Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 21 июля 2003 г. N 1595/5
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.
при ведении протокола судебного заседания судьей Калиничевой М.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Государственного Учреждения - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Ивановской области
к Шуйскому комплексному центру социального обслуживания населения
об обязании восстановить необоснованно использованные средства Пенсионного фонда РФ в сумме 1639930 руб.
при участии:
от истца - Силина Е.В. - ведущий юрисконсульт по доверенности от 21 октября 2002 г.;
от ответчика: Орлова А.И. - по доверенности от 9 июля 2003 г., Милашова Н.Н.- по доверенности от 9 июля 2003 г., Каракотенко-Любимова И.Р. - по доверенности от 9 июля 2003 г.,
установил
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области (далее - ГУ ОПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к Шуйскому комплексному центру социального обслуживания населения (далее Шуйский комплексный центр). ГУ ОПФ РФ просит суд обязать Шуйский комплексный центр восстановить незаконно использованные ответчиком средства Пенсионного фона РФ в сумме 1639930 руб. на счетах, указанных истцом. В обоснование заявленных требований истец указал на выявленные в ходе проверок факты нецелевого использования ответчиком средств Пенсионного фонда РФ, выделенных Шуйскому комплексному центру в соответствии с Указом Президента РФ N 115 от 29 января 2000 г. и на основании ст. 122 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ". Из средств, выделенных ответчику на основании Указа Президента РФ N 115 от 29 января 2000 г., истец заявил к восстановлению средства на общую сумму 1254150 руб., в том числе: 410676 руб., 14454 руб. и 2520 руб. - средства, направленные Шуйским комплексным центром на финансирование расходов "капитальное строительство", не предусмотренных дополнительной сметой и перечнем, установленным Постановлением Правительства РФ N 178 от 2 марта 2000 г.; 726500 руб. и 100000 руб. - средства, неосновательно полученные Шуйским комплексным центром на погашение кредиторской задолженности по статьям "Продукты питания" и "Капитальный ремонт" при фактическом отсутствии кредиторской задолженности на указанные суммы по данным статьям. Из средств, полученных ответчиком на основании Федерального закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в виде разницы между суммой назначенной и выплачиваемой пенсии, истцом заявлена к восстановлению сумма 439780,27 руб., направленная Шуйским комплексным центром на цели, не предусмотренные вышеназванным Законом, в том числе на цели, гарантированные государством за счет средств федерального и местного бюджетов. Истец указал, что в добровольном порядке восстановить средства, использованные не по целевому назначению, ответчик отказался, что послужило основанием для обращения ГУ ОПФ РФ в суд с требованием об обязании ответчика восстановить сумму 1693930 руб. на соответствующих счетах.
Ответчик требования истца не признал, указав, что средства, полученные по Указу Президента N 115 от 29 января 2000 г., были израсходованы на цели укрепления и развития материально-технической базы учреждения и улучшения условий проживания в них престарелых и инвалидов. Средства в размере 410676 руб. были затрачены на капитальной ремонт существующего на момент проведения работ объекта - прачечной, что подтверждается корректировкой проекта прачечной, на основании которой производились работы, результатами обследования помещений, сметой на капитальный ремонт прачечной. Строительные материалы на сумму 14454 руб. и 2520 руб. были использованы для осуществления работ, предусмотренных сметой по капитальному ремонту прачечной. В части средств в сумме 726500 руб. ответчик пояснил, что в связи с частичным погашением кредиторской задолженности по статье "продукты питания" к моменту реализации Указа Президента N 115 от 29 января 2000 г., часть средств из дополнительного лимита в сумме 1230000 руб., выделенного по ст. 110340 "продукты питания", была направлена непосредственно на приобретение продуктов питания у предприятий, имевших задолженность в ПФР. Средства в сумме 100000 руб. направлены на приобретение строительных материалов, что соответствует статье дополнительной сметы, по которой они были выделены. Ответчик подчеркнул, что все договоры (на поставку продуктов, строительных материалов, капитальный ремонт) были приняты и оплачены ГУОПФ РФ без каких либо замечаний. На данные суммы ГУ ОПФ РФ погасило задолженность соответствующих организаций (поставщиков, подрядчиков) по страховым взносам в ПФ РФ. Требования истца о нецелевом использовании средств в сумме 439780,27 руб., полученных в виде разницы между суммами назначенной и выплаченной пенсии, ответчик считает неосновательными, указав, что данные средства были направлены на укрепление материально-технической базы учреждения социального обслуживания, улучшение условий проживания пенсионеров и инвалидов в соответствии с уставными целями учреждения.
