В целях определения общей стратегии, основных направлений, принципов, задач развития среднего профессионального образования Республики Тыва и механизмов их реализации, позволяющих обеспечить социально-экономическое развитие Республики Тыва востребованными высококвалифицированными рабочими и служащими, специалистами среднего звена, Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию развития среднего профессионального образования Республики Тыва на 2014 - 2020 годы;
Комплекс мер по реализации Концепции развития среднего профессионального образования Республики Тыва на 2014 - 2020 годы.
2. Министерству образования и науки Республики Тыва обеспечить координацию и организацию работ по реализации Концепции развития среднего профессионального образования Республики Тыва на 2014 - 2020 годы.
Первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва |
М.Козлов |
Концепция
развития среднего профессионального образования Республики Тыва на 2014 - 2020 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 13 ноября 2013 г. N 651)
I. Общие положения
Концепция развития среднего профессионального образования Республики Тыва (далее - Концепция) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена в Республике Тыва на долгосрочную перспективу.
Цель Концепции - создание в Республике Тыва современной системы среднего профессионального образования, подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций (далее - система), способной:
обеспечивать подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями региональной экономики и общества;
гибко реагировать на социально-экономические изменения;
предоставлять широкие возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых актуальных навыков и профессиональных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.
Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена является неотъемлемой частью сферы образования и одним из важных компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Республики Тыва в целом.
Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование в Республике Тыва прошли сложный исторический путь становления - от сети профессионально-технических училищ к полноценной системе многоуровневых и многопрофильных образовательных комплексов, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, а также краткосрочные программы профессионального обучения для взрослого населения с учетом потребностей регионального рынка труда. При этом на всех этапах своего развития система среднего профессионального образования формировалась в соответствии с социально-экономической ситуацией в стране и в Республике Тыва, обеспечивая в различные периоды исторического развития государства квалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена реальный сектор экономики и социальную сферу.
Система начального и среднего профессионального образования за период с 2005 по 2012 годы претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. На 1 июня 2005 г. в Республике Тыва функционировали 8 учреждений среднего профессионального образования и 13 учреждений начального профессионального образования. После ряда преобразований системы на 29 июля 2013 г. на территории Республики Тыва действуют 15 учебных заведений среднего профессионального образования (далее - СПО) и 4 учреждения начального профессионального образования (далее - НПО), из них:
- находятся в ведении Министерства образования и науки Республики Тыва - 10 образовательных учреждений СПО (Тувинский политехнический техникум, Тувинский агропромышленный техникум, Ак-Довуракский горный техникум, Тувинский строительный техникум, Тувинский техникум агротехнологий, Тувинский техникум предпринимательства, Кызылский транспортный техникум, Тувинский сельскохозяйственный техникум, Тувинский технологический техникум, Тувинский техникум жилищно-коммунального хозяйства и сервиса) и 3 учреждения НПО (Профессиональное училище N 9 с. Хову-Аксы, Профессиональное училище N 12 с. Тоора-Хем, Профессиональное училище N 13 с. Тээли); Министерства культуры Республики Тыва - 1 образовательное учреждение (Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола); Министерства здравоохранения Республики Тыва - 1 образовательное учреждение (Республиканский медицинский колледж); Министерства по делам молодежи и спорта Республики Тыва - 1 образовательное учреждение (Училище олимпийского резерва);
- 1 негосударственное образовательное учреждение (Кызылский техникум экономики и права потребительской кооперации);
- 1 учреждение среднего профессионального образования находится в ведении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тувинский государственный университет" (Кызылский педагогический колледж);
- 1 учреждение начального профессионального образования находится в ведении Федеральной службы исполнения наказаний (Федеральное казенное образовательное учреждение начального профессионального образования ФСИН России "Профессиональное училище N 304"),
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года сделан вывод о том, что в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.
Позитивными изменениями в сфере профессионального образования Республики Тыва являются:
- все учреждения профессионального образования реализуют федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее - ФГОС), мероприятия по развитию инновационной деятельности;
- созданы ресурсные центры по подготовке квалифицированных рабочих кадров для строительной отрасли, общественного питания, сферы обслуживания, сельского хозяйства;
- созданы центры сертификации профессиональных квалификаций по информационно-коммуникационным технологиям, общественному питанию и торговле, программе 1С-предприятие;
- имеется опыт взаимодействия ресурсных центров с работодателями, центрами занятости населения, социальными партнерами;
- заложены основы непрерывного профессионального образования (реализация программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программ подготовки специалистов среднего звена, программ дополнительного профессионального образования, программ опережающего обучения).
Основой динамичного экономического роста и социального развития общества и фактором благополучия граждан является модернизация системы профессионального образования, требующая масштабных системных изменений - вовлечение учреждений профессионального образования в процессы инновационного, социально ориентированного развития Российской Федерации и Республики Тыва. Приоритетными направлениями социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года определены энергетика, добыча полезных ископаемых, промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство. По данным автоматизированного программного продукта Центра бюджетного прогнозирования Петрозаводского государственного университета, потребность экономики Республики Тыва до 2020 года в выпускниках всех уровней профессионального образования составляет 16,977 тыс. человек, в том числе с высшим профессиональным образованием - 5,628 тыс. чел., со средним профобразованием - 11,349 тыс. чел., в том числе по программам подготовки специалистов среднего звена - 3,423 тыс. чел., программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих - 7,926 тыс. человек.
В Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года перед системой профессионального образования Республики Тыва поставлены следующие задачи:
- выполнение государственного заказа на подготовку рабочих кадров, расширение практики прямых договоров с предприятиями и частными лицами, службами занятости населения, удовлетворение кадровых потребностей отраслей экономики республики;
- создание необходимых условий для повышения эффективности действующей системы подготовки молодежи, вступающей в трудовую жизнь, совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений профессионального образования;
- совершенствование воспитательного процесса, создание условий для развития личности и реализации ее индивидуальных возможностей;
- разработка образовательных программ в соответствии с ФГОС третьего поколения и требованиями работодателей, внедрение в образовательный процесс модульных и информационных технологий;
- развитие кадрового потенциала образовательных учреждений;
- сохранение, укрепление и совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений профессионального образования;
- расширение масштабов и повышение уровня общественной поддержки системы профессионального образования на основе развития сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами;
- социальная и правовая защита обучающихся.
Принятие Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы" задало новые векторы развития системы профессионального образования и профессионального обучения.
II. Проблемы и вызовы
На территории Российской Федерации наряду с государственными органами власти проблемами развития профессионального образования занимаются Национальное агентство по развитию квалификаций, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Федеральный институт развития образования и многие другие.
