Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Меньшова С.В,
судей Турлаева В.Н, Безгиновой Л.А,
при секретаре судебного заседания Бабкиной Ю.М,
с участием прокурора Ледовской Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Гурского С. В. - Бударина А. В, действующего по доверенности, на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 03 мая 2018 года, по иску Гурского С. В. к Северо-Кавказскому региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Южному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю о признании бездействия жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального центра МЧС России о заключении договора социального найма жилого помещения по нерассмотрению и ненаправлению ответа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконными, признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности по заключению договора социального найма жилого помещения, - встречному иску Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю к Гурскому С. В. о выселении из служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения, прекращении права пользования служебным жилым помещением,
заслушав доклад судьи Турлаева В.Н,
установила:
Гурский С.В. обратился в суд с указанным иском (впоследствии уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ). В обоснование требований указал, что решением жилищной комиссии Северо-Кавкаского филиала ФКУ "Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" он был принят на учет очередников на получение жилья с 28.08.2012 года. На основании протокола заседания комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ "Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 26.06.2013 года N... ему было распределено жилое помещение по адресу : СК, г..Ессентуки, ул.... кв.... и между ними был заключен договор найма служебного жилого помещения от 19.08.2013 года N... 25.01.2017 года он обратился в жилищную комиссию СКГЦ МЧС России с просьбой о заключении с ним и членами его семьи-супругой Г, дочерью А.С, сыном Н.С. договора социального найма на жилое помещение, которое ему было распределено в соответствии с протоколом заседания комиссии от 26.06.2013 г N... Однако его заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма рассмотрено не было и ответ ему не предоставлен. Считает бездействия жилищной комиссии незаконным и нарушающим его права. Сведений о том, что предоставленное ему жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, - не имеется. Следовательно, указанное жилое помещение является жилым помещением из фонда социального использования, а в соответствии с ч.1 ст. 63 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения. Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: СК, г..Ессентуки, ул.... кв.... на момент предоставления ему служебным помещением не являлось, следовательно, распределено из жилищного фонда социального использования. В настоящее время правовые основания для признания оспариваемого жилого помещения служебным отсутствует.
Спорное помещение находится в оперативном управлении ГУ МСЧ России по Ставропольскому краю. С учетом уточненных требований просил суд признать бездействия жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального центра МЧС России о заключении договора социального найма жилого помещения по не рассмотрению и не направлению ответа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконными, признать право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: СК, г..Ессентуки, ул.... кв..., возложить на ответчика обязанность по заключению договора социального найма жилого помещения.
Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю обратилось в суд со встречным иском к Гурскому С.В. о выселении из служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения, прекращении права пользования служебным жилым помещением. Требования мотивированы тем, что Гурский С.В. проходил службу в Северо-Кавказском региональном центре МЧС России в должности начальника физической подготовки и спорта СКРЦ МЧС России в звании полковника внутренней службы. Приказом Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 27.04.2017 года N... истец был уволен по п. 11 ч.2 ст. 83 ФЗ-141 от 23.05.2016 года в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе. На время прохождения службы Гурскому С.В. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: Ставропольский край, г..Ессентуки, ул.... кв..., для временного проживания, на основании договора найма служебного жилого помещения N... от 19.08.2013 года. Согласно п.1 раздела 1 договора найма служебного жилого помещения ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю передает нанимателю Гурскому С.В. членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение по адресу: Ставропольский край, г..Ессентуки, ул.... кв..., для временного проживания в нем. Согласно п.2 договора найма служебного жилого помещения, жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы. Из п.п. 18 -19 раздела 4 договора следует, что договор прекращается в связи с окончанием срока службы, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения. Основанием для выселения Гурского из указанного служебного помещения является приказ о его увольнении.
Главным управлением ему было направлено письмо от 15.11.2017 N... с требованием освободить занимаемое им помещение в двухнедельный срок в соответствии с п.п. 4,п.18 и п. 19 договора, однако, он данное требование проигнорировал. Жилое помещение, находящееся по адресу: Ставропольский край, г..Ессентуки,... кв..., включено в число служебных и находится в ведении на праве оперативного управления ГУ МЧС России по СК в соответствии с приказом Южного регионального центра МЧС России от 23.11.2017 г N... Квартиры, находящиеся в оперативном управлении ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, расположенные по адресу: Ставропольский край, г..Ессентуки, ул.... (в том числе кв.... ), отнесены к специализированному жилищному фонду, в порядке, определенном Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства от 26.01.2006 N 42, согласно приказа Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от приказа Южного регионального центра МЧС России от 23.11.2017 г..N... Спорное жилое помещение необходимо для использования в качестве служебного жилья для действующих сотрудников системы МЧС России. Просил выселить Гурского С.В. и членов его семьи из служебного помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, г..Ессентуки, ул..., кв..., без предоставления другого жилого помещения; прекратить право пользования Гурского С.В. и членов его семьи служебным жилым помещением, расположенным по адресу: Ставропольский край, г..Ессентуки, ул.... кв..., без предоставления другого жилого помещения.
