Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Ведомственная программа
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 год и плановый период 2012-2013 годы
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от 8 июля 2011 г. N 142)
Ведомственная программа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годы разработана в соответствии со Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 27.03.2006 г. N 45, Программой Правительства Республики Коми по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Коми на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 31.12.2010 г. N 613-р (далее - Программа, Стратегия, Программа Республики Коми).
Целью реализации Программы является повышение эффективности управления бюджетными ресурсами, выделяемых Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми (далее - Министерство) на реализацию полномочий в установленной сфере деятельности.
Достижение поставленной цели будет обеспечиваться за счёт решения задач по основным направлениям повышения эффективности бюджетных расходов.
Направление 1. Повышение эффективности использования государственного имущества
Задача - совершенствование исполнения Министерством полномочий собственника (учредителя) в отношении государственного имущества Республики Коми, в том числе имущества, переданного в оперативное управление подведомственным государственным учреждениям Республики Коми.
Анализ текущей ситуации
Для осуществления своей деятельности за Министерством закреплено административное здание общей площадью 2675 кв.м., в том числе полезной - 1000 кв.м. В расчёте на одного сотрудника занимаемая площадь составляет 11 кв.м. За административным зданием закреплён земельный участок площадью 2141 кв.м., что в расчёте на квадратный метр здания составляет 0,8 кв.м. Территориальные органы Министерства осуществляют свою деятельность в арендованных зданиях и помещениях, за исключением Ижемского управления сельского хозяйства и продовольствия, за которым закреплено помещение площадью 125,9 кв.м., что в расчёте на одного сотрудника составляет 21 кв.м. В расчёте на один квадратный метр площади здания приходится около 3 кв.м. закреплённого земельного участка.
Министерству подведомственно одно государственное бюджетное учреждение Республики Коми - ГУ РК "Управление капитального строительства Минсельхозпрода РК" (далее - Государственное учреждение). За подведомственным учреждением закреплено нежилое помещение административного здания Министерства общей площадью 34,36 кв.м., что в расчёте на одного сотрудника учреждения составляет 11,5 кв.м.
В оперативном управлении Государственного учреждения находится имущество (основные средства), в т.ч. движимое имущество на общую сумму 9 558 371,54 рублей и недвижимое - на общую сумму 21 438 628,08 рублей, а также капитальные вложения в основные средства (незавершенные строительством объекты) - на общую сумму 8 685 058,37 рублей, приобретенное в результате финансирования программ капитального строительства за счет средств республиканского бюджета Республики Коми. Эти основные средства не соответствует предмету, целям и результатам деятельности Государственного учреждения, являющего балансодержателем данного имущества.
В рамках мероприятий по проведению инвентаризации и оценки эффективности использования недвижимого имущества Приказом Министерства от 31.12.2010 г. N 314 утвержден перечень недвижимого имущества (4 объекта), закрепленного за Государственным учреждением общей стоимостью 21 623,7 тысяч рублей. Перечень имущества соответствует отчётным данным баланса Государственного учреждения.
В целях принятия решения об отнесении движимого имущества Государственного учреждения к особо ценному имуществу приказом Министерства от 03.02.2011 г. N 17 утверждён перечень особо ценного движимого имущества, находящегося на балансе Государственного учреждения.
В целях повышения эффективности использования и сохранности имущества, усиления ответственности руководителей государственных учреждений за результаты финансово-хозяйственной деятельности, осуществления финансового контроля за хозяйственной деятельностью приказом Министерства от 30.12.2010 г. N 309 утверждён Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного бюджетного учреждения.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", утвержденным распоряжением Правительства Республики Коми от 17.06.2010 г. N 250-р (далее - План), необходимо:
принять нормативные правовые акты Министерства по вопросу разработки порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного учреждения Республики Коми и об использовании закрепленного за ним государственного имущества Республики Коми;
осуществить изъятие из оперативного управления неиспользуемого имущества Государственного учреждения в государственную казну Республики Коми с последующей безвозмездной передачей в собственность хозяйствующим субъектам, муниципальным образованиям либо продажей в собственность заинтересованным лицам в порядке приватизации;
в связи с отсутствием дальнейшего бюджетного финансирования по объектам незавершенного строительства объекты, пригодные к дальнейшему использованию, передать в собственность муниципальным образованиям, а непригодные объекты (затраты) вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа списать с баланса Государственного учреждения. Министерством будут подготовлены и согласованны с Агентством по управлению имуществом Республики Коми предложения об эффективности и целесообразности дальнейшего использования объектов незавершенного строительства.
Показателями решения задач по повышению эффективности использования государственного имущества являются:
Таблица 1
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2010 год (факт) |
Период реализации Программы |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
Удельный вес неиспользуемого государственным учреждением имущества от общего объема имущества государственного учреждения на начало отчетного года |
% |
100,0 |
79,0 |
21,0 |
0,0 |
Направление 2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности Министерства
Задачи:
- повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
- повышение эффективности реализации целевых программ.
Анализ текущей ситуации
Министерством продолжается работа по расширению сферы применения программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с принятыми приоритетами в развитии агропромышленного комплекса Республики Коми.