В Республике Тыва работу в данном направлении ведут Лаборатория развития содержания профессионального образования Института развития национальной школы, кафедра профессионального образования Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров, Центр независимой оценки качества профессионального образования Института оценки качества образования, отраслевые ассоциации и союзы работодателей, Совет директоров учреждений среднего профессионального образования.
Наиболее существенными внешними факторами, влияющими на перспективы развития системы среднего профессионального образования в Республике Тыва, являются:
- инвестиционная привлекательность Республики Тыва для реализации крупных проектов на ее территории;
- устаревание или необходимость модернизации ряда профессий, возникновение новых профессий;
- инновации и развитие новых технологий, приводящих к быстрым изменениям в промышленном производстве, экономике и социальной сфере, в том числе повышение экологических требований к производству (энергосбережение и альтернативные источники энергии, "зеленые технологии" и т.п.);
- экономические кризисы и угроза безработицы;
- развитие корпоративных систем подготовки кадров.
К внутренним факторам, влияющим на состояние и развитие системы среднего профессионального образования, необходимо отнести:
- государственные и республиканские программы развития приоритетных отраслей экономики;
- ориентирование молодежи на получение высшего образования, и, как следствие, снижение престижа и востребованности среднего профессионального образования и одновременно тенденция замещения рабочих кадров и кадров среднего звена кадрами с высшим образованием;
- действующая система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации;
- старение преподавательского состава образовательных учреждений;
- недостаточное по целому ряду показателей состояние материально-технической базы образовательных учреждений и студенческих общежитий;
- отсутствие эффективной системы прогнозирования потребности экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена;
- несбалансированность спроса и предложения профессиональных кадров по профессионально-квалификационному и территориальному признакам;
- дисбаланс между подготовкой кадров системой профессионального образования и потребностями рынка труда Республики Тыва;
- низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы (молодежь, женщины, в т.ч. женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет, лица предпенсионного возраста и другие);
- сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров;
- высокий уровень общей безработицы, особенно в сельской местности;
- большой разрыв между уровнями общей и регистрируемой безработицы.
Совокупность внешних и внутренних факторов является вызовом для существующей системы среднего профессионального образования и ставит задачи развития и модернизации в разряд приоритетных.
Заметной тенденцией развития кадрового потенциала организаций и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала. Такое положение отвечает мировой практике повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников. Необходимо обеспечить развитие дуальной подготовки, установление более тесной связи профессионального образования с субъектами спроса на рынке труда.
Серьезными негативными факторами, влияющими на способность выполнения задачи, являются недостаточная привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций специалистов среднего звена среди населения, недостаточно эффективная современная система профессиональной ориентации и консультирования и невысокий уровень оплаты труда.
Рост заработной платы педагогических работников актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.
Не завершено формирование общероссийской, в том числе республиканской, системы оценки качества образования.
Для устранения разрывов и противоречий разработана, данная Концепция как согласованный комплекс мер.
III. Задачи и способы реализации настоящей Концепции
Для достижения цели Концепции предполагается решение основных задач.
Задача 1. Создание современных условий для обеспечения потребности отраслей экономики Республики Тыва в квалифицированных рабочих и специалистах, востребованных на рынке труда Республики Тыва, через:
- формирование механизмов гибкого планирования подготовки кадров в соответствии с изменяющимися потребностями рынка труда;
- формирование современной системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры;
- модернизацию управления профессиональным образованием, формирование новой системы отношений между работодателями и государством в части управления профессиональным образованием, обеспечив переход от формулы "участия" представителей бизнес-сообщества в управлении к делегированию им ряда важных полномочий и ответственности;
- реализацию на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан;
- создание условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- обновление и развитие учебно-методической и материально-технической базы подготовки кадров с прикладными квалификациями;
- развитие механизмов и форм участия организаций реального сектора экономики и социальной сферы в управлении системой и образовательными организациями;
- развитие механизмов государственно-частного партнерства образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы;
- повышение эффективности использования: имеющихся ресурсов для подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций;
- формирование системы мониторинга образования, развитие систем информационного обмена и образовательной статистики;
- повышение качества кадрового потенциала управленческого состава системы.
Для повышения гибкости в планировании потребностей в кадрах предполагается дальнейшее развитие технологий проведения количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса на квалификации, формирования государственного заказа и государственного задания на подготовку кадров на основе этих прогнозов, распределения государственного задания на подготовку, кадров.
Будут сформированы новые принципы распределения государственного задания на программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования.
С целью обеспечения доступа граждан к качественной информации и консультациям относительно возможности получения профессионального образования и признания квалификаций предполагается:
сформировать современную систему профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры;
разработать нормативные, методические, информационные и институциональные механизмы данной системы (включая использование интернет-ресурсов, распространение моделей организации профориентационной работы на основе механизмов межведомственного взаимодействия, активизации государственно-частного партнерства);
расширить информационный ресурс о возможностях профессионального образования, обучения, оценки и признания квалификаций в Российской Федерации и в Республике Тыва.
Получит дальнейшее развитие PR-кампания, в том числе тематические передачи (публикации) в СМИ о рабочих профессиях, рабочих династиях, победителях конкурсов профессионального мастерства, а также информационная поддержка мероприятий, имеющих профориентационное значение.
На базе профессиональных образовательных организаций предполагается развитие комплексного набора адресных, коротких, эффективных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования и места проживания (в том числе различных возрастных групп занятого населения от 25 до 65 лет, сельского населения, уязвимых групп (меняющих работу и безработных) и пр.).
Расширится доступ к среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению на основе разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий с применением электронного обучения для сельского населения, женщин, имеющих детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На уровне профессиональных образовательных организаций будут реализованы меры по развитию исклюзивного обучения лиц с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Предполагается поддержка мер по обеспечению доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Получит развитие система сертификации профессиональных квалификаций, полученных в том числе путем самообразования.
Предполагается создание отдельного государственного органа управления системой среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена для Республики Тыва.
Также управление системой среднего профессионального образования будет развиваться в условиях информационной открытости, усиления значимости общественных институтов управления, носить государственно-общественный характер. Получат дальнейшее развитие общественные формы управления с участием представителей реального сектора экономики - советы (попечительские, наблюдательные), объединения, ассоциации и др.
Одной из ведущих форм координации усилий бизнеса, образования и государства в подготовке квалифицированных кадров в интересах развития отраслей и технологий станут территориальные образовательные кластеры, объединяющие организации реального сектора экономики и организации, осуществляющие образовательную деятельность по подготовке квалифицированных кадров.
Дальнейшее развитие получат механизмы государственно-частного партнерства образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы, механизмы участия работодателей в решении задач обеспечения квалифицированными кадрами предприятий (организаций) за счет использования различных форм государственно-частного партнерства, в том числе:
создание структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях (в организациях);
заключение образовательными организациями концессионных соглашений для размещения оборудования предприятиями на отдельных площадях образовательных организаций;
развитие практики целевой подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях на договорной основе;
развитие механизмов и инструментов профессионально-общественной аккредитации и пр.
