Решение Арбитражного суда Тамбовской области
от 28 марта 2008 г. N А64-985/08-19
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Защита хлеб" (далее - Общество, заявитель ) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Тамбову об обязании ИФНС России по г. Тамбову (далее - налоговый орган) произвести возврат уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общем размере XX XXXруб., в том числе XX XXX руб. - страховая часть, X XXX руб. - накопительная часть, в форме переадресования в МРИ ФНС России N 1 по Тамбовской области с ИНН 6829001173 на ИНН 6829036183
В судебном заседании заявленные требования заявитель поддержал в полном объеме.
ИФНС России г. Тамбову (далее налоговый орган) требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление N 05-30/03379от 20.03.2008 г. Инспекция считает, что правовые основания для проведения зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют. Страховые взносы имеют отличительные от налогового платежа признаки. Поэтому зачет или возврат переплаты по страховым и накопительным взносам на обязательное пенсионное страхование не может быть произведен налоговыми органами в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:
В силу требований п. 1 ч. 1 и ч. 3 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
Во исполнении данных требований, Общество произвело оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии по платежным поручениям:
- N 5 от 14.08.2007г. на сумму XXXX руб. (л.д.7);
- N 9 от 07.09.2007г. на сумму X XXX руб. (л.д.9 )
- N 13 от 28.09.2007г. на сумму XXXX руб. (л.д.11);
- N 23 от 08.11.2007г. на сумму XXXX руб. (л.д.13);
- N 28 от 07.12.2007г. на сумму X XXX руб. (л.д. 16)
Итого: общую сумму XX XXX руб.
Также Общество произвело оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии по платежным поручениям:
- N 6 от 10.08.2007г. на сумму XXX руб. (л.д.8);
- N 10 от 07.09.2007г. на сумму XXX руб. (л.д. 10)
- N 14 от 28.09.2007г. на сумму XXX руб. (л.д.12);
- N 24 от 08.11.2007г. на сумму XXX руб. (л.д.14);
- N 27 от 07.12.2007г. на сумму XXX руб. (л.д.15 )
Итого: общую сумму X XXX руб.
Впоследствии ООО "Защита хлеб" было установлено, что в данных платежных поручениях был ошибочно указан ИНН, а именно указан 68209001173 КПП 682901001 вместо ИНН 6829036183 КПП 682901001 соответственно.
Таким образом, соответствующие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование страховая и накопительная часть поступили в ИФНС России по г. Тамбову вместо МРИ ФНС России N 1 по Тамбовской области.
Руководствуясь положениями ст. 78 НК РФ, Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате указанных сумм и переадресации денежных средств в надлежащий налоговый орган соответствующий местонахождению налогоплательщика.
Инспекция ФНС России по г. Тамбову отказала в переадресации указанных денежных средств отказала мотивировав свой отказ тем, что страховые взносы не отвечают понятию налога и являются составной частью ЕСН. Поскольку Законом N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют иную правовую природу, то на них не распространяются положения ст. 78 НК РФ (л.д.29).
В связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Оценив доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования являются законными и обоснованными. При этом суд руководствовался следующим :
ООО "Защита хлеб" в силу ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является страхователем и обязана производить исчисление и уплату сумм авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ст. 24 Закона).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона).
В пункте 1 статьи 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 Кодекса (в редакции, действующей в спорный период) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В пункте 14 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов и распространяются и на налоговых агентов и на плательщиков сборов.
Кроме этого, согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2004 г. N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в представлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях представляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Указанная позиция изложена Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 05.09.2006 г. N 4240/06.
Следовательно, суд приходит к выводу, что администратором поступлений по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, в связи с чем возврат, зачет (перезачет) ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется налоговым органом в порядке ст. 78 НК РФ.
Следовательно, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов лежит на Федеральной налоговой службе.
Как следует из материалов дела, заявитель направил денежные средства в общем размере XX XXX руб. на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование страховая часть, однако данные денежные средства поступили в ИФНС России по г. Тамбову, а не в МРИ ФНС России N 1 по Тамбовской области вследствие неправильного указания ИНН.
Факт уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общем размере XX XXX руб. подтвержден ИФНС России по г. Тамбову, а также имеющимися в деле доказательствами, в том числе: платежными поручениями. Представитель налоговой инспекции в судебном заседании подтвердил, что уплаченные Обществом страховые взносы поступили в ИФНС России по г. Тамбову, а не в МРИ ФНС России N 1 по Тамбовской области , т.е. ненадлежащий налоговый орган.
Поскольку именно налоговый орган является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, указанный возврат и переадресацию должен производить именно налоговый орган.
При таких указанных обстоятельствах арбитражный суд Тамбовской области приходит к выводу, что отказ налогового органа в проведении возврата не соответствует ст. 78 НК РФ.
На основании изложенного требования ООО "Защита хлеб " подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 г. N117).
В связи с чем с ИФНС России по г. Тамбову в пользу заявителя подлежит взысканию госпошлина в размере XXXX руб.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Обязать ИФНС России по г. Тамбову произвести возврат уплаченных ООО "Защита хлеб" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере XX XXX руб. , в том числе XX XXX руб. - страховая часть, XXXX руб. - накопительная часть в форме переадресования денежных средств в МРИ ФНС России N 1 по Тамбовской области с ИНН 6829001173 на ИНН 6829036183.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову , г. Тамбов, ул. Пролетарская, 252/2, в пользу ООО "Защита хлеб" расходы по уплате госпошлины в размере XXXX руб.
На взыскание выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: 394006, г. Воронеж, ул. Платонова, д. 8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28 марта 2008 г. N А64-985/08-19 (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании