Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
Судей Васильевой Е.В, Грибовой Е.Н,
при секретаре Волковой М.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. дело по апелляционной жалобе Олейник Я.Ю. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 13 марта 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Олейник Я.Ю. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в постановке на учет, признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Олейник Я.Ю. обратилась в Пресненский районный суд г. Москвы с исковым заявлением к ДГИ г. Москвы о признании незаконным отказа в постановке на учет, признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Свои исковые требования мотивировав тем, что Олейник Я.Ю. является гражданкой, подвергшейся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы: в период с 26.04.1986 по 15.03.2017 проживала в городе Новозыбкове Брянской области, который в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N1582 от 18.12.1997 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" до 20.10.2015 г. был отнесен к зоне отселения, а с 21.10.2015 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N1074 от 08.10.2015 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отнесен к зоне проживания с правом на отселение. С 15.03.2017 года истец и её супруг Олейник А.В. (так же проживавший в зоне отселения с 26.04.1986 по 20.10.2015, с 21.10.2015 по 15.03.2017- в зоне проживания с правом на отселение) зарегистрированы и проживают в г. Москве по указанному адресу. В соответствии с п.11 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеют статус граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 и в последующие годы.
Истец с учетом дополнения исковых требований просила суд:
1.Признать за ней право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи из двух человек.
2.Признать за ней право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
3.Обязать Департамент городского имущества города Москвы принять истца, в составе семьи из двух человек, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со дня подачи заявления через МФЦ города Москвы, т.е. с 23.09.2017 года и совершить действия по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета
4. Признать решение ДГИ г. Москвы незаконным.
В судебное заседание истец явилась, исковые требования поддержала, просила суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика ДГИ города Москвы в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил суд в иске отказать.
Третье лицо в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддержал.
На основании ст.167 ГПК РФ суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит Олейник Я.Ю, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Олейник Я.Ю. - Федоренко Н.О, поддержавшую доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представителя ДГИ г. Москвы Улитина В.А, возражавшего против отмены постановленного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом установлено, что Олейник Я.Ю. обратилась в Департамент с заявлением о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях для реализации права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Департаментом 06.10.17 года было выдано уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги N *** в связи с тем, что истец и её супруг не соответствуют требованиям для признания нуждающимися в жилом помещении, т.к. проживают в г. Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности менее 10 лет с 2017 года.
Как усматривается из материалов дела, Олейник Я.Ю. проживает по адресу: г. Москва, ул. Затонная, д.14, корп.2 кв.1, имеет статус гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшего добровольно из зоны отселения.
В обоснование своих требований Олейник Я.Ю. указывала на то, что она с мужем Олейник А.В. проживает с 2017 года в квартире по адресу: г. ***, данное помещение было предоставлено им на основании договора безвозмездного пользования.
Проверяя доводы искового заявления, суд установил, что Департамент осуществляет учет граждан - участников подпрограммы ВГО в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" и Постановлением Правительства Москвы от 11.05.2010 N 388-ПП "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений граждан об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы Департаментом городского имущества города Москвы и оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов о выделении социальной выплаты на приобретение жилых помещений".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Постановления N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не установлены порядок и критерии признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях, в получении жилых помещений (далее - нуждаемость).
Понятие и критерии нуждаемости определены Жилищным Кодексом Российской Федерации (далее ЖК РФ).
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. То есть, кроме малоимущих граждан, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. "к", ч. 1, ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В субъекте Российской Федерации городе Москве, условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены Законом города Москвы N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон N 29).
В соответствии с п. 3, ч. 1, ст. 7 Закона N 29, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Олейник Я.Ю. и Олейник А.В. зарегистрированы и проживают на территории города Москвы по вышеуказанному адресу с 15.03.2017 г, то есть менее 10 лет.
Таким образом, ответчиком не было допущено нарушений прав истца.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что истец относится к категории граждан, право которых на обеспечение жильем определено федеральным законом, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ч.7 ст.52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Вместе с тем, какого-либо специального порядка признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилых помещений действующим федеральным законодательством не предусмотрено.
Проанализировав установленные обстоятельства, дав правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам, руководствуясь положениями вышеприведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Олейник Я.Ю. к Департаменту городского имущества г. Москвы, о признании незаконным отказа в постановке на учет, признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правильными и обоснованными.
В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, основаны на ошибочном толковании норм материального права, и сводятся к переоценке добытых судом доказательств, обстоятельств дела, установленных и исследованных судом, надлежащая оценка которым дана в решении суда, также не содержат обстоятельств, которые не были бы учтены судом первой инстанции при вынесении судебного решения и имели бы правовое значение для разрешения спора, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не опровергают их.
Суд первой инстанции в своем решении оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Заявителем апелляционной жалобы каких-либо дополнительных доказательств, которые могли бы повлиять на выводы суда, не представлено.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 13 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Олейник Я.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.