Обжалуемым решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 03 мая 2018 года исковые требования Гурского С. В. к Северо-Кавказскому региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Южному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю о признании бездействия жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального центра МЧС России о заключении договора социального найма жилого помещения по нерассмотрению и ненаправлению ответа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконными, признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности по заключению договора социального найма жилого помещения, удовлетворены частично. Бездействия жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального центра МЧС России о заключении договора социального найма жилого помещения по нерассмотрению и ненаправлению ответа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признаны незаконными. В удовлетворении требований истца о признании за Гурским С. В. и членами его семьи право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, ул.... кв.... по договору социального найма жилого помещения, возложении обязанности на ГУ МЧС России по Ставропольскому краю по заключению с Гурским С. В,... года рождения и членами его семьи: супругой Г,... года рождения, дочерью А. С,... года рождения, сыном Н. С,... года рождения, дочерью А. С,... года рождения договора социального найма жилого помещения, на квартиру, расположенную по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, ул.... кв..., отказано.
Встречные исковые требования Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю к Гурскому С. В. о выселении из служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения, прекращении права пользования служебным жилым помещением, удовлетворены. Гурский С. В. и члены его семьи выселены из служебного помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, ул..., кв..., без предоставления другого жилого помещения. Прекращено право пользования Гурского С. В. и членов его семьи служебным жилым помещением, расположенным по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, ул..., кв..., без предоставления другого жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель истца Гурского С.В. - Бударин А.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на нарушение судом норм материального закона и норм процессуального закона, на неправильную оценку судом собранных по делу доказательств. В частности указывает на то, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Включение помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Суд также не обратил внимания на то обстоятельство, что Правила отнесения помещения к специализированному жилищному фонду, установленные Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, грубо нарушены при издании приказа ЮРЦ МЧС России от 23.11.2017 N... Данных о том, что на момент распределения истцу указанного жилого помещения оно было отнесено к специализированному жилищному фонду не имеется. Орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним не располагал данными об отнесении жилого помещения, расположенного по адресу: СК, г..Ессентуки, ул.... в.... к специализированному жилищному фонду на момент распределения указанного жилого помещения Гурскому С.В. и членам его семьи, что подтверждается выпиской из ЕГРН, имеющейся в материалах дела.
Таким образом, жилое помещение расположенное по адресу: СК, г..Ессентуки, ул..., не являлось на момент предоставления Гурскому С.В. и членам его семьи служебным жилым помещением, следовательно, было распределено из жилищного фонда социального использования. В настоящее время отсутствуют основания для признания оспариваемого жилого помещения служебным, так как предоставленный ответчиком приказ ЮРЦ МЧС России от 23.11.2017 N... не соответствует, а противоречит нормам, указанным в Постановлении Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, регламентирующем Порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. Суд не учел, что в настоящее время у Гурского С.В. и членов его семьи собственного жилья не имеется, в связи с чем Гурский С.В. правомерно полагает, что с ним и членами его семьи необходимо заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: СК, г..Ессентуки, ул.... кв....
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю Рулев П.И, руководитель ТУ Росимущества в Ставропольском крае Крышка А.А, старший помощник прокурора г. Ессентуки Дмитриева О.С, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции явились представитель истца Гурского С.В. - Бударин А.В, представитель Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю Андронов В.Н. Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с изложенным, судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании статей 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, выслушав пояснения представителя истца Гурского С.В. - Бударина А.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю Андронова В.Н, просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, заключение прокурора Ледовской Н.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом правильно установлено и следует из материалов дела, что Гурский С.В. проходил службу в Северо-Кавказском региональном центре МЧС России в должности начальника физической подготовки и спорта СКРЦ МЧС России в звании полковника внутренней службы.
Приказом Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 27.04.2017 года N... истец был уволен по п. 11 ч.2 ст. 83 ФЗ-141 от 23.05.2016 года в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе.
На время прохождения службы Гурскому С.В. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, ул.... кв..., для временного проживания, на основании договора найма служебного жилого помещения N... от 19.08.2013 года.
