Решение Арбитражного суда Приморского края
от 28 июня 2006 г. N А51-19528/04 5-355/17
(Извлечение)
Постановлением Арбитражного суда апелляционной инстанции Приморского края от 23 августа 2006 г. N А51-19528/2004 5-355/17 настоящее Решение оставлено без изменения
Открытое акционерное общество "Дальневосточная компания электросвязи" (сокращенное наименование - ОАО "Дальсвязь") обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Российской Федерации о взыскании 7 538 342 рублей 46 копеек расходов, связанных с предоставлением установленных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Закон) в 2001 году льгот по оплате услуг связи определенной Законом категории граждан.
Определением от 28.03.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление социальной защиты населения администрации Приморского края.
Решением арбитражного суда Приморского края от 08.07.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.11.2005, в удовлетворении требований истца отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 21.03.2006 N Ф03-А51/06-1/394 решение от 08.07.2005 и постановление от 15.11.2005 отменены в связи с допущенными нарушениями норм процессуального права, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда Приморского края.
Исковые требования рассматриваются судом повторно, с учетом положений статьи 289 АПК РФ.
В обоснование исковых требований истец ссылается на Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденный постановлением Правительства от 15.12.2000 N 963, (далее - Правила), акты сверок, подписанные представителями отделов социальной защиты населения администраций муниципальных образований и положения статей 15, 16 ГК РФ.
В судебном заседании 19.06.2006 истец представил уточненный расчет суммы иска - 5 551 834 рублей 37 копеек, а также уточнил, что просит возместить убытки за счет казны Российской Федерации.
Ответчик - администрация Приморского края иск не признал, считает, что в соответствии с Законом льгота по оплате услуг телефонной связи и проводного радиовещания подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета. Ответчик указал на то, что истец не представил надлежащих доказательств наличия у него убытков в заявленной сумме требований и заявил о пропуске срока исковой давности.
"Ответчик - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю исковые требования не признал, ссылаясь на Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2001 год", пункты 3, 4 Правил, указало, что поскольку распределение спорных денежных средств по получателям средств федерального бюджета осуществляло Министерство труда и социального развития РФ, то в ведении последнего как главного распорядителя средств федерального бюджета находится статья расходов по компенсации предоставленных льгот в соответствии с Законом. Кроме того, указал на отсутствие в материалах дела первичных документов, подтверждающих размер предъявленных ко взысканию убытков, и пропуск срока исковой давности по задолженности за 2001 год.
Третье лицо - УФК по Приморскому краю поддержало доводы, изложенные ответчиком - Министерством финансов Российской Федерации, в полном объеме.
Третье лицо - Управление социальной защиты населения администрации Приморского края пояснило, что установленная Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгота по оплате услуг телефонной связи и проводного радиовещания подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета.
Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, пояснения третьих лиц, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания 5 551 834 рублей 37 копеек с Министерства финансов Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 781 ГК РФ предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Статьями 15, 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалиды имеют льготы по оплате абонентской платы за телефон, за установку квартирного телефона.
Судом установлено, что истец, следуя предписанию Закона, в 2001 году за счет собственных средств предоставил жителям Приморского края, имеющим на это права, 50% скидку по оплате услуг проводного радиовещания и телефонной связи, в связи с чем понес расходы.
Правилами возмещения в 2000 г. операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963, действие которых продлено и на 2001 (постановление Правительства РФ от 30.03.2001 N 255), предусмотрено, что финансирование расходов на льготы инвалидам производится за счет средств федерального бюджета.
В пункте 2 Правил (с изменениями) указано, что финансирование расходов инвалидам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации ежемесячно проводят с операторами связи сверку списков ветеранов и инвалидов, являющихся абонентами соответствующих операторов связи. По результатам сверки операторами связи и органами социальной защиты населения субъектов Российской федерации составляется акт, подтверждающий объем оказанных услуг связи и в соответствии с установленными тарифами на эти услуги - сумму, подлежащую компенсации.
Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключаемыми с операторами связи договорами и на основании указанных актов производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Законом и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела - Актами сверок, составленными с органами социальной защиты населения в спорный период.
Не компенсированные ОАО "Дальсвязь" денежные средства, связанные с реальными расходами истца на предоставление льгот на основании Закона, являются для истца убытками.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку распорядителем денежных средств по оказанию услуг связи в 2001 году являлось Министерство труда и социального развития РФ, оно в силу п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ и должно выступать в суде от имени казны РФ.
Однако распоряжением Правительства РФ от 11.06.2004 N 799-р названное Министерство упразднено и до настоящего времени не установлено, на кого возложены обязанности главного распорядителя средств федерального бюджета, направленных на погашение расходов за оказанные услуги связи гражданам-инвалидам.
Из Указа Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" от 09.03.2004 N 314, Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321, судом установлено, что Министерству здравоохранения и социального развития РФ эти функции не передавались.
На основании статьи 1071 ГК РФ от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Исходя из требований приведенной выше правовой нормы, при возмещении вреда за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрен порядок возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, согласно которому ответчиками по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципального образования в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Поскольку факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи инвалидам подтверждается материалами дела, ответственность за убытки, причиненные истцу, в соответствии со статьями 15, 1069 ГК РФ возлагается на Российскую Федерацию в лице ее финансового органа - Министерства финансов РФ.
Учитывая то, что Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования), суд считает требования истца в сумме 5 551 834 рубля 57 копеек обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме за счет казны РФ.
В остальной части иска суд отказывает ввиду отсутствия документального подтверждения.
Довод ответчиков, третьего лица - УФК по Приморскому краю об отсутствии у истца первичных документов, подтверждающих размер расходов оператора связи, суд не принимает с учетом выводов кассационной инстанции, содержащихся в постановлении от 21.03.2006 N Ф03-А51/06-1/394 по делу N А51-19528/04-5-355/17.
Суд отклоняет довод Минфина РФ и УФК по Приморскому краю об отсутствии у истца доказательств направления заявок на компенсацию расходов и доказательств наличия договора на возмещение спорных расходов, поскольку отсутствие таковых не лишает истца права требовать возмещения убытков на основании статей 15, 1069 ГК РФ.
Довод ответчиков об истечении срока исковой давности не принимается судом в виду следующего.
В соответствии со статьями 195, 196 ГК РФ общий срок исковой давности (срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено) устанавливается в три года.
Согласно статье 200 ГК РФ, с учетом требований статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям за 2001 финансовый год начал исчисляться с 01.01.2002 и истек 01.01.2005.
Поскольку исковое заявление было подано истцом в арбитражный суд Приморского края 23.12.2004 то, следовательно, иск был предъявлен в пределах установленного ст. 196 ГК РФ трехлетнего срока исковой давности.
Учитывая данное обстоятельство, у суда отсутствуют правовые основания для вынесения решения об отказе в иске по причине пропуска срока, установленного законом для защиты нарушенного права.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на Министерство Финансов РФ, однако последнее в силу подпункта 1 пункта 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты расходы.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" 5 551 834 рубля 57 копеек убытков.
В остальной части иска и в отношении остальных ответчиков в иске отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Дальневосточная компания электросвязи" из федерального бюджета 37 882 рубля государственной пошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
Выдать исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края в течение месяца с даты принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28 июня 2006 г. N А51-19528/04 5-355/17 (Извлечение)
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, расматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст Решения предоставлен Арбитражным судом Приморского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Постановлением Арбитражного суда апелляционной инстанции Приморского края от 23 августа 2006 г. N А51-19528/2004 5-355/17 настоящее Решение оставлено без изменения