Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Зотовой Д.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-25/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барго Альянс" к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Барго Альянс" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш. Дмитровское, д.161А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 438902000 руб.;
- нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, ш. Дмитровское, вл.161а, стр.1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 6996000 руб.;
- нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш. Дмитровское, вл.161а, стр.2, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 5822000 руб.;
- земельного участка площадью 11700 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш. Дмитровское, вл.161-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 216129522 руб.
Требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором указанного земельного участка и собственником нежилых зданий, не согласен с кадастровой стоимостью этих объектов недвижимости, считает её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика арендной платы и налога на имущество организации. В подтверждение заявленной рыночной стоимости земельного участка предоставлен отчет об оценке от 27 февраля 2017 г. N1-1227-О/2017, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью". В подтверждение заявленной рыночной стоимости нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером "... " предоставлен отчет об оценке от 24 апреля 2017 г. N127/2017-1, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС". В подтверждение заявленной рыночной стоимости нежилых зданий площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером "... ", площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером "... " предоставлен отчет об оценке от 24 апреля 2017 г. N127/2017-2, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС". С учетом изложенного административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка и нежилых зданий, равной их рыночной стоимости.
В ходе рассмотрения дела административный истец общество с ограниченной ответственностью "Барго Альянс" подало дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость:
- нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш. Дмитровское, д.161А, в размере его рыночной стоимости, равной 617749000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, ш. Дмитровское, вл.161а, стр.1, в размере его рыночной стоимости, равной 6601000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш. Дмитровское, вл.161а, стр.2, в размере его рыночной стоимости, равной 9173000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- земельного участка площадью 11700 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш. Дмитровское, вл.161-А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 216129522 руб.
В судебном заседании представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "Барго Альянс" - Фещенко И.В, действующая по доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении (уточнении) к нему, письменных объяснениях, не согласна с заключением оценочной судебной экспертизы от 19 декабря 2017 г. N3а-1783/2017-Э, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Топ-Консалт" Федоровой Ю.М, относительно определения размера рыночной стоимости земельного участка.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного Департамента городского имущества города Москвы - Апрелов С.А, де йствующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считает правильной и достоверной кадастровую стоимость.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и заинтересованных лиц ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по г.Москве, ИФНС России N15 по г.Мосве в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены. При таких обстоятельствах и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителей указанных лиц, участвующего в деле, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела.
Выслушав объяснения представителей административных истца и ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, допросив эксперта Федорову Ю.М, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу принадлежат на праве собственности: нежилое здание площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш. Дмитровское, д.161А; нежилое здание площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, ш. Дмитровское, вл.161а, стр.1, нежилое здание площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш. Дмитровское, вл.161а, стр.2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности и выписками из единого государственного реестра недвижимости (л.д.24-34 том 1). Также административный истец является арендатором земельного участка площадью 11700 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш.Дмитровское, вл.161-А, на основании договора долгосрочной аренды земельного участка от 24 июня 2004 г. NМ-02-022244 (л.д.6-19 том 1).
С учетом изложенного и на основании статьи 373 Налогового кодекса РФ, статей 65, 66 Земельного кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорных нежилых зданий и плательщиком арендной платы за пользование земельным участком. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьёй 65 и пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ налоговая база в отношении нежилых зданий и арендная плата за спорный земельный участок определяются исходя из их кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года налогового периода.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого здания с кадастровым номером "... " в размере 917478646 руб. 18 коп.; нежилого здания с кадастровым номером "... " в размере 9227056 руб. 75 коп.; нежилого здания с кадастровым номером "... "в размере 16574642 руб. 72 коп. (л.д.35-37 том 1).
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 1 января 2016 г." утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером "... "по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 382126446 руб. (л.д. 23 том 1).
Административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости спорных нежилых зданий и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 13 июня 2017 года заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий. Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 4 июля 2017 г. N51-12266/2017, N51-12267/2017 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости (л.д.38-45 том 1).
Также административный истец не согласился с результатами определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и оспорил их в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 19 мая 2017 года заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 15 июня 2017 г. N51-10291/2017 административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости (л.д.49-51 том 1).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд считает обоснованными доводы административного истца о том, что утвержденные постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N790-ПП, N791-ПП результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости напрямую затрагивают его права и обязанности, поскольку административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в отношении спорных нежилых зданий и плательщиком арендной платы за земельный участок, которые исчисляются исходя кадастровой стоимости данных объектов недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода. При этом суд учитывает Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N1555-О, согласно которому налогоплательщик не лишен права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном её рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, ему принадлежащего.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением является законным. Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден. Д оводы Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением основаны на неправильном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Разрешая заявленные требования об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 и пунктом 2 статьи 378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2016 г. При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В подтверждение заявленной рыночной стоимости земельного участка административный истец представил суду отчет об оценке от 27 февраля 2017 г. N1-1227-О/2017, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 216129522 руб. (л.д.52-274 том 1). На данный отчет оценщика предоставлено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 4 мая 2017 г. N848/2017 (л.д.275-291 том 1).
