Председатель Верховного Суда Республики Алтай Алексина М.В., рассмотрев жалобу Министерства внутренних дел по Республике Алтай на вступившие в законную силу постановление главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай от 08 августа 2017 года, которым
Министерство внутренних дел по Республике Алтай (649000, г. Горно-Алтайск, Коммунистический проспект, 40, ИНН 0411004883), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
решение заместителя руководителя Управления - начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай от 15 сентября 2017 года, которым
оставлено без изменения постановление главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай от 08 августа 2017 года,
решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 ноября 2017 года, которым
изменено постановление главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай от 08 августа 2017 года, снижено назначенное наказание в виде административного штрафа до 50 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения,
решение судьи Верховного Суда Республики Алтай от 21 декабря 2017 года, которым
оставлено без изменения решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 ноября 2017 года,
установил:
постановлением главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай от 08 августа 2017 года, оставленным без изменения решением заместителя руководителя Управления - начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай от 15 сентября 2017 года, Министерство внутренних дел по Республике Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Решением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 ноября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Алтай от 21 декабря 2017 года, постановление главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай от 08 августа 2017 года изменено, снижено назначенное Министерству внутренних дел по Республике Алтай наказание в виде административно штрафа до 50 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Алтай, защитник Министерства внутренних дел по Республике Алтай - Гаврилов А.В. выражает несогласие с принятыми по делу постановлением должностного лица и последующими решениями, просит их отменить, производство по делу прекратить, в связи с малозначительностью деяния, поскольку выявленные нарушения не причинили реальную угрозу в сфере экологии и охраны окружающей среды.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Общие требования при обращении с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Федеральный закон N 89-ФЗ устанавливает для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, следующие обязанности:
- при наличии отходов I - IV классов опасности, на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду подготовить и утвердить паспорта отходов I - IV классов опасности в соответствии с порядком паспортизации отходов и по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ);
- установить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (статья 18 Федерального закона N 89-ФЗ);
- вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 1 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ);
- представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2 статьи 19 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности" порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности предполагает процедуру подготовки юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и её территориальными органами. Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов.
В соответствии с приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предусматривает не только разработку и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но и обязанность юридического лица переоформить документы в случае изменения данных об объектах размещения отходов (подпункт "б" пункта 14 настоящего Порядка).
В соответствии с положениями приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721 порядок учета в области обращения с отходами предусматривает обязанность юридического лица, деятельность которого связана с образованием отходов обеспечить полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, обобщать данные учета по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом, хранить таблицы данных учета и учетные документы в электронном и/или письменном виде в течение пяти лет.
Согласно приказу Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" (действовавшему с 2010 года до предоставления отчетности за 2017 год), юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны ежегодно, в срок до 01 февраля предоставлять в территориальный орган Росприроднадзора статистическую отчетность по форме 2-ТП (отходы).
Из материалов дела следует, что в нарушение требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Министерство внутренних дел по Республике Алтай, осуществляющее деятельность в области обращения с отходами, допущены следующие нарушения:
- пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, не проведена паспортизация отходов I - IV классов опасности, не утверждены паспорта опасных отходов (ртутные лампы, мусор строительный от разборки зданий, мусор от бытовых помещений несортированный, отходы из выгребных ям, золошлаки от сжигания углей) в соответствии с порядком и по форме, установленными постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. N 712, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утв. приказом Росприродназора N 445 от 18 июля 2014 года (действовавшим на момент проведения проверки, утратившим силу с 23 июня 2017 года);
- пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, подпункта "б" пункта 14 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, не переоформлены документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при наличии изменений данных об объектах размещения отходов;
- пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721, не ведется ежеквартальный учёт образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
- пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721, приказа Росстата от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" (действовавшего в период предоставления отчетности с 2010 года до 2017 года) не представлена в срок до 01 февраля 2017 года отчетность по форме 2-ТП (отходы) за 2016 год.
Данные обстоятельства, выявленные в результате проведенной в период с 11 мая по 26 июня 2017 года в отношении Министерства внутренних дел по Республике Алтай по адресам фактического местонахождения административных зданий в г. Горно-Алтайске, с. Майма, с. Рыбалка, плановой выездной проверки, послужили основанием для привлечения Министерства внутренних дел по Республике Алтай к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, актом проверки, протоколом об административном правонарушении, иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностные лица и судебные инстанции установили все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, пришли к обоснованному выводу о виновности Министерства внутренних дел по Республике Алтай. в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о малозначительности административного правонарушения были предметом проверки судебных инстанций и отвергнуты ими по основаниям, приведенным в решениях. При этом судьи пришли к выводу об отсутствии оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным. Не находит таких оснований и суд надзорной инстанции.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу указанных норм, признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ является правом суда, которое применяется в исключительных случаях при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, заключается в противоправном бездействии, выразившемся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 89-ФЗ одними из основных принципов и приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды, обработка, утилизация и обезвреживание отходов.
Согласно статье 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей.
Выявленные нарушения в деятельности Министерства внутренних дел по Республике Алтай, связанные с отсутствием паспортизации опасных отходов, документации об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, учёта в области обращения с отходами ставят под угрозу окружающую среду и как следствие здоровье человека, противоречат цели предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления, в связи с чем, не имеется оснований для выводов об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Сроки давности привлечения Министерства внутренних дел по Республике Алтай к административной ответственности соблюдены, наказание назначено с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в размере ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы Министерства внутренних дел по Республике Алтай не имеется, постановление главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай от 08 августа 2017 года и последующие решения подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай от 08 августа 2017 года, решение заместителя руководителя Управления - начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай от 15 сентября 2017 года, решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 ноября 2017 года, решение судьи Верховного Суда Республики Алтай от 21 декабря 2017 года, вынесенные в отношении Министерства внутренних дел по Республике Алтай по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Министерства внутренних дел по Республике Алтай - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда Республики Алтай
М.В. Алексина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.