В качестве документов, определяющих приоритеты в развитии агропромышленного комплекса Республики Коми, действуют Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Коми от 27.03.2006 г. N 45, и Основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства РК от 31.12.2010 г. N 616-р.
Достижение приоритетных стратегических целей и задач осуществляется через механизм реализации долгосрочных республиканских целевых программ, иных региональных и ведомственных целевых программ, разработанных Министерством в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Республики Коми:
- постановлением Правительства Республики Коми от 24.02.2009 г. N 30 "О долгосрочных республиканских целевых программах в Республике Коми";
- постановлением Правительства РК от 01.03.2011 г. N 39 "О ведомственных целевых программах".
В 2010 году Министерство являлось ответственным исполнителем по реализации 1 долгосрочной республиканской целевой программы, 1 ведомственной целевой программы и 2 региональных программ, разработанных и реализуемых в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
В 2011 году Министерством реализуются 5 программ:
долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010 - 2012 годы)", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 14.09.2009 г. N 261;
долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие оленеводства в Республике Коми (2011-2014 годы)", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 20.04.2011 г. N 161;
региональная программа "Поддержка развития молочного скотоводства в Республике Коми (2009 - 2011 годы)", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 02.03.2009 г. N 38;
региональная программа "Поддержка развития сельскохозяйственного производства, имеющего существенное значение для социально-экономического развития Республики Коми (2009 - 2011 годы)", утвержденная постановлением Правительства РК от 31.03.2009 г. N 62;
ведомственная целевая программа "Развитие рыболовства и аквакультуры в Республике Коми (2011 год)", утвержденная приказом Министерства от 08.04.2011 г. N 60.
Кроме того, Министерство принимает участие в реализации долгосрочных республиканских целевых программ:
"Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми (2010 - 2012 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Республики Коми от 14.09.2009 г. N 260;
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2010 - 2011 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 14.09.2009 г. N 262;
"Газификация населенных пунктов Республики Коми (2011 - 2013 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 14.09.2010 г. N 304;
"Жилище" на 2008 - 2012 годы в части подпрограммы "Развитие индивидуального жилищного строительства", утвержденной Законом Республики Коми от 17.11.2007. N 100-РЗ
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "13.11.2007"
а также федеральных программ:
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 г. N 446;
федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 99;
федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. N 858.
Изменение количества долгосрочных республиканских целевых, ведомственных целевых и иных программ, реализуемых на территории Республики Коми в 2007 - 2010 годы и ответственным исполнителем которых является Министерство, приведено в таблице 2.
Таблица 2
Информация о количестве долгосрочных республиканских целевых, ведомственных целевых и иных программ, реализуемых на территории Республики Коми в 2007 - 2011 годы, заказчиком и ответственным исполнителем которых является Министерство, единиц
Наименование показателя |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Общее количество программ |
1 |
2 |
5 |
4 |
5 |
Общее количество целевых программ |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Долгосрочные республиканские целевые программы |
- |
- |
- |
1 |
2 |
Ведомственные целевые программы |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
Региональные программы |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
В 2012 году планируется разработка Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Коми и развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми" с началом реализации с 2013 года, составной частью которой будут являться:
долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2013 - 2015 годы)" (планируется разработка проекта);
долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие аквакультуры и рыболовства в Республике Коми (2012-2014 годы)" (разработана и проходит согласование концепция программы, разработан проект программы);
долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие оленеводства в Республике Коми (2011-2014 годы)" (программа утверждена);
ведомственная целевая программа "Ветеринарное благополучие территории Республики Коми (2011-2013 годы)" (программа утверждена);
долгосрочная республиканская целевая программа (ведомственная целевая) программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения (2013 - 2015 годы)" (планируется разработка проекта программы);
долгосрочная республиканская целевая программа "Социальное развитие села (2012 - 2013 годы)";
а также при необходимости ведомственные целевые программы по всем основным направлениям деятельности Министерства, неохваченным вышеназванными программами, включая расходы на содержание Министерства и его территориальных органов, а также подведомственного государственного учреждения.
Наименования ведомственных целевых программ, планируемых к разработке и реализации, сроки их реализации, а также структурные подразделения Министерства, ответственные за их разработку и реализацию, будут определены в процессе разработки Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Коми и развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми" в 2012 году.
В качестве соисполнителя Министерством планируется участие в разработке и реализации следующих Государственных программ Республики Коми:
в 2011 году - "Строительство, обеспечение качественным, доступным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Коми" Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми;
в 2013 году - "Экономическое развитие, инновационная экономика, развитие туризма" Министерства экономического развития Республики Коми и "Воспроизводство и использование природных ресурсов" Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
В результате на реализацию мероприятий целевых программ в 2013 году планируется направить 90% бюджетных ассигнований от общего объёма ассигнований, выделяемых Министерству в соответствии со среднесрочным финансовым планом Республики Коми на 2011-2013 годы (в 2010 году данный показатель составил 78%). В рамках внепрограммной деятельности Министерства планируются только расходы на содержание Министерства, включая его территориальные органы, и обеспечение деятельности подведомственного государственного учреждения.
