Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего: Эмиева Т.Ш-А.
судей: Хасиева У.А, Вагапова М.А.
при секретаре: Солтамурадовой Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству внутренних дел по Чеченской Республике и отделу МВД России по Наурскому району Чеченской Республики о взыскании денежной компенсации за неиспользованные дни основного и дополнительного отпуска за 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 годы и компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе представителя ФИО3 - Арутюняна Армана Сержиковича на решение Заводского районного суда города Грозного Чеченской Республики от 7 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Хасиева У.А, возражения представителей Министерства внутренних дел по Чеченской Республике Камилянова Э.И. и отдела МВД России по Наурскому району Чеченской Республики Баташевой З.М, просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Чеченской Республике и отделу МВД России по Наурскому району Чеченской Республики о взыскании невыплаченной компенсации за неиспользованные дни основного и дополнительного отпуска в количестве 37 календарных дней за 2002 год, 40 календарных дней 2003год, 37 календарных дней за 2004 год, 39 календарных дней за 2005 год, 39 календарных дней за 2006 год, 39 календарных дней за 2007 год, 39 календарных дней за 2008 год, 38 календарных дней за 2009 год, 40 календарных дней за 2010 год, 15 календарных дней за 2011 год, в общей сумме 769 691 (семьсот шестьдесят девять тысяч шестьсот девяносто один) рубль 91 копейка; компенсации за нарушение сроков выплаты денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении, причитающейся последнему, в размере 31 967 (тридцать одна тысяча девятьсот шестьдесят семь) рублей 86 копеек; компенсации морального вреда в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что до 7 марта 2017 года проходил службу в отделе МВД России по Наурскому району Чеченской Республики. Приказом Министерства внутренних дел по Чеченской Республике от 7 марта 2017 года N л/с уволен со службы на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
В связи с увольнением со службы истец обратился к ответчикам с заявлением о выплате компенсации за неиспользованные дни основного и дополнительного отпусков, в чем ему было отказано письмом управления по работе с личным составом Министерства внутренних дел по Чеченской Республике от 13 июня 2017 года N.
Представитель Министерства внутренних дел по Чеченской Республике Камилянов Э.И. в письменном заявлении просил суд первой инстанции применить к заявленным требованиям срок исковой давности.
Решением Заводского районного суда города Грозного от 7 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований Коновалова Е.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФИО3 - Арутюнян А.С. просит названное решение суда отменить как незаконное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Апеллянт полагает, доводы суда первой инстанции ограничены лишь предполагаемым пропуском срока исковой давности. Ссылка суда на необходимость применения при рассмотрении вопроса о пропуске срока давности положений частей 4 и 8 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" противоречит доводам о том, что с одной стороны трехмесячный срок обращения в суд следует применять с даты увольнения ФИО3, то есть с 7 марта 2017 года, с другой стороны срок обращения в суд, но уже в десять дней, необходимо исчислять с 13 июня 2017 года, то есть с момента получения уведомления Министерства внутренних дел по Чеченской Республике об отказе в выплате компенсации. Судом приводятся неопределенные и противоречивые доводы, не дающие возможность понять с какого момента, по мнению суда, необходимо исчислять срок обращения в суд, то ли с момента увольнения, то ли с момента получения отказа в выплате компенсации от представителя работодателя. При этом суд незаконно и необоснованно ссылается на нормы вышеуказанного федерального закона, полагая, что обращение сотрудника полиции к вышестоящему руководителю в порядке подчиненности является альтернативой способа защиты нарушенного права, исключающее впоследствии право на обращение в суд. При разрешении заявления ответчика о пропуске истцом (сотрудником полиции) срока на обращение в суд за разрешением служебного спора суду необходимо руководствоваться положениями части 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые аналогичны содержанию статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Следовательно, к правоотношениям между истцом и ответчиком подлежит применению часть 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, предоставляющее право на обращение в суд по вопросам неполной выплаты причитающихся выплат в течение одного года с момента, когда он узнал о нарушенном праве. Незаконны и доводы суда о том, что о нарушенном праве истец узнал в момент увольнения, то есть 7 марта 2017 года, однако в трехмесячный срок не обратился за восстановлением нарушенного права.
