Конституционный Суд Республики Коми в составе Председателя Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
с участием сторон: заявительницы Н.И.Крамаренко и её представителя В.В.Пыстина, представителя Государственного Совета Республики Коми И.А.Груздевой, консультанта отдела социального законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 32, 90, 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности абзаца первого статьи 13 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Н.И.Крамаренко. Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми положение абзаца первого статьи 13 оспариваемого нормативного правового акта.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Т.А.Кырнышевой, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей от Главы Республики Коми: А.Н.Лукиной, О.М.Осипова, Н.А.Разумовской, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. Гражданка Н.И.Крамаренко обратилась в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой на нарушение её конституционных прав абзацем первым статьи 13 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми", ограничивающим, по её мнению, применение мер социальной поддержки одиноко проживающим гражданам пожилого возраста, достигшим возраста 80 лет, предусмотренных статьей 13 вышеназванного нормативного правового акта.
По мнению заявительницы, применение мер социальной поддержки этой категории населения Республики Коми только в случаях, когда одиноко проживающий гражданин, достигший возраста 80 лет, не имеет права на меры социальной поддержки по другим основаниям, нарушает равенство прав граждан, гарантированное статьей 17 Конституции Республики Коми. Гражданка Н.И.Крамаренко, как инвалид второй группы, ветеран Великой Отечественной войны, имеет основания для применения мер социальной защиты в соответствии с Федеральных законом от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 31 декабря 2005 года), Федеральным законом от 12 января 1995 года "О ветеранах" (в редакции от 19 декабря 2005 года), согласно которым, исходя из принципа выбора оснований предоставления мер социальной поддержки, ей предоставляется в числе мер социальной защиты скидка в размере 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). В связи с достижением 80-летнего возраста у заявительницы появилось, по её мнению, другое основание для получения социальной поддержки, меры которого содержатся в статье 13 оспариваемого республиканского Закона, в том числе право на 100-процентное освобождение от оплаты занимаемой общей площади в пределах установленной социальной нормы площади жилья и от оплаты коммунальных услуг.
Заявительница считает, что ограничение права выбирать те меры социальной поддержки населения, которые улучшают её материальное положение, нарушает требования пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части третьей статьи 18 Конституции Республики Коми, поэтому просит признать абзац первый статьи 13 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" несоответствующим Конституции Республики Коми, её статьям 15, 16, 17, 18.
2. Конституция Республики Коми, провозглашая Республику Коми равноправным субъектом Российской Федерации, как демократического правового и социального государства, гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации, а также прав и свобод, закрепленных Конституцией Республики Коми (статья 1; статья 15, часть 1). Как равноправный субъект Российской Федерации Республика Коми осуществляет социальную политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 11 Конституции Республики Коми).
Согласно статье 64 (часть 1, пункт "ж") Конституции Республики Коми вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми. Конституция Республики Коми, определяя предметы совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми, закрепила принцип осуществления собственного правового регулирования, который выражается в том, что по предметам совместного ведения Республика Коми издает законы и иные правовые акты в соответствии с федеральными законами (статья 64, часть 2, и статья 65, часть 1).
Закон Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми", как сказано в преамбуле Закона, устанавливает правовые гарантии, в том числе дополнительные к установленным законодательством Российской Федерации, социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе. При этом законодатель Республики Коми при регулировании данных вопросов, разграничивая меры социальной поддержки по категориям граждан, в основном использует дифференциацию категорий граждан, принятую в федеральном законодательстве (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны труда, ветераны военной службы и государственной службы, инвалиды и граждане из подразделений особого риска и др.), но выделяет также другие категории населения, нуждающиеся в мерах социальной поддержки. Среди самостоятельно дифференцированных категорий населения статьей 13 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" предусмотрена такая категория, как одиноко проживающие граждане пожилого возраста, достигшие 80 лет, которые, по мнению законодателя, нуждаются в постоянном уходе в силу их беспомощности, связанной с преклонным возрастом. Как утверждает представитель законодательного органа Республики Коми, признаком, характеризующим эту категорию, является также условие о том, что граждане этой категории не имеют права на меры социальной поддержки по другим основаниям.
3. Конституционный Суд Республики Коми согласно статье 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" (части 2, 3) принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальными и другими актами толкования или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из места нормативного правового акта в системе правовых актов; выносит решение только по предмету, указанному в обращении, при этом при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. Также в соответствии со статьей 3 (часть 2) вышеназванного Закона Конституционный Суд Республики Коми решает исключительно вопросы права.
3.1. В соответствии с Конституцией Республики Коми в Республике Коми права и свободы человека и гражданина защищаются с учетом принципа равенства (статья 17). Определение условий реализации конституционных прав, в том числе права на социальную помощь, относится к компетенции законодательного органа. Законодатель в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Коми обладает свободой усмотрения в выборе критериев дифференциации предоставляемых мер социальной защиты. Любая дифференциация правового регулирования, как указывает в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 24 октября 2000 года N 13-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П; определения от 27 июня 2005 года N 231-О, от 1 декабря 2005 года N 428-O), приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства, в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Конституционные принципы равенства не препятствуют законодателю при осуществлении правового регулирования вводить особые правила, но такие правила должны быть также оправданными, обоснованными и соответствующими конституционно значимым целям и требованиям.
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации позволяют субъектам Российской Федерации использовать самостоятельность бюджетов субъектов Российской Федерации в целях обеспечения функций государства, в том числе государства, как социального. Поэтому в пределах полномочий и экономических возможностей расходных обязательств, исходя из принципа справедливости, вытекающего из принципа равенства (статья 17 Конституции Республики Коми), законодатель Республики Коми вправе предоставить меры социальной поддержки той категории населения, которая нуждается в социальной помощи.
Принятие нормы с условием её применения, по утверждению представителя законодателя, обусловлено финансовыми возможностями Республики Коми, а также тем, что эта категория граждан ранее не получала от государства никаких мер социальной поддержки, а поэтому ограничение в применении не является отменой или умалением конституционных прав и свобод. Также представитель законодателя считает, что ограничение применения статьи 13 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" к одиноко проживающим гражданам, достигшим возраста 80 лет, согласуется с пунктом 2 статьи 2 настоящего Закона.
3.2. Содержащаяся в статье 13 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" норма о государственной помощи одиноким престарелым гражданам в виде освобождения от оплаты жилья и коммунальных услуг, независимо от предыдущих заслуг этих граждан перед обществом, по своей сути гуманна, социально оправданна и весьма рациональна, поскольку имеет своей целью значительно облегчить жизнь лицам, имеющим минимальные возможности к жизненному самообеспечению (например, даже простое посещение расчетного учреждения для таких лиц может представлять для них серьезную проблему). Поэтому выбор таких двух критериев к субъектам данного регулирования, как одинокое проживание и преклонный возраст - 80 лет, вполне разумны. Вместе с тем, третье условие, выдвинутое законодателем в качестве непременного для оказания такой помощи - отсутствие иных видов социальной поддержки, не соответствует принципам социальной справедливости и равенства перед законом. Так, зачастую, получение каких-либо мер социальной поддержки гражданами связано с предыдущей общественно значимой деятельностью этих лиц и носит поощрительный, наградной характер (участие в Великой Отечественной войне, в ликвидации Чернобыльской аварии и т.п.), не являясь мерой чрезвычайной, экстренной поддержки одиноким лицам весьма преклонного возраста, каковой по своей сути является оспариваемая норма. Поэтому запрет на применение этой нормы к одиноко проживающим гражданам, достигшим 80-летнего возраста, к которым применяются иные формы социальной поддержки, является дискриминационным, лишающим их права выбора оптимальной для них формы социальной поддержки, не сопоставимым с социальной направленностью этой нормы, выраженной в двух первых условиях её применения (достижение 80-летнего возраста и одинокое проживание). При конкуренции в данном случае общеправовых принципов справедливости и равенства прав граждан (статья 17 Конституции Республики Коми) - с одной стороны, и ограниченных бюджетных возможностей государства - с другой стороны, превалирующее значение имеют первые, базовые, конституционно значимые ценности. Задачей же законодателя является создание социально направленных норм (впрочем, как и всяких других), органично сочетающих в себе соблюдение этих принципов с разумной бюджетной политикой государства.
3.3. В соответствии со статьей 18 (часть 3) Конституции Республики Коми права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Федеральный законодатель при регулировании вопросов, обеспечивающих проведение политики социального государства, ограничение прав и свобод человека и гражданина, а по сути законодательное установление пределов прав и свобод, осуществляет через предусмотренное в законодательстве общее правило, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение разных видов пенсий или мер социальной защиты населения, предоставляется право выбора получать, например, одну пенсию или одну форму мер социальной поддержки (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статья 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Хотя часть третья статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" и предполагает отступление от этого общего правила, но каких либо# конкретных случаев, исключающих выбор оснований, названный Закон не содержит.
Таким образом, решение республиканского законодателя применять статью 13 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в отношении одиноко проживающих граждан пожилого возраста, достигших 80 лет, только в случаях, если они не имеют права на меры социальной поддержки по другим основаниям, искажает конституционно-правовой смысл целей самого Закона (повысить благосостояние граждан), принципа равенства прав и свобод человека и гражданина (равенство прав по возрасту и по физическим возможностям), принципа выбора, присущего федеральному законодательству.
Конституционный Суд Республики Коми, анализируя положения Конституции Республики Коми, федеральное законодательство, регулирующее вопросы социальной защиты населения, учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, пришел к выводу о том, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем запрета применения предусмотренных в статье 13 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" конституционно значимых мер социальной поддержки к одиноко проживающим пожилым людям, находящимся в одинаковых условиях (возраст) неоправданно, и, следовательно, положение абзаца первого вышеназванной статьи, исключающее для граждан указанной категории согласно пункту 2 статьи 2 рассматриваемого Закона, право выбора оснований для получения мер социальной поддержки, не соответствует Конституции Республики Коми (части 1, 2 статьи 17, часть 3 статьи 18, часть 1 статьи 65).
Исходя из изложенного и руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93, 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать положение абзаца первого статьи 13 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми", выраженное в словах "и не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям" не конституционным в той мере, в какой оно лишает одиноко проживающих граждан пожилого возраста, достигших 80 лет и имеющих право на иные меры социальной поддержки, права выбора между такими мерами и мерами, предусмотренными статьей 13 Закона, то есть не соответствующим Конституции Республики Коми, её статьям 17 (части 1, 2), 18 (часть 3), 65 (часть 1).
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд
Республики Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 5 сентября 2006 г. "По делу о проверке конституционности положения абзаца первого статьи 13 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в связи с жалобой гражданки Н.И.Крамаренко"
Текст постановления опубликован в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми от 23 января 2007 г. N 1 ст.4678