Продолжится оптимизация сети профессиональных образовательных организаций в соответствии с приоритетами социально-экономического развития республики.
Предполагается передача в ведение Росжелдора Кызылского транспортного техникума путем его присоединения к Сибирскому государственному университету путей сообщения в качестве филиала в целях обеспечения подготовки кадров железнодорожной направленности для строящейся железнодорожной ветки "Кызыл - Курагино".
К 2015 году Профессиональное училище N 9 с. Хову-Аксы будет присоединено к Тувинскому техникуму предпринимательства в качестве филиала, Профессиональное училище N 12 с. Тоора-Хем и Профессиональное училище N 13 с. Тээли - к Ак-Довуракскому горному техникуму в качестве филиалов.
Предполагается развитие двух типов многоуровневых профессиональных образовательных организаций, реализующих программы СПО - подготовки рабочих кадров и служащих, специалистов среднего звена; профессионального обучения - профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.
Получит развитие деятельность многофункционального центра прикладных квалификаций Кызылского транспортного техникума, аналогичный центр будет открыт на базе Тувинского техникума предпринимательства, что обеспечит:
доступ к получению профессиональных квалификаций для всех возрастных групп населения от 25 лет;
оперативное реагирование на обновление производства и текущие запросы предприятий;
гибкость программ профессионального обучения; повышение многообразия траекторий профессионального развития; расширение полномочий работодателей в управлении подготовкой кадров путем создания управляющих, наблюдательных, попечительских и координационных советов.
Основой для принятия управленческих решений предполагается проведение ежегодного мониторинга деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения на основе единых организационных и методологических принципов, обеспечивающих сопоставимость данных. Результаты мониторинга будут размещаться в виде итоговых отчетов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Министерства образования и науки Республики Тыва.
Происходящие в образовании изменения будут отражаться в системе образовательной статистики, которая содержит многие сведения, характеризующие состояние, а также количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования, с постепенным введением показателей, отвечающих международным требованиям.
Задача 2. Повышение качества среднего профессионального образования через:
- инновационное развитие среднего профессионального образования;
- обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития путем реорганизации (объединение, присоединение и формирование многоуровневых многопрофильных профессиональных организаций), создание многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе действующих образовательных учреждений СПО;
- развитие структуры, содержания и технологий профессиональной подготовки и профессионального обучения с учетом прогноза рынка труда и социально-экономического развития Республики Тыва;
- инновационное развитие СПО;
- развитие вариативности образовательных программ;
- обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;
увеличение объема средств, направляемых на финансирование материально- технической базы учреждений профессионального образования в соответствии с современными потребностями экономического развития Республики Тыва;
обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
обеспечение увеличения оплаты труда работникам профессиональных образовательных организаций в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики региона;
- развитие механизмов оценки качества профессионального образования.
Интенсивность обучения будет связана с расширением объема практико-ориентированных методов обучения (обучения на рабочем месте, наставничества, обучения в контексте профессиональной деятельности), а также поддержкой проведения международных, всероссийских и республиканских конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций.
Для обеспечения своевременной актуализации содержания обучения в соответствии с требованиями рынка труда и практико-ориентированности образовательных технологий получат дальнейшее развитие механизмы государственно-частного партнерства в части:
разработки новых образовательных программ на основе модульного принципа представления содержания;
регулярного обновления профессиональных модулей действующих образовательных программ;
развития моделей обучения на рабочем месте в структурных подразделениях на предприятиях;
регулярного повышения квалификации педагогических работников в форме стажировок на предприятиях (в организациях);
реализации по заказу предприятий (организаций) программ профессионального обучения (в том числе на базе многофункциональных центров прикладных квалификаций);
реализации сетевых форм обучения (в том числе с использованием ресурсов организаций, входящих в кластер);
оценки качества подготовки обучающихся и выпускников.
Усилится роль отраслевых советов и общественных органов управления профессиональными образовательными организациями (наблюдательных и попечительских советов)в части:
проведения отраслевого анализа потребностей в умениях и квалификациях, согласования заказа на подготовку кадров в регионах в соответствии с потребностями отрасли;
развития моделей и объемов обучения на рабочем месте; развития инфраструктуры и практики профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Расширится возможность приобретения обучающимися прикладных квалификаций путем:
увеличения доли программ профессионального обучения; стимулирования студентов к освоению дополнительных (смежных) квалификаций.
Будут созданы условия, способствующие повышению степени соответствия профессиональных квалификаций выпускников требованиям международного рынка труда путем:
осуществления реализации изменений ФГОС с учетом укрупнения специальностей, введения вариативности в выборе профилей и пр.;
развития олимпиадного движения профессионального мастерства World Skills Russia;
развития учебно-методической и материально-технической базы для подготовки кадров.
Предполагается обновление учебников, электронных образовательных ресурсов, наглядных пособий, тренажеров, учебного оборудования.
Для изучения, систематизации и распространения методических материалов в части развития содержания и технологий профессионального образования и обучения, изучения и систематизации положительного отечественного и зарубежного опыта подготовки квалифицированных кадров получит развитие деятельность учебно-методических комиссий (объединений) по специальностям (профессиям) СПО.
Будет разработан и реализован комплекс мер по привлечению к подготовке квалифицированных кадров специалистов реального сектора экономики; развитию системы переподготовки, повышения квалификации и стажировки.
Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей предполагается путем:
обновления содержания профессионального образования и обучения и внедрения современных инновационных технологий обучения;
прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;
прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;
механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
Развитие механизмов оценки качества образования основано на принципах открытости, объективности, прозрачности и общественно-профессионального участия.
Необходима разработка и внедрение современных инструментов оценки качества услуг профессиональных образовательных организаций, базирующихся на показателях эффективности деятельности подведомственных государственных (республиканских) профессиональных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников.
Получит развитие межведомственное взаимодействие по подготовке кадров, востребованности выпускников образовательных организаций на рынке труда и их трудоустройству, в том числе с органами занятости населения в рамках программ по снижению напряженности на рынке труда республики.