Извещенный надлежащим образом ФИО3 в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, об отложении слушания дела не просил. Судебная коллегия, с учетом мнения явившихся участников процесса, руководствуясь положениями статьи 14 Международного Пакта "О гражданских и политических правах" и статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
Так, в силу части 1 статьи 1, части 1 статьи 11, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Правосудие по гражданским делам в соответствии с требованиями статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом каждая из сторон согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, судом установлено и сторонами не оспаривается, что ФИО3 уволен со службы приказом Министерства внутренних дел по Чеченской Республике от 7 марта 2017 года N л/с на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), на основании которого выплачены все причитающиеся при увольнении выплаты, в том числе компенсации за неиспользованные дни основного и дополнительного отпусков за 2012-2017 года, что сторонами не оспаривается.
В последующем, ФИО3 обратился с заявлением на имя Министра внутренних дел Российской Федерации и Министра внутренних дел по Чеченской Республике с заявлением о предоставлении ему денежной компенсации за неиспользованные дни основного и дополнительного отпуска за 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 годы.
Письмом Управления по работе с личным составом Министерства внутренних дел по Чеченской Республике от 13 июня 2017 года N ФИО3 было отказано.
В годы, указанные ФИО3 в исковом заявлении, вопросы предоставления отпусков сотрудникам органов внутренних дел регулировались Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции" и Положением о прохождении службы в органах внутренних дел, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I.
Частями 4 и 5 статьи 20 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции" было предусмотрено, что сотруднику милиции предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 суток с предоставлением времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно. Дополнительный оплачиваемый отпуск сотруднику милиции предоставляется: после 10 лет службы - продолжительностью 5 суток; после 15 лет службы - продолжительностью 10 суток; после 20 лет службы - продолжительностью 15.
Вопросы, касающиеся предоставления отпусков сотрудникам органов внутренних дел, были также урегулированы в статье 46 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I (далее - Положение).
Частью 1 статьи 46 Положения было предусмотрено, что очередной ежегодный отпуск сотрудникам органов внутренних дел предоставляется продолжительностью 30 календарных дней, а сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, 45 календарных дней.
Очередной ежегодный отпуск должен быть предоставлен в течение календарного года в соответствии с планами очередных ежегодных отпусков каждому сотруднику органов внутренних дел, кроме тех, кому в соответствии с действующим законодательством разрешается соединение очередных ежегодных отпусков за два года (часть 2 статьи 46 Положения).
Сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы по основаниям, предусмотренным в пунктах "б, в, е, ж, з" статьи 58 настоящего Положения, по их желанию предоставляется очередной ежегодный отпуск. За неиспользованный в году увольнения очередной ежегодный отпуск выплачивается денежная компенсация в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации (часть 6 статьи 46 Положения).
Кроме того, приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 300 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" был определен порядок предоставления отпусков сотрудникам органов внутренних дел, в пункте 15.12 которого было указано, что основанием для предоставления отпуска и выдачи отпускного удостоверения является план очередных ежегодных отпусков и рапорт сотрудника с резолюцией непосредственного начальника.
Приказы о предоставлении отпусков не издаются. Учет отпусков ведется в годовых планах очередных ежегодных отпусков, в которых делаются отметки о предоставлении отпуска либо об убытии сотрудника к новому месту службы, либо увольнении (пункт 15.9 названной Инструкции).
Аналогичные положения содержались и в пунктах 15.9, 15.12 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1999 года N 1038.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 января 1991 года N 57 "Об улучшении материального обеспечения работников органов внутренних дел РСФСР" руководителям органов внутренних дел в пределах выделенных ассигнований на содержание органов внутренних дел было предоставлено право оказывать материальную помощь работникам органов внутренних дел, включая лиц рядового и начальствующего состава, направляя на эти цели средства в размере месячного фонда оплаты труда, исчисленного по должностным окладам и окладам по специальным званиям (пункт 18).