Согласно п.1 раздела 1 договора найма служебного жилого помещения ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю передает нанимателю Гурскому С.В. членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, ул.... кв..., для временного проживания в нем.
Согласно п.2 договора найма служебного жилого помещения, жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы.
Из п.п. 18 -19 раздела 4 договора следует, что договор прекращается в связи с окончанием срока службы, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
Согласно частям 1 и 2 ст. 100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Судом установлено, что Гурский С.В. и члены его семьи по договору найма служебного помещения от 19 августа 2013 года, подписанного им и Северо-Кавказским региональным центром МЧС России в лице начальника Л, проживают по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, ул.... кв....
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и ни кем не опровергнуты.
Согласно приказа начальника регионального центра И.В. Одер N... от 23.11.2017 года включены в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным помещениям жилые помещения, закрепленные на праве оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Ставропольскому краю и ФКУ " ЦУКС ГУ МЧС России по Ставропольскому краю", в том числе и квартира N.., расположенная по ул.... в г.Ессентуки.
Пунктом 3 вышеназванного приказа N... от 23.11.2017 года ранее заключенные договоры найма служебных жилых помещений считаются недействительными.
Квартира N.., находящаяся в оперативном управлении Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, расположенная по адресу: г.Ессентуки, ул..., отнесена к специализированному жилищному фонду, в порядке, определенном правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, согласно приказа Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 26.03.2014 N.., а также приказа Южного регионального центра МЧС России от 23.11.2017 N...
Согласно части 3 ст. 104 ЖК РФ увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Основанием для выселения Гурского С.В. из указанного служебного помещения является приказ об его увольнении из Государственной противопожарной службы МЧС России N... от 27 апреля 2017 г.
В силу ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилье, которое они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном зарядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 данной нормы.
В соответствии со ст. 688 ГК РФ в случае расторжения договора найма жилого помещения наниматель и другие граждане, проживающие в жилом помещении к моменту расторжения договора, подлежат выселению из жилого помещения на основании решения суда.
Из материалов дела следует, что в адрес Гурского С.В. Главным Управлением МЧС от 15.11.2017 г. N... направлена претензия с требованием об освобождении занимаемого им помещения в 2-х недельный срок в соответствии с п.4,п. 18 Договора, однако, Гурский С.В. данное требование проигнорировал.
Принимая решение об отказе Гурскому С.В. в удовлетворении исковых требований в части о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности по заключению договора социального найма жилого помещения, суд исходил из того, что особый статус инфраструктуры, закрепленный на праве служебного жилья за Главным Управлением МЧС, в силу действующего законодательства не позволяет предоставление спорного жилого помещения по договору социального найма в пользование истцу.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, считает его законным и обоснованным, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ
"О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении и изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1).
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 2).
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В ч. 7 ст. 4 названного Федерального закона указано, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В силу ч. 3 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
При этом Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, согласно п. 12 которых, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такового помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований установленных настоящими Правилами.
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Правила и порядок отнесения помещений к специализированному жилищному фонду установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
В соответствии с указанными Правилами включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (пункт 12 Правил).
Таким образом, суд не вправе исключить спорное жилое помещение из числа служебных.
Частью 3 ст. 104 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Главным управлением Гурскому С.В. было направлено письмо от 15.11.2017 N 8439-4-4-6 с требованием освободить занимаемое им помещение в двухнедельный срок в соответствии с п.п. 4,п.18 и п. 19 договора, однако, он на данное требование не ответил, квартиру не освободил, ключи от квартиры не передал.
Согласно п. 13 порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденного приказом МЧС России от 12.01.2012 года N 5, в соответствии с ч.3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы сотрудникам ФПС. При этом, увольнение сотрудника ФПС со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу п. 15 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 N 217, истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения. Сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи? в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день, следующий за днем прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения.
Положения оспариваемой нормы, действующие в рамках общей системы жилищных гарантий для сотрудников Государственной противопожарной службы, учитывают особый правовой режим служебных помещений, предназначенных для временного проживания граждан в период их службы и при условии, что они не имеют жилого помещения по месту службы. Соответственно, эта норма не может расцениваться как нарушающая конституционные права истца, который был обеспечен служебным жильем в период службы в МЧС.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что жилое помещение, находящееся по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки,.., кв..., включено в число служебных и находится в ведении на праве оперативного управления ГУ МЧС России по СК в соответствии с приказом Южного регионального центра МЧС России от 23.11.2017 г N... Квартиры, находящиеся в оперативном управлении ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, расположенные по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, ул.... (в том числе кв.... ), отнесены к специализированному жилищному фонду, в порядке, определенном Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства от 26.01.2006 N 42, согласно приказа Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от приказа Южного регионального центра МЧС России от 23.11.2017 г. N...
