Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 147, провело правовую экспертизу постановления администрации Тамбовской области от 09.02.2011 N 99 "Об утверждении временного административного регламента исполнения государственной функции "государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории Тамбовской области, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями".
Поводом для проведения правовой экспертизы послужило принятие постановления администрации Тамбовской области от 09.02.2011 N 99 "Об утверждении временного административного регламента исполнения государственной функции "государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории Тамбовской области, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Постановления являются правоотношения, направленные на утверждение временного административного регламента исполнения государственной функции "государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории Тамбовской области, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями", что в соответствии с подпунктами "е" и "к" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принятие данного Постановления относится к компетенции администрации Тамбовской области.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принятие данного Постановления относится к компетенции администрации Тамбовской области.
Указанная область общественных отношений регулируется Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 02.02.2011 N 2-ФЗ) (далее - Закон об образовании), федеральными законами от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 07.02.2011 N 8-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), постановлениями Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) (в редакции от 02.10.2009 N 779) (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 679), от 11.03.2011 N 164 "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 164).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 28.1. Закона об образовании к полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона об образовании), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, принятие мер по устранению нарушений данных стандартов и требований, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, их учредителям, контроль за исполнением таких предписаний.
В силу положений подпункта 5 пункта 8 статьи 28.1. Закона об образовании руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вправе до утверждения регламентов, указанных в подпункте 1 пункта 6 статьи 28.1. Закона об образовании, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.
Государственный контроль качества образования осуществляется посредством проводимых органами по контролю и надзору в сфере образования плановых и внеплановых проверок соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения или научной организации требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям (абзац 1 пункта 2 статьи 38 Закона об образовании).
Таким образом, Постановление принято во исполнение вышеуказанных норм федерального законодательства, является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта выявлены нормы, противоречащие федеральному законодательству. Так, Федеральным законом N 294-ФЗ возможность приостановления проверки (в данном случае приостановление исполнения государственной функции) не предусмотрена. Законом об образовании возможность приостановления проверки также не закреплена. При этом, подпунктом "в" пункта 25 постановления Правительства Российской Федерации N 679 предусмотрено, что в подразделе, касающемся сроков исполнении государственной функции (предоставления государственной услуги), указываются допустимые сроки приостановления исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги) в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по вышеуказанному основанию, пункт 2.7. раздела 2 Временного административного регламента исполнения государственной функции "государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории Тамбовской области, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями", утвержденного экспертируемым постановлением (далее - Временный административный регламент) противоречит действующему федеральному законодательству.
Форма Постановления соответствует правилам и приемам юридической техники, однако текст содержит отдельные нарушения.
1. Согласно пункту 1.7. раздела 1 Временного административного регламента результатом исполнения государственной функции является составление по итогам проверки акта и предписания (в случае выявления нарушений обязательных требований к содержанию и (или) качеству подготовки обучающихся и выпускников), создание условий недопущения указанных нарушений, повышение качества образования.
Однако, в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам- проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводившими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Аналогичное положение закреплено в пункте 16 постановления Правительства Российской Федерации. При этом пунктом 3 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ закреплено, что к акту проверки прилагается предписание об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. Однако, результатом исполнения государственной функции ни создание условий недопущения указанных нарушений, ни повышение качества образования не предусмотрено. В связи с вышеизложенным, пункт 1.7. раздела 1 Временного административного регламента требует корректировки.
2. Пункт 2.6. раздела 2 Временного административного регламента как самостоятельная структурная единица не содержит смысловой нагрузки, так как основания для приостановления исполнения государственной функции закреплены пунктом 2.7. раздела 2 Временного административного регламента, а основания для отказа от исполнения государственной функции - пунктом 2.8. раздела 2 Временного административного регламента.
3. Часть 2 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ установила обязательный перечень сведений, которые необходимо указывать в акте проверки. Во исполнение вышеизложенного приложением N 2 к Временному административному регламенту утвержден образец приказа о проведении проверки, пункт 3 которого отражает сведения о характере выявленных нарушениях и о лицах, допустившие указанные нарушения. Однако, в пункте 3.6.2. раздела 3 Временного административного регламента указанные сведения не отражены.
4. В соответствии с абзацем 2 подпункта 3.7.8. пункта 3.7. Временного административного регламента, в случае если начальник Управления принял решение о проведении внеплановой выездной или документарной проверки, осуществляется подготовка, проведение, оформление результатов и принятие мер по результатам внеплановой выездной проверки в соответствии с пунктами 2.6. - 2.10. Временного административного регламента. Однако, в пунктах 2.6. - 2.10. Временного административного регламента речь идет лишь о проведении проверки, а вопросы подготовки, оформления результатов и принятия мер по результатам проверки указанными пунктами не урегулированы.
Предлагаем устранить выявленные нарушения. О результатах рассмотрения экспертного заключения просьба сообщить в Управление.
Исполняющий обязанности |
А.В. Турецких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 4 апреля 2011 г. N 243 на постановление администрации Тамбовской области от 09.02.2011 N 99 "Об утверждении временного административного регламента исполнения государственной функции "государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории Тамбовской области, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями"
Текст заключения официально опубликован не был