См. решение Оренбургского областного суда от 16 февраля 2004 г. N 3-11-04
Определением Верховного Суда РФ по делу N 47-Г04-28 настоящий протест удовлетворен в части признания противоречащей федеральному законодательству ст. 46 Закона области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области"
17 сентября 2003 года Законодательным Собранием Оренбургской области принят закон "Об административных правонарушениях в Оренбургской области". 1 октября 2003 года закон подписан главой администрации области и ему присвоен N 489/55-III-ОЗ. Закон опубликован в газете "Южный Урал" N 210 от 28.10.2003 и вступил в силу через десять дней после его официального опубликования (ст. 77 закона области).
Отдельные положения закона противоречат федеральному законодательству.
Согласно п. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) административная ответственность устанавливается КоАП РФ или законом субъекта РФ. При установлении этого вида ответственности должны учитываться общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях, определение которых относится к ведению Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
На основании ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленном законом. Применение уполномоченными на то органами или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органов или должностного лица в соответствии с законом.
Под законом следует понимать как закон РФ, так и закон субъекта РФ.
Законом области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" не определены должностные лица, уполномоченные применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
В главе ХIII оспариваемого закона указаны судья, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
В статьях 65 - 73 закона области помимо руководителей органов контролирующих органов и их заместителей, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных данным законом, указываются иные уполномоченные должностные лица. Перечень этих лиц законом не определен, что может повлечь расширительное толкование норм закона при его применении и рассмотрение дел об административных правонарушениях не уполномоченными законом субъекта РФ лицами, что противоречит ст. 1.6 КоАП РФ.
Перечень лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, должен быть установлен законом субъекта РФ.
В то же время законом области в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ расширен перечень административных правонарушений, при совершении которых протоколы вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции) - ч. 2 ст. 75 закона области.
В ст. 61 закона области установлено, что дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать в том числе иные должностные лица, уполномоченные на то законами или иными нормативными правовыми актами Оренбургской области, правовыми актами органов местного самоуправления.
Субъект РФ данным законом в нарушение ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ фактически передал свои полномочия по определению перечня должностных лиц, уполномоченных возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях органам местного самоуправления. Между тем денежные средства для осуществления этих государственных полномочий в нарушение п .6 ст. 5, п. 4 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не переданы. Не установлен порядок контроля за исполнением переданных государственных полномочий.
За отдельные виды административных правонарушений административная ответственность с учетом п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ может устанавливаться законом субъекта РФ.
Однако установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации согласно п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ отнесено к предмету ведения Российской Федерации. Это закреплено и в Конституции РФ.
Несмотря на это, законом области предусмотрены административные правонарушения, за которые уже установлена административная ответственность КоАП РФ, при этом санкции, предусматривающие ответственность по закону области не соответствуют санкциям, предусмотренным КоАП РФ.
Статьями 9, 10 закона области введена ответственность за неисполнение решений органов опеки и попечительства, неисполнение постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Статьей 15 - ответственность за препятствие сотрудникам государственного органа, наделенного полномочиями по охране объектов культурного наследия, в осуществлении ими деятельности.
Однако ст.ст. 19.4, 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а также за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Объективная сторона данного правонарушения включает в себя и деяния, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 9, 10, 15 закона области. Штраф, предусмотренный ст.ст. 10, 15 закона области, значительно выше штрафа, предусмотренного ст. 19.4, 19.5 КоАП РФ.
Статьей 41 закона области предусмотрена административная ответственность за осуществление пассажирских перевозок без согласования графиков и маршрутов с органами местного самоуправления.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст.14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Статьей 45 закона области установлена ответственность за продажу спиртосодержащей продукции несовершеннолетним в виде штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 15 до 25 МРОТ, на юридических лиц - от 20 до 30 МРОТ.
Пунктом 3 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" продажа алкогольной продукции лицам моложе 18 лет запрещена. Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 45 закона области, включен и в состав административного правонарушения, предусмотренного указанной выше статье КоАП РФ.
Наказание по статье КоАП налагается на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ с конфискацией или без таковой.
Статья 46 закона области предусматривает административную ответственность за изготовление с целью сбыта или сбыт спиртных напитков домашней выработки и браги.
Положения данной статьи подлежат отмене, так как состав этого правонарушения включен в состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
Кроме того, ответственность за продажу спиртных напитков домашней выработки юридическими лицами предусмотрена ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Статьей 16 закона области предусмотрена ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 25 МРОТ, на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ за несообщение в течение суток в государственный орган, наделенный полномочиями по охране объектов культурного наследия, об обнаружении в процессе земляных, строительных и иных работ археологических и других объектов, мемориальных захоронений и надгробий, имеющих историческую, научную, художественную или культурную ценность.
Данная статья противоречит Федеральному закону N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Согласно ст.9 Федерального закона к полномочиям Российской Федерации относятся определение политики в области государственной охраны объектов культурного наследия; установление общих принципов проведения строительных, ремонтных и иных работ на территориях объектов культурного наследия и в зонах их охраны; установления общих принципов сохранения объектов культурного наследия; формирование и ведение совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, единого государственного реестра объектов культурного наследия. Законом определен порядок осуществления права пользования земельным участком или участком водного объекта, в пределах которого располагается объект археологического наследия, а также ответственность за нарушение положений Федерального закона (ст.ст. 52, 61.)
Кроме того, археологические и другие объекты, мемориальные захоронения и надгробия, имеющие историческую, научную, художественную или культурную ценность согласно ст. 3 относятся к памятникам. Действующее законодательство не дает определения о принадлежности конкретного объекта культурного наследия к памятнику истории или культуры. В каждом конкретном случае этот вопрос решается государственной историко-культурной экспертизой (ст. 28 Закона).
Таким образом, ст. 16 закона области предусматривает ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения в отношении объектов, историческая, научная, художественная или культурная ценность которых еще не определена.
Статьей 59 закона области введена ответственность за непредоставление информации по запросу депутата в виде штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 МРОТ.
Но ст. 19.7 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ, на должностных лиц - от 3 до 5 МРОТ, на юридических лиц - от 30 до 50 МРОТ за непредставление сведений (информации).
Оспоренные положения закона нарушают интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Оренбургской области, и государственные интересы, выраженные в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 22, 23, 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст.ст. 45, 251 ГПК РФ, прошу:
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащим применению с момента принятия закона Оренбургской области N 489/5-III-ОЗ от 01.10.2003 "Об административных правонарушениях в Оренбургской области":
ст. 9, 10, 15, 16, 41, 45, 46;
абзац 3 ч. 2 ст. 65; абзац 3 ч. 2 ст. 66, абзац 3 ч .2 ст. 67, абзац 3 ч. 2 ст. 68, абзац 3 ч. 2 ст. 69, абзац 3 ч. 2 ст. 70, абзац 3 ч. 2 ст. 71, абзац 3 ч. 2 ст. 72, абзац 3 ч. 2 ст. 73;
О дне слушания дела сообщить прокурору области.
Приложение: заявление - 2 экз., закон области N 489/55-III-ОЗ.
Заместитель прокурора области
советник юстиции |
С.В. Табельский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявление прокурора Оренбургской области от 19 декабря 2003 г. N 8-206-2003 о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных положений закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" (извлечение)
Текст Заявления официально опубликован не был