Оценка эффективности реализации целевых программ за отчетный год и в целом за весь период реализации осуществляется ежегодно в соответствии с:
- постановлением Правительства Республики Коми от 24.02.2009 г. N 30 "О долгосрочных республиканских целевых программах в Республике Коми";
- постановлением Правительства РК от 01.03.2011 г. N 39 "О ведомственных целевых программах".
По итогам 2010 года Министерством экономического развития Республики Коми дана положительная оценка эффективности реализации долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010 - 2012 годы)", за исключением подпрограммы "Развитие производств по переработке сельскохозяйственной продукции", которая была включена в состав целевой программы в октябре 2010 года.
В целях повышения эффективности реализации целевых программ планируется усилить действие соглашений о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства, заключенных между Министерством и получателями государственной поддержки - участниками реализации целевых программ. Необходимо разработать и предусмотреть в соглашениях условия и обязательства, от выполнения которых будут зависеть и объемы государственной поддержки, предоставляемой получателям - участникам реализации целевых программ.
Министерство ежегодно:
формирует бюджетные заявки на реализацию целевых программ с учетом результатов и эффективности их реализации за отчетный период;
формирует отчеты о ходе реализации целевых программ с пояснительными записками;
осуществляет размещение информации о результатах реализации целевых программ на своем официальном сайте в сети "Интернет";
по результатам оценки эффективности реализации целевых программ, проведенной Министерством экономического развития Республики Коми, и предложений о корректировке целевых программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации, вносит в них соответствующие коррективы.
В условиях создания единой системы среднесрочного бюджетного программно-целевого планирования, перехода к программному бюджету в Республике Коми, Министерством ежегодно готовится Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 29.06.2009 г. N 183 "О докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования в Республике Коми".
К проблемам формирования и реализации ведомственных, республиканских целевых и иных программ, заказчиком и исполнителем которых является Министерство, относятся:
недостаточно четкая постановка целей, формулировка задач и ожидаемых результатов реализации программ;
различные требования к разработке республиканских целевых программ и региональных программ в рамках ведомственных программ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, участниками которых на условиях софинансирования являются субъекты Российской Федерации.
Решению данных проблем будет способствовать разработка как на федеральном так и региональном уровнях Государственных программ, требующая ревизии имеющихся документов стратегического, среднесрочного планирования на предмет выявления некорректных целей, задач, ожидаемых результатов и целевых индикаторов и внесения в них соответствующих коррективов в соответствии с целями и задачами Государственных программ.
Показателями решения задач по внедрению программно-целевых принципов организации деятельности Министерства являются:
Таблица 3
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2010 год (факт) |
Период реализации Программы |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
1. Удельный вес бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию целевых программ, от общего объёма бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству |
% |
78 |
86 |
90 |
96 |
Направление 3. Повышение качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ)
Задачи:
- создание условий для обеспечения потребностей юридических и физических лиц в государственных услугах;
- внедрение системы управления качеством предоставляемых государственных услуг;
- повышение ответственности за качество и объем предоставляемых услуг.
Анализ текущей ситуации
Регулирование качества и эффективности государственных услуг осуществляется на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Коми. Государственное учреждение не предоставляет государственные услуги. Оказание государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса и рыбохозяйственного комплекса осуществляется Министерством в соответствии с нормативными правовыми актами:
- постановлением Правительства РК от 12.02.2009 г. N 24 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)";
- Законом Республики Коми от 23.12.2009 г. N 133-РЗ "О некоторых вопросах в сфере регулирования государственных услуг (функций) в Республике Коми";
- постановлением Правительства Республики Коми от 23.04.2010 г. N 110 "О портале и реестре государственных услуг (функций)";
- Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ;
- распоряжением Правительства Республики Коми от 08.10.2010 г. N 463-р "О реализации на территории РК Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Приказом Министерства от 23.09.2009 г. N 149 создана комиссия по проведению административной реформы в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РК.
Приказом Министерства от 08.12.2010 г. N 276 утвержден Реестр государственных услуг Минсельхозпрода РК на 2011 год, в соответствии с которым разрабатывается Государственное задание на очередной финансовый год.
На начало 2011 года разработано, утверждено и опубликовано на официальном сайте Минсельхозпрода РК и Портале государственных услуг 27 административных регламентов оказания государственных услуг и 2 административных регламента исполнения контрольно-надзорных функций.
По итогам проведенной инвентаризации действующих нормативных правовых актов утвержден план-график разработки (корректировки) административных регламентов оказания государственных услуг на 2011 год, в соответствии с которым проводится корректировка утвержденных 22 административных регламента в связи с внесенными изменениями в нормативно-правовую базу, а также предусмотрена разработка 4 новых административных регламентов.
В 2010 году проведен мониторинг применения государственных услуг по 2 административным регламентам согласно Методики проведения мониторинга применения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденной приказом Управления государственной гражданской службы Республики Коми от 29.04.2010 г. N 29-од.