Задача 3. Развитие кадрового потенциала системы СПО через:
- создание условий для эффективного развития кадрового потенциала системы СПО, обновление кадрового потенциала системы СПО;
- повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководящих и педагогических работников, стажировку, аспирантуру и докторантуру;
- обеспечение новых условий повышения квалификации: персонифицированное финансирование, модульный подход, индивидуальные образовательные траектории, обмен кадрами с реальным сектором экономики - стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения на производстве, привлечение практиков к преподаванию, специалистов по направлениям подготовки, в том числе из регионов Российской Федерации и зарубежных стран;
- внедрение механизмов профессионально-педагогической поддержки ведущих специалистов и опытных мастеров профильных организаций, включенных в процесс реализации профессиональных образовательных программ, обеспечивающих подготовку кадров для приоритетных отраслей экономики;
- обеспечение условий для формирования кадрового резерва и системы наставничества;
- разработку эффективных механизмов поддержки молодых талантливых преподавателей и мастеров производственного обучения, в том числе льготное кредитование, субсидии, "социальный пакет", перспективы карьерного роста;
- создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций.
В рамках реализации Концепции планируется реализация мероприятий по повышению квалификации и переподготовке управленческих кадров профессиональных образовательных организаций, включая формирование кадрового резерва руководителей, подготовку управленческих команд профессиональных образовательных организаций.
Будет введен механизм эффективного контракта с руководителями профессиональных образовательных организаций, устанавливающий взаимосвязь между показателями качества предоставляемых профессиональной образовательной организацией услуг и эффективностью деятельности руководителя данной организации (в том числе по результатам независимой оценки). Совершенствование оплаты труда педагогических работников и мастеров производственного обучения организаций, реализующих программы СПО, предполагается осуществлять на основе реализации принципа "эффективного контракта".
Планируется реализовать комплекс мер по повышению квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций по работе с различными категориями граждан.
Задача 4. Развитие воспитательного потенциала и социализации обучающейся молодежи через:
- создание условий для реализации индивидуальных профессиональных образовательных траекторий обучения;
- создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного профессионального образования и успешную социализацию, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- создание системы выявления и поддержки талантливой молодежи;
- развитие "адаптивных ресурсов" выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости;
- создание условий для воспитания молодежи и повышения ее мотивации к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни;
- создание условий для военно-патриотического воспитания обучающихся и допризывной подготовки;
- обеспечение социальной поддержки обучающихся, в том числе социально уязвимых групп.
Важным направлением обеспечения трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций рассматривается создание условий для развития "адаптивных ресурсов" выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости.
Для этого в профессиональных образовательных организациях получат развитие содержание и технологии обучения, обеспечивающие:
стимулирование обучающихся в получении дополнительных квалификаций;
целевое обучение навыкам предпринимательства, в том числе путем поддержки проектов, направленных на вовлечение обучающихся в предпринимательскую деятельность;
подготовку в области эффективного поведения на рынке труда; формирования навыков коллективной работы, в том числе на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной работы.
С целью повышения мотивации к трудовой деятельности по прикладным профессиям, востребованным на рынке труда, продвижения инновационных стандартов, форматов и ценностей профессионализма и предпринимательства в молодежных аудиториях будут поддержаны следующие мероприятия:
развитие олимпиадного движения (системы конкурсов) в сфере профессионального мастерства;
развитие научно-технического творчества молодежи; республиканский чемпионат предпринимательских идей.
Предполагается создание условий для воспитания молодежи и повышения ее мотивации к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни путем активного включения в образовательный процесс воспитательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также для военно-патриотического воспитания обучающихся допризывной подготовки, в том числе путем:
поддержки взаимодействия с военно-патриотическими объединениями, участия обучающихся в культурно-массовых мероприятиях, посвященных памятным историческим датам;
выработки единых подходов к получению востребованных профессиональных и социальных навыков и компетенций при прохождении выпускниками профессиональных образовательных организаций военной службы.
IV. Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах: развитие нормативного регулирования в сфере образования, в том числе профессионального;
усиление роли государственно-частного партнерства в подготовке квалифицированных кадров;
усиление роли общественных институтов управления в развитий сферы подготовки квалифицированных кадров;
непрерывность системы подготовки квалифицированных кадров, возможность получения необходимых знаний, навыков, компетенций и квалификаций в течение всего периода трудовой деятельности;
согласованность с мерами государственной политики в сфере экономики, промышленности, труда и социальной защиты;
независимость оценки качества профессионального образования; информационная открытость системы профессионального образования; использование программно-целевого и проектного методов.
Управление реализацией Концепции осуществляется Министерством образования и науки Республики Тыва во взаимодействии с органами исполнительной власти, общественными и профессиональными организациями республики.
Реализация настоящей Концепции осуществляется органами государственной власти в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности. Органами государственной власти определяются должностные лица, которые несут персональную ответственность за исполнение мероприятий настоящей Концепции, а также представление отчетности о достижении целевых показателей, проблемах и рисках, принимаемых мерах по их преодолению.
Органы исполнительной власти Республики Тыва, имеющие в ведении образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, профессионального обучения, разрабатывают (модернизируют) с учетом положений настоящей Концепции отраслевые программы подготовки и переподготовки кадров.
Для реализации настоящей Концепции Министерство образования и науки Республики Тыва разрабатывает подпрограмму "Развитие среднего профессионального образования Республики Тыва" в рамках государственной программы Республики Тыва "Развитие образования в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы".
Профессиональные образовательные организации, реализующие программы СПО и профессионального обучения, разрабатывают программы развития с учетом положений настоящей Концепции, а также с учетом иных стратегических документов, утвержденных учредителем.
Финансирование мероприятий по реализации настоящей Концепции осуществляется в пределах средств, выделяемых из средств бюджетов бюджетной системы Республики Тыва и иных источников.
Центральным организационно-экономическим механизмом, способствующим решению основных кадровых проблем Республики Тыва, рассматривается государственно-частное партнерство.
Для достижения целей и решения задач настоящей Концепции используются следующие механизмы работы:
совершенствование законодательства в сферах государственно-частного партнерства, образования, в том числе профессионального;
развитие межрегионального и международного сотрудничества; проведение подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических работников;
освещение в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" положительного опыта;
организация и проведение публичных кампаний, выставок, дискуссионных клубов, форумов и конференций по актуальным вопросам СПО, а также стажировок, встреч.
Реализация Концепции предусматривается в 3 этапа:
I этап -2014-2015 годы;
II этап - 2016 - 2018 годы; III этап - 2019 - 2020 годы.
Для реализации настоящей Концепции для каждого этапа формируется соответствующий комплекс мер (комплекс мер на первый этап приведен в приложении N 1 к настоящей Концепции).
На I и II этапах (2014-2018 годы) необходимо провести следующие мероприятия:
осуществление передачи в ведение Росжелдора Кызылского транспортного техникума путем его присоединения к Сибирскому государственному университету путей сообщения в качестве филиала;
завершение оптимизации сети учреждений НПО Республики Тыва к 2015 году путем присоединения в качестве филиалов Профессионального училища N 9 с. Хову-Аксы к Тувинскому техникуму предпринимательства, Профессионального училища N 12 с. Тоора-Хем и Профессионального училища N 13 с. Тээли к Ак-Довуракскому горному техникуму;
развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики республики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;
повышение доли внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в сферу СПО республики;
развитие форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования, перевод организаций СПО на нормативное подушевое финансирование, (включая разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки);
создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников.