В подтверждение заявленной рыночной стоимости нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером "... " предоставлен отчет об оценке от 24 апреля 2017 г. N127/2017-1, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС", согласно которому рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 438902000 руб. (л.д.1-211 том 2). На данный отчет оценщика предоставлено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 3 июня 2017 г. N1048/2017/1 (л.д.212-228 том 3).
В подтверждение заявленной рыночной стоимости нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером "... " и нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером "... " предоставлен отчет об оценке от 24 апреля 2017 г. N127/2017-2, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС", согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2016 г. нежилого здания с кадастровым номером "... " составляет 6996000 руб, нежилого здания с кадастровым номером "... " составляет 5822000 руб. (л.д.1-211 том 3). На данный отчет оценщика предоставлено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 3 июня 2017 г. N1048/2017/2 (л.д.229-245 том 3).
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного ответчика и на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением суда от 14 сентября 2017 г. по административному делу назначена оценочная судебная экспертиза.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 19 декабря 2017 г. N3а-1783/2017-Э, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Топ-Консалт" Федоровой Ю.М.:
- отчет об оценке от 27 февраля 2017 г. N81-1227-О/2017, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью", и отчеты об оценке от 24 апреля 2017 г. N127/2017-1, N127/2017-2, подготовленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС", не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки. Допущенные нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимого имущества;
- рыночная стоимость нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш.Дмитровское, д.161А, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 718588000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, ш.Дмитровское, вл.161а, стр.1, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 8169000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш.Дмитровское, вл.161а, стр.2, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 11353000 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка площадью 11700 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш.Дмитровское, вл.161-А, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 417404000 руб. (л.д.7-183 том 4).
Поскольку при исследовании заключения оценочной судебной экспертизы и в ходе допроса эксперта установлено, что при проведении экспертизы не были учтены договоры аренды нежилых помещений спорных нежилых зданий, действовавших в юридически значимый период, ввиду их не предоставления административным истцом суду и эксперту, что могло повлиять на величину рыночной стоимости нежилых зданий, суд по ходатайству представителя административного истца и на основании статьи 83 Кодекса административного судопроизводства РФ определением от 26 января 2018 г. назначил по административному делу дополнительную оценочную судебную экспертизу по вопросу определения рыночной стоимости спорных нежилых зданий по состоянию на 1 января 2016 года.
По заключению дополнительной оценочной судебной экспертизы от 23 марта 2018 года N3а-25/2018-Э/1, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "Топ-Консалт" Федоровой Ю.М.:
- рыночная стоимость нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш.Дмитровское, д.161А, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 617749000 руб.;
- рыночная стоимость нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, ш.Дмитровское, вл.161а, стр.1, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 6601000 руб.
- рыночная стоимость нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш.Дмитровское, вл.161а, стр.2, по состоянию на 1 января 2016 г. составляет 9173000 руб. (л.д.5-68 том 6).
Административный истец согласился с выводами дополнительной оценочной судебной экспертизы, считает их объективными и достоверными. Вследствие этого административный истец подал дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просит у становить кадастровую стоимость спорных нежилых зданий в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, определенной в заключении дополнительной судебной экспертизы.
При этом административный истец не согласился с выводами первоначальной оценочной судебной экспертизы от 19 декабря 2017 г. N3а-1783/2017-Э относительно определения размера рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года, было заявлено ходатайство о проведении повторной оценочной судебной экспертизы. Протокольным определением суда от 26 января 2018 г. отказано в удовлетворении данного ходатайства, ввиду отсутствия правовых оснований для назначения повторной оценочной судебной экспертизы.
