ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22.01.2018 г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
судьи Данилова О.И.
при секретаре Пушаевой А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Запкареллес" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
Административный иск подан по тем основаниям, что АО "Запкареллес" является собственником следующих земельных участков:
- с кадастровым номером (... );
- с кадастровым номером (... );
- с кадастровым номером (... );
- с кадастровым номером (... );
- с кадастровым номером (... ).
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2010 составляет 27822025 руб. 92 коп.; с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2010 - 37875629 руб. 88 коп.; с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2010 - 82410181 руб. 70 коп.; с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2010 - 28919458 руб. 10 коп.; с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2010 -130299341 руб. 64 коп.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение уплачиваемого им земельного налога.
Согласно результатам проведенной по инициативе административного истца независимой оценки (отчет от (... ) (... ), выполненный оценщиком (... )) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2010 составляет 7320 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2010 составляет 26000 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2010 составляет 51920 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2010 составляет 19290 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2010 составляет 26510 000 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия от 26.07.2017 (... ) заявление АО "Запкареллес" (вход. (... ) от (... )) об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости отклонено в связи с несоответствием представленного отчета Федеральному закону от 27.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" и Федеральным стандартам оценки.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2010 в размере их рыночной стоимости, определенной на основании отчета от (... ) (... ), выполненного оценщиком (... ), обязать Управление Росреестра по Республике Карелия внести указанные кадастровые стоимости в Единый государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца Филина Т.А. заявленные требования поддержала.
Представители Управления Росреестра по Республике Карелия Шлямина Ю.В. и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия Литусова А.И, не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), оставили разрешение спора в указанной части на усмотрение суда, в части обязания административного ответчика внести установленную судом кадастровую стоимость в Единый государственный реестр недвижимости - просили отказать, поскольку указанная обязанность возложена на административного ответчика в силу закона.
Административный ответчик Правительство Республики Карелия, а также заинтересованные лица администрация Найстенъярвского сельского поселения, администрация Лоймольского сельского поселения представителей в судебное заседание не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В отзыве на административное исковое заявление Правительство Республики Карелия вопрос об удовлетворении исковых требований оставило на усмотрение суда, администрации Найстенъярвского и Лоймольского сельских поселений возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на снижение налоговых поступлений в местные бюджеты, при этом от проведения по делу судебной оценочной экспертизы отказались.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
АО "Запкареллес" является собственником следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером (... );
- земельного участка с кадастровым номером (... );
- земельного участка с кадастровым номером (... );
- земельного участка с кадастровым номером (... );
- земельного участка с кадастровым номером (... ).
Кадастровые стоимости земельных участков определены в период проведения последней государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Карелия (перечень земель по которой составлен 01.01.2010), и воспроизведены в государственном кадастре недвижимости в соответствии с приложением N 1 к постановлению Правительства Республики Карелия от 15.05.2013 N 158-П.
В силу положений статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 388 НК РФ, статьи 390 НК РФ кадастровые стоимости земельных участков имеет значение для административного истца, поскольку обозначенные показатели являются налоговой базой по земельному налогу.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу пункта 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта вносятся в кадастр недвижимости.
Полагая, что установленные кадастровые стоимости земельных участков, находящихся в собственности, не соответствуют их рыночной стоимости, административный истец обратился 13.07.2017 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия, отклонившую указанное заявление, а затем в суд.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Как следует из материалов дела, кадастровые стоимости земельных участков определены на 01.01.2010, вместе с тем оспариваемые кадастровые стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 11.06.2013, с административным иском административный истец обратился в суд 11.12.2017, соответственно срок обращения в суд, установленный частью 3 статьи 245 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет от (... ) (... ), выполненный оценщиком (... )
Согласно части 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 4 статьи 84 КАС РФ).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 постановления от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений (пункт 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 299).
На основании пункта 5 ФСО N 3 в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Согласно отчету от (... ) (... ), выполненному оценщиком (... ) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2010 составляет 7320 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2010 составляет 26000 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2010 составляет 51920 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2010 составляет 19290 000 руб.; земельного участка с кадастровым номером (... ) по состоянию на 01.01.2010 составляет 26510 000 руб.
В соответствии с частью первой статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд подверг изучению и анализу представленный отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков.
Отчет об оценке рыночной стоимости отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.
В данном отчете оценщик привел объективные данные, мотивировал применение методов исследований, принятые за основу стандарты оценки. В отчете содержится информация, необходимая для достоверного определения стоимости объекта оценки.
Отчет об оценке содержит результаты исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов и выбор метода прямого сравнения продаж.
Приведенные Управлением Росреестра по Республики Карелия замечания к отчету, касающиеся расчета рыночной стоимости объектов оценки сравнительным подходом на основании двух объектов-аналогов, не свидетельствуют о недостоверности определенной по итогам оценки рыночной стоимости оцениваемых объектов.
Согласно подпункту "а" пункта 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 N611, при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает, что сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений.
Выявив информацию о предложениях продажи на рынке земельных участков, соотнеся данные сведения по виду разрешенного использования с объектами оценки, оценщик избрал два наиболее приближенных к объектам оценки по своим характеристикам объекта-аналога.
Учитывая, что доказательств, опровергающих установленные оценщиком величины рыночной стоимости земельных участков, или сведений об их рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами (... ) подлежит установлению в размерах, определенных отчетом от (... ) (... ), выполненным оценщиком (... )
Требование АО "Запкареллес" о возложении на Управление Росреестра по Республике Карелия обязанности внести сведения о кадастровой стоимости земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости удовлетворению не подлежит, поскольку в силу положений части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, части шестой статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, статьи 17 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" такая обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом. Соответственно, на момент рассмотрения дела в суде основания для удовлетворения названного требования отсутствуют.
В силу части пятой статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В данном случае, поскольку заявление было подано в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия 13.07.2017, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2017.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административный иск акционерного общества "Запкареллес" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером (... ), по состоянию на 01.01.2010 в размере его рыночной стоимости, равной 7320 000 руб. на период с 01.01.2017 и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости;
- земельного участка с кадастровым номером (... ), по состоянию на 01.01.2010 в размере его рыночной стоимости, равной 26 000 000 руб. на период с 01.01.2017 и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости;
- земельного участка с кадастровым номером (... ), по состоянию на 01.01.2010 в размере его рыночной стоимости, равной 51 920 000 руб. на период с 01.01.2017 и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости;
- земельного участка с кадастровым номером (... ), по состоянию на 01.01.2010 в размере его рыночной стоимости, равной 19 290 000 руб. на период с 01.01.2017 и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости;
- земельного участка с кадастровым номером 10 (... ), по состоянию на 01.01.2010 в размере его рыночной стоимости, равной 26 510 000 руб. на период с 01.01.2017 и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 13.07.2017.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.И.Данилов
(... )
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.