Рассмотрение дела откладывалось в соответствии со ст. 158 АПК РФ в связи с необходимостью предоставления лицами, участвующими в деле, дополнительных доказательств.
Заслушав представителей сторон, исследовав собранные по делу доказательства, арбитражный суд установил.
В 2000 г. ГУ ОПФ РФ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 115 "О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения" выделило Шуйскому комплексному центру лимит денежных средств на финансирование расходов, необходимых для улучшения условий проживания престарелых и инвалидов, находящихся в Шуйском комплексном центре в сумме 10424000 руб.
7 июня 2001 г. ГУ ОПФ РФ по Ивановской области проведена проверка целевого использования Шуйским комплексным центром средств ПФ РФ, выделенных на основании Указа Президента N 115 от 29 января 2000 г.
По результатам проверки составлен акт от 7 июня 2001 г., в котором отражены следующие факты нецелевого использования Шуйским комплексным центром средств ПФ РФ:
- из суммы средств, выделенных по статье бюджетной классификации 240300 "Капитальный ремонт", часть средств направлена на финансирование расходов по статье "капитальное строительство", в том числе 410676 руб. - на завершение начатого ранее строительства прачечной, 16974 руб. - на приобретение плит, оконных и дверных блоков, использованных на завершение строительства прачечной;
- часть средств лимита, выделенных для погашения кредиторской задолженности по статье 110341 "Продукты питания" (1230000 руб.) и кредиторской задолженности по статье "Капитальный ремонт" 2403000 (100000 руб.), неосновательно получены и израсходованы Шуйским комплексным центром, т.к. фактически кредиторская задолженность ответчика на 1 января 2000 г. по ст. "Продукты питания" составляла - 503500 руб., по ст. "Капитальный ремонт" - 0 руб. Сумма нецелевого использования средств, выделенных на погашение кредиторской задолженности, составила 826 500 руб.
Общая сумма нецелевого использования средств ПФР, выделенных ответчику в соответствии с Указом Президента РФ N 115 от 29 января 2000 г., согласно акта проверки, составила 1254150 руб. В связи с отказом ответчика в добровольном порядке восстановить данные денежные средства, ГУ ОПФ РФ просит суд обязать Шуйский комплексный центр восстановить сумму 1254150 руб. на консолидированном счете ГУ ОПФ РФ по Ивановской области N 40401810700000010002.
11 апреля 2003 г. ГУ ОПФ РФ проведена проверка целевого расходования средств ПФР, направленных в Шуйский комплексный центр в виде разницы между суммами назначенной и выплачиваемой пенсий, в соответствии со ст. 122 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ".
По результатам проверки составлен акт от 11 апреля 2003 г. в котором в качестве нецелевого использования средства ПФР указаны следующие расходы, оплаченные ответчиком за счет вышеназванных средств ПФР:
- капитальный ремонт помещений - 423 651,4 руб.;
- дератизация и анализы питьевой воды - 7590,02 руб.;
- установка ТЭНов для электрокипятильника - 432 руб.;
- проведение дезинф. работ - 3013,55 руб.;
- приобретение алюминиевых котлов для кухни - 4497 руб.;
- хоз. расходы - 596,30 руб.
Согласно акту проверки от 11 апреля 2003 г. общая сумма нецелевых расходов, произведенных за счет средств ПФР, направленных в виде разницы между суммами назначенной и выплачиваемой пенсии, составила 439780,27 руб. В связи с отказом ответчика в добровольном порядке восстановить данные денежные средства, ГУ ОПФ РФ просит суд обязать Шуйский комплексный центр восстановить сумму 439780,27 руб. на счете ответчика, на который зачисляются средств ПФР N 40603810900002000009.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требования ГУ У ПФР не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 115 "О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения" предусмотрено выделение в 2000 году средств Пенсионного фонда РФ на финансирование расходов, необходимых для улучшения условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения.