К концу III этапа (2019-2020 годы) необходимо завершить следующие мероприятия:
расширение возможностей обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях СПО; создание центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций по электроэнергетике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и другим направлениям;
обеспечение возможности каждому обучающемуся получать профессиональное образование в современных условиях;
обеспечение подготовки кадров для экономики Республики Тыва в соответствии с прилагаемой прогнозной потребностью до 2020 года, ежегодно корректируемой Министерством экономики Республики Тыва (приложение N 3).
По мере реализации Концепции, осуществления преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования, текущие расходы на образование возрастут, что потребует обеспечить рост доли расходов на образование.
Реализация инновационного варианта развития экономики Республики Тыва предполагает увеличение общих расходов на СПО.
Таким образом, цели и задачи Концепции соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года.
Основанием для принятия управленческих решений в рамках реализации Концепции будут результаты ежегодных мониторингов:
мониторинга образования (в части оценки деятельности организаций, реализующих программы СПО);
мониторинга выполнения комплекса мероприятий по реализации настоящей Концепции.
Механизм реализации основных положений Концепции - проектно-программная организация работ всех субъектов образовательных взаимоотношений.
Механизм подготовки и принятия решений по изменению системы предполагает максимальное включение участников изменений (органов государственного управления, муниципалитетов, профессиональных, образовательных, некоммерческих и коммерческих организаций) в постановку целей, прогнозирование результатов, оценку эффективности каждого шага изменений в системе,
V. Ожидаемые результаты реализации Концепции
В результате реализации Концепции планируется обеспечение доступности, повышение качества и эффективности СПО Республики Тыва (приложение N 4).
Будет завершена целостная система мер по оптимизации сета учреждений НПО и СПО, совершенствованию и повышению эффективности образовательных учреждений СПО, позволяющей обеспечить:
динамичное развитие СПО Республики Тыва по удовлетворению прогнозной потребности экономики республики в кадрах, формируемой с учетом естественного выбытия работников предприятий и организаций, перспектив развития отраслей экономики (открытия новых учреждений, точек роста, развития новых направлений деятельности) и с учетом показателей демографии;
повышение эффективности деятельности ресурсных центров профессионального образования по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, общественному питанию и торговле, сельскому хозяйству;
создание и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе действующих профессиональных образовательных учреждений;
увеличение количества выпускников учреждений СГЮ, трудоустроившихся в течение первого года;
создание доступной среды для граждан с ограниченными возможностями здоровья;
увеличение профессиональных образовательных программ нового поколения, прошедших экспертизу у работодателей и профессиональных сообществ;
увеличение доходов учреждений СПО от производственной и образовательной деятельности.
Приложение N 1
к Концепции развития среднего
профессионального образования
Республики Тыва на 2014 - 2020 года
Перечень
основных нормативных правовых документов Российской Федерации и Республики Тыва для разработки Концепции развития среднего профессионального образования Республики Тыва на 2014 - 2020 года
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р;
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537;
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р;
Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р;
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р;
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации;
План мероприятий ( "дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2620-р;
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года, одобренная коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2013 года;
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования на 2013 - 2020 годы", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 792-р;
Закон Республики Тыва от 23 декабря года 2010 г. N 373 ВХ-1 "Об образовании в Республике Тыва";
Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 4 апреля 2007 г. N 442;
постановление Правительства Республики Тыва от 30 января 2012 г. N 28 "О внесении изменений в Стратегию социально-экономического, развития Республики Тыва до 2020 года";
Основные направления государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года, утвержденные постановлением Правительства Республики Тыва от 10 мая 2011 г. N 294;
республиканская комплексная целевая программа "Развитие профессионального образования в Республике Тыва на 2011 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Тыва от 10 мая 2011 г. N 295;
региональный план мероприятий ( "дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Республики Тыва на период с 2013 по 2018 годы", утвержденный распоряжением Правительства Республики Тыва от 2 апреля 2013 г. N 109-р
Приложение N 2
к Концепции развития среднего
профессионального образования
Республики Тыва на 2014 - 2020 года
Комплекс
мер по реализации Концепции развития среднего профессионального образования Республики Тыва на 2014 - 2020 годы
Наименование мероприятия |
Результат |
Срок |
Исполнитель |
I. Создание современных условий для обеспечения потребности отраслей экономики Республики Тыва в квалифицированных рабочих и специалистах, востребованных на рынке труда Республики Тыва
Формирование механизмов гибкого планирования подготовки кадров в соответствии с изменяющимися потребностями рынка труда | |||
1. Разработка новых методологических подходов по формированию потребности экономики Республики Тыва в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом социально-экономического развития республики |
нормативный акт Республики Тыва |
2014 г. |
Министерство экономики Республики Тыва, отраслевые министерства, ведомства Республики Тыва |
2. Разработка и апробация механизмов формирования государственного заказа и государственного задания на основе данных прогнозов потребностей рынка труда в количестве и качестве рабочей силы с учетом требования гарантии общедоступности среднего профессионального образования, установленного Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
Порядок формирования государственного заказа и государственного задания |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, отраслевые министерства, ведомства Республики Тыва |
3. Формирование новых принципов распределения государственного задания на подготовку по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, в том числе направленных на развитие финансовых механизмов распределения государственного задания исходя из потребностей предприятий и организаций, участия в выполнении государственного задания образовательных организаций различных форм собственности, а также совместного исполнения государственного задания несколькими организациями |
порядок распределения государственного задания |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва |
4. Реорганизация сети государственных организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования путем слияния, присоединения, укрупнения, переименования |
нормативно-правовой акт Республики Тыва и Минобрнауки РТ |
2014-2015 гг. (и далее до 2017 года) |
Министерство образования и науки Республики Тыва |
5. Создание и развитие новых образовательных структур (включая многоуровневые образовательные организации отраслевого или территориального типа, образовательные холдинги, многофункциональные центры прикладных квалификаций, ресурсные центры) |