В 2012 - 2013 годах будет продолжена работа по ведению Реестра государственных услуг, разработке Государственного задания, мониторингу применения административных регламентов, разработке административных регламентов исполнения государственных функций.
В ведомстве Министерства находится одно Государственное учреждение, которое не предоставляет государственные услуги, а выполняет работы в области капитального строительства. На основании проведенного анализа возможности изменения типа государственного учреждения и привлечения негосударственных организаций к предоставлению государственных услуг Министерством даны предложения о сохранении типа государственного учреждения, находящегося в ведении Министерства. В дальнейшем планируется расширение функций государственного учреждения путем передачи отдельных функций Министерства и государственных услуг, оказываемых Министерством и его территориальными органами, в действующее государственное учреждение, при этом предусматривается изменение названия государственного учреждения.
В настоящее время для Государственного учреждения определен перечень показателей государственного задания на выполнение работ на период 2009-2011 годы. Организована работа по уточнению и корректировке показателей, объемов и качества оказываемых работ в соответствии с государственным заданием, а также функциональных обязанностей по уставу Государственного учреждения. Формируются отчеты о результатах выполнения государственных заданий по выполненным работам.
Передача государственных услуг негосударственным организациям признана нецелесообразной и не планируется.
В целях осуществления финансового обеспечения выполнения государственных заданий по предоставлению государственных услуг приказом Министерства от 19.07.2010 г. N 170 утверждены Порядки определения расчетно-нормативных затрат на оказание двух государственных услуг.
В целях повышения ответственности за качество и объем предоставляемых государственных услуг в рамках мероприятий Программы планируется:
- разработка и утверждение приказом Министерства примерной формы трудового договора с руководителем подведомственного государственного учреждения, включающего систему оценки деятельности и закреплением мер ответственности руководителя учреждения за качество и объем предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ).;
- анализ и оценка деятельности государственного учреждения;
- разработка утверждение приказом Министерства ведомственного плана мероприятий по реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных учреждений)";
- установление мер персональной ответственности руководителя государственного учреждения, государственных служащих за качество и объем предоставляемых услуг;
- разработка нормативных актов по порядку составления и формам плановых государственных заданий, формам и срокам предоставления отчетности о выполнении государственных заданий;
- порядок определения расчетно-нормативных затрат на выполнение государственных заданий;
- внедрение управленческого учета при оказании государственных услуг (выполнении работ) государственным учреждением;
- внедрение расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственным учреждением для целей планирования бюджетных ассигнований на выполнение государственных заданий.
Показателями выполнения задач повышения качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ) являются:
Таблица 4
Наименование показателя задачи |
Ед. измерения |
2010 год (факт) |
Период реализации Программы |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
1. Доля расходов республиканского бюджета отрасли на оказание государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в соответствии с государственным заданием, в общем объеме бюджета отрасли на оказание государственных услуг (работ) |
% |
82,0 |
не менее 90,0 |
не менее 90,0 |
не менее 90,0 |
2. Доля руководителей государственных учреждений, с которыми заключены трудовые договоры, предусматривающие показатели оценки эффективности деятельности |
% |
- |
100 |
100 |
100 |
3. Доля государственных услуг, охваченных результатами оценки потребности в их оказании, от общего числа государственных услуг, включенных в сводный перечень государственных услуг по отрасли |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Направление 4. Оптимизация расходных обязательств Республики Коми
Задача - повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований
Анализ текущей ситуации
Все расходные обязательства Министерства имеют правовое обоснование, что подтверждается реестром расходных обязательств. Объем и структура бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству, соответствует целям деятельности, функциям и полномочиям
Министерства. В структуре расходных обязательств наибольший удельный все занимают расходы на государственную поддержку сельского хозяйства и рыболовства в рамках принятых региональных и целевых программ.
На государственную поддержку сельского хозяйства в 2010 году было направлено 748,4 млн. рублей из средств федерального и республиканского бюджетов, из них 88% объема - средства республиканского бюджета Республики Коми и 12% - средства федерального бюджета.
В структуре государственной поддержки из средств республиканского бюджета Республики Коми можно выделить пять групп:
- государственная поддержка, предоставляемая по результатам деятельности получателей субсидий, - 48% общего объема государственной поддержки;
- государственная поддержка инвестиционного характера - 24%;
- государственная поддержка, направленная на компенсацию текущих расходов, минимизацию диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и потребляемую в процессе производства промышленную продукцию - 14%;
- государственная поддержка, предоставляемая на условиях софинансирования расходов федерального бюджета - 9%;
- государственная поддержка, направленная на реализацию государственных функций и задач, - 5%.
В структуре государственной поддержки по категориям получателей основной объем предоставляемых средств из республиканского бюджета приходился на поддержку сельскохозяйственных организаций - 86,5%. На поддержку малых форм хозяйствования направлено 13,5% средств (89,5 млн. рублей), из них на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств - 8,6% (56,8 млн. рублей), личных подсобных хозяйств граждан - 4,9% (32,7 млн. рублей).
