Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 147, провело правовую экспертизу приказа управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области от 11.03.2011 N 12 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдача выписок из государственного охотхозяйственного реестра)".
Поводом для проведения правовой экспертизы послужило принятие приказа управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области от 11.03.2011 N 12 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдача выписок из государственного охотхозяйственного реестра)".
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Приказа являются правоотношения, направленные на определение сроков и последовательности действий по заключению охотхозяйственных соглашений, в том числе организация проведения аукциона на право заключения таких соглашений, выдача выписок из государственного охотхозяйственного реестра, что в соответствии с подпунктами "в", "д" и "к" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принятие данного Постановления относится к компетенции администрации Тамбовской области.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Указанная область общественных отношений регулируется федеральными законами от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2010 N 406-ФЗ), от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции от 28.12.2010 N 420-ФЗ), от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2010 N 398-ФЗ), от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 N 779), приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2010 N 345 "Об утверждении Положения о составе и порядке ведения государственного охотхозяйственного реестра, порядке сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставления ее заинтересованным лицам".
По результатам проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта установлено, что Приказ не соответствует действующему федеральному законодательству по ряду оснований.
Так, согласно пункту 2.1 раздела 2 Административного регламента "заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдача выписок из государственного охотхозяйственного реестра)", утвержденного рассматриваемым Приказом (далее - Административный регламент) наименование государственной услуги: заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдача выписок из государственного охотхозяйственного реестра). В тоже время, пунктом 3.10 Административного регламента установлена административная процедура по формированию и ведению реестра охотхозяйственных соглашений, предоставлению информации из реестра. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу. Государственная услуга - деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ).
Пунктом 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по ведению государственного охотхозяйственного реестра.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ государственные услуги подлежат включению в реестр государственных услуг. Так, в Реестр государственных функций исполнительных органов государственной власти Тамбовской области, утвержденный постановлением администрации Тамбовской области от 30.09.2009 N 1161 "О Реестре государственных функций исполнительных органов государственной власти Тамбовской области" включено ведение государственного охотхозяйственного реестра. Таким образом, ведение реестра охотхозяйственных соглашений, а также предоставление выписок из него, в Реестре государственных услуг отсутствует и, следовательно, Административный регламент не может регулировать исполнение указанной административной процедуры.
Кроме того, пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона N 209-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано полномочие Российской Федерации по заключению охотхозяйственных соглашений (в том числе организации и проведению аукционов на право заключения таких соглашений, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4.1 части 5 статьи 33 Федерального закона N 209-ФЗ руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации до утверждения федеральными органами исполнительной власти административных регламентов в сфере переданных полномочий Российской Федерации вправе утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, в связи с чем, управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области, приняв административный регламент по исполнению государственной функции в части заключения охотхозяйственных соглашений (в том числе организации и проведения аукционов на право заключения таких соглашений, превысило установленную законом компетенцию.
Пунктом 2.7 раздела 2 Административного регламента установлен перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при этом основания, установленные абзацами 2, 3 указанного пункта, в соответствии с частью 13 статьи 28 Федерального закона N 209-ФЗ являются основаниями недопущения к участию в аукционе, т.е. отказа в предоставлении государственной услуги.
Кроме того, пункт 2.8 раздела 2 Административного регламента также противоречит федеральному законодательству поскольку частью 3 статьи 27 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 Федерального закона N 209-ФЗ. При этом частью 13 статьи 28 Федерального закона N 209-ФЗ установлены только основания, по которым заявитель не допускается к участию в аукционе. Следует отметить, что оснований для отказа в заключении охотхозяйственного соглашения федеральным законодательством не установлено. Исходя из вышеизложенного, перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, установленный пунктом 2.8 раздела 2 Административного регламента должен соответствовать части 13 статьи 28 Федерального закона N 209-ФЗ.
Подпунктом 3.5.3 пункта 3.5 раздела 3 Административного регламента установлен перечень сведений, необходимых для указания в извещении о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, однако, указанный перечень является расширенным по отношению к исчерпывающему перечню сведений, которые должны содержаться в извещении о проведении аукциона, установленному частью 6 статьи 28 Федерального закона N 209-ФЗ.
Абзацем 10 подпункта 3.5.3 пункта 3.5 раздела 3 Административного регламента установлено, что извещение о проведении аукциона публикуется организатором аукциона в официальном печатном издании, обеспечивающим публикацию информации о проведении аукциона в области (далее - официальное печатное издание), и размещается в сети Интернет на официальном сайте организатора аукциона (далее - официальный сайт) не менее чем за 30 дней до начала проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками. Однако, согласно части 5 статьи 28 Федерального закона N 209-ФЗ, указанное извещение должно быть опубликовано не менее чем за 25 рабочих дней до дня проведения аукциона на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети "Интернет".
