считать именно с года, в котором объект был принят к учету в качестве амортизируемого имущества и по нему началось начисление амортизации. Это значит, что если объект был принят к учету в августе 2003 г., а амортизация по нему стала начисляться с сентября этого же года, то именно 2003 г. будет первым из десяти. Если, предположим, объект стал использоваться для осуществления операций, не облагаемых НДС, в 2007 г., то восстанавливать налог надо в течение 2007 - 2012 гг. Сумма НДС, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ (абз. 5 п. 6 ст. 171 НК РФ).
В случае дальнейшего использования основных средств для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость, принятие к вычету восстановленных сумм НК РФ не предусмотрено.
В 2008 г. закончился переходный период для налогоплательщиков, до 2006 г. исчислявших НДС "по оплате". В связи с этим у некоторых организаций и индивидуальных предпринимателей появляются определенные обязанности в части исчисления и уплаты налогов.
В том случае, если организация утвердила в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы - день оплаты отгруженных товаров и при отгрузке до перехода налогоплательщика на УСН либо на уплату ЕНВД товаров (выполнения работ, оказании услуг) в установленном порядке выставила покупателю счет-фактуру с НДС (в соответствии со ст. 168 НК РФ), то сумма НДС, указанная в счет-фактуре и поступившая после перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения либо на уплату ЕНВД, подлежит перечислению в бюджет. В данном случае объект налогообложения возник в периоде, когда товары реализованы, т.е. до перехода на спецрежимы.
Импорт из Белоруссии
В отношении НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ нужно учитывать следующее:
Согласно п. 8 разд. I Положения к Соглашению между Россией и Белоруссией суммы НДС, уплаченные по товарам, ввозимым на территорию России, подлежат вычетам в порядке, установленном ст. ст. 171 и 172 Налогового кодекса. Поскольку организации, применяющие специальные налоговые режимы, не признаются налогоплательщиками НДС, то права на вычет этих сумм у них не возникает. "Спецрежимники" включают уплаченный налог при ввозе товара с территории Республики Беларусь в стоимость этого товара (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). Естественно, организации, совмещающие ЕНВД и общий режим, по которому они признаются налогоплательщиками НДС, учитывают налог в стоимости товара, используемого только во "вмененной" деятельности.
"Спецрежимник" исполняет обязанности налогового агента
Есть несколько ситуаций, когда "спецрежимники" должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС, перечисленные в ст. 161 НК РФ.
Ситуация 1. Товары (работы, услуги) приобретаются на территории России у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В этом случае налоговая база формируется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. НДС перечисляется в бюджет одновременно с выплатой денежных средств иностранным лицам. Основание - п. 4 ст. 174 НК РФ. При этом необходимо учитывать, что важное значение имеет место реализации товаров (работ, услуг), приобретаемых налоговым агентом у иностранного продавца. Если местом реализации не признается территория России, объекта налогообложения не возникает.
Таким образом, при приобретении у иностранного лица товаров (работ, услуг) организация, применяющая специальный налоговый режим, обязана исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента.
В случае если иностранная организация в стоимости вышеуказанных услуг сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет Российской Федерации, не учитывает, российской организации при исчислении налога на добавленную стоимость следует применить ставку налога в размере 18 процентов к стоимости услуг (без учета налога на добавленную стоимость) и уплатить налог в бюджет за счет собственных средств.
Для лиц, которые признаются налоговыми агентами в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у иностранных лиц предусмотрен особый порядок уплаты НДС.
Налог в этом случае должен быть перечислен в бюджет одновременно с суммой, перечисляемой иностранному партнеру. В соответствии с п. 4 ст. 174 НК РФ налоговый агент должен сдавать в банк сразу две платежки: одну - на перечисление денег иностранному лицу, вторую - на перечисление удержанной из доходов иностранного лица суммы НДС в бюджет.
Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу иностранного контрагента, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.
Ситуация 2. Организация арендует федеральное, региональное или муниципальное имущество. Налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.
Ситуация 3. Реализация на территории Российской Федерации конфиската, бесхозных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству. Функции специализированной организации по продаже конфискованного имущества возложены на Российский фонд федерального имущества. Однако реализовывать это имущество могут также юридические и физические лица, которые привлечены к подобной деятельности на конкурсной основе. Налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей) с учетом акцизов (для подакцизных товаров). То есть сумма налога при этом рассчитывается по основной (а не расчетной) ставке. Ценообразование в данном случае регулируется ст. 40 НК РФ.
Уплаченную в бюджет сумму НДС организация не вправе принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ), а также учесть в составе расходов.
Ситуация 4. Организация в качестве посредника (то есть по договору поручения, комиссии или агентскому договору) реализует на территории России товары иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В этом случае налоговый агент определяет налоговую базу как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы НДС. После продажи товаров налоговый агент перечисляет суммы налога непосредственно в бюджет.
Налоговая декларация по НДС
Как было сказано выше организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы не признаются плательщиками НДС и следовательно не сдают налоговые декларации по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ). Исключением из правила являются налогоплательщики, которые одновременно с осуществлением деятельности подпадающей под действие спецрежимов осуществляют операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ и исполняют обязанности налогового агента. Кроме того, существует пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, которым за неплательщиками НДС закреплена обязанность исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. Таким образом, несмотря на то что лица применяющие ЕНВД, УСН, ЕСХН не являются плательщиками НДС, налог подлежит уплате, если он будет выставлен покупателю, в том числе ошибочно. В этом случае сумма налога к уплате в бюджет равна сумме налога, указанной в счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Причем суммы НДС, относящиеся к приобретенным товарам (работам, услугам), к вычету не принимаются, поскольку такая возможность Налоговым кодексом не предусмотрена.
В п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС (приказ МФ РФ от 07.11.2006 г. N 136н) указано, что организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС представляют в налоговый орган декларацию по НДС. В этом случае декларация должна включать титульный лист и разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика".
Об основных изменениях по НДС с 01.01.2008
17 мая 2007 г. подписан Закон (85-ФЗ), вносящий поправки во вторую часть НК РФ, которые вступают в силу с 1 января 2008 г.
Законодательно закреплен порядок предъявления к вычету НДС исчисленный при получении аванса. Так, при переходе с общего режима налогообложения на УСНО или на уплату ЕНВД организация (предприниматель) может в последнем налоговом периоде применения основного режима налогооблжения принять к вычету НДС, уплаченный с авансов, в случае возврата сумм налога покупателям.
А при переходе с УСНО на ОСНО предъявленные ему и не учтенные им в расходах в период применения спецрежима суммы НДС (относящиеся к неоплаченным товарам (работам, услугам, имущественным правам)) можно будет принять к вычету в общем порядке. Аналогично принимаются к вычету суммы НДС по приобретенным, но не использованным в необлагаемой деятельности, при переходе с ЕНВД на общий режим налогообложения.
Следовательно, организация, получившая аванс в декабре 2007 г. в счет предстоящей поставки товара, осуществленной в январе 2008 г. (т.е. после перехода на систему налогообложения в виде ЕНВД или УСНО), вправе принять указанные суммы НДС к вычету в декабре 2007 г.
Такой вычет производится на основании счета-фактуры, выставленного покупателю, и документов, подтверждающих факт возврата суммы НДС последнему (п. 8 ст. 346.26 НК РФ).
До 1 января 2008 г. порядок возмещения из бюджета сумм "входного" НДС при переходе с общей системы налогообложения на систему налогообложения в виде ЕНВД нормами гл. 26.3 НК РФ не регламентировался.
С 1 января 2008 г. "упрощенцы" и плательщики ЕСХН при переходе на общий режим налогообложения смогут получить освобождение от уплаты НДС, представив в налоговый орган выписку из своей Книги учета доходов и расходов.
Напомним, что если организация (предприниматель) с 2008 г. хочет перейти с ЕСХН или с УСНО на общий режим налогообложения, то уведомить об этом налоговый орган нужно до 15 января 2008 г. А если она (он) хочет получить освобождение от уплаты НДС, то документы и уведомление надо представить в налоговый орган не позднее 21 января 2008 г.
Следовательно, "упрощенцы" и плательщики ЕСХН при переходе с нового года на общий режим налогообложения уже с 1 января 2008 г. смогут получить освобождение от уплаты НДС, представив в налоговый орган выписку из своей Книги учета доходов и расходов, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за октябрь, ноябрь, декабрь 2007 г. в совокупности не превысит 2 млн руб.
Согласно прежней редакции п. 6 ст. 145 НК РФ документами, подтверждающими право на освобождение от НДС, являлись выписка из бухгалтерского баланса, выписка из книги продаж, выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) или единый сельскохозяйственный налог (далее - ЕСХН), освобождены от ведения бухгалтерского учета и от уплаты НДС, соответственно они не должны представлять документы, перечисленные в п. 6 ст. 145.
Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ данный пункт был дополнен перечнем документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими с УСН на общий режим, а также индивидуальными предпринимателями, перешедшими на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, для освобождения от уплаты НДС. Для подтверждения права на освобождение такие налогоплательщики представляют только выписку из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.
Налоговые агенты - "упрощенцы" (с объектом налогообложения "доходы минус расходы"), "ЕСХНщики" приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах, и перечислившие НДС в бюджет, могут при возврате товаров (отказе от работ, услуг) учесть этот НДС в расходах.
Законодательно закреплено, что если плательщик ЕСХН либо организация применяющая УСН является участником договора простого товарищества и на них возложено ведение общего учета операций, подлежащих обложению НДС, то он обязан уплачивать НДС по операциям в рамках договора простого товарищества.
Согласно п. 1 ст. 174.1 НК РФ ведение операций, подлежащих налогообложению, возлагается на одного из участников простого товарищества (доверительного управляющего), который исполняет обязанности налогоплательщика. При этом в НК РФ не было четко определено, должны ли исчислять НДС участники, ведущие общие дела и применяющие УСН, или плательщики единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).
В соответствии с Законом N 85-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели плательщики ЕСХН признаются плательщиками НДС, уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории Российской Федерации (абз. 1 и 4 п. 3 ст. 346.1 НК Р).
Старший государственный налоговый |
Л.Д. Леушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация УФНС России по Республике Саха (Якутия) 22 сентября 2008 г. "Особенности учета НДС при специальных налоговых режимах"
Информация, размещенная в данном разделе сервера http://www.r14.nalog.ru/, не подпадает под определение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данным налоговым органом, выполнение которых налогоплательщиком или налоговым агентом является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационно-правовом сотрудничестве