В соответствии со Стратегией в сфере сельского хозяйства определена задача по совершенствованию механизма предоставления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. В рамках решения данной задачи уточняются правовые основания, оптимизируются объем и структура бюджетных ассигнований, предоставляемых на государственную поддержку в сфере сельского хозяйства.
В 2011 году в структуре расходных обязательств снизился удельный вес бюджетных ассигнований, выделяемых на государственную поддержку сельского хозяйства, включая реализацию целевых программ, при увеличении доли расходов в рамках социальных программ.
В структуре расходных обязательств бюджетные ассигнования на содержание аппарата Министерства и его территориальных органов в 2010 составляли 10,6%, обеспечение деятельности государственного бюджетного учреждения - 0,2%. В 2011 году на 0,2% снижается доля расходов на содержание Министерства.
За анализируемый период расходных обязательств Министерства, которые регулярно приостанавливаются или регулярно не обеспечиваются бюджетными ассигнованиями в полном объеме, не наблюдалось.
Объем бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, предусмотренных на государственную поддержку сельского хозяйства, более чем на 70% рассчитывается плановым методом исходя из ставок (размеров) субсидий и плановых объемов расходных обязательств.
Показателями выполнения задач по оптимизации расходных обязательств являются:
Таблица 5
Наименование показателя задачи |
Ед. измерения |
2010 год (факт) |
Период реализации Программы |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
1. Доля расходов республиканского бюджета отрасли, исполняющихся на основании действующих расходных обязательств, в общем объеме расходов бюджета отрасли |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. Количество расходных обязательств министерства |
ед. |
15 |
14 |
14 |
14 |
Направление 5. Повышение качества финансового менеджмента
Задача - совершенствование процедур, обеспечивающих реализацию всех стадий бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и финансовый аудит).
Анализ текущей ситуации
Полномочия Министерства, как главного распорядителя средств республиканского бюджета Республики Коми, в части финансового менеджмента определены:
Законом Республики Коми от 01.10.2007 г. N 88-РЗ "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми";
Указом Главы Республики Коми от 22.06.2009 г. N 61 "О Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми".
В рамках Приказа Министерства финансов Республики Коми от 29.11.2010 г. N 227 "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Коми" разрабатывается Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента для государственных учреждений.
Планирование бюджетных ассигнований Министерства осуществляется в соответствии с приказами Министерства финансов Республики Коми:
от 09.07.2007 г. N 60 "Об утверждении методики планирования показателей среднесрочного финансового плана Республики Коми по доходам и методики планирования показателей среднесрочного финансового плана Республики Коми по расходам";
от 07.12.2009 г. N 48 "Об утверждении Примерных форм по обоснованию (расчету) расходов республиканского бюджета Республики Коми в разрезе кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления";
а также методических рекомендаций по подготовке, представлению и оценке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, утвержденных совместным приказом Министерства финансов Республики Коми и Министерства экономического развития Республики Коми от 07.05.2010 г. N 79/133.
В целях учета расходных обязательств и определения объема бюджетных ассигнований на их исполнение Министерством ведется реестр расходных обязательств Министерства в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 26.12.2007 г. N 321 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Республики Коми".
В целях создания системы внутреннего контроля в Министерстве создан сектор ведомственного финансового контроля Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми (далее - сектор финансового контроля).
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 г. N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения смет бюджетных учреждений" утвержден приказ Министерства "Об утверждении Положения о порядке составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, его территориальных органов, государственного учреждения Республики Коми "Управления капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми".
В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" издан приказ от 30.12.2010 г. N 310 о недопущении наличия просроченной кредиторской задолженности государственного учреждения Республики Коми "Управления капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми", функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство.
Министерство планирует в текущем году улучшить ряд показателей, определяющих качество финансового менеджмента. Внедрение системы "АЦК-Планирование" позволит улучшить качество управления финансами, повысить качество и достоверность бюджетного планирования.
Одним из способов повышения качества управления финансами является внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования. В 2010 году в республиканском бюджете Республики Коми Министерству были предусмотрены расходы по шести программам (долгосрочным, региональным, ведомственным), сумма расходов по которым в общей сумме расходов Министерства составила 78%. В 2011 году предусмотрены средства по девяти программам, доля бюджетных ассигнований по ним составляет уже 86% в общей сумме ассигнований, доведенных Министерству.
Уменьшение количества изменений, вносимых в бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств, является одним из показателей качества бюджетного планирования. Но, учитывая заявительный характер предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств республиканского бюджета Республики Коми через 17 территориальных органов Министерства, количество изменений остается высоким. В 2010 году Министерством было произведено 46 корректировок, в том числе конкретно по сельскохозяйственной отрасли - 22. Из них с внесением изменений в сводную бюджетную роспись республиканского бюджета Республики Коми по письменным обращениям Министерства в связи с увеличением бюджетных ассигнований за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг, а также перераспределением бюджетных ассигнований в пределах общего их объема, предусмотренных на предоставление субсидий юридическим лицам - 27. В текущем и последующие годы предполагается минимизировать данные изменения.