Постановлением Правительства РФ N 178 от 2 марта 2000 г. утверждены Правила направления, расходования и контроля за целевым использованием средств, полученных в результате осуществления дополнительных мер по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации (далее Правила).
Согласно п. 5 Правил учреждения социального обслуживания, исходя из выделенных им Фондом дополнительных средств, составляют дополнительную смету на финансирование расходов в разрезе статей и подстатей показателей бюджетной классификации Российской Федерации. Пункт 5 Правил определяет первоочередные направления использования данных средств (на погашение имеющейся кредиторской задолженности, на укрепление и развитие материально - технической базы этих учреждений и улучшение условий проживания в них престарелых и инвалидов) и указывает перечень расходов по данным направлениями. Из текста п. 5 Правил следует, что указанный в нем перечень расходов исчерпывающим не является, а называет лишь некоторые из расходов, производимых в целях погашение имеющейся кредиторской задолженности, укрепление и развитие материально - технической базы и улучшение условий проживания престарелых и инвалидов.
В соответствии с п. 10 Правил, контроль за целевым расходованием дополнительных средств осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Пенсионным Фондом РФ.
Установленные п. 5 Правил общие первоочередные направлениях использования денежных средств ПФ РФ, а также установленное в п. 5 требование о составление дополнительной сметы в разрезе статей и подстатей бюджетной классификации предполагает, что осуществление контроля за целевым использованием данных средств должно осуществляться исходя из относимости расходов, произведенных учреждением, к общим направлениям использования, установленным п. 5 Правил, и принадлежности данных расходов к расходам, предусмотренным статей бюджетной классификации, по которым соответствующие средства были отражены в дополнительной смете.
Из материалов дела следует, что на сумму выделенного Шуйскому комплексному центру лимита денежных средств в размере 10424000 руб. руководителем Шуйского комплексного центра по согласованию с Управлением социальной защиты населения и Отделением ПФ России по Ивановской области утверждена дополнительная смета расходов на 2000 год.
Дополнительной сметой, составленной в разрезе статей и подстатей показателей бюджетной классификации по ст. 110340 "продукты питания", предусмотрена сумма 1230000 руб., по ст. 240300 "капитальный ремонт" предусмотрена сумма 1800000 руб. Указаний на суммы кредиторской задолженности, подлежащие погашению за счет средств лимита по данным статьям, дополнительная смета не содержит.
Из материалов дела, пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что сумма лимита, выделенная по статье 110340 "продукты питания", направлялась ответчиком как на погашение кредиторской задолженности по продуктам питания перед организациями, имевшими задолженность в ПФ РФ, так и непосредственно на приобретение продуктов питания у данных организаций (договоры на поставку продукции от 13 апреля 2000 г., 11 мая 2000 г., 13 апреля 2000 г., 26 сентября 2000 г.). Сумма 100000 руб., выделенная в составе суммы лимита 1800000 руб. по ст. 240300 "капитальный ремонт", использована на приобретение строительных материалов (договор от 24 апреля 2000 г., 13 апреля 2000 г., акт по выполнению договора от 24 апреля 2000 г.). Факт использования Шуйским комплексным центром средств в сумме 726 500 руб. на приобретение продуктов питания, средств в сумме 100000 руб. на строительные материалы ГУ ОПФР не отрицает, что следует из содержания акта проверки и приложения N 4 к акту.
При фактическом использовании средств в сумме 726500 руб. и 100000 руб. на расходы предусмотренные соответствующей статьей дополнительной сметы, по которой они были выделены (110340, 240300) суд считает неосновательными доводы истца о нецелевом использовании данных средств.
Из материалов дела следует, что в 2000 году общая сумма стоимости утвержденного питания в Шуйском комплексном центре составляла в среднем 50% от натуральных норм (справка о выполнении сметы расходов), большинство объектов Шуйского комплексного центра нуждалось в ремонте (стр. 4 акта проверки от 7 июня 2001 г.). При данных обстоятельствах суд считает, что произведенное ответчиком расходование средств в сумме 726500 руб. на продукты питания и 100000 руб. на строительные материалы было направлено на укрепление и развитие материально - технической базы учреждения, улучшение условий проживания в нем престарелых и инвалидов что соответствует основным направлениям расходования средств, установленным п. 5 Правил.