Представитель а дминистративного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - Апрелов С.А. в судебном заседании не оспаривал выводы оценочной судебной экспертизы и дополнительной оценочной судебной экспертизы.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, допросив эксперта Федорову Ю.М, приходит к выводам, что:
- заключение оценочной судебной экспертизы от 19 декабря 2017 г. N3а-1783/2017-Э относительно признания отчета об оценке от 27 февраля 2017 г. N81-1227-О/2017, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью", и отчетов об оценке от 24 апреля 2017 г. N127/2017-1, N127/2017-2, подготовленных оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС", не соответствующими требованиям законодательства об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки;
- заключение оценочной судебной экспертизы от 19 декабря 2017 г. N3а-1783/2017-Э относительно определения рыночной стоимости земельного участка площадью 11700 кв.м. с кадастровым номером "... " по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 417404000 руб.;
- заключение дополнительной оценочной судебной экспертизы от 23 марта 2018 года N3а-25/2018-Э/1 относительно определения рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером "... "в размере 617749000 руб.; нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером "... " в размере 6601000 руб.; нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером "... "в размере 9173000 руб,
соответствуют требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N611. Приведенные в заключениях судебных экспертиз выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимого имущества основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием необходимых подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Положения пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N299, предусматривают, что п ри составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Из содержания оценочной судебной экспертизы и дополнительной оценочной судебной экспертизы усматривается, что экспертом непосредственно производился осмотр объектов оценки, в заключении приведено описание объектов оценки, их основные количественные и качественные характеристики. Также приведены источники информации о принятых объектов-аналогов, количественные и качественные характеристики объектов-аналогов.
Расчет рыночной стоимости нежилых зданий производился экспертом с использованием доходного подхода методом прямой капитализации. Расчет рыночной стоимости земельного участка производился экспертом с использованием метода сравнения продаж сравнительного подхода, как единственно возможного для исследуемого земельного участка. При этом эксперт привела мотивированное обоснование отказа от других подходов (л.д.63-83 том 4). Так, эксперт пришел к выводу о неэффективном использовании земельного участка, что исключает возможность применения метода остатка.
При определении величины рыночной стоимости земельного участка методом сравнения продаж сравнительного подхода, для подбора объектов-аналогов экспертом проанализированы достоверные источники информации: объявления о торгах и итогов торгов, опубликованные в официальном издании Мэра и Правительства Москвы "Московские торги. Бюллетень оперативной информации" и на электронных сервисах Правительства Москвы; информация, размещенная на официальном сайте Департамента городского имущества города Москвы в разделе "Реализованные на торгах земельные участки в 2015 году". По результатам анализа отобрано 5 объектов-аналогов, приведены источники информации о данных объектов-аналогов. Характеристики объектов приведены в таблице 11.11 экспертного заключения (л.д.86-89 том 4). Ввиду наличия различий между объектом оценки и объектами-аналогами экспертом правомерно введены поправки. Обоснование введенных поправок и расчеты корректировок наглядно приведены в разделе 11.8.2.3 экспертного заключения (л.д.90-94 том 4). При введении поправки на дату предложения эксперт обоснованно указывает, что подобранные аналоги предложены к продаже или проданы в период 2013-2014 годов, тогда как дата оценки 1 января 2016 г, что требует введение поправки на дату предложения. Поправка на отчуждаемые права правомерно применена только к аналогам, у которых к продаже предложено право аренды. Сам расчет поправки на отчуждаемые права наглядно приведен на странице 136 заключения. При применении поправки на оживленную магистраль эксперт обоснованно указала на странице 84 заключения, что объект оценки находится в непосредственной близости от МКАД, что относится к "оживленному проспекту". Тогда как местоположение остальных земельных участков (в границах МКАД) принято как среднеоживленное, за исключением тупиковых зон. Поскольку все объекты аналоги, кроме аналога N2 и объекта исследования, имеют среднеоживленное местоположение, введение корректировки на оживленность местоположения является обоснованной.
При таких обстоятельствах являются несостоятельными доводы административного истца о несопоставимости принятых экспертом объектов-аналогов, о необоснованности применения экспертом корректировок на дату предложения, на отчуждаемые права, на оживленность местоположения.