С позиций финансового менеджмента исполнение по расходам должно характеризоваться относительной равномерностью кассовых расходов, осуществляемых в течение финансового года. По причине сезонности сельскохозяйственной отрасли в 2010 году кассовые расходы планируются Министерством расчетным путем, меньшая доля расходов ежегодно предусматривается в 1 квартале года. В 2010 году в первом квартале предусматривались кассовые расходы в объеме 15,7% от годового плана, во втором - третьем кварталах - 27,2% и 27,6% соответственно и в четвертом квартале - 29,5%. Исполнение кассового плана характеризуется следующими показателями: первый квартал - 95,5%, второй - 97,2%, третий - 93,3%, четвертый - 107,2%, что удовлетворяет установленным требованиям к качеству финансового менеджмента.
В целях повышения сбалансированности бюджетной росписи в ходе ее исполнения и снижения остатков кассовых планов по расходам необходим грамотный, рациональный подход к планированию расходов, формированию кассового плана по расходам Министерства. Введение в 2011 году помесячного планирования кассовых планов по расходам позволяет своевременно контролировать расходы. Ежемесячно ведется анализ исполнения кассового плана по расходам, принимаются определенные меры по полному освоению бюджетных средств.
По итогам 2010 года просроченная кредиторская задолженность у Министерства, его территориальных органов и подведомственного бюджетного учреждения отсутствовала. Также, согласно отчетным данным, отсутствует и дебиторская задолженность. В целях снижения и ликвидации просроченной кредиторской задолженности и повышения платежеспособности бюджетного учреждения издан приказ Министерства 31.05.2011 г. N 99 "Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению процедуры оперативного мониторинга просроченной кредиторской задолженности Государственным учреждением Республики Коми "Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми".
В целях формирования объективного представления о соотношении поставленных целей, плановых показателей и достигнутых результатов, следует акцентировать внимание на формировании бюджетной отчетности в полном объеме и в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией о составлении и предоставлении годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов всех уровней.
В целях повышения качества финансового менеджмента планируется:
разработка и утверждение порядка подготовки бюджетных проектировок и обоснований бюджетных ассигнований;
внутренний контроль за результативностью использования бюджетных средств, соблюдение норм законодательства, внутренних правовых актов Министерства;
внедрение системы мониторинга качества финансового менеджмента в подведомственном государственном учреждении;
внедрение показателей оценки финансового менеджмента в систему целевых показателей эффективности работы государственного учреждения и их использование при материальном стимулировании его руководителя;
проведение инвентаризации просроченной кредиторской задолженности государственного учреждение, анализ факторов ее возникновения.
В части исполнения судебных решений улучшение качества финансового менеджмента будет заключаться в недопущении задач по повышению качества приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах Министерства, его территориальных органов и подведомственных учреждений путем своевременного планирования.
Показателем выполнения финансового менеджмента является:
Таблица 6
Наименование показателя задачи |
Ед. измерения |
2010 год (факт) |
Период реализации Программы |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
Количество письменных обращений о внесении изменений в показатели сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми в связи с увеличением бюджетных ассигнований за счёт экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг, а также перераспределением бюджетных ассигнований в пределах общего их объема, предусмотренных на предоставление субсидий юридическим лицам |
ед. |
27 |
18 |
15 |
15 |
Направление 6. Оптимизация численности и совершенствование системы материального стимулирования государственных служащих
Задача - разработка мер по оптимизации структуры и предельной численности работников Министерства и его территориальных органов и повышению эффективности использования бюджетных средств на исполнение государственных функций и предоставления государственных услуг.
Анализ текущей ситуации
На 01.01.2009 г. штатная численность гражданских служащих Министерства и его территориальных органов составляла 162 человека.
В связи с принятием Указа Главы Республики Коми от 20.03.2009 г. N 28 "О сокращении расходов на содержание органов исполнительной власти Республики Коми", штатная численность государственных гражданских служащих министерства была уменьшена на 2 единицы и составляла 160 штатных единиц. С 01.07.2009 г. с введением в состав министерства Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (охотдепартамента) численность государственных служащих составила 187 человек.
По состоянию на 01.01.2011 г. штатная численность государственных гражданских служащих Министерства и его территориальных органов составляла 160 человек, из них 87 гражданских служащих являются работниками центрального аппарата министерства и 73 гражданских служащих замещают должности в территориальных органах министерства - районных (городских) управлениях сельского хозяйства и продовольствия.
В целях исполнения Указа Главы Республики Коми от 10.05.2011 г. N 64 "Об оптимизации численности государственных гражданских служащих Республики Коми и работников государственных органов Республики Коми" намечены мероприятия по поэтапному сокращению численности работников Министерства и его территориальных органов в количестве 32 штатных единиц государственных служащих, из них:
до 01.10.2011 г. - 8 единиц;
до 01.04.2012 г. - 8 единиц;
до 01.04.2013 г. - 16 единиц.
Таким образом, на 01.04.2013 г. штатная численность гражданских служащих Республики Коми министерства и его территориальных органов составит 131 штатную единицу.