Требования к заявкам на участие в аукционе, установленные подпунктами 3.6.3, 3.6.4 пункта 3.6 раздела 3, а также порядок вскрытия конвертов с заявками, установленный подпунктами 3.7.2, 3.7.3 пункта 3.7 раздела 3 Административного регламента не соответствуют части 15 статьи 28 Федерального закона N 209-ФЗ, а также статьям 35, 36 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), устанавливающим порядок подачи и рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Согласно подпункту 3.6.5 пункта 3.6 раздела 3 Административного регламента заявитель, подавший заявку на участие в аукционе, вправе изменить или отозвать заявку на участие в аукционе в любое время до момента вскрытия аукционной комиссией конвертов с заявками на участие в аукционе, что противоречит части 18 статьи 28 Федерального закона N 209-ФЗ, согласно которой заявитель имеет право отозвать принятую организатором аукциона заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона N 94-ФЗ срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать десять дней со дня окончания подачи заявок на участие в аукционе, однако согласно абзацу 2 подпункта 3.7.3 пункта 3.7 раздела 3 Административного регламента указанный срок не может превышать 20 рабочих дней с даты подписания протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе.
Подпунктом 3.8.1 пункта 3.8 раздела 3 Административного регламента в качестве оснований для заключения договора указаны протокол оценки и сопоставления заявок на участие в аукционе, оформленный в установленном порядке и документы, подтверждающие перечисление в бюджет области, платы за предоставление права заключения охотхозяйственного соглашения в размере, указанном в заявке на участие в аукционе, что противоречит части 3 статьи 27 Федерального закона N 209-ФЗ, в которой указано, что охотхозяйственное соглашение заключается с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 указанного Федерального закона, при этом, других оснований для заключения соглашения федеральным законодательством не установлено.
Согласно пункту 4.1 раздела 4 Административного регламента, Управление организует и осуществляет контроль за исполнением государственной услуги. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение жалоб, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, подготовку решений на действия (бездействие) должностных лиц Управления, что противоречит пункту 1 части 4 статьи 33 Федерального закона N 209-ФЗ, согласно которому уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.
Форма Приказа соответствует правилам и приемам юридической техники. Однако в тексте Приказа содержатся отдельные нарушения правил и приемов юридической техники:
1) Согласно пункту 2.2 раздела 2 Административного регламента наименование государственной услуги: заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдача выписок из государственного охотхозяйственного реестра). В тоже время, конечным результатом исполнения государственной услуги, согласно пункту 2.3 раздела 2 Административного регламента, является заключение охотхозяйственного соглашения с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на срок от двадцати до сорока девяти лет. Таким образом, наименование предоставляемой государственной услуги не соответствует ее конечным результатам.
2) Пунктом 2.6 раздела 2 Административного регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги. В тоже время подпункт 2.6.1 устанавливает только перечень документов, необходимых для участия в аукционе, в связи с чем, наименование указанного пункта не соответствует его содержанию.
3) В тексте Административного регламента отсутствует единство терминологии в отношении заявки на участие в аукционе, используются такие понятия как "заявление", "заявка", "запрос".
4) Согласно пункту 2.2 раздела 2 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области, однако, в абзаце 4 пункта 2.12 раздела 2 Административного регламента используется термин "комитет", а в подпункте 3.9.4 пункта 3.9 раздела 3 - "Служба".
5) В абзаце 17 подпункта 3.5.4 пункта 3.5 раздела 3 Административного регламента слова "настоящим Федеральным законом" следует исключить.
7) Абзацы 19 - 22 подпункта 3.5.4 пункта 3.5 раздела 3 Административного регламента дублируют положения подпункта 2.6.1 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента.
8) Абзацем 10 подпункта 3.5.3 пункта 3.5 раздела 3 Административного регламента определено сокращенное наименование официального печатного издания, обеспечивающего публикацию информации о проведении аукциона как официальное печатное издание, однако, по тексту Административного регламента в качестве сокращенного наименования официального печатного издания используется газета "Тамбовская жизнь".
9) Подпункт 3.7.4 пункта 3.7 раздела 3 и пункты 2.7, 2.8 раздела 2 Административного регламента идентичны по своему содержанию.
10) В абзаце 1 подпункта 3.7.15 вместо слов "в соответствии с частью 5 настоящей статьи" должна быть ссылка на подпункт 3.5.3 пункта 3.5. раздела 3 Административного регламента.
11) наименование государственной услуги, предоставляемой в рамках Административного регламента: заключение охотхозяйственных соглашений, однако в абзаце 4 подпункта 3.8.1 пункта 3.8 раздела 3 вместо термина "соглашение" используется термин "договор".
12) Согласно пункту 6.3 Положения об управлении по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области, утвержденного постановление администрации Тамбовской области от 16.01.2008 N 39, Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области возглавляет начальник, в тоже время в подпункте 3.9.4 пункта 3.9 раздела 3 используется термин "Руководитель".
13) В подпункте 9.2.1 пункта 9.2 раздела 9 охотхозяйственного соглашения, являющегося приложением N 2 к Административному регламенту неверная ссылка на пункт 1.3 соглашения должна указывать на подпункт 2.1.2 соглашения.
Предлагаем устранить выявленные нарушения. О результатах рассмотрения экспертного заключения просьба сообщить в Управление.
Исполняющий обязанности |
А.В. Турецких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 20 апреля 2011 г. N 313 на приказ управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Тамбовской области от 11.03.2011 N 12 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "заключение охотхозяйственных соглашений (в том числе организация и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдача выписок из государственного охотхозяйственного реестра)"
Текст заключения официально опубликован не был