нормативные акты Республики Тыва и Минобрнауки РТ |
2013-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, ГБНУ Минобрнауки РТ "Институт развития национальной школы" (далее - ИРНШ), образовательные учреждения среднего профессионального образования |
6. Создание на предприятиях структур профессиональных образовательных учреждений - учебных центров, школ профессионального мастерства, школ наставничества |
нормативно-правовой акт Минобрнауки РТ, образовательных учреждений |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, ИРНШ, образовательные учреждения среднего профессионального образований |
7. Введение новых приоритетных профессий и специальностей среднего профессионального образования, востребованных экономикой Республики Тыва |
нормативно-правовой акт Минобрнауки РТ, образовательных учреждений |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, ИРНШ, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
8. Создание современных условий и безбарьерной среды для получения гражданами профессионального образования, в том числе детьми и взрослыми с ограниченными возможностями на базе образовательных учреждений среднего профессионального образования |
нормативно-правовой акт Минобрнауки РТ |
2014-2020 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, ГАОУ ДПО(ПК)С "Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров" (далее - ТГИПиПКК), ИРНШ, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
9. Создание информационного ресурса для иностранных граждан о возможностях профессионального образования, обучения, оценки и признания квалификаций в Республике Тыва. Информационный ресурс 2014 - 2015 годы Министерство образования и науки Республики Тыва |
нормативно-правовой акт Минобрнауки РТ |
2014 г. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, ГБУ "Институт оценки качества образования Минобрнауки РТ" (далее - ИОКО), ТГИПиПКК, ИРНШ, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
10. Проведение мониторинговых исследований по изучению удовлетворенности населения качеством образовательных услуг |
материалы мониторинга |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва |
11. Разработка программ профессионального обучения, учитывающих региональный социально-экономический контекст и особенности различных целевых групп Республики Тыва |
основные профессиональные образовательные программы |
с 2014 г. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, ИРНШ, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
12. Внедрение дистанционных образовательных технологий с применением электронного обучения (в том числе сельского населения, матерей, имеющих детей до 3 лет. пожилых людей, инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья) |
методические рекомендации |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, ТГИПиПКК, ИРНШ, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
13. Развитие инклюзивного обучения лиц с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями |
нормативные правовые акты |
2014-2020 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, ТГИПиПКК, ИРНШ, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
14. Организация PR-кампаний, в том числе тематических передач (публикаций) в средствах массовой информации о рабочих профессиях, рабочих династиях, победителях конкурсов профессионального мастерства, обеспечение информационной поддержки мероприятий, имеющих профориентационное значение |
публикации в средствах массовой информации |
2014-2020 г. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, Республиканский центр развития воспитания, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
Формирование системы мониторинга образования, развитие систем информационного обмена и образовательной статистики | |||
15. Разработка инструментария мониторинга эффективности деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования |
нормативные правовые акты Республики Тыва, программа развития образовательных учреждений среднего профессионального образования |
с 2014 г. |
Министерство образования и науки Республики Тыва |
16. Проведение ежегодного мониторинга деятельности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования |
отчет по результатам мониторинга ежегодно |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва |
17. Проведение мониторинга влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг профессиональных образовательных организаций |
отчет по результатам мониторинга ежегодно |
с 2014 г. |
Министерство образования и науки Республики Тыва |
18. Информационное сопровождение мероприятий по внедрению эффективного контракта в профессиональных образовательных организациях (с руководителями и основными категориями работников) |
публикации в средствах массовой информации, семинары, методические рекомендации |
с 2014 г. |
Министерство образования и науки Республики Тыва |
Развитие структуры, содержания и технологий профессиональной подготовки и профессионального обучения кадров с учетом прогноза рынка труда, социально-экономического развития Республики Тыва | |||
19. Внедрение сетевых форм организации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения |
методические рекомендации |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва ИОКО, ТГИПиПКК, ИРНШ, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
20. Поддержка проведения региональных олимпиад и конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций. Вступление в олимпиадное движение World Skills Russia Республики Тыва |
нормативные акты Минобрнауки РТ |
2014-2015 гг. (далее до 2020 г.) |
Министерство образования и науки Республики Тыва, Центр развития воспитания, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
21. Поддержка программ международного и межрегионального сотрудничества профессиональных образовательных организаций по разработке и реализации совместных образовательных программ |
нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Тыва, Минобрнауки РТ |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, ИОКО, ТГИПиПКК, ИРНШ, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
Развитие учебно-методической и материально-технической базы подготовки кадров с прикладными квалификациями | |||
22. Приобретение новых учебников, электронных образовательных ресурсов, наглядных пособий, тренажеров, современного инвентаря и учебного оборудования и техники, оборудования для медицинских кабинетов |
нормативный акт Минобрнауки РТ |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
23. Приобретение нового спортивного оборудования, мебели, оборудования для студенческих столовых |
нормативный акт Минобрнауки РТ |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
24. Строительство объектов учреждений среднего профессионального образования |
нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Тыва |
2014-2019 гг. |
Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва |
II. Повышение качества среднего профессионального образования Развитие механизмов оценки качества профессионального образования | |||
25. Разработка (изменение) показателей эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников |
нормативные акты Минобрнауки РТ |
2014 г. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, ИОКО, ТГИПиПКК, ИРНШ, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
26. Выявление и распространение положительного опыта в сфере оценки качества профессионального образования и профессиональной подготовки, в том числе промежуточной и итоговой государственной аттестации с участием представителей реального сектора экономики |
нормативные акты Минобрнауки РТ |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, ИОКО, ТГИПиПКК, ИРНШ, образовательные учреждения, среднего профессионального образования |
27. Разработка и внедрение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ среднего профессионального образования, общественной аккредитации образовательных организаций, сертификации квалификаций |