В целях решения задачи по оптимизации численности и совершенствованию системы материального стимулирования государственных служащих следует реализовать следующие мероприятия:
- анализ функций Министерства и его территориальных органов с целью выявления и устранения избыточных и дублирующих функций;
- передача отдельных функций и государственных услуг Государственному учреждению;
- разработка, внедрение и оценка показателей эффективности и результативности служебной деятельности государственных служащих министерства и его территориальных органов;
- разработка системы материального стимулирования государственных гражданских служащих в зависимости от оценки показателей эффективности и результативности их служебной деятельности;
- внедрение планов-заданий для министра и его заместителей, их анализ и совершенствование;
- переход на оказание услуг в электронной форме, повышение уровня использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- разработка программ повышения уровня квалификации и профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих Министерства и его территориальных органов.
Общая сумма высвобождающихся бюджетных средств за счет сокращения численности работников Министерства и его территориальных органов, включая водителей служебного автомобильного транспорта, составит за период реализации Программы 33,0 млн. рублей, в том числе по фонду оплаты труда государственных гражданских служащих - 19,7 млн. рублей. С учетом положений Указа от 10.05.2011 г. N 64, устанавливающих, что 50 процентов средств, высвобождающихся в результате сокращения численности государственных гражданских служащих, направляется на их материальное стимулирование, экономия бюджетных средств составит за период реализации Программы 23,1 млн. рублей, в том числе в 2011 году - 1,0 млн. рублей.
В связи с планируемой передачей отдельных функций Министерства подведомственному Государственному учреждению и соответственным увеличением его штата абсолютная экономия бюджетных средств по данному направлению составит за период реализации Программы 3,0 млн. рублей, в том числе в 2011 году - 0,3 млн. рублей. Расчеты экономии средств приведены в приложении N 2 к Программе.
Показателем решения задач по оптимизации численности и совершенствование системы материального стимулирования государственных служащих является:
Таблица 7
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2010 год (факт) |
Период реализации Программы |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
Наличие нормативного акта об утверждении положения о материальном стимулировании государственных гражданских служащих Министерства в зависимости от оценки показателей эффективности и результативности их служебной деятельности |
да/нет |
нет |
нет |
да |
да |
Направление 7. Повышение качества и эффективности исполнения государственных функций
Задачи:
- устранение избыточных и дублирующих функций Министерства;
- разработка административных регламентов на выполнение государственных функций.
Анализ текущей ситуации
Оценка реализации полномочий Министерства осуществляется ежегодно в соответствии с системой оценки деятельности Правительства Республики Коми, органов исполнительной власти Республики Коми, отдельных государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, государственных унитарных предприятий Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми (далее - Система оценки).
Административные регламенты на выполнение государственных функций разработаны по исполнению двух контрольно-надзорных функций.
В целях оптимизации деятельности Министерства проведен анализ государственных функций. На основании проведенного анализа предусмотрена передача ряда функций в Государственное учреждение с расширением его полномочий.
В связи с передачей государственных функций Государственному учреждению и его структурным подразделениям, качество их исполнения не будет ухудшено, поскольку вместе с передачей функционала в штат Государственного учреждения будут переведены гражданские служащие, исполнявшие указанный функционал в составе Министерства и его территориальных органов. Государственные функции, закрепленные за Министерством и его территориальными органами, будут и далее исполняться в полном объеме.
В связи с созданием государственных бюджетных учреждений Республики Коми "Центр бухгалтерского обслуживания и материально-технического обеспечения" и "Центр правового обеспечения" планируется оценить целесообразность передачи функций Министерства по осуществлению бухгалтерского учета в части расходов, связанных с содержанием аппарата Министерства и его территориальных органов, по правовому обеспечению деятельности Министерства в аппарат данных учреждений.
В структурных подразделениях Министерства работа по выявлению избыточных и дублирующих функций продолжается. По итогам будет уточняться структура Министерства и перечень государственных функций. Для повышения качества выполняемых функций продолжится работа по разработке административных регламентов на выполнение государственных функций.
Направление 8. Создание и совершенствование процедур внутреннего контроля
Задача - развитие системы внутреннего контроля за эффективностью использования бюджетных средств
Анализ текущей ситуации
Полномочия Министерства как главного распорядителя средств республиканского бюджета Республики Коми в части внутреннего контроля определены:
Законом Республики Коми от 01.10.2007 г. N 88-РЗ "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми";
Указом Главы Республики Коми от 22.06.2009 г. N 61 "О Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми".
В целях создания системы внутреннего контроля в Министерстве создан сектор ведомственного финансового контроля Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми (далее - сектор финансового контроля). Положением о секторе финансового контроля установлены основные его задачи:
- осуществление контроля за использованием финансовых средств, поступивших на государственную поддержку отрасли;
- проведение анализа и оценки выявленных нарушений в использовании средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Коми в пределах ведомственной структуры расходов.