Таким образом, жилое помещение предоставлено для распределения его в качестве служебного жилого помещения и изначально не могло быть выделено истцу и его семье на условиях договора социального найма.
Об этом свидетельствует заключенный на основании решения о представлении служебного жилого помещения с истцом договор найма служебного жилого помещения N... от 19.08.2013, по условиям которого истцу и членам его семьи передается во владение и пользование для временного проживания в нем квартира, расположенная по адресу г. Ессентуки,... кв..., а также представленные сторонами письменные доказательства. Как следует из договора жилое помещение предоставлено истцу в связи с прохождением службы в Северо- Кавказском региональном центре МЧС России, для временного проживания на период его прохождения службы в МЧС России.
Договор в установленном законом порядке истцом не оспорен и недействительным не признан, иные доказательства в материалах дела отсутствуют, в суды первой и апелляционной инстанций не представлены.
Также следует учитывать, что действующее законодательство, по общему правилу, не содержит положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования, равно как и не предусматривает признания за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, права пользования им на условиях социального найма.
Доказательств наличия волеизъявления собственника жилого помещения на изменение его правового режима и принятия уполномоченным органом решения об исключении спорной квартиры из числа служебных в суды первой и апелляционной инстанций не представлено.
Как установлено судом в настоящее время Гурский С.В. сотрудником МЧС не является, следовательно, прав на обеспечение служебным жилым помещением от ГУ МСЧ России не имеет.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями ст. ст. 167, 168 ГК РФ, разъяснениями Постановления Пленума ВС РФ N 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", 52, 57, 63, 92, 100 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 26.01.20067 N 42, суд пришел к правильному выводу о том, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: г.Ессентуки, ул.... кв..., относится к специализированному жилищному фонду и на момент рассмотрения спора такой статус не утратило, в отношении которого, с согласия истца с ним заключен договор найма специализированного жилого помещения, и признании права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, заключении договора социального найма не имеется.
Поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит, несостоятельны доводы апелляционной жалобы о том, что по состоянию на дату заключения с истцом договора найма служебного жилого помещения спорная квартира в установленном порядке не была отнесена к служебному жилищному фонду, и судебной коллегией отклоняются.
Кроме того, основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч.ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ). Положения данных норм материального права стороной истца не учтены.
Не обоснованы доводы заявителя апелляционной жалобы о несоблюдении установленного порядка закрепления за спорным жилым помещением статуса специализированного жилищного фонда, отсутствии в Росреестре сведений об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, а поэтому судебной коллегией отклоняются.
В силу приведенных норм закона, поскольку спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду, суд пришел к законному и обоснованному выводу о том, что исковые требования Гурского С.В. о заключении договора социального найма жилого помещения, признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности по заключению договора социального найма жилого помещения, удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на не учет судом того обстоятельства, что в настоящее время у Гурского С.В. и членов его семьи собственного жилья не имеется, в связи с чем Гурский С.В. правомерно полагает, что с ним и членами его семьи необходимо заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: СК, г. Ессентуки, ул.... кв..., судебной коллегией также отклоняется как несостоятельный.
В соответствии с ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений:
члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
пенсионеры по старости;
члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Ответчик и члены его семьи к данной категории лиц не относятся, иные доказательства в материалах дела отсуствуют, а поэтому законным и обоснованным является решение суда о том, что Гурский С.В. и члены его семьи подлежат выселению из служебного жилого помещения с прекращением права пользования им, без предоставления другого жилого помещения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного решения, влияли ли бы либо опровергали бы изложенные выводы.
Суд тщательно проверил обстоятельства и доводы стороны по делу, исследовал в судебном заседании, дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам и обоснованно со ссылкой на соответствующие нормы материального права и нормы процессуального права пришел к выводам о частичном удовлетворении исковых требований Гурского С.В. и об удовлетворении встречных исковых требований Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю. Эти выводы подробно мотивированы в судебном решении, судебная коллегия находит их соответствующими материалам дела.
Фактически доводы настоящей апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств. Однако эти доводы судебной коллегией не приняты во внимание, как не имеющие в силу статьи 330 ГПК РФ правового значения.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда, как по доводам апелляционной жалобы, так и по материалам дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 03 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Гурского С.В. - Бударина А.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.