Пункт 18 постановления Совета Министров РСФСР от 30 января 1991 года N 57 утратил силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года N 487.
Выплата материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел, в том числе при убытии их в отпуск, предусматривалась в абзаце втором пункта 19 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 марта 2003 года N 155 "О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" и пункте 55 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 960 "Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".
Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I "О милиции" утратил силу с 1 марта 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I, не применяется в отношении сотрудников органов внутренних дел в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", введенным в действие с 1 марта 2011 года, установлено, что регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 3).
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 данной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3).
Часть 1 статьи 57 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает, что сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 45 календарных дней.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам органов внутренних дел устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков: за стаж службы в органах внутренних дел; за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях; за выполнение служебных обязанностей в особых условиях; за ненормированный служебный день.
В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 названной статьи (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел; по состоянию здоровья; в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником; в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения; в связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем; в связи с болезнью; в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел; в связи с отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации), сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.
Из содержания части 11 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что сотруднику органов внутренних дел при увольнении со службы выплачивается полностью денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск либо пропорционально периоду службы в год увольнения.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были изданы приказы Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 декабря 2011 года N 1260 "Об утверждении Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" и от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", в которых был предусмотрен порядок оказания сотрудникам органов внутренних дел материальной помощи.
В настоящее время вопросы выплаты денежной компенсации за неиспользованные сотрудниками органов внутренних дел отпуска регулируются Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 января 2013 года N 65 (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием).
Пунктом 101 Порядка обеспечения денежным довольствием предусмотрено, что при увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск, в частности, в случае увольнения по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел (подпункт 2 пункта 101.1 указанного Порядка).
Денежная компенсация выплачивается на основании приказа руководителя, в котором указывается общее количество дней неиспользованных отпусков (пункт 103 Порядка обеспечения денежным довольствием).
В силу части 12 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Исходя из приведенного правового регулирования вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел отпусков с 2011 года, основанием для предоставления отпуска и, соответственно, выплаты материальной помощи является приказ руководителя органа внутренних дел о предоставлении сотруднику отпуска.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 декабря 2015 года N 1237 пункт 101 Порядка обеспечения денежным довольствием был дополнен подпунктом 101.4, согласно которому при увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованные отпуска: полностью за все неиспользованные основные и дополнительные отпуска прошлых лет (статья 127 Трудового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, для решения вопроса о наличии неиспользованных дней отпуска сотрудником органов внутренних дел, с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм права, в том числе при его увольнении со службы, необходимо предоставление сведений о наличии рапорта о предоставлении отпуска с резолюцией руководителя за спорные годы, журнала учета отпусков, отпускных удостоверений, а также данных о выплате материальной помощи к предоставляемым отпускам, карточек учета денежного довольствия.
Между тем, материалы дела не содержат сведений о наличии рапорта ФИО3 о предоставлении отпуска за 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 годы с резолюцией руководителя за спорные годы.
Не представлено таких сведений сторонами и судебной коллегии.
Согласно части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО3 о взыскании денежной компенсации за неиспользованные дни основного и дополнительного отпуска за 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 годы и компенсации морального вреда, оснований не согласиться с которым судебной коллегией не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1, часть 3 и частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся основанием для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда города Грозного Чеченской Республики от 7 ноября 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО3 к Министерству внутренних дел по Чеченской Республике и отделу МВД России по Наурскому району Чеченской Республики о взыскании денежной компенсации за неиспользованные дни основного и дополнительного отпуска за 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 годы и компенсации морального вреда - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО3 - Арутюняна Армана Сержиковича - без удовлетворения.
Председательствующий: Эмиев Т.Ш-А.
Судьи: Хасиев У.А, Вагапов М.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.