Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Раковского В.В,
судей Ившиной Т.В, Устьянцевой С.А,
при секретаре Ершовой О.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Хисамутдинова А.Д. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 сентября 2017 года по иску Хисамутдинова А.Д. к Управлению министерства внутренних дел России по Оренбургской области, Управлению федерального казначейства по Оренбургской области об обязании произвести перерасчет и выплаты денежного довольствия за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время и время сверх установленной продолжительности, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В, объяснение Хисамутдинова А.Д. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснение представителя Управления министерства внутренних дел России по Оренбургской области Казанкиной Е.В. возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Хисамутдинов А.Д. обратился в суд с иском Управлению министерства внутренних дел России по Оренбургской области (далее УМВД России по Оренбургской области), Управлению федерального казначейства по Оренбургской области (далее УФК по Оренбургской области), указав, что ранее являлся сотрудником УМВД по Оренбургской области. На основании приказа УВД Оренбургской области от 08 сентября 2006 года N в составе оперативной группы ВОГО и ПМВД России, сроком на *** суток, был откомандирован в (адрес), где с (дата) по (дата) принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Однако денежное довольствие за участие в контртеррористической операции ему не было выплачено.
На его запрос 29 июня 2017 года им был получен ответ, в соответствии с которым за время нахождения на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации им было отработано в выходные и праздничные дни 412 часов или 52 дня, ночные 276 часов, общая переработка составила 1144 часов или 143 дня.
На основании изложенного, просил суд обязать ответчика УМВД России по Оренбургской области произвести подсчет не дополученной им денежной суммы за период его командировки в Северо-Кавказский регион Российской Федерации с (дата) по (дата), за выходные, праздничные дни - 412 часов, ночные - 276 часов, общая переработка 1144 часов, полученную сумму взыскать с соответчика УФК по Оренбургской области в его пользу. Взыскать с соответчика УФК по Оренбургской области за счет средств казны РФ в его пользу в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 50 000 рублей.
Истец Хисамутдинов А.Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель УМВД России по Оренбургской области Бабкова Л.Е, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, в иске просила отказать.
Представитель УФК по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месту извещены надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 сентября 2017 года в удовлетворении исковых требований Хисамутдинову А.Д. отказано.
В апелляционной жалобе истец Хисамутдинов А.Д. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель УФК по Оренбургской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Хисамутдинов А.Д. в период с (дата) по (дата) проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, с (дата) - в должности "Должность".
Приказом УВД по Оренбургской области от (дата) N Хисамутдинов А.Д. уволен из органов внутренних дел по п. "а" ст. 19 (по собственному желанию) Закона РФ "О милиции".
Приказами УВД Оренбургской области от 08 сентября 2006 года N, 26 августа 2008 года N Хисамутдинов А.Д. направлялся в служебную командировку на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации с 12 сентября 2006 года сроком на *** суток (без учета времени нахождения в пути) и с 31 августа 2008 года сроком на *** суток (без учета времени нахождения в пути).
В соответствии с приказами "Должность" Хисамутдинов А.Д. принимал фактическое участие в проведении контртеррористических операций.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" сотрудникам и военнослужащим, участвующим в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в составе специальных сил и сил Объединенной группировки, привлекаемых Региональным оперативным штабом, выплачивается в порядке, определяемом руководителем Оперативного штаба, денежное вознаграждение за фактическое участие в этих операциях из расчета 20 тысяч рублей в месяц пропорционально количеству дней участия в конкретных контртеррористических операциях. Указанное денежное вознаграждение выплачивается на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники и военнослужащие принимали участие в контртеррористических операциях, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утверждаемых руководителем регионального оперативного штаба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 747 были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65, и с 1 января 2006 г. было отменено вознаграждение за фактическое участие в контртеррористических операциях из расчета 20 тысяч рублей в месяц пропорционально количеству дней участия в контртеррористических операциях, с соответствующим увеличением размера выплаты полевых (суточных) денег.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании денежного вознаграждения за фактическое участие в контртеррористических операциях, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Хисамутдинов А.Д. находился в служебных командировках на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации после 01 января 2006 года (в 2006-2009 годах), выплата денежного вознаграждения за фактическое участие в контртеррористических операциях после 01 января 2006 года законом не предусмотрена.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Хисамутдинова А.Д. о взыскании денежных выплат за выполнение служебных обязанностей сверх установленного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни во время нахождения в служебной командировке суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации к данным правоотношениям не применимы, поскольку в названном Кодексе не регламентируются условия и порядок откомандирования для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не обоснованно не применил Трудовой кодекс Российской Федерации, поскольку он является федеральным законом и ему не должны противоречить приказы МВД РФ, несостоятелен в виду следующего.
Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на определенных лиц, если это установлено федеральным законом. Действие трудового законодательства распространяется на сотрудников органов внутренних дел с особенностями, установленными законодательством.
Правовую основу службы в органах внутренних дел согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты МВД Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (с изменениями), индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.
Согласно статье 22 названного Закона виды и размеры денежного довольствия сотрудников милиции устанавливаются Правительством Российской Федерации и должны обеспечивать достаточные материальные предпосылки для комплектования кадров милиции на конкурсной основе, учитывать характер и условия службы (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 г. N 68-ФЗ). За работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам милиции предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством о труде.
Таким образом, в обычных условиях службы сотрудники милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени получают компенсацию в соответствии со статьями 152 - 154 ТК РФ.
В силу статьи 17 Закона "О милиции" обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников милиции устанавливаются федеральными законами и обеспечиваются соответствующими социальными гарантиями.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (утратил силу с 1 января 2007 г. в связи с изданием Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"), действовавшего в период командировки истца, правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона "О противодействии терроризму" социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержалось в пункте 2 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации "О борьбе с терроризмом".
Одним из субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, является МВД Российской Федерации (статья 6 Закона "О борьбе с терроризмом"), в компетенцию которого в силу статьи 7 этого Закона входит борьба с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.
В целях упорядочения мер социальной защиты военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 09.02.2004 г. N 65 установило дополнительные гарантии и компенсации указанной категории военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти.
Данным постановлением, исходя из специфики режима служебного времени сотрудников и военнослужащих, проходящих службу и направляемых в командировку на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации, с учетом особенностей выполняемых ими задач, в том числе и необходимости несения службы в сверхурочное время, ночные часы, а также в выходные и праздничные дни, установлены необходимые гарантии и компенсации:
оклады по штатной должности (воинской должности) и по специальному (воинскому) званию с повышением на 50 процентов;
ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет, исходя из повышенных в соответствии с настоящим Постановлением окладов денежного содержания;
ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 100 процентов оклада по штатной должности (воинской) должности с учетом повышения, предусмотренного настоящим Постановлением;
- полевые (суточные) в 3-кратном размере установленной нормы;
- зачет выслуги лет для назначения пенсии 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца;
- время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в КТО из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца;
обеспечение бесплатным питанием с сохранением на этот период выплаты ежемесячной продовольственной компенсации и ряд других льгот и компенсаций.
Кроме того, в соответствии со статьей 51 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, указанной категории сотрудников предоставляется дополнительный отпуск за особый характер службы продолжительностью до десяти календарных дней для восстановления профессиональной работоспособности в результате повышенных физических и нервных нагрузок.
Анализ названных выше законов и нормативных актов свидетельствует о том, что выполнение служебных обязанностей сотрудниками милиции, направленными на территорию Северо-Кавказского региона Российской Федерации для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности, имеет иную правовую природу, нежели несение ими службы на постоянном рабочем месте в соответствующем подразделении органов внутренних дел.
Режим службы сотрудников органов внутренних дел, выполняющих задачи в ходе контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации в составе Объединенной группировки войск (сил), изначально не предполагает соблюдения установленной законом продолжительности рабочего времени.
Для данных сотрудников на период командировки установлен особый режим работы и специальные, повышенные по сравнению с трудовым законодательством, меры социальной защиты, в том числе по оплате их труда. Указанные работники в этот период не находятся в непосредственном подчинении своего постоянного работодателя, и последний не решает в отношении них вопросы, связанные с правилами внутреннего трудового распорядка, режимом рабочего времени, привлечением работников к сверхурочным, ночным работам.
Трудовым кодексом РФ не регламентируются условия и порядок откомандирования для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации лиц, находящихся на федеральной государственной службе, к видам которой Федеральным законом от 27 мая 2003 года "О системе государственной службы Российской Федерации" отнесены военная и правоохранительная служба.
Трудовым кодексом РФ предусмотрены гарантии при направлении работников в служебные командировки, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение работодателем расходов, связанных со служебной командировкой. При этом порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (статьи 167, 168 ТК РФ).
Пунктом 107 Инструкции об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 5 октября 2006 года N 780 определено, что дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам (военнослужащим), направленным в служебные командировки для участия в контртеррористических операциях и обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, предоставляются в установленном порядке, т.е. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 (сноска к пункту 107).
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не влияют на правильность принятого судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 18 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хисамутдинова А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.