нормативные акты Минобрнауки РТ |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, ИОКО. ТГИПиПКК, ИРНШ, отраслевые объединения работодателей, общественные организации (попечительские советы, родительские комитеты, молодежные объединения и т.д.) |
28. Развитие деятельности республиканских учебно-методических комиссий (объединений) по укрупненным группам профессий и специальностей |
нормативные акты Минобрнауки РТ |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, ИРНШ, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
29. Внедрение оценки и признания квалификаций, полученных в том числе путем самообразования |
нормативный акт Минобрнауки РТ |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва |
30. Создание инфраструктуры оценки и признания квалификаций (центров сертификации прикладных квалификаций) в Республике Тыва (в том числе мигрантов) |
нормативные акты Минобрнауки РТ |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, Отдел Федеральной миграционной службы по Республике Тыва (по согласованию) |
III. Развитие кадрового потенциала системы среднего профессионального образования
Создание условий для обеспечения системы среднего профессионального образования, подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций квалифицированными педагогическими кадрами | |||
31. Развитие системы повышения квалификации, переподготовки и организации стажировки для руководящих и педагогических работников среднего профессионального образования, в том числе с учетом введения механизма эффективного контракта в системе среднего профессионального образования и развития системы профессиональной общественной аккредитации программ подготовки |
нормативный акт Минобрнауки РТ, рейтинг программ, реестр программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, ТГИПиПКК |
32. Проведение ежегодных республиканских конкурсов "Мастер года", "Преподаватель года", "Лучший воспитатель СПО", "Лучший педагог-психолог СПО" |
нормативный акт Республики Тыва |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, отраслевые объединения работодателей, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
33. Формирование кадрового резерва, развитие наставничества и подготовка управленческих команд образовательных учреждений среднего профессионального образования |
нормативные акты Минобрнауки РТ |
с 2014 г. |
Министерство образования и науки Республики Тыва |
34. Стимулирование руководителей профессиональных образовательных организаций, направленное на установление взаимосвязи между показателями качества предоставляемых организацией услуг и эффективностью деятельности руководителя данной организации (в том числе по результатам независимой оценки) |
нормативные акты Минобрнауки РТ |
с 2014 г. |
Министерство образования и науки Республики Тыва |
35. Организация повышения квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций по работе с различными категориями граждан |
нормативные правовые акты Республики Тыва |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, ТГИПиПКК |
IV. Развитие воспитательного потенциала и социализации обучающейся молодежи | |||
36. Разработка региональной Концепции профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ и молодежи |
нормативный правовой акт Республики Тыва |
2014 г. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва, центры занятости населения Республики Тыва |
37. Развитие профориентационной работы на основе механизмов межведомственного взаимодействия |
методические рекомендации |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, отраслевые министерства и ведомства Республики Тыва, работодатели |
38. Создание информационного ресурса для иностранных граждан о возможностях профессионального образования, обучения, оценки и признания квалификаций в Республике Тыва |
информационный ресурс |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, Отдел Федеральной миграционной службы по Республике Тыва (по согласованию) |
39. Организация PR-кампаний, в том числе тематических передач (публикаций) в средствах массовой информации о рабочих профессиях, рабочих династиях, победителях конкурсов профессионального мастерства, обеспечение информационной поддержки мероприятий, имеющих профориентационное значение |
нормативные акты Республики Тыва
|
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, отраслевые министерства и ведомства Республики Тыва, работодатели |
40. Выявление и распространение положительного опыта формирования у студентов навыков предпринимательства, эффективного поведения на рынке труда и в трудовом коллективе |
методические рекомендации |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
41. Проведение республиканских спортивно-массовых мероприятий, чемпионатов, спартакиад, первенств, турниров среди студентов учреждений среднего профессионального образования |
нормативный правовой акт Республики Тыва, нормативные акты Минобрнауки РТ |
2014-2016 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва, Республиканский центр развития воспитания, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
42. Поддержка взаимодействия с военно-патриотическими объединениями, участие обучающихся в культурно-массовых мероприятиях, посвященных памятным историческим датам |
нормативный правовой акт Республики Тыва, нормативные акты Минобрнауки РТ |
2014-2015 гг. |
Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва, образовательные учреждения среднего профессионального образования |
Приложение N 3
к Концепции развития среднего
профессионального образования
Республики Тыва на 2014 - 2020 года
Прогнозная потребность Республики Тыва
в квалифицированных рабочих кадрах, служащих и специалистах среднего звена на 2014 - 2020 годы (по данным Министерства экономики Республики Тыва)
Укрупненная группа специальностей (УГС) |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Работодатель |
|||||||
Программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
Программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
Программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
Программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
Программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
Программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
Программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих |
Программы подготовки специалистов среднего звена |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
020000 Естественные науки |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Пий-Хемский кожуун |
030000 Гуманитарные науки |
6 |
3 |
2 |
4 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
Минсельхоз РТ, Агентство по внешнеэкономическим связям РТ, Пий- Хемский кожуун, Овюрский кожуун, г. Ак-Довурак |
040000 Социальные науки |
1 |
1 |
1 |
1 |
I |
|
1 |
1 |
!
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Пий-Хемский кожуун |
050000 Образование и педагогика |
0 |
22 |
0 |
19 |
0 |
19 |
0 |
19 |
0 |
19 |
0 |
19 |
0 |
19 |
Каа-Хемский кожуун |
060000 Здравоохранение |
0 |
5 |
2 |
4 |
0 |
5 |
0 |
3 |
2 |
2 |
0 |
3 |
.1 |
5 |
Улуг-Хемский кожуун, Пий-Хемский кожуун, Овюрский кожуун, Каа-Хемский кожуун, Минмолодежи и спорта РТ |
070000 Культура и искусство |
3 |
10 |
2 |
8 |
1 |
10 |
1 |
6 |
1 |
5 |
1 |
6 |
1 |
11 |
1 1 1 Мин культуры РТ, Улуг-Хемский кожуун, Овюрский кожуун, Пий-Хемский кожуун |
080000 Экономика и управление |
23 |
2 |
22 |
0 |
25 |
1 |
24 |
2 |
30 |
0 |
30 |
1 |
31 |
1 |
Минмолодежи и спорта РТ, Агентство по внешнеэкономическим связям РТ, ООО "Лунсин", г. Ак-Довурак, Улуг-Хемский кожуун, Пий-Хемский кожуун |
090000 Информационная безопасность |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
2 |
ОАО "ТСИ", Минсельхоз РТ |
100000 Сфера обслуживания |
3 |
0 |
3 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