Расчеты величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости наглядно приведены экспертом в заключениях. К заключениям приложены копии документов, использованных экспертом и устанавливающие количественные и качественные характеристики объектов оценки, объектов аналогов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что эк спертом не допущено нарушений требований пункта 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года N299, и статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
По своему содержанию заключение оценочной судебной экспертизы и дополнительной оценочной судебной экспертизы соответствуют требованиям статей 4, 8, 16, 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ. В заключении эксперта содержатся: дата, время и место проведения судебной экспертизы; основания проведения экспертизы; сведения об органе, назначившего судебную экспертизу; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; эксперт предупрежден в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объект исследований и материалы административного дела, представленные эксперту для проведения судебной экспертизы; описание, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. К заключению приложены документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Полномочия, квалификация эксперта подтверждается приложенными к заключению документами, в частности эксперт имеет высшее образование, окончила в 1999 г. Московский государственный университет геодезии и картографии, присуждена квалификация "Инженер по городскому кадастру", что подтверждается дипломом серии БВС 0242645 от 20 мая 1999 г.; в период с 1 октября 2002 г. по 15 июля 2003 г. прошла профессиональную переподготовку на факультете повышения квалификации Московского государственного университета геодезии и картографии по программе "Оценочная стоимость предприятия (бизнеса)", подтверждается дипломом ПП N319297, регистрационный номер 2003-004, 2003 г.; в период с 28 января 2015 г. по 11 февраля 2015 года прошла обучение ФГБОУ ВПП "Московский государственный университет геодезии и картографии" по программе повышения квалификации "Оценочная деятельность", подтверждается удостоверением о повышении квалификации 772401860710, регистрационный номер 029-2015 от 17 февраля 2015 г.; сдала 7 октября 2013 г. единый квалификационный экзамен в соответствии с требованиями к уровню знаний, предоставляемыми федеральным стандартом оценки к эксперту саморегулируемой организации оценщиков, проведенный Аккредитованным образовательным частным учреждением высшего профессионального образования "Московский финансово-юридический университет", подтверждается квалификационным аттестатом N000046-005; является членом саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Сибирь", свидетельство N617 от 16 апреля 2010 г.; гражданская ответственность эксперта застрахована; эксперт является генеральным директором общества с ограниченной ответственностью "Топ-Консалт".
На основании изложенного суд считает возможным принять:
- заключение оценочной судебной экспертизы от 19 декабря 2017 г. N3а-1783/2017-Э в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета об оценке от 27 февраля 2017 г. N81-1227-О/2017, подготовленного оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью", и отчетов об оценке от 24 апреля 2017 г. N127/2017-1, N127/2017-2, подготовленных оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания Карцева "ВАЛРУС", требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки; а также подтверждающего величину рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "... " по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 417404000 руб.;
- заключение дополнительной оценочной судебной экспертизы от 23 марта 2018 года N3а-25/2018-Э/1 в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2016 года нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером "... "в размере 617749000 руб.; нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером "... " в размере 6601000 руб.; нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером "... "в размере 9173000 руб,
и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных оценочной судебной экспертизы и дополнительной оценочной судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах являются законными и подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш. Дмитровское, д.161А, в размере его рыночной стоимости, равной 617749000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, ш. Дмитровское, вл.161а, стр.1, в размере его рыночной стоимости, равной 6601000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.;
- нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш. Дмитровское, вл.161а, стр.2, в размере его рыночной стоимости, равной 9173000 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административного истца с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных нежилых зданий в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве является 13 июня 2017 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых зданий для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При этом суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 11700 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш.Дмитровское, вл.161-А, в размере его рыночной стоимости, равной 216129522 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Как указывалось выше, отчет об оценке от 27 февраля 2017 г. N81-1227-О/2017, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью", является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку по заключению оценочной судебной экспертизы от 19 декабря 2017 г. N3а-1783/2017-Э не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
При этом суд также не находит правовых оснований для установления в отношении спорного земельного участка кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 417404000 руб, определенном в заключении оценочной судебной экспертизы. Поскольку указанная рыночная стоимость земельного участка превышает установленную постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП кадастровую стоимость данного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 382126446 руб. Вследствие этого определение кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, которая превышает установленную постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N791-ПП кадастровую стоимость данного земельного участка, не будет соответствовать целям налогообложения и приведет к нарушению прав административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Барго Альянс" об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий и земельного участка, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г, уд овлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания площадью 8907,5 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш.Дмитровское, д.161А, в размере его рыночной стоимости, равной 617749000 (шестьсот семнадцать миллионов семьсот сорок девять тысяч) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания площадью 115,6 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, ш.Дмитровское, вл.161а, стр.1, в размере его рыночной стоимости, равной 6601000 (шесть миллионов шестьсот одна тысяча) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания площадью 127,7 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш.Дмитровское, вл.161а, стр.2, в размере его рыночной стоимости, равной 9173000 (девять миллионов сто семьдесят три тысячи) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 г.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "Барго Альянс" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 13 июня 2017 года.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:02:0001001:1083, "... ", "... " для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:02:0001001:1083, "... ", "... " в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Барго Альянс" в удовлетворении административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 11700 кв.м. с кадастровым номером "... "по адресу: г.Москва, ш.Дмитровское, вл.161-А, в размере его рыночной стоимости, равной 216129522 руб. и определенной по состоянию на 1 января 2016 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 25 апреля 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.