Закон Тульской области "О статусе депутата Тульской областной Думы", принятый Тульской областной Думой 29.12.1994 в настоящее время действует в редакции постановления Тульской областной Думы от 29.06.95 N 21/417, Законов Тульской области от 21.12.2000 N 222-ЗТО от 10.07.2002 N 320-ЗТО.
Отдельные нормы этого Закона противоречат федеральному законодательству.
Так, в статье 17 Закона Тульской области "О статусе депутата Тульской областной Думы" установлено, что все органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также предприятия и организации, должностные лица, к которым обратился депутат областной Думы по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны дать депутату ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы или иные сведения безотлагательно.
В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов руководители органов и лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ предоставляется депутату не позднее двадцати дней со дня получения обращения депутата.
Норма, устанавливающая сокращенные сроки рассмотрения обращений депутата областной Думы, ущемляет права и законные интересы других граждан.
Согласно п. в" ст.71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. В связи с этим до настоящего времени имеет юридическую силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г., "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", действующий с изменениями и дополнениями от 04.03.80 и от 02.02.88. Согласно пункту 9 данного Указа заявления и жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, обязанные разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.
В ст. 2 Закона Тульской области "О статусе депутата Тульской областной Думы" закреплено, что в своей деятельности депутат областной Думы руководствуется Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством. В части 2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения. Таким образом, в ст. 17 Закона Тульской области "О статусе депутата Тульской областной Думы" неправомерно установлены преимущества для депутатов Тульской областной Думы, связанные с рассмотрением их обращений.
Согласно ст. 20 Закона Тульской области порядок получения согласия областной Думы на лишение депутата депутатской неприкосновенности определяется федеральным законом.
Однако постановлением Конституционного суда РФ от 12.04.2002 N 9-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 19 (часть 1), 46 (часть 1), 118 и 126 положения пунктов 1, 2 и 3 статьи 13 и пунктов 1, 2 и 4 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - в той мере, в какой ими устанавливается запрет на привлечение депутата к уголовной и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и на осуществление обусловленных этим мер уголовно - процессуального и административно - процессуального характера без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Также признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 19 (часть 1), 46 (часть 1), 118 и 126, положение пункта 4 статьи 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому в случае возбуждения дела, предусматривающего уголовную или административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата, не связанных с осуществлением им своих полномочий, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям такое дело не может быть передано в суд без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также положение пункта 3 статьи 14 данного Федерального закона, на основании которого для получения такого согласия прокурор субъекта Российской Федерации вносит представление в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Конституционный суд РФ пришел к выводу, что предоставление парламенту, не являющемуся ни органом уголовного преследования, ни судебным органом, права освобождать от привлечения к уголовной или административной ответственности несовместимо с целями института парламентской неприкосновенности. Это тем более недопустимо, когда дознание, предварительное следствие или производство по административному правонарушению уже завершено и, следовательно, речь, по существу, идет о необходимости получения согласия на передачу дела в суд, т.е. фактически о том, позволить ли суду рассматривать дело.
В соответствии с ч.3 ст.79 Федерального Конституционного Закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Согласно ст.87 данного Федерального Конституционного Закона признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным. С вступлением в силу Федерального конституционного закона от 15.12.2001 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" статья 80 названного закона приобрела новую редакцию, в соответствии с которой государственные органы и должностные лица обязаны принять меры по приведению законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации.
В связи с этим ст. 20 Закона Тульской области "О статусе депутата Тульской областной Думы" должна быть приведена в соответствие со ст. ст.13 и 14 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Статьей 26 Закона Тульской области "О статусе депутата Тульской областной Думы" предусмотрено, что депутату областной Думы, работающему на профессиональной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней:
Данная норма противоречит ст. 120 Трудового Кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что продолжительность ежегодного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях.
Кроме того, в силу ст. 115 Трудового Кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Статьи 116, 118, 119 предусматривают предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. Однако Законом Тульской области эти вопросы не урегулированы.
Согласно ст. ст. 5, 422 Трудового Кодекса Российской Федерации Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу: Законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с настоящим Кодексом.
Таким образом, вышеперечисленные нормы Закона Тульской области "О статусе депутата Тульской областной Думы" должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" предлагаю:
Привести в соответствии с федеральным законодательством ст.ст. 17, 20 и 26 Закона Тульской области "О статусе депутата Тульской областной Думы", действующего в ред. Постановления Тульской областной Думы от 29.06.1995 N 21/417, в ред. Законов Тульской области от 21.12.2000 N 222-ЗТО, от 10.07.2002 N 320-ЗТО.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Тульской областной Думы.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.И. Ханжин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокуратуры Тульской области от 17 марта 2003 г. N 7-2/6 "На Закон Тульской области "О статусе депутата Тульской областной Думы" (в ред. Постановления Тульской областной Думы от 29.06.1995 N 21/417, Законов Тульской области от 21.12.2000 N 222-ЗТО, от 10.07.2002 N 320-ЗТО)
Текст протеста официально опубликован не был