Ул\т-Хемский кожуун, Пий-Хемский кожуун |
110000 Сельское и рыбное хозяйство |
33 |
32 |
33 |
28 |
35 |
31 |
35 |
29 |
36 |
34 |
37 |
36 |
36 |
45 |
Минсельхоз РТ, Служба по ветнадзору РТ, Каа-Хемский кожуун, Пий-Хемский кожуун, Овюрский кожуун |
120000 Геодезия и землеустройство |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Пий-Хемский кожуун |
130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых |
61 |
7 |
52 |
6 |
52 |
6 |
54 |
4 |
60 |
4 |
62 |
2 |
62 |
2 |
ООО "Тардан-Голд", ООО "Лунсин", Пий-Хемский кожуун, Тоджинский кожуун, г. Ак-Довурак |
140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
252 |
123 |
238 |
113 |
241 |
106 |
247 |
107 |
267 |
105 |
261 |
107 |
267 |
105 |
Минпромэнерго PT, Минмолодежи РТ, Миндортранс РТ, Кызылская ТЭЦ, Служба (Ю тарифам, Тываэнерго, ООО "Тардан-Г'олд", Каа-Хемский кожуун, ОАО "ТСИ", г. Ак-Довурак, Пий-Хемский кожуун, ООО "Лунсин" |
150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка |
93 |
0 |
92 |
0 |
90 |
0 |
91 |
0 |
88 |
0 |
89 |
0 |
90 |
0 |
Минпромэнерго РТ, Миндортранс РТ, ООО "Лунсин", г. Ак-Довурак, Улуг-Хемский кожуун, Пий-Хемский кожуун |
160000 Авиационная и ракетно-космическая техника |
0 |
8 |
0 |
8 |
0 |
8 |
0 |
9 |
0 |
9 |
0 |
9 |
0 |
9 |
Миндортранс РТ |
180000 Морская техника |
4 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
Миндортранс РТ, г. Ак-Довурак |
190000 Транспортные средства |
162 |
42 |
138 |
42 |
142 |
41 |
142 |
38 |
143 |
37 |
140 |
38 |
141 |
33 |
Миндортранс РТ, Минпромэнерго РТ, ОАО "ТСИ", ООО "Лунсин", ООО "Восток", ООО "Тардан-Голд", Тоджинский кожуун, г. Ак-Довурак, Пий-Хемский кожуун |
200000 Приборостроение и оптотехника |
3 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
Пий-Хемский кожуун |
210000 Электронная техника, радиотехника и связь |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Миндортранс РТ, Пий-Хемский кожуун |
220000 Автоматика и управление |
5 |
14 |
7 |
15 |
6 |
14 |
6 |
14 |
6 |
14 |
8 |
14 |
6 |
14 |
Миндортранс РТ, Минпром РТ, Пий-Хемский кожуун |
230000 Информатика и вычислительная техника |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
ОАО "ТСИ, Овюрский кожуун |
240000 Химические и биотехнологии |
20 |
2 |
26 |
2 |
30 |
2 |
28 |
0 |
28 |
0 |
28 |
0 |
28 |
0 |
ООО "Тардан-Голд", ООО "Лунсив" |
250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
6 |
5 |
Госкомлес РT, Пий-Хемский кожуун |
260000 Технология продовольственных и потребительских товаров |
2 |
12 |
0 |
12 |
0 |
9 |
1 |
9 |
0 |
9 |
0 |
9 |
0 |
9 |
Минсельхоз РТ, Каа-Хемский кожуун, Пий-Хемский кожуун, Улуг-Хемский кожуун, г. Ак-Довурак |
270000 Архитектура и строительство |
479 |
161 |
470 |
158 |
471 |
158 |
470 |
158 |
471 |
150 |
471 |
151 |
470 |
153 |
Минстрой РТ, Миндортранс РТ, ООО "Восток", ООО "Лунсин", Овюрский кожуун, Пий-Хемский кожуун, Улуг-Хемский кожуун г. Ак-Довурак |
280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды |
1 |
68 |
0 |
68 |
1 |
68 |
0 |
68 |
0 |
68 |
0 |
68 |
0 |
68 |
Минстрой РТ , ООО "Лунсин", Пий-Хемский кожуун |
ИТОГО: |
1163 |
522 |
1100 |
499 |
1108 |
492 |
1115 |
479 |
1149 |
468 |
1142 |
475 |
1149 |
488 |
|
По данным автоматизированного программного продукта Центра бюджетного прогнозирования Петрозаводского государственного университета, потребность экономики Республики Тыва до 2020 года в выпускниках всех уровней профессионального образования составляет 16,977 тыс. человек, в том числе с высшим профессиональным образованием - 5,628 тыс. чел., со средним профобразованием - 11,349 тыс. чел., из них по программам подготовки специалистов среднего звена - 3,423 тыс. чел., программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих - 7,926 тыс. человек.
Наибольшая потребность в кадрах отмечается по следующим УГС: 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, 270000 Архитектура и строительство, 190000 Транспортные средства, 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых, 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка, 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды.
Приложение N 4
к Концепции развития среднего
профессионального образования
Республики Тыва на 2014 - 2020 годы
Основные показатели эффективности
реализации Концепции развития среднего профессионального образования Республики Тыва на 2014 - 2020 годы
Наименование показателя |
2012 г. |
2020 г. |
1. Доля обучающихся очной формы в образовательных организациях по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих от общего числа обучающихся в системе НПО и СПО (процент) |
66,7 |
50 |
2. Доля обучающихся очной формы по программам подготовки специалистов среднего звена от общего числа обучающихся в системе НПО и СПО |
33,3 |
50 |
3. Доля педагогических работников, прошедших подготовку по программам непрерывного профессионального образования (включая повышение квалификации и переподготовку; |
32 |
40 |
4. Отношение средней заработной плоты преподавателей и мастеров системы НПО и СПО к средней заработной плате работников по экономике в Республике Тыва |
70 |
100 |
5. Доля образовательных учреждений НПО и СПО, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья |
3 |
30 |
6. Удельный вес численности выпускников очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения |
30 |
59 |
7. Доля обучающихся общеобразовательных учреждений, полнивших профориентационные услуги в соответствии с профориентационными программами, принятыми в Республике Тыва |
30 |
50 |
8. Доля государственных образовательных учреждений НПО и СПО, в финансировании которых участвуют предприятия (процентов) |
0 |
10 |
9. Доля программ профессионального образования, разработанных или доработанных и внедренных совместно с работодателями (процентов) |
60 |
100 |
10. Доля государственных образовательных учреждений НПО и СПО, учебно-материальная база которых соответствует современным требованиям к подготовке рабочих и специалистов (процентов) |
50 |
100 |
11. Доля ГОУ НПО и ГОУ СПО, пользующихся при обучении новыми технологиями, в том числе информационными (процентов) |
80 |
100 |
12. Доля педагогических работников профессиональных образовательных организаций, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет (процентов) |
9 |
12 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена в Республике Тыва на долгосрочную перспективу.
Цель Концепции - создание в Республике Тыва современной системы среднего профессионального образования, подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.
Для достижения поставленной цели государство ставит задачи по созданию современных условий для обеспечения потребности отраслей экономики Республики Тыва в квалифицированных рабочих и специалистах, востребованных на рынке труда Республики Тыва; по повышению качества среднего профессионального образования; развитию кадрового потенциала системы профессионального образования; развитию воспитательного потенциала и социализации обучающейся молодежи.
Реализация данной Концепции осуществляется Министерством образования и науки Республики Тыва в рамках подпрограммы "Развитие среднего профессионального образования Республики Тыва" государственной программы Республики Тыва "Развитие образования в Республике Тыва на 2014 - 2020 годы". Предусмотрено 3 этапа реализации мероприятий Концепции: I этап - 2014-2015 годы; II этап - 2016 - 2018 годы; III этап - 2019 - 2020 годы. Финансирование всех мероприятий будет осуществляться в пределах средств, выделяемых из средств бюджетов бюджетной системы Республики Тыва и иных источников.
В результате реализации Концепции планируется обеспечить доступность, повышение качества и эффективности среднего профессионального образования Республики Тыва.
Постановление Правительства Республики Тыва от 13 ноября 2013 г. N 651 "Об утверждении Концепции развития среднего профессионального образования Республики Тыва на 2014 - 2020 годы"
Текст постановления официально опубликован не был