Доводы истца о нецелевом использовании денежных средств в сумме 410760 руб. и 16974 руб., направленных Шуйским комплексным центром на финансирование работ по прачечной и приобретение строительных материалов, использованных для данных работ, отклоняются судом исходя из следующего.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Истец в обоснование отнесения расходов в сумме 410676 руб. и 16974 руб. к статье 240200 "капитальное строительство" ссылается на выводы изложенные в акте проверки. В то же время ответчиком представлены первичные документы по строительству прачечной, в том числе смета к договору от 3 апреля 2000 г., счета фактуры, корректировка п.д., справка по результатам обследования помещений. Из представленной ответчиком сметы от 3 апреля 2003 г. следует, что она составлена на осуществление капитального ремонта существующей прачечной; счета фактуры N 81 от 1 августа 2000 г., N 87 от 29 августа 2000 г., N 106 от 28 сентября 2000 г., N 123 от 3 ноября 2000 г. на общую сумму 410676 руб. выставлены подрядчиком за выполнение работ по капитальному ремонту прачечной; корректировка р.д. технологии прачечной подтверждает факт существования здания пристройки прачечной. При данных обстоятельствах суд считает недоказанным факт осуществления ответчиком капитального строительства прачечной на сумму 427650 руб. за счет средств ПФР. Произведенное ответчиком расходование средств в сумме 427650 руб. на проведение работ по прачечной соответствует основным направлениям расходования средств, установленным п. 5 Правил, так как направлено на улучшение условий проживания престарелых и инвалидов.
Отказывая в удовлетворении требований истца об обязании ответчика восстановить денежные средства в сумме 1254150 руб. на счете ГУ ОПФР суд учитывает также цели и Порядок исполнения Указа Президента N 115, на основании которого были выделены данные средства.
Пунктом 1 Указа Президента N 115 от 29 января 2000 г. предусмотрено направление денежных средств полученных в результате осуществления дополнительных мер по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации на финансирование расходов, необходимых для улучшения условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения.
Из материалов дела (договоры на поставку продукции от 13 апреля 2000 г., 11 мая 2000 г., 13 апреля 2000 г., 26 сентября 2000 г., 13 апреля 2000 г., выполнение работ от 3 апреля 2002 г., приложения NN 3, 4 к акту проверки от 7 апреля 2003 г.) и пояснений лиц, участвующих в деле (протоколы судебного заседания от 10 июля 2003 г., 18 июля 2003 г.) следует, что в ходе реализации Указа Президента N 115 от 29 января 2000 г. Шуйский комплексный центр и организации, имевшие задолженность в ПФ РФ, заключали договоры поставки продукции (выполнения работ) и открывали счета в уполномоченном ПФР банке. По факту поставки продукции (выполнения работ), на основании договоров и актов приемки продукции (работ), представленных Шуйским комплексным центром, ГУ ОПФР перечисляло на счет ответчика денежные средства в соответствующей сумме, которые затем направлялись Шуйским комплексным центром на счет организации поставщика (исполнителя). В последующем данные средства перечислялись организацией поставщиком (исполнителем) на счета ГУ ОПФР в счет погашения задолженности в ПФР. Договор на выполнение работ по прачечной от 3 апреля 2003 г., неотъемлемой частью которого являлась смета, содержавшая объем работ, подлежащих к выполнению, акты приемки выполненных работ были представлены ответчиком ГУ ОПФР и приняты истцом к оплате (приложение N 3 к акту проверки). Договоры на поставку продукции также представлялись для оплаты в ГУОПФ РФ и были оплачены без замечаний. В последующем ГУ ОПФР на данные суммы произвело списание задолженности плательщикам страховых взносов.
Таким образом, учитывая, что расходы на сумму 1254150 руб. были осуществлены Шуйским комплексным центром в пределах соответствующих статей бюджетной классификации, направлены на укрепление и развитие материально-технической базы учреждения и улучшение условий проживания престарелых и инвалидов, данные расходы были оплачены ПФ РФ без замечаний на основании предварительно представленной ответчиком документации, а также то, что на данную сумму ГУОПФ РФ получило поступление денежных средств в счет погашение задолженности предыдущих лет, суд считает, что основания для удовлетворения требований истца о восстановлении денежных средств в сумме 1254150 руб. на консолидированном счете ГУ ОПФ РФ по Ивановской области N 40401810700000010002 отсутствуют.