С целью оптимизации расходов, обеспечения законности, обоснованности и эффективности использования бюджетных средств планируется:
- утверждение и реализация плана мероприятий внутреннего контроля за результативностью (эффективностью и экономичностью) использования бюджетных средств, обеспечение надежности и точности информации, соблюдение норм законодательства, локальных правовых актов;
- внедрение внутреннего контроля за соблюдением законодательства по размещению заказов с внесением соответствующих изменений в Положение о секторе финансового контроля;
- осуществление контрольных мероприятий в рамках единой системы финансового контроля "АЦК - финансовый контроль";
- разработка и утверждение порядка осуществления внутреннего контроля Министерства;
- проведение анализа эффективности использования бюджетных ассигнований.
Показателями решения задач по повышению качества и эффективности исполнения государственных функций являются:
Таблица 9
Наименование показателя задачи |
Ед. измерения |
2010 год (факт) |
Период реализации Программы |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
Доля проведённых мероприятий внутреннего контроля от общего количества запланированных мероприятий внутреннего контроля |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Направление 9. Повышение энергетической эффективности
Задача - сокращение финансовых затрат на обеспечение энергоснабжения административных зданий Министерства.
Анализ текущей ситуации
Доля затрат на энергоресурсы и коммунальные услуги составляет значительную часть расходов бюджета на содержание аппарата Министерства. В соответствии с Законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций (оказание государственных и муниципальных услуг) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями на основании данных об объеме фактически потребленных бюджетными учреждениями в 2009 году, уменьшенном в сопоставимых условиях на пятнадцать процентов в течение пяти лет с ежегодным снижением такого объема на три процента, поэтому основным целевым показателем энергетической эффективности является ежегодное снижение объема потребляемых Министерством топливно-энергетических и прочих ресурсов.
В соответствии с п. 3 ст. 24 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижения потребления предусмотренных Законом ресурсов, используется на мероприятия по энергосбережению.
Для выполнения задачи по повышению энергетической эффективности предполагается реализация следующих мероприятий:
- проведение энергетического аудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов зданий;
- обеспечение закупок энергоэффективных товаров для государственных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в подпункте "Б" пункта 3 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. N 1221;
- заключение контрактов на оказание энергосервисных услуг;
- разработка мер по сокращению потребления каждого энергоресурса на 3 процента по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет;
- совершенствование системы учета потребляемых энергетических ресурсов учреждений. Внедрение энергосберегающих технологий, оборудования и материалов для снижения затрат на потребление энергетических ресурсов путем внедрения энергосберегающих осветительных приборов, энергоэффективного оборудования и технологий.
Показателями решения задач по повышению энергетической эффективности являются:
Таблица 10
Наименование показателя задачи |
Ед. измерения |
2010 год (факт) |
Период реализации Программы |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
1. Количество учреждений, разработавших программу энергетической эффективности. |
ед. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2. Фактический объем потребления электрической энергии в год |
млн.кВт.ч. |
0,264 |
0,256 |
0,248 |
0,241 |
3. Фактический объем потребления тепловой энергии в год |
тыс.Гкал |
0,638 |
0,619 |
0,600 |
0,582 |
4. Фактический объем потребления горячей воды в год |
тыс.куб.м. |
0,771 |
0,748 |
0,726 |
0,704 |
Направление 10. Оптимизация государственных закупок
Задача: повышение эффективности закупок, обеспечение условий для гарантированной равноправной конкуренции между поставщиками
Анализ текущей ситуации
Механизм управления размещением заказов для государственных нужд является одним из важнейших элементов государственного регулирования расходования бюджетных средств.
Основным документом, регламентирующим процесс государственных закупок, является Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Постановление Правительства Республики Коми от 26.12.2005 г. N 332 "О мерах по совершенствованию организации закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд Республики Коми".
За 2010 год министерством проведено 11 процедур торгов, из них:
- 5 открытых конкурсов на сумму 3638,6 тыс. рублей;
- 2 открытых аукциона на сумму 1849,9 тыс. рублей;
- 2 запроса котировок на сумму 436,9 тыс. рублей.
Заключено 28 государственных контрактов. Совокупный объем размещенного заказа составил 7 888,6 тыс. рублей. Экономия, полученная при размещении заказов путем проведения торгов, составила 500,2 тыс. рублей.
В последние годы активно реформирована система государственного заказа в Министерстве, удалось достичь хороших результатов по оптимизации системы государственных закупок, обеспечению эффективности расходования бюджетных средств, внедрению новых современных инструментов государственных закупок.
В целях совершенствования организации системы государственных закупок, повышения эффективности и открытости процессов планирования с 2008 года Министерством используется система "АЦК-Госзаказ".
С 1 января 2010 года используется новый способ размещения заказа - открытый аукцион в электронной форме, что позволило расширить географию участников, упростить и ускорить процесс размещения государственного заказа.
В целях оптимизации государственных закупок необходима реализация мероприятий по следующим направлениям:
- совершенствование системы планирования государственных закупок, в том числе формирования плана государственных закупок на текущий год в декабре предшествующего года;
- установление начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с законодательством о размещении заказов, в том числе проведение мониторинга цен;
Показателем решения задач по оптимизации государственных закупок будет являться отсутствие нарушений при размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных нужд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.