Письмо Министерства здравоохранения Ставропольского края
от 22 июня 2010 г. N 01-13/4519
Руководителям учреждений здравоохранения
и аптечных организаций Ставропольского края
Министерство здравоохранения Ставропольского края в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 01.06.2010 г. N 04И-516/10 сообщает следующее.
Проведенный Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития анализ качества инъекционных и инфузионных растворов аптечного изготовления показал, что, в настоящее время, в Российской Федерации более 30 наименований инфузионных и инъекционных растворов продолжают серийно изготавливаться аптечными организациями без обеспечения должного уровня их качества. При этом номенклатура инфузионных растворов, изготавливаемых аптечными учреждениями, в основном, дублирует номенклатуру лекарственных препаратов, производимых промышленными предприятиями.
Несмотря на проводимые в последние два года лицензирующими органами субъектов Российской Федерации и территориальными органами Росздравнадзора контрольные мероприятия в отношении производственных аптек, продолжают выявляться факты грубейших нарушений установленных требований к изготовлению и контролю за качеством лекарственных средств.
Наиболее распространенными из них являются следующие:
- использование в изготовлении инъекционных и инфузионных растворов субстанций, качество которых не соответствует требованиям стандартов, нестерильных субстанций или субстанций, незарегистрированных на территории Российской Федерации;
- отсутствие необходимых условий изготовления стерильных растворов и технологического оборудования, в том числе производственных помещений необходимой степени чистоты;
- нарушения технологического процесса изготовления лекарственных средств, санитарного режима в производственных помещениях и асептическом блоке аптек, процесса водоподготовки;
- отсутствие должного контроля качества лекарственных средств, в том числе посерийного контроля качества стерильных растворов по показателям "стерильность" и "пирогенность";
- несоблюдение требования по использованию в изготовлении инфузионных и инъекционных растворов воды апирогенной;
- многократное использование стеклянной посуды и пробок;
- нарушение требований к хранению лекарственных средств, фармацевтических субстанций и изготовленных лекарственных препаратов;
- осуществление контроля качества лекарственных средств, изготовленных аптечными учреждениями, лицами со средним или высшим фармацевтическим образованием, без соответствующей профессиональной подготовки, подтвержденной сертификатом.
Следует также отметить, что с 01.09.2010 вступает в силу Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", где статьей 56 "Изготовление и отпуск лекарственных препаратов" установлены современные требования к изготовлению аптечными организациями лекарственных препаратов. В частности, не допускается изготовление аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, лекарственных препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации.
В отсутствие должных мер по обеспечению аптеками установленных требований к изготовлению и контролю за качеством лекарственных средств, в первую очередь, инфузионных и инъекционных растворов, применяемых в стационаре, сохраняется значительный уровень риска от применения лекарственных средств аптечного изготовления, в том числе развитие серьезных нежелательных реакций. В то же время, за 2009 год в Росздравнадзор от медицинских организаций поступила информация о развитии только 12 серьезных побочных реакций, представлявших угрозу для жизни и здоровья пациентов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации субъекты обращения лекарственных средств обязаны сообщать в Росздравнадзор и его территориальные органы обо всех случаях серьезных непредвиденных нежелательных реакциях лекарственных средств.
Только отлаженная работа органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, медицинских организаций и региональных центров мониторинга безопасности лекарственных средств позволит эффективно отслеживать и предпринимать конкретные действия по защите населения от небезопасных лекарственных средств, оперативно реагировать на все случаи выявления серьезных побочных реакций, создающих угрозу для жизни и здоровья пациентов.
В связи с вышеизложенным, Росздравнадзор предлагает руководителям органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации продолжить работу по созданию региональных центров и внедрению системы мониторирования врачебных назначений и выявления нежелательных реакций в медицинских организациях. Для этого рекомендуется:
1. развивать службу клинических фармакологов;
2. назначить во всех крупных лечебных учреждениях ответственных специалистов по мониторингу безопасности лекарственных средств (фармаконадзору);
3. вводить клинических фармакологов в штат лечебных учреждений;
4. обеспечить получение персонифицированного доступа к информационной базе Росздравнадзора и повсеместно внедрить карты-извещения о нежелательных реакциях лекарственных средств или их неэффективности.
В рамках исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности Росздравнадзор предлагает ужесточить контроль за соблюдением аптеками, осуществляющими изготовление лекарственных средств, требований законодательства и ускорить принятие мер по обеспечению медицинских учреждений инфузионными и инъекционными растворами промышленного производства.
Руководителям медицинских учреждений Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития предлагает в короткие сроки организовать представление в Росздравнадзор и его территориальные органы информации о нежелательных реакциях или неэффективности лекарственных средств, уделив особое внимание фактам развития неблагоприятных реакций при применении инфузионных и инъекционных растворов аптечного изготовления.
При возникновении сложностей с выявлением нежелательных реакций, установлением причинно-следственной связи, профилактикой и лечением нежелательных реакций врачи медицинских организаций могут обращаться за консультацией в региональные или Федеральный центр мониторинга безопасности.
Заместитель министра |
О.А. Дроздецкая |
С.М. Пожарская
26-53-49
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства здравоохранения Ставропольского края от 22 июня 2010 г. N 01-13/4519
Текст письма опубликован на офицальном сайте Министерства здравоохранения Ставропольского края www.mz26.ru