В части сумм, полученных ответчиком на основании Федерального закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в виде разницы между суммой назначенной и выплачиваемой пенсии в сумме 439780, 27 руб., заявленных истцом к восстановлению, суд считает требования ГУОПФР не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
Согласно п. 3 статьи 122 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего в рассматриваемый период) разница между суммой назначенной и выплачиваемой пенсии направляется в государственные или муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания, где проживает пенсионер. При этом п. 3 ст. 122 Закона устанавливает обобщенно направления расходования данных средств: укрепление материально-технической базы, улучшение условий проживания, в порядке определяемом Правительством РФ.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 304 "О перечислении и расходовании средств, направляемых в государственные и муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания в соответствии со статьей 122 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" Министерство социальной защиты Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утвердили Порядок перечисления государственным и муниципальным стационарным учреждениям социального обслуживания средств на выплату разницы между суммой назначенной и выплачиваемой пенсии, а также их использования (N 2353/1-34, 53 и ЮЛ-01-28/3718 от 31 мая 1996 г.) (далее Порядок). Согласно пункту 7 названного Порядка администрация учреждения социального обеспечения по согласованию с вышестоящим по подчиненности органом социальной защиты населения ежегодно утверждает Перечень мероприятий по целевому использованию средств (смету расходов), которая может корректироваться. В пункте 7 Порядка указано, на что в первую очередь направляются средства ПФР. При этом перечень использования средств исчерпывающим не является, так как содержит указание на другие расходы, связанные с жизнедеятельностью граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания.
Письмом от 15 августа 1997 г. N 09-14 вышестоящий орган социальной защиты населения Ивановской области в лице Управления социальной защиты населения Администрации Ивановской области сообщил Шуйскому комплексному центру о праве расходования средств, сформированных на основании статьи 122 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", на цели, названные в пункте 7 Порядка. Данным Письмом Управление социальной защиты также подтвердило Шуйскому комплексному центру возможность направлять данные средства на другие расходы, связанные с жизнедеятельностью граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в государственных и муниципальных стационарных учреждениях.
27 апреля 2001 года Управление социальной защиты Ивановской области утвердило Шуйскому комплексному центру сметы расходов по средствам, поступающим на основании статьи 122 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Уставом, Шуйский комплексный центр является государственным стационарным учреждением социального обслуживания, основной целью которого является обеспечение жизнедеятельности проживающих в нем граждан пожилого возраста и инвалидов путем стабильного материально-бытового обеспечения, создания для них достойных условий жизни и благоприятного микроклимата, организации ухода за проживающими.
В целях выполнения уставных задач учреждения, из-за крайне недостаточного бюджетного финансирования, исходя из фактических нужд учреждения, Шуйский комплексный центр в ходе расходования средств, полученных на основании ст. 122 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", фактически производил корректировку вышеназванных смет на основании п. 7 Порядка. Управление социальной защиты приняло отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам за 2001 год тем самым согласовав произведенную ответчиком корректировку сметы расходов.
Из материалов дела следует, что произведенные ответчиком расходы в сумме 439780,27 руб., связанные с капитальным ремонтом, дератизацией и анализом питьевой воды, установкой ТЭНов, проведением дезинфекционных работ, приобретением алюминиевых котлов, хоз. расходы были направлены. на укрепление материально технической базы учреждения и улучшение условий проживания престарелых инвалидов.
Учитывая характер произведенных ответчиком расходов, отсутствие в Законе РФ "О государственных пенсиях в РФ" и в п. 7 Порядка исчерпывающего перечня конкретных видов расходов средств ПФ РФ, отсутствие запрета использования указанных средств на виды расходов, подлежащие финансированию за счет средств федерального и местного бюджетов, а также факт согласования вышестоящим органом социальной защиты произведенных ответчиком расходов, суд считает, что основания для вывода о нецелевом использовании ответчиком средств в сумме 439780, 28 руб. отсутствуют.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине не рассматривался в связи с освобождением истца от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
1. В удовлетворении исковых требований Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ивановской области отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Судья |
Калиничева М.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 21 июля 2